Автор: Сохарева Людмила Валерьевна
Должность: Учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: село Костенково
Наименование материала: Статья
Тема: Система упражнений, направленных на подготовку старшеклассников к выполнению заданий раздела «грамматика и лексика» ЕГЭ
Раздел: среднее образование
Людмила Валерьевна Сохарева
МБОУ «Костёнковская СОШ»,
г. Новокузнецк, Россия
СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
ПОДГОТОВКУ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К
ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ РАЗДЕЛА «ГРАММАТИКА
И ЛЕКСИКА» ЕГЭ
Аннотация: В статье рассмотрены теоретические основы
формирования лексических и грамматических навыков в английском
языке,
а
также
представлены
разработки
комплекса
заданий,
с п о с о б с т в у ю щ е г о
в ы р а б о т к е
о с о з н а н н о г о
и
в ы с о к о
автоматизированного навыка использования лексико-грамматических
способов словообразования путем выполнения упражнений в порядке
«от простого к сложному».
Ключевые слова: ЕГЭ, английский язык, грамматика, лексика,
словообразование, тренировочные задания, ФГОС
Итоговый контроль при обучении иностранному языку
на
старшем
этапе
обучения
осуществляется
с
помощью
Единого Государственного Экзамена. Основной его целью
является
введение
формы
независимой
оценки
уровня
учебных
достижений
обучающихся
с
использованием
заданий стандартизированной формы. Известно, что высокие
результаты
единого
государственного
экзамена
по
английскому языку являются реальной возможностью для
выпускников школ поступить в высшие учебные заведения
на специальности, требующие владение английским языком.
Упражнения
на
развитие
лексических,
грамматических
навыков и навыков словообразования во многих учебниках
представлены по-разному, но, во-первых, их недостаточно
для
автоматизации
данных
навыков,
во-вторых,
нет
определенной
эффективной
методики,
специально
разработанной для системного овладения данными навыками
с
целью
выполнения
заданий
единого
государственного
э к з а м е н а . Разработанный
комплекс
упражнений
предназначен для учащихся 11 классов при подготовке к
сдаче
сертифицированного
экзамена
формата
ЕГЭ
и
охватывает
основные
разделы
лексики
и
грамматики,
указанные
в
кодификаторе
элементов
содержания
и
требований ЕГЭ по английскому языку.
Основной
целью
обучения
грамматике
является
развитие навыков и умений грамматически правильной речи.
В
программе
средней
школы
указано,
что
обучение
грамматике
того
или
иного
языка
имеет
целью
научить
учащегося правильно говорить и понимать читаемый текст.
Это
значит,
что
задачей
обучения
является
не
овладение
грамматической
системой
иностранного
языка,
всеми
его
формами и конструкциями, а развитие умений и навыков
грамматически правильной речи.
При практических целях обучения иностранному языку
в старшей школе задача обучения состоит в формировании у
учащихся
грамматических
навыков
в
продуктивных
и
рецептивных
видах
речевой
деятельности
в
пределах
определенного программами грамматического минимума.
Кроме
большого
практического
значения,
обучение
грамматике
имеет
также
и
образовательное
значение.
Учащийся улавливает разницу между средствами выражения
в
родном
и
изучаемом
языках,
что
расширяет
его
лингвистический кругозор. Кроме того, давно замечено, что
грамматика
развивает
логическое
мышление,
а
главное
-
вырабатывает
навыки
правильной
речи
на
о снове
самонаблюдения и самоконтроля.
В
содержание
обучения
грамматическому
материалу
входит:
•
Усвоение
грамматических
форм,
частей
речи,
их
семантики и функций.
•
Знание
правил
употребления
этих
форм
в
зависимости от ситуации общения и контекста.
Развитие
умений
и
навыков
при
употреблении
грамматического
материала
программы
в
устных
и
письменных
высказываниях,
в
частности
развитие
следующих навыков:
•
выбор структуры типового предложения, адекватной
замыслу говорящего и соотносящейся с ситуацией;
•
оформление
говорящим
отобранных
слов
для
заполнения типового предложения соответственно нормам
изучаемого языка;
•
выбор служебных слов и правильное сочетание их
со знаменательными словами.
Лингвистический
компонент
содержания
обучения
лексической
стороне
речи
представлен
лексическим
м и н и м у м о м ,
т. е .
с л о в а м и ,
с л о в о с о ч е т а н и я м и ,
фр а зе оло ги зма ми ,
ме тод и ч е с к и
ото б р а н н ы ми
и
организованными
для
усвоения
в
учебном
процессе.
Критериями
отбора
лексического
минимума
являются
тематичность
(слова
должны
выражать
наиболее
важные
понятия
по
тематике),
частотность
(употребительность
в
речи),
сочетаемость,
словообразовательная
способность
и
стилистическая нейтральность.
При отборе лексических единиц учитывается принцип
исключения
синонимов
и
интернациональных
слов,
полностью совпадающих в иностранном и родном языках. В
зависимости от характера речевой деятельности различают
активный
(продуктивный)
и
пассивный
(рецептивный)
лексический
минимум.
Владение
активным
словарем
является
необходимым
для
развития
умений
говорения
и
письма.
Пассивный
словарь
составляют
слова,
которые
учащиеся
должны
понимать
при
чтении
и
слушании.
Количество лексических единиц, составляющих активный и
рецептивный лексический минимум, определен программой
базового
курса
обучения
иностранному
языку
в
образовательных учреждениях.
Таким
образом,
качественное
формирование
грамматических и лексических навыков имеет при обучении
иностранному
языку
существенное
значение.
Это
и
определяет
в
значительной
степени
успех
работы
над
грамматической и лексической сторонами различных видов
речевой
деятельности
и,
следовательно,
конечные
результаты, которые могут быть продемонстрированы при
выполнении задач ЕГЭ.
Далее,
мы
хотели
бы
привести
описание
комплекса
упражнений,
направленных
на
подготовку
к
выполнению
заданий
26
-
31
раздела
«Грамматика
и
лексика»
ЕГЭ.
Данные упражнения имеют тренировочный характер. Также
следует отметить, что тематика представленного комплекса
соотносится с темой материала, изучаемого в первой секции
первого
юнита,
что
делает
данный
комплекс
заданий
приемлемым дополнением к Разделу учебника: Unit 1 Section
1: World languages: local or global?
Первое
задание
направлено
на
тренировку
умения
идентифицировать определенные части речи, используя не
только контекст, но и обращая внимание на суффиксы, с
помощью которых они образованы. Таким образом, Task 1
является предтечей к разговору о суффиксальном способе
словообразования
и
выполнению
дальнейших
четырех
упражнений первого комплекса заданий.
Task 1. Decide on the part of speech for each of the
words in bold in the following short passage. Choose between
the following grammatical categories or parts of speech given
in the table below:
Noun
pronoun
gerund
Adjective
Verb
Adverb
numeral
verb-present
participle
verb-past
participl
e
Throughout
the
twenty-first
century,
the
emergence
of
globalization _______ has encouraged the appearance of a Global
Language. International English or “Globlish” is the concept of
English as a global means of communication. A considerable
____________ number of non-native English speakers interact
with it in their daily life mainly throughout the media. Can we
actually ______ talk about Global English as a proper language in
itself________? If we can, it would mean that people learning
____________ and speaking Global English all around the world
share common features and common ___________ uses of this
language. Just as two Americans speaking English in different
parts
of
the
world
would
share.
Moreover,
the
main
issue
concerning ________ language is the one of variety: It seems
difficult to talk about a variety ______ when we have to do with
one
single
language;
and
even
more
when
we
talk
about
Globalization,
that
is
to
say
standardization.
More
than
the
globalization of a language, we can wonder if the world is living a
cultural standardization in the same time. The term itself is a
combination
between
“Global”
and
“English”.
“Globish”
is a
simplified _______version of English. The word itself and the
concept behind it are the brain child of Jean-Paul Nerrière, a
French business man who speaks English, and his own version of
it, Globish, as additional languages. Everyone in the world who
wanted to speak English learned this simplified form of it so that
they
would
all
learn
much
faster
and
be
more
effective.
He
assumed _____ that “Globish” is made of one thousand five
hundred
__________
words. Are
1500
words
enough
to
be
considered a complete understanding ______ of a language?
Далее
следует
задание,
играющее
связующую
роль
в
переходе от идентификации суффиксов и соотнесению их с
определенной частью речи к непосредственно образованию
слов
суффиксальным
способом.
С
помощью
Task
2
осуществляется систематизация изученных ранее суффиксов.
Task 2. Sort the suffixes below into the correct boxes
according to the parts of speech they indicate:
-al
-ly
-ment
-er
-
ous
-ise (-ize)
-ish
-
tion
-ive
-ic
-
ism
-ist
-
ship
-fy
-ness
-ate
-y
-ful
Nouns
Verbs
Adjectives
Adverbs
Рассмотрение
третьего
упражнения
происходит
совме стно
с
предыдущим,
т ак
как
и с п о л ь зу е т с я
систематизированный
материал.
В
отличие
от
двух
предыдущих
–
это
задание
является
направленным
на
непосредственно образование новых слов.
Task 3. Make up words using the appropriate suffixes
from the Task 2:
Danger, tradition, cheer, awful, wonder, express, pity, real,
friend, distinct, material, unusual.
Следующим
по
сложности
является
собственно
употребление
слов,
образованных
путем
суффиксации,
в
определенном контексте.
Task 4. Read the definition of the words and match every
case (A-E) with the sentence:
A. Ridiculous – absurd or silly.
B.
Ludicrous
–
extravagantly
humorous.
C. Outlandish – unusual.
D. Absurd – unreasonable.
E.Outrageous– extraordinary.
1. The teacher was tired of his ______excuse the dog ate
his homework.
2.
They
were
shocked
by
the
_______
design
of
the
restaurant.
3. The clown had a _____ green hair.
4. Looking at this country house, she understood that it
was _____ to call a cottage mansion.
5. The _____ clothes of teenagers give impression of a
light and sunny face dress party.
Структура
завершающего
упражнения
в
данном
комплексе соотносится с заданиями 26 – 31 ЕГЭ, однако, в
отличие
от
заданий
КИМов,
это
задание
на
заполнение
пропусков в связном тексте путем образования родственного
слова от предложенного опорного слова лишь при помощи
суффиксов. Залогом успеха при выполнении этого задания
являются два фактора – правильное определение части речи,
которую необходимо вставить вместо пропуска, и знание
словообразующих суффиксов. Оба эти фактора были учтены
при составлении предшествующих четырех заданий.
Task 5. Complete the text with the correct form of the
word:
We do not understand English humor because
we
—
the
representatives
of
two _______
countries and nationalities. Each of us have our
habits, lifestyle, history, customs and traditions,
their
own _________, their own preferences,
etc. Therefore, we can not understand what’s so
_________ in a particular joke in English. But
the Englishman himself, he may seem _______
VARY
GOVERN
HUMOR
INCREDIBLE
funny.
The
same
rule
works
in
reverse:
the
_________ of our jokes into English can be
either ___________
lose
its
meaning,
or
it
would
still
be _________ for an Englishman,
because he does not know our reality.
TRANSLATE
COMPLETE
FOOL
Таким
образом,
данный
комплекс
упражнений
способствует выработке осознанного навыка использования
суффиксального
способа
словообразования
путем
выполнения
упражнений
в
порядке
«от
простого
к
сложному».
Вышеприведенные упражнения могут быть дополнены и
модифицированы на усмотрение педагога для повышения
мотивации
и
качества
обучения
словообразованию
и
грамматике.
Список литературы:
1.
Вербицкая М. В., Махмурян К. С., Симкин В. Н.
Методические
рекомендации
по
подготовке
к
разделам
«Грамматика и лексика» и «Письмо» ЕГЭ по английскому
языку // Иностранные языки в школе. – 2014. - №2. - С.52
-59
2.
Гальскова
Н.Д.,
Гез
Н.И.
Теория
обучения
иностранным
языкам.
Лингводидактика
и
методика:
Учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Академия. - 2006. —
336 с.
3.
Мильруд Р. П., Матиенко А. В., Максимова И. Р.
Зарубежный
опыт
языкового
тестирования
и
оценки
качества обучения иностранным языкам // Иностр. языки в
школе. - 2005. - №7. - С.32-41.
4.
Соловова
Е.Н.
Методика
обучения
иностранным
языкам. Базовый курс лекций. – М.: Астрель. – 2008. – 192
с.
5.
Телеева
Е.
В.
Современные
средства
оценивания
результатов обучения: Учебное пособие. - Шадринск: Изд-во
Шадринского Педагогического Институт, 2009. – 116 с.
© Сохарева Л.В., 2020