Автор: Завьялова Ирина Николаевна
Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: г.Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югры
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной
организации
Завьялова Ирина Николаевна, заместитель заведующего по учебно-
воспитательной работе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад №40 «Снегурочка» г.Сургут
Здоровье нации является одной из важнейших проблем современного
общества. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что
здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и
полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье
ребенка
является
важнейшим
интегральным
показателем,
отражающим
его
биологические характеристики, социально – экономическое состояние страны,
условия
воспитания,
образования
детей,
их
жизнь
в
семье,
качество
окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны
материнства и детства.
Подготовка
к
здоровому
образу
жизни
ребенка
на
о с н о ве
здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в
деятельности
каждого
дошкольного
учреждения.
Немногочисленные
исследования
(Н.К.
Смирнова,
В.И.
Ковалько,
В.В.
Илюшенков,
А.Ю.
Борисенко) дают нам основание вычленить определение здоровьесберегающей
технологии.
Здоровьесберегающая
технология
обучения
–
такая
организация
процесса
обучения,
в
которой
сохранение,
формирование
и
укрепление
здоровья
учащихся
ориентировано
на
осознание
педагогами
своей
ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников, а «забота»
и
«поддержка»
становится
амплифицированным
принципом
деятельности
педагога (Л.П.Качалова).
Исходя
из
данного
определения,
можно
обозначить
ц е л ь
здоровьесберегающих
технологий
обучения
–
обеспечить
дошкольнику
возможность
сохранения
здоровья
за
период
пребывания
в
дошкольном
учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по
здоровому
образу
жизни,
научить
использовать
полученные
знания
в
повседневной жизни.
Не
следует
забывать,
что
здоровье
ребенка,
формирование
основ
здорового образа жизни закладывается в детстве. Однако ребенок дошкольник
еще
мал,
чтобы
самостоятельно
заботиться
о
своем
здоровье.
Вот
почему
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
должно
быть
предметом
особого
внимания
взрослых.
Деятельность
взрослого
в
этом
направлении
является
залогом успешного физического воспитания и развития ребенка, а значит, и
благополучия развития личности в целом.
В этой связи задача дошкольного, как и любого другого образовательного
учреждения – приложить все усилия, чтобы не только сохранить здоровье
ребенка на прежнем уровне в рамках той группы здоровья, которая определена
изначально. Не допустить ухудшения показателей здоровья, но главное – на
сколько возможно улучшить качество здоровья по всем критериям.
Задача это не простая. Необходимо,
чтобы дети поняли: человеческий
организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое
здоровье нужно беречь с детских лет. Для этого ребенок должен понимать
значение
правильного,
полноценного
питания,
значение
нормального
функционирования дыхательной и сердечно – сосудистой систем организма,
поддержания
нормальной
работы
и
состояния
костно-мышечной
системы
организма.
В
этой
связи
возникает
необходимость
поиска
новых
подходов
к
оздоровлению детей, которые базируются на анализе внешних воздействий,
мониторинге
состояния
здоровья
ребенка
и
на
индивидуализации
профилактических и оздоровительных мероприятий.
Решая
этот
вопрос,
муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное учреждение детский сад №40 «Снегурочка»,
разработало
систему
здоровьесбережения
в
рамках
реализации
инновационного
проекта
«Югорские
истоки
Сибирского
здоровья»,
который
является
комплексной
стратегией улучшения здоровья детей.
Комплексная система оздоровления детей предполагает распределение
здоровьесберегающих
и
здоровьеформирующих
способов
в
комплексы
оздоровительных сессий.
Р
азработанный комплекс, не нарушает общего режима дня, а наоборот
способствует
рациональной
организации
всего
оздоровительного
процесса
детей с ослабленным здоровьем. Данный комплекс, включает в себя принцип
систематичности оздоровительных упражнений, в который входят взаимосвязь
знаний,
умений
и
навыков детей,
регулярность,
планомерность,
в
общем
режиме дня.Комплексы разработаны таким образом, что включенные в них
оздоровительные
мероприятия
дополняют
друг
друга,
имеют
общую
направленность и адекватны текущим природно – климатическим и санитарно –
эпидемиологическим условиям.
Эти
комплексы
объединяют
как
традиционные,
уже
используемые
в
детском
саду
средства
здоровьесбережения
(мытье
рук
прохладной
водой,
ходьба по дорожкам «здоровья», подвижные игры), так и вновь вводимые:
элементы
виброгимнастики,
«веселые
пробежки»,
профилактические
упражнения
между
непосредственно
образовательной
деятельностью,
гимнастику для горла, полоскание горла соленой водой, комплексы упражнений
для
сохранения
зрения,
фитонцидотерапию.Виброгимнастика
относится
к
профилактическим
мерам
физкультуры.
Встряхивание
организма,
стимулирующее
более
энергичное
пульсирование
крови
в
венах,
устраняет
скопление
шлаков
и
тонизирует
организм.
Виброгимнастика
может
использоваться и как физкультурная минутка во время или после напряженной
умственной
деятельности.
Упражнения
виброгимнастики
разработаны
академиком
А.А.Микулиным.
Время
для
проведения
виброгимнастики
определено перерывом между занятиями. Длительность гимнастики
2 – 3
минуты.Обучив детей этому виду гимнастики, мы обеспечим им достаточный
арсенал усвоенных упражнений для самостоятельных занятий.
«Веселые
пробежки»
направлены
на
восполнение
двигательной
активности детей в актированные дни. Их выполнение предусматривается в
первую
половину
дня
между
учебной
и
самостоятельной
игровой
деятельностью детей. Пробежки предполагают спуск и подъем по лестнице (1
этаж)
шагом
и
легкий
бег
по
коридору
(25
метров)
в
среднем
темпе.
Длительность процедуры - 15 минут. Организуют и проводят ее воспитатели
групп. Облегченная одежда обеспечит эффект закаливания.
В
образовательнойорганизации
разработано
четыре
оздоровительных
сессии. Каждая сессия имеет свою направленность.
Первая
сессия
–
«Адаптационная»
(сентябрь
–
ноябрь).
Ее
профилактическая направленность заключается в адаптации вновь прибывших
детей
в
дошкольное
учреждение,
так
и
в
адаптации
детей
после
летнего
отпуска.
Комплекс
включает
средства
психологической
поддержки
и
профилактики
простудных
заболеваний
(полоскание
горла
соленой
водой,
оздоровительный бег, виброгимнастика).
Вторая сессия «Осторожно! Грипп!» (декабрь – февраль) направлена на
повышение сопротивляемости организма к эпидемиологическим факторам. В
нее входят: элементы дыхательной гимнастики по Стрельниковой, ходьба по
массажным дорожкам с разными раздражителями, мытье рук прохладной водой
с последующим растиранием, фитонцидотерапия, «веселые пробежки»).
Третья сессия «Внимание! Авитаминоз!» (март
- май) направлена на
восстановление
ухудшенного
за
учебный
год
функционального
состояния
организма. В этой сессии используется витаминизация блюд, прием настоя
шиповника,
массаж
ушных
раковин
для
улучшения
работы
всех
систем
организма, виброгимнастика.
Четвертая
сессия
«Здравствуй,
лето!»
(июнь
–
август)
направлена
на
восстановление и укрепление
здоровья детей с помощь естественных сил
природы (закаливание солнцем, воздухом и водой, подвижные и спортивные
игры на свежем воздухе, прием свежих фруктов и овощей).
В
нашей
дошкольной
организации
большое
внимание
уделяется
профилактике и коррекции опорно - двигательного аппарата.В непрерывной
образовательной
деятельности
по
физической
культуре
применяются
упражнения, увеличивающие мышечную силу, так как у детей
наблюдается
снижение выносливости мышц живота, спины, ног. Придать образовательной
деятельности по физической культуре тренировочный эффект можно, используя
дополнительное
оборудование.
Мы
выбрали
степ-платформы,
фитболы
и
различные
утяжелители.
Их
использование
не
только
обеспечивает
необходимое физическое воздействие на нужные группы мышц и разумную
нагрузку,
но
и
значительно
повышает
интерес
детей
к
физическим
упражнениям.
Критерием эффективности профилактической, оздоровительной работы в
ДОО служит улучшение состояния здоровья детей. Анализ заболеваемости по
дошкольному
учреждению
убедил
нас
в
эффективности
и
значимости
проводимых оздоровительных мероприятий.