Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации


Автор: Завьялова Ирина Николаевна
Должность: заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБДОУ №40
Населённый пункт: г.Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ-Югры
Наименование материала: статья
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольной образовательной

организации

Завьялова Ирина Николаевна, заместитель заведующего по учебно-

воспитательной работе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад №40 «Снегурочка» г.Сургут

Здоровье нации является одной из важнейших проблем современного

общества. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что

здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и

полноценное физическое, психическое и социальное благополучие. Здоровье

ребенка

является

важнейшим

интегральным

показателем,

отражающим

его

биологические характеристики, социально – экономическое состояние страны,

условия

воспитания,

образования

детей,

их

жизнь

в

семье,

качество

окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны

материнства и детства.

Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

о с н о ве

здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в

деятельности

каждого

дошкольного

учреждения.

Немногочисленные

исследования

(Н.К.

Смирнова,

В.И.

Ковалько,

В.В.

Илюшенков,

А.Ю.

Борисенко) дают нам основание вычленить определение здоровьесберегающей

технологии.

Здоровьесберегающая

технология

обучения

такая

организация

процесса

обучения,

в

которой

сохранение,

формирование

и

укрепление

здоровья

учащихся

ориентировано

на

осознание

педагогами

своей

ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников, а «забота»

и

«поддержка»

становится

амплифицированным

принципом

деятельности

педагога (Л.П.Качалова).

Исходя

из

данного

определения,

можно

обозначить

ц е л ь

здоровьесберегающих

технологий

обучения

обеспечить

дошкольнику

возможность

сохранения

здоровья

за

период

пребывания

в

дошкольном

учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по

здоровому

образу

жизни,

научить

использовать

полученные

знания

в

повседневной жизни.

Не

следует

забывать,

что

здоровье

ребенка,

формирование

основ

здорового образа жизни закладывается в детстве. Однако ребенок дошкольник

еще

мал,

чтобы

самостоятельно

заботиться

о

своем

здоровье.

Вот

почему

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей

должно

быть

предметом

особого

внимания

взрослых.

Деятельность

взрослого

в

этом

направлении

является

залогом успешного физического воспитания и развития ребенка, а значит, и

благополучия развития личности в целом.

В этой связи задача дошкольного, как и любого другого образовательного

учреждения – приложить все усилия, чтобы не только сохранить здоровье

ребенка на прежнем уровне в рамках той группы здоровья, которая определена

изначально. Не допустить ухудшения показателей здоровья, но главное – на

сколько возможно улучшить качество здоровья по всем критериям.

Задача это не простая. Необходимо,

чтобы дети поняли: человеческий

организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое

здоровье нужно беречь с детских лет. Для этого ребенок должен понимать

значение

правильного,

полноценного

питания,

значение

нормального

функционирования дыхательной и сердечно – сосудистой систем организма,

поддержания

нормальной

работы

и

состояния

костно-мышечной

системы

организма.

В

этой

связи

возникает

необходимость

поиска

новых

подходов

к

оздоровлению детей, которые базируются на анализе внешних воздействий,

мониторинге

состояния

здоровья

ребенка

и

на

индивидуализации

профилактических и оздоровительных мероприятий.

Решая

этот

вопрос,

муниципальное

бюджетное

дошкольное

образовательное учреждение детский сад №40 «Снегурочка»,

разработало

систему

здоровьесбережения

в

рамках

реализации

инновационного

проекта

«Югорские

истоки

Сибирского

здоровья»,

который

является

комплексной

стратегией улучшения здоровья детей.

Комплексная система оздоровления детей предполагает распределение

здоровьесберегающих

и

здоровьеформирующих

способов

в

комплексы

оздоровительных сессий.

Р

азработанный комплекс, не нарушает общего режима дня, а наоборот

способствует

рациональной

организации

всего

оздоровительного

процесса

детей с ослабленным здоровьем. Данный комплекс, включает в себя принцип

систематичности оздоровительных упражнений, в который входят взаимосвязь

знаний,

умений

и

навыков детей,

регулярность,

планомерность,

в

общем

режиме дня.Комплексы разработаны таким образом, что включенные в них

оздоровительные

мероприятия

дополняют

друг

друга,

имеют

общую

направленность и адекватны текущим природно – климатическим и санитарно –

эпидемиологическим условиям.

Эти

комплексы

объединяют

как

традиционные,

уже

используемые

в

детском

саду

средства

здоровьесбережения

(мытье

рук

прохладной

водой,

ходьба по дорожкам «здоровья», подвижные игры), так и вновь вводимые:

элементы

виброгимнастики,

«веселые

пробежки»,

профилактические

упражнения

между

непосредственно

образовательной

деятельностью,

гимнастику для горла, полоскание горла соленой водой, комплексы упражнений

для

сохранения

зрения,

фитонцидотерапию.Виброгимнастика

относится

к

профилактическим

мерам

физкультуры.

Встряхивание

организма,

стимулирующее

более

энергичное

пульсирование

крови

в

венах,

устраняет

скопление

шлаков

и

тонизирует

организм.

Виброгимнастика

может

использоваться и как физкультурная минутка во время или после напряженной

умственной

деятельности.

Упражнения

виброгимнастики

разработаны

академиком

А.А.Микулиным.

Время

для

проведения

виброгимнастики

определено перерывом между занятиями. Длительность гимнастики

2 – 3

минуты.Обучив детей этому виду гимнастики, мы обеспечим им достаточный

арсенал усвоенных упражнений для самостоятельных занятий.

«Веселые

пробежки»

направлены

на

восполнение

двигательной

активности детей в актированные дни. Их выполнение предусматривается в

первую

половину

дня

между

учебной

и

самостоятельной

игровой

деятельностью детей. Пробежки предполагают спуск и подъем по лестнице (1

этаж)

шагом

и

легкий

бег

по

коридору

(25

метров)

в

среднем

темпе.

Длительность процедуры - 15 минут. Организуют и проводят ее воспитатели

групп. Облегченная одежда обеспечит эффект закаливания.

В

образовательнойорганизации

разработано

четыре

оздоровительных

сессии. Каждая сессия имеет свою направленность.

Первая

сессия

«Адаптационная»

(сентябрь

ноябрь).

Ее

профилактическая направленность заключается в адаптации вновь прибывших

детей

в

дошкольное

учреждение,

так

и

в

адаптации

детей

после

летнего

отпуска.

Комплекс

включает

средства

психологической

поддержки

и

профилактики

простудных

заболеваний

(полоскание

горла

соленой

водой,

оздоровительный бег, виброгимнастика).

Вторая сессия «Осторожно! Грипп!» (декабрь – февраль) направлена на

повышение сопротивляемости организма к эпидемиологическим факторам. В

нее входят: элементы дыхательной гимнастики по Стрельниковой, ходьба по

массажным дорожкам с разными раздражителями, мытье рук прохладной водой

с последующим растиранием, фитонцидотерапия, «веселые пробежки»).

Третья сессия «Внимание! Авитаминоз!» (март

- май) направлена на

восстановление

ухудшенного

за

учебный

год

функционального

состояния

организма. В этой сессии используется витаминизация блюд, прием настоя

шиповника,

массаж

ушных

раковин

для

улучшения

работы

всех

систем

организма, виброгимнастика.

Четвертая

сессия

«Здравствуй,

лето!»

(июнь

август)

направлена

на

восстановление и укрепление

здоровья детей с помощь естественных сил

природы (закаливание солнцем, воздухом и водой, подвижные и спортивные

игры на свежем воздухе, прием свежих фруктов и овощей).

В

нашей

дошкольной

организации

большое

внимание

уделяется

профилактике и коррекции опорно - двигательного аппарата.В непрерывной

образовательной

деятельности

по

физической

культуре

применяются

упражнения, увеличивающие мышечную силу, так как у детей

наблюдается

снижение выносливости мышц живота, спины, ног. Придать образовательной

деятельности по физической культуре тренировочный эффект можно, используя

дополнительное

оборудование.

Мы

выбрали

степ-платформы,

фитболы

и

различные

утяжелители.

Их

использование

не

только

обеспечивает

необходимое физическое воздействие на нужные группы мышц и разумную

нагрузку,

но

и

значительно

повышает

интерес

детей

к

физическим

упражнениям.

Критерием эффективности профилактической, оздоровительной работы в

ДОО служит улучшение состояния здоровья детей. Анализ заболеваемости по

дошкольному

учреждению

убедил

нас

в

эффективности

и

значимости

проводимых оздоровительных мероприятий.



В раздел образования