Автор: Кожухарь Ирина Александровна
Должность: Заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12
Населённый пункт: село Восток, Поронайский район, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как метод экологического воспитания дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
«Игра – как метод экологического воспитания
дошкольников»
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной
сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для
дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и
отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных
впечатлений.
Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства,
именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе,
формируются основы экологического сознания. В процессе работы ставить
перед собой такие задачи , как:
1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко
всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
2.Формирование эмоционально – положительного отношения к
окружающему миру. Где целью воспитания детей будет:
- получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение
навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к
природе.Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для
ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к
цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг
себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к
природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к
окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего
детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок
любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки
и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль
поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя
мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).
Дети должны знать, что растения и животные, птицы - живые существа, они
дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют
боль. Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте
дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена,
вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.
Правильное отношение к живым существам является конечным результатам
и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.
Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами
его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него
возникнуть не может. В водить в свою практическую деятельность такие
формы и методы работы как:
- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.
Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно
предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем
нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с
растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось,
какие несовпадения.
Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к
некоторым деталям, да и способствуют развитию сенсорного воспитания у
детей дошкольного возраста.
- метод демонстрации.
Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать
натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий,
кинофильмов, диапозитивов.
Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить,
систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях
в окружающей действительности.
- метод рассказывания.
Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности.,
вы обогащаете впечатления у ребенка, оказываете влияние на его ум,
воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям
окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную
тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и
интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего
личного опыта.
- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.
Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и
явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению
сочувствия и сопереживания.
- беседа.
Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей
дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы
включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника,
иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу
беседы.
- игра.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра,
поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться
общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с
предметами неживой природы.
Игры бывают разной классификации:
- дидактические игры экологического содержания.
В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и
система оценивания детей.
Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры,
игры с предметами, словесные игры.
Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие
мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).
Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой,
листочками, шишками и т.д.)
Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и
связную речь. Очень важно в развитии экологического воспитания являются
посещение зоопарка, цирка, океанариума, экскурсии.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их
обитания, а это способствует образованию первичных представлений о
взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию
наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Наблюдая как живут животные в зоопарке, цирке, кто и как за ними
ухаживает, ребенок начнёт строить из
кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц,
заселять их игрушечными животными.
Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде
их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят
красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют
обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и
так далее).
Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать
возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить,
почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.
- Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой.
Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда
природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с
песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят
опыты.
И самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в
гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:
1. Что я хочу сделать?
2. Зачем мне это нужно?
3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?
5. «Подумай о последствиях!»
У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не
жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.
Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у
ребенка, способствуют формированию у ребенка ценности к окружающей его
действительности, воспитывают у ребенка бережное отношение к природе, ко
всему, что его окружает.
Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались
привить детям своим личным примером.