Напоминание

"Игра как метод экологического воспитания дошкольника"


Автор: Кожухарь Ирина Александровна
Должность: Заместитель заведующего
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12
Населённый пункт: село Восток, Поронайский район, Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как метод экологического воспитания дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игра – как метод экологического воспитания

дошкольников»

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной

сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для

дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и

отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных

впечатлений.

Экологическое воспитание следует начинать с дошкольного детства,

именно в этом возрасте закладывается основа представлений о природе,

формируются основы экологического сознания. В процессе работы ставить

перед собой такие задачи , как:

1. Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко

всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

2.Формирование эмоционально – положительного отношения к

окружающему миру. Где целью воспитания детей будет:

- получение детьми достоверных знаний, представлении, приобретение

навыков ответственного, доброжелательного, бережного отношения к

природе.Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для

ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к

цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг

себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к

природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к

окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего

детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок

любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки

и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль

поведения в природе. (Не бросят камень в кошку, не оставят после себя

мусор, не разорят муравейник, не сорвут без надобности цветок и листок).

Дети должны знать, что растения и животные, птицы - живые существа, они

дышат, пьют воду, растут, заводят потомство, а самое главное, чувствуют

боль. Воспитание не станет экологическим, если уже в младшем возрасте

дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, воздух, птичке – семена,

вода и тоже воздух, животным – корм и вода, воздух.

Правильное отношение к живым существам является конечным результатам

и воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре.

Если ребёнок не знает и не понимает ничего то, что происходит за пределами

его квартиры и детского сада, никакого отношения к этому миру у него

возникнуть не может. В водить в свою практическую деятельность такие

формы и методы работы как:

- привлечение дошкольников к наблюдениям и сравнениям.

Например, после появления нового листочка, бутона, цветка можно

предложить воспитанникам «сфотографировать» растение, а затем

нарисовать растение с натуры. Затем сравнить растение, нарисованное с

растением с «фотографии». Обязательно сделать вывод, что изменилось,

какие несовпадения.

Такие действия способствуют развитию наблюдательности, внимательности к

некоторым деталям, да и способствуют развитию сенсорного воспитания у

детей дошкольного возраста.

- метод демонстрации.

Этот метод заключается в том, что ребенку необходимо демонстрировать

натуральные предметы, их изображения с помощью картинок, фотографий,

кинофильмов, диапозитивов.

Метод демонстрации используют для того чтобы уточнить, обобщить,

систематизировать знания детей дошкольного возраста о предметах, явлениях

в окружающей действительности.

- метод рассказывания.

Рассказывая ребенку о явлениях, предметах окружающей действительности.,

вы обогащаете впечатления у ребенка, оказываете влияние на его ум,

воображения ребенка, на его чувства, его отношение к предметам и явлениям

окружающей действительности. Рассказ должен иметь четко определенную

тему, художественную форму, быть динамичным, основываться на близких и

интересных для детей фактах, можно привести примеры или случаи из своего

личного опыта.

- чтение (слушание детьми) произведений художественной литературы.

Этот метод способствует расширению знаний дошкольников о предметах и

явлениях, формированию художественных вкусов, возникновению

сочувствия и сопереживания.

- беседа.

Беседу используют для обобщения и систематизации знаний у детей

дошкольного возраста. Беседуя ребенок дожжен знать, о чем идет речь, чтобы

включиться в диалог, поддержать беседу, слушать и понимать собеседника,

иметь возможность ответить на какие-то вопросы, задаваемые по ходу

беседы.

- игра.

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является – игра,

поэтому играя, ребенок учиться взаимодействовать с природой, учиться

общаться с птицами, животными, растениями, учиться взаимодействовать с

предметами неживой природы.

Игры бывают разной классификации:

- дидактические игры экологического содержания.

В дидактической игре имеются определенные правила, своя структура и

система оценивания детей.

Существует несколько видов дидактических игр: настольно-печатные игры,

игры с предметами, словесные игры.

Настольно- печатные игры, это игры направленные на развитие

мыслительных процессов (анализ, синтез, классификация, обобщение).

Игры с предметами – это игры с различными материалами (мозаикой,

листочками, шишками и т.д.)

Словесные игры направлены на развитие внимания, быстроту реакции и

связную речь. Очень важно в развитии экологического воспитания являются

посещение зоопарка, цирка, океанариума, экскурсии.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их

обитания, а это способствует образованию первичных представлений о

взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию

наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Наблюдая как живут животные в зоопарке, цирке, кто и как за ними

ухаживает, ребенок начнёт строить из

кубиков, кирпичиков или другого материала клетки для животных и птиц,

заселять их игрушечными животными.

Дети получают не только знания о жизни животных, о внешнем виде, среде

их обитания, но и учатся за ними ухаживать и заботится о них. Они строят

красивые, большие, удобные клетки, кормят их, моют клетки. Распределяют

обязанности, контролируют работу друг друга (директор, сторож, шофёр и

так далее).

Знакомя детей с животными, живущими рядом с человеком, дать

возможность ребёнку принимать активное участие за животными (покормить,

почистить клетку), привлечь к созданию условий для них от холода.

- Игры с природным материалом.

Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой.

Они сами заготавливают материал, порой его создают, не причиняя вреда

природе, учатся применять его на практике в своей игре. Дети любят играть с

песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят

опыты.

И самое главное привить ребенку главные принципы жизни его в

гармонии с природой:

1. «Не навреди».

2. «Познавая, не разрушай».

3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».

4. «Прежде чем сделать, ответь себе на три вопроса:

1. Что я хочу сделать?

2. Зачем мне это нужно?

3. Кто и что при этом приобретает, а кто и что потеряет?

5. «Подумай о последствиях!»

У всех людей, какой бы они не были национальности, в какой стране они не

жили у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

Все эти методы способствуют развитию познавательных процессов у

ребенка, способствуют формированию у ребенка ценности к окружающей его

действительности, воспитывают у ребенка бережное отношение к природе, ко

всему, что его окружает.

Очень важно, чтобы сами взрослые любили природу и эту любовь старались

привить детям своим личным примером.



В раздел образования