Напоминание

«Использование историко-краеведческого компонента для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории»


Автор: Харитонов Андрей Васильевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Тацинская средняя общеобразовательная школа №1
Населённый пункт: ст. Тацинская, Ростовская обл.
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: «Использование историко-краеведческого компонента для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории»
Раздел: полное образование





Назад




«Использование историко-краеведческого компонента

для формирования учебно-познавательных компетенций

учащихся на уроках истории»

(из опыта работы)

Автор:

Харитонов Андрей Васильевич,

учитель

истории

и

обществознания

МБОУ Тацинская СОШ № 1

Ростовская обл.

2019 год

Введение.

Я,

Харитонов

Андрей

Васильевич,

учитель

истории

и

обществознания

муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

Тацинская

средняя общеобразовательная школа № 1. Педагогический стаж работы - 25 лет. С

2011 года имею высшую квалификационную категорию.

Современную молодёжь не ругает только ленивый. Отовсюду слышится:

«Вот в наше время дети…» или «И чему вас только сейчас учат…» Каждый

ребёнок, подросток или молодой человек будет воплощать в будущем величие

своей державы, трудиться на её процветание. Но это будет в их время, а сейчас

надо помочь им познавать, открывать новые знания, вести их за собой, подавать

им пример!

История

- это

та

наука,

которая

включает

в

себя

все

гуманитарные

дисциплины, кроме того, история и обществознание направлены, прежде всего, на

с о ц и а л и з а ц и ю

л и ч н о с т и

в

с о в р е м е н н ом

м н о го н а ц и о н а л ь н ом

и

многоконфессиональном обществе.

Преподавание данных дисциплин более

эффективно

при

условии

заинтересованности учащимися в углубленном изучении предметов и создании

благоприятного

климата

для

самостоятельной

познавательной

деятельности.

Поэтому

руководствуюсь,

в

первую

очередь,

именно

этими

принципами.

Не

случайно,

история

и

обществознание

являются

любимыми

предметами

большинства школьников.

Все мои ученики – неунывающие жизнелюбы. Они не допускают, когда

пространство их сознания пытаются ограничить. В связи с эти на своих уроках

большое

внимание

уделяю

современным

формам

и

методам

познавательной

деятельности учащихся. С этой целью изучаю вопросы привлечения в учебный

процесс дополнительной литературы по предмету, образовательных ресурсов сети

Интернет,

научно-популярных

и

художественных

фильмов,

телевизионных

передач, провожу нестандартные уроки. В каждом классе предлагаю выполнение

творческих работ, формы которых различны: исследовательские работы, стихи,

сочинения, эссе, статьи, проекты.

2

1. Цели и задачи краеведческой работы в школе

В последние годы значительно возросла роль краеведения в

воспитании

подрастающего поколения.

Знание

истории

родного

края

конкретизирует

многие

события

отечественной

истории,

помогает

понять

многие

процессы,

происходящие

в

современном мире.

Знакомство с яркими страницами

местной истории, с известными

земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков.

Изучение

истории

своей

семьи

помогает

восстановить

связь

поколений, улучшает взаимоотношения с родителями.

Исследовательская

работа

по

краеведению

помогает

детям

реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных

мест.

Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в

наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край,

его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов

здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками,

работать

в

одном

направлении.

Ведь

необходимо

воспитать

человека

неравнодушного, умеющего сопереживать, восхищаться прекрасным, будь это что-

то материальное или поступок человека, у которого есть

стремление сделать

жизнь лучше не только свою, но и окружающих. Многое зависит от личности

педагога:

надо

обладать

хорошими

знаниями,

быть

увлеченным

человеком,

постоянно

совершенствоваться

и

духовно

расти.

Важно

заинтересовать

ребят

историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать

больше.

3

2. Система краеведческой работы в школе.

2. 1. Направления краеведческой работы:

Экскурсии;

Исследовательская работа;

Учебный процесс;

Элективный курс;

Краеведческий кружок;

Викторины, конкурсы;

Конференции;

Публикации.

Краеведческая

работа

в

школе

строится

в

комплексе

и

ведется

по

нескольким

взаимосвязанным

направлениям.

Только

ведя

работу

по

разным

направлениям можно добиться хороших результатов.

2.2.Использование краеведческого материала в урочной деятельности.

Как

учитель,

преподающий

историю,

я,

в

первую

очередь,

стремлюсь

использовать краеведческий материал в урочной деятельности.

Изучение

краеведческого

материала

идет

на

уроках

истории

России.

Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период

позволяет

сделать

многие

события

отечественной

истории

более

близкими

и

понятными

для

учащихся.

Краеведческий

материал

включается

в

объяснение

учителя. После изучения больших тем отводится урок, посвященный истории

Ростовской области и Тацинского района в этот период. По ряду вопросов можно

дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе,

выполнить творческое задание. В старших классах,

традиционно собирается

большой

материал

«Моя

семья

в

годы

Великой

Отечественной

войны»

при

изучении темы войны.

4

В

2017/2018

учебном

году

в

9

классе

в

учебный

план

включен

курс

«Историческое краеведение», что позволяет в его рамках знакомить ребят и с

историей нашей области и района в частности.

В 2015 году мною был разработан курс «Краеведение» для учащихся 8 – 11

классов. На протяжении ряда лет ребята с удовольствием

посещают кружок

«Краеведение».

В 2017 году была разработана Программа дополнительного образования для

детей 13-16 лет

«Археология Ростовской области», которая имеет туристско-

краеведческую направленность. Разработанная программа была представлена в

ГБУ

ДПО

РО

РИПК

и

ППРО

для

обобщения

опыта

по

использования

краеведческих

материалов

в

образовательном

процессе

и

была

напечатана

в

журнале «Практические советы учителю №10 2017

2.3. Исследовательская работа по изучению истории родного края

Научно

-

исследовательская

работа

со

старшеклассниками

по

изучению

истории родного края идет постоянно. Среди моих учеников всегда находятся те,

кому интересно открывать новые страницы в истории своей семьи, своего района,

области.

Ежегодно

ведется

работа

по

подготовке

работ

на

краеведческую

конференцию

«Отечество».

За

эти

годы

ребятами

велась

научно

исследовательская работа по нескольким основным направлениям:

изучение археологии Ростовской области,

сбор информации о казаках ст. Ермаковской,

изучение биографий земляков,

изучение и представление краеведческих находок,

изучение вопросов военной истории родного края,

работа по составлению родословных.

Надо отметить, что написать действительно интересную исследовательскую

работу

по

той

или

иной

теме

непросто. Особенностью краеведческой работы

5

является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это

очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из

краеведческой

литературы,

учебных

пособий

и

лекций

учителя,

но

и

вести

самостоятельную

поисково-исследовательскую

деятельность

под

руководством

учителя.

Исследовательский

метод

вырабатывает

у

учащихся

умение

анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и

критическое отношение к собранному материалу. В решении этих задач велика

роль учителя. Он должен быть подготовлен к проведению исследовательской

работы, владеть методикой, уметь заинтересовать ребят, умело направлять их

деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы.

Любая научно – исследовательская работа проходит в несколько этапов.

1 – выбор темы исследования и постановка задачи. От выбора объекта

краеведческого

исследования

зависит

многое.

Тема

должна

быть

для

ребят

интересна, посильна, доступны источники сбора информации.

2 – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора

информации. На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые

будут решены в ходе работы, определить, как материал будет собираться.

3 – работа по сбору материала. Она ведется по разным направлениям, с

использованием

разных

источников

информации

работа

с

краеведческой

литературой,

архивными

документами,

беседа

с

краеведами

и

старожилами,

картами, фотофиксация материалов.

4 – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной

картины.

Оформление

материалов. Имея

в

наличии

материал

из

разных

источников по всему кругу вопросов, ребята приступают к

его обобщению и

систематизации.

Особенностью

становится

то,

что

осмысление

материалов

и

поиск

дополнительной

информации,

уточнение

каких-либо

вопросов,

идут

одновременно.

Итогом

этой

работы

и

становится

написание

текста

работы.

Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал

6

с

учетом

требований,

которые

предъявляются

к

исследовательским

работам:

раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать

цель

работы,

представить

методы

исследования,

выводы

и

результаты,

возможность

использования

в

учебном

процессе

и

дальнейшие

перспективы

краеведческой работы.

В

ходе

подготовки

работ

решается

еще

одна

проблема

оформление

наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом фотографий,

зарисовок,

документов,

схем,

это

дает

возможность

присутствующим

на

выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой

проблеме.

5 – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив

дальнейшей

краеведческой

работы. К

выступлению

со

своей

работой

ребята

готовятся

в

течение

какого

то

времени.

Здесь

важно,

чтобы

выступающий

уложился в рамки регламента, показал свободное владение темой исследования,

представил

материалы

логично,

эмоционально,

умело

привлекал

наглядный

материал.

От

всего

этого

зависит

успех

выступления.

В

последние

годы

выступления

сопровождаются

подготовленной

презентацией

материала,

что

намного облегчает восприятие темы исследования.

Таким

образом,

исследовательская

деятельность

школьников

и

учителя

взаимосвязаны и помогают раскрыть новые страницы в истории родного края.

Так же с 1997 года я являюсь руководителем военно-исторического клуба

«Воин». В основе моей работы лежит мудрость: «Скажи мне — и я забуду; покажи

мне — и я запомню; дай сделать — и я пойму». Ребята, посещающие данный клуб,

с увлечением занимаются исторической реконструкцией, принимают участие в

мероприятиях,

как

районного

уровня,

так

и

областного

и

всероссийского.

Ежегодно мои учащиеся совместно со мной становятся участниками районного

праздника «Шермиции имени казака Н.И. Ткачева», Всероссийского фестиваля

военно-исторических

клубов,

посвященного

Азовскому

осадному

сидению,

7

реконструкций,

посвященных

Куликовской

битве,

Бородинскому

сражению,

Всероссийского военно-исторического фестиваля «Слово о полку Игореве». На

занятиях

внеурочной

деятельности

ребята

с

удовольствием

занимаются

изготовлением

исторических

миниатюр,

в

последующем

представляют

их

на

выставках в областном краеведческом музее.

Наша школа с 2007 года носит статус «казачье» образовательное учреждение.

Являюсь

непосредственным

руководителем

рабочей

группы

по

реализации

общешкольной

программы

«Казачьему

роду

-

нет

переводу»,

провожу

методические семинары для классных руководителей, воспитателей пришкольного

лагеря.

С

2015

года

в

школе

создано детское

молодёжное

общественное

объединение Казачий военно-патриотический клуб «Исток».

Основная цель

деятельности КВП «Исток» - гражданское и военно-патриотическое воспитание

детей и молодёжи на основе традиций Донского казачества. Ребята, посещающие

данный

клуб

изучают

традиции

и

культуру

Донского

казачества,

ведут

исследовательскую

и

краеведческую

работу,

изучают

технические

и

военно-

прикладные

виды

спорта,

принимают

участие

в

военно-спортивных

соревнованиях, играх «Шермициях».

В 2018 году школе было присвоено имя героя Советского Союза, генерал-

майора

И.Н.

Банова,

выпускника

нашей

школы.

На

протяжении

четырех

предшествующих лет мы с ребятами занимались поисково- краеведческой работой

по сбору материала о жизни и деятельности нашего земляка. Делали запросы в

районный

и

областной

архивы,

искали

материал

в

районном

историко-

краеведческом музее. Ребята стали активными участниками по сбору материала:

создали буклеты, презентацию, провели акцию «Найди своего героя», писали эссе

«Герой

это…».. Считаю, что вся краеведческая работа, которая проводится в

рамках

внеурочной

деятельности, способствует формированию

гражданско-

патриотических качеств личности

и развитию познавательной

и творческой

8

деятельности

школьников,

что

в

общем

положительно

сказывается

на

образовательном процессе.

2.4.

Распространение

и

обобщение

опыта

краеведческой

работы.

Публикации.

Краеведческая работа в школе не должна ограничиваться рамками только

одного учебного заведения. Важно наладить взаимовыгодное сотрудничество с

учреждениями дополнительного образования, библиотекой, музеями и др. Кроме

того, необходимо вести методическую работу по обобщению и распространению

своего

опыта

краеведческой

работы,

выступая

на

педагогических

советах,

методических объединениях, педагогических чтениях и конференциях.

Это направление важно, так как

к краеведческой работе с учащимися

необходимо привлекать всех неравнодушных людей, и распространение опыта

краеведческой работы позволяет это сделать.

За эти годы я часто выступал на педагогических советах школы, областных

педагогических чтениях,

конференциях по вопросам краеведческой работы. В

2016-2017 учебном году работал в составе творческой группы учителей истории

по

теме

«Гражданско-патриотическое

воспитание

учащихся

на

основе

регионального исторического содержания» при ГБУ ДПО РИПК и ППРО.

В марте 2019 года принимал участие в областном семинаре- практикуме

«Сохранение

исторической

памяти.

Хутора

и

села

Ростовской

области,

уничтоженные войной».

Ежегодно принимаю участие в областных Константиновских краеведческих

чтениях им. А. Кошманова.

Важная

составная

часть

распространения

опыта

это

публикация

краеведческих и методических материалов.

глава в книге «История Великой Отечественной войны и Второй мировой

войн

в

наградах

земляков.

Ростовская

область.,

Документальное

исследование- Ростов-на-Дону, 2015.-234с.

9

публикация в сборнике 10-х Константиновских краеведческих чтениях

имени А. Кошманова. Сборник статей.- Ростов-на-Дону – Алиса, 2017. –

208 с.: илл.

глава

1

в

книге

«Ратная

слава

Дона,

Документальное

исследование-

Ростов-на-Дону, 2018.-432 с..

публикация в сборнике 11-х Константиновских краеведческих чтениях

имени А. Кошманова. Ростов-на-Дону: Альтаир, 2019. – 256 с.

Заключение.

Таким образом, в Тацинской школе № 1 сложилась система краеведческой

работы,

накоплен

большой

опыт

по

организации

краеведческой

работы,

достигнуты

неплохие

результаты.

Все

направления

краеведческой

работы

взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе.

Эта работа для

учащихся не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину,

внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой

работе, определиться с выбором будущей профессии.

10



В раздел образования