Автор: Харитонов Андрей Васильевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Тацинская средняя общеобразовательная школа №1
Населённый пункт: ст. Тацинская, Ростовская обл.
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: «Использование историко-краеведческого компонента для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся на уроках истории»
Раздел: полное образование
«Использование историко-краеведческого компонента
для формирования учебно-познавательных компетенций
учащихся на уроках истории»
(из опыта работы)
Автор:
Харитонов Андрей Васильевич,
учитель
истории
и
обществознания
МБОУ Тацинская СОШ № 1
Ростовская обл.
2019 год
Введение.
Я,
Харитонов
Андрей
Васильевич,
учитель
истории
и
обществознания
муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
Тацинская
средняя общеобразовательная школа № 1. Педагогический стаж работы - 25 лет. С
2011 года имею высшую квалификационную категорию.
Современную молодёжь не ругает только ленивый. Отовсюду слышится:
«Вот в наше время дети…» или «И чему вас только сейчас учат…» Каждый
ребёнок, подросток или молодой человек будет воплощать в будущем величие
своей державы, трудиться на её процветание. Но это будет в их время, а сейчас
надо помочь им познавать, открывать новые знания, вести их за собой, подавать
им пример!
История
- это
та
наука,
которая
включает
в
себя
все
гуманитарные
дисциплины, кроме того, история и обществознание направлены, прежде всего, на
с о ц и а л и з а ц и ю
л и ч н о с т и
в
с о в р е м е н н ом
м н о го н а ц и о н а л ь н ом
и
многоконфессиональном обществе.
Преподавание данных дисциплин более
эффективно
при
условии
заинтересованности учащимися в углубленном изучении предметов и создании
благоприятного
климата
для
самостоятельной
познавательной
деятельности.
Поэтому
руководствуюсь,
в
первую
очередь,
именно
этими
принципами.
Не
случайно,
история
и
обществознание
являются
любимыми
предметами
большинства школьников.
Все мои ученики – неунывающие жизнелюбы. Они не допускают, когда
пространство их сознания пытаются ограничить. В связи с эти на своих уроках
большое
внимание
уделяю
современным
формам
и
методам
познавательной
деятельности учащихся. С этой целью изучаю вопросы привлечения в учебный
процесс дополнительной литературы по предмету, образовательных ресурсов сети
Интернет,
научно-популярных
и
художественных
фильмов,
телевизионных
передач, провожу нестандартные уроки. В каждом классе предлагаю выполнение
творческих работ, формы которых различны: исследовательские работы, стихи,
сочинения, эссе, статьи, проекты.
2
1. Цели и задачи краеведческой работы в школе
В последние годы значительно возросла роль краеведения в
воспитании
подрастающего поколения.
Знание
истории
родного
края
конкретизирует
многие
события
отечественной
истории,
помогает
понять
многие
процессы,
происходящие
в
современном мире.
Знакомство с яркими страницами
местной истории, с известными
земляками, с памятниками архитектуры вызывает гордость за своих предков.
Изучение
истории
своей
семьи
помогает
восстановить
связь
поколений, улучшает взаимоотношения с родителями.
Исследовательская
работа
по
краеведению
помогает
детям
реализовать свои интересы и раскрывает новые страницы в летописи родных
мест.
Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в
наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край,
его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов
здесь мало. Надо действовать, причем школа и семья должны стать союзниками,
работать
в
одном
направлении.
Ведь
необходимо
воспитать
человека
неравнодушного, умеющего сопереживать, восхищаться прекрасным, будь это что-
то материальное или поступок человека, у которого есть
стремление сделать
жизнь лучше не только свою, но и окружающих. Многое зависит от личности
педагога:
надо
обладать
хорошими
знаниями,
быть
увлеченным
человеком,
постоянно
совершенствоваться
и
духовно
расти.
Важно
заинтересовать
ребят
историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать
больше.
3
2. Система краеведческой работы в школе.
2. 1. Направления краеведческой работы:
Экскурсии;
Исследовательская работа;
Учебный процесс;
Элективный курс;
Краеведческий кружок;
Викторины, конкурсы;
Конференции;
Публикации.
Краеведческая
работа
в
школе
строится
в
комплексе
и
ведется
по
нескольким
взаимосвязанным
направлениям.
Только
ведя
работу
по
разным
направлениям можно добиться хороших результатов.
2.2.Использование краеведческого материала в урочной деятельности.
Как
учитель,
преподающий
историю,
я,
в
первую
очередь,
стремлюсь
использовать краеведческий материал в урочной деятельности.
Изучение
краеведческого
материала
идет
на
уроках
истории
России.
Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период
позволяет
сделать
многие
события
отечественной
истории
более
близкими
и
понятными
для
учащихся.
Краеведческий
материал
включается
в
объяснение
учителя. После изучения больших тем отводится урок, посвященный истории
Ростовской области и Тацинского района в этот период. По ряду вопросов можно
дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе,
выполнить творческое задание. В старших классах,
традиционно собирается
большой
материал
«Моя
семья
в
годы
Великой
Отечественной
войны»
при
изучении темы войны.
4
В
2017/2018
учебном
году
в
9
классе
в
учебный
план
включен
курс
«Историческое краеведение», что позволяет в его рамках знакомить ребят и с
историей нашей области и района в частности.
В 2015 году мною был разработан курс «Краеведение» для учащихся 8 – 11
классов. На протяжении ряда лет ребята с удовольствием
посещают кружок
«Краеведение».
В 2017 году была разработана Программа дополнительного образования для
детей 13-16 лет
«Археология Ростовской области», которая имеет туристско-
краеведческую направленность. Разработанная программа была представлена в
ГБУ
ДПО
РО
РИПК
и
ППРО
для
обобщения
опыта
по
использования
краеведческих
материалов
в
образовательном
процессе
и
была
напечатана
в
журнале «Практические советы учителю №10 2017
2.3. Исследовательская работа по изучению истории родного края
Научно
-
исследовательская
работа
со
старшеклассниками
по
изучению
истории родного края идет постоянно. Среди моих учеников всегда находятся те,
кому интересно открывать новые страницы в истории своей семьи, своего района,
области.
Ежегодно
ведется
работа
по
подготовке
работ
на
краеведческую
конференцию
«Отечество».
За
эти
годы
ребятами
велась
научно
–
исследовательская работа по нескольким основным направлениям:
изучение археологии Ростовской области,
сбор информации о казаках ст. Ермаковской,
изучение биографий земляков,
изучение и представление краеведческих находок,
изучение вопросов военной истории родного края,
работа по составлению родословных.
Надо отметить, что написать действительно интересную исследовательскую
работу
по
той
или
иной
теме
непросто. Особенностью краеведческой работы
5
является то, что она ставит учителя и учащихся в положение исследователей. Это
очень важно, так как ребята учатся не только приобретать готовые знания из
краеведческой
литературы,
учебных
пособий
и
лекций
учителя,
но
и
вести
самостоятельную
поисково-исследовательскую
деятельность
под
руководством
учителя.
Исследовательский
метод
вырабатывает
у
учащихся
умение
анализировать исторические факты, стремление к самостоятельному поиску и
критическое отношение к собранному материалу. В решении этих задач велика
роль учителя. Он должен быть подготовлен к проведению исследовательской
работы, владеть методикой, уметь заинтересовать ребят, умело направлять их
деятельность, а не стараться взвалить на себя большую часть работы.
Любая научно – исследовательская работа проходит в несколько этапов.
1 – выбор темы исследования и постановка задачи. От выбора объекта
краеведческого
исследования
зависит
многое.
Тема
должна
быть
для
ребят
интересна, посильна, доступны источники сбора информации.
2 – определение направлений работы, краеведческого поиска и путей сбора
информации. На этом этапе важно поставить цель исследования и задачи, которые
будут решены в ходе работы, определить, как материал будет собираться.
3 – работа по сбору материала. Она ведется по разным направлениям, с
использованием
разных
источников
информации
–
работа
с
краеведческой
литературой,
архивными
документами,
беседа
с
краеведами
и
старожилами,
картами, фотофиксация материалов.
4 – анализ и систематизация собранного материала и составление целостной
картины.
Оформление
материалов. Имея
в
наличии
материал
из
разных
источников по всему кругу вопросов, ребята приступают к
его обобщению и
систематизации.
Особенностью
становится
то,
что
осмысление
материалов
и
поиск
дополнительной
информации,
уточнение
каких-либо
вопросов,
идут
одновременно.
Итогом
этой
работы
и
становится
написание
текста
работы.
Составляется план, в соответствии с которым излагается наработанный материал
6
с
учетом
требований,
которые
предъявляются
к
исследовательским
работам:
раскрыть мотивы, побудившие к краеведческому исследованию, сформулировать
цель
работы,
представить
методы
исследования,
выводы
и
результаты,
возможность
использования
в
учебном
процессе
и
дальнейшие
перспективы
краеведческой работы.
В
ходе
подготовки
работ
решается
еще
одна
проблема
–
оформление
наглядного материала. Когда выступление сопровождается показом фотографий,
зарисовок,
документов,
схем,
это
дает
возможность
присутствующим
на
выступлении в качестве зрителей и жюри лучше разобраться в представляемой
проблеме.
5 – выступление на краеведческих конференциях и определение перспектив
дальнейшей
краеведческой
работы. К
выступлению
со
своей
работой
ребята
готовятся
в
течение
какого
–
то
времени.
Здесь
важно,
чтобы
выступающий
уложился в рамки регламента, показал свободное владение темой исследования,
представил
материалы
логично,
эмоционально,
умело
привлекал
наглядный
материал.
От
всего
этого
зависит
успех
выступления.
В
последние
годы
выступления
сопровождаются
подготовленной
презентацией
материала,
что
намного облегчает восприятие темы исследования.
Таким
образом,
исследовательская
деятельность
школьников
и
учителя
взаимосвязаны и помогают раскрыть новые страницы в истории родного края.
Так же с 1997 года я являюсь руководителем военно-исторического клуба
«Воин». В основе моей работы лежит мудрость: «Скажи мне — и я забуду; покажи
мне — и я запомню; дай сделать — и я пойму». Ребята, посещающие данный клуб,
с увлечением занимаются исторической реконструкцией, принимают участие в
мероприятиях,
как
районного
уровня,
так
и
областного
и
всероссийского.
Ежегодно мои учащиеся совместно со мной становятся участниками районного
праздника «Шермиции имени казака Н.И. Ткачева», Всероссийского фестиваля
военно-исторических
клубов,
посвященного
Азовскому
осадному
сидению,
7
реконструкций,
посвященных
Куликовской
битве,
Бородинскому
сражению,
Всероссийского военно-исторического фестиваля «Слово о полку Игореве». На
занятиях
внеурочной
деятельности
ребята
с
удовольствием
занимаются
изготовлением
исторических
миниатюр,
в
последующем
представляют
их
на
выставках в областном краеведческом музее.
Наша школа с 2007 года носит статус «казачье» образовательное учреждение.
Являюсь
непосредственным
руководителем
рабочей
группы
по
реализации
общешкольной
программы
«Казачьему
роду
-
нет
переводу»,
провожу
методические семинары для классных руководителей, воспитателей пришкольного
лагеря.
С
2015
года
в
школе
создано детское
молодёжное
общественное
объединение Казачий военно-патриотический клуб «Исток».
Основная цель
деятельности КВП «Исток» - гражданское и военно-патриотическое воспитание
детей и молодёжи на основе традиций Донского казачества. Ребята, посещающие
данный
клуб
изучают
традиции
и
культуру
Донского
казачества,
ведут
исследовательскую
и
краеведческую
работу,
изучают
технические
и
военно-
прикладные
виды
спорта,
принимают
участие
в
военно-спортивных
соревнованиях, играх «Шермициях».
В 2018 году школе было присвоено имя героя Советского Союза, генерал-
майора
И.Н.
Банова,
выпускника
нашей
школы.
На
протяжении
четырех
предшествующих лет мы с ребятами занимались поисково- краеведческой работой
по сбору материала о жизни и деятельности нашего земляка. Делали запросы в
районный
и
областной
архивы,
искали
материал
в
районном
историко-
краеведческом музее. Ребята стали активными участниками по сбору материала:
создали буклеты, презентацию, провели акцию «Найди своего героя», писали эссе
«Герой
это…».. Считаю, что вся краеведческая работа, которая проводится в
рамках
внеурочной
деятельности, способствует формированию
гражданско-
патриотических качеств личности
и развитию познавательной
и творческой
8
деятельности
школьников,
что
в
общем
положительно
сказывается
на
образовательном процессе.
2.4.
Распространение
и
обобщение
опыта
краеведческой
работы.
Публикации.
Краеведческая работа в школе не должна ограничиваться рамками только
одного учебного заведения. Важно наладить взаимовыгодное сотрудничество с
учреждениями дополнительного образования, библиотекой, музеями и др. Кроме
того, необходимо вести методическую работу по обобщению и распространению
своего
опыта
краеведческой
работы,
выступая
на
педагогических
советах,
методических объединениях, педагогических чтениях и конференциях.
Это направление важно, так как
к краеведческой работе с учащимися
необходимо привлекать всех неравнодушных людей, и распространение опыта
краеведческой работы позволяет это сделать.
За эти годы я часто выступал на педагогических советах школы, областных
педагогических чтениях,
конференциях по вопросам краеведческой работы. В
2016-2017 учебном году работал в составе творческой группы учителей истории
по
теме
«Гражданско-патриотическое
воспитание
учащихся
на
основе
регионального исторического содержания» при ГБУ ДПО РИПК и ППРО.
В марте 2019 года принимал участие в областном семинаре- практикуме
«Сохранение
исторической
памяти.
Хутора
и
села
Ростовской
области,
уничтоженные войной».
Ежегодно принимаю участие в областных Константиновских краеведческих
чтениях им. А. Кошманова.
Важная
составная
часть
распространения
опыта
–
это
публикация
краеведческих и методических материалов.
глава в книге «История Великой Отечественной войны и Второй мировой
войн
в
наградах
земляков.
Ростовская
область.,
Документальное
исследование- Ростов-на-Дону, 2015.-234с.
9
публикация в сборнике 10-х Константиновских краеведческих чтениях
имени А. Кошманова. Сборник статей.- Ростов-на-Дону – Алиса, 2017. –
208 с.: илл.
глава
1
в
книге
«Ратная
слава
Дона,
Документальное
исследование-
Ростов-на-Дону, 2018.-432 с..
публикация в сборнике 11-х Константиновских краеведческих чтениях
имени А. Кошманова. Ростов-на-Дону: Альтаир, 2019. – 256 с.
Заключение.
Таким образом, в Тацинской школе № 1 сложилась система краеведческой
работы,
накоплен
большой
опыт
по
организации
краеведческой
работы,
достигнуты
неплохие
результаты.
Все
направления
краеведческой
работы
взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе.
Эта работа для
учащихся не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину,
внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой
работе, определиться с выбором будущей профессии.
10