Напоминание

МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ


Автор: Анастасия Александровна Иванова
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Золушка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий Автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИКА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С

ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ

По мнению специалистов, дети с задержкой речевого развития составляют 40% рожденных. Усугубилась

тяжесть речевых недостатков, увеличился состав детей, нуждающийся в логопедической помощи.

Ранняя коррекция речи у детей (до 3-х лет) наиболее эффективна. Дети 4-6 лет с задержкой речевого

развития нуждаются в особом внимании педагогов и психологов, так как недоразвитие речи является

важнейшим симптомом задержки психического развития и более тяжелых форм умственного отставания.

Однако, в практике образовательных учреждений до сих пор не в полном объеме применяются

эффективные коррекционные методики адаптивной физической культуры по оздоровлению и реабилитации

данных детей.

Задержка речевого развития- это замедление темпа речевого развития, при котором уровень развития не

соответствует возрасту ребенка. Речевые расстройства являются одним из симптомов заболеваний.

Задержка развития речи может возникнуть вследствие тугоухости и потери слуха, дефектов и повреждений

костно- мышечного речевого аппарата, соматических заболеваний, поражений центральной и

периферической нервной системы, а так же вследствие отсутствия речи окружающих.

Дети с задержкой психического развития к началу школьного возраста не испытывают трудностей на

уровне элементарного общения. Они владеют повседневным словарем. Однако увеличение лексики

обращенной к ним речи, выходящей за рамки многократно повторяемой бытовой тематики, приводит к

тому, что у ребенка возникает непонимание задаваемых ему вопросов, так как они содержат слова, значение

которых неизвестно ребенку. Недостатки речи сказываются не только на общении, но и на познавательной

деятельности детей, которая , будучи нарушена первично, усугубляется речевыми недостатками.

«Дети с задержкой речевого развития испытывают стойкие трудности при усвоении программы вследствие

недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению

полноценной учебной деятельностью.» - О.В.Елецкая и Н.Ю.Горбачевская.

При задержки речевого развития наблюдается:

Слабое понимание указаний, инструкций, заданий ;

Трудности овладения понятиями, терминами;

Сложности в формирования и формулирования собственных мыслей в процессе занятий;

Недостаточное развитие связной речи.

Проявление речевых расстройств многообразны и отличаются степенью выраженности: от почти

утраченной речи (вокализация без обращения, бормотание) до способности использовать в общении

самостоятельную речь.

Говоря о речевой характеристике детей, следует учитывать большое разнообразие речевых нарушений.

Прежде всего, следует отметить нарушение коммуникативной функции речи. Ребенок избегает общения,

ухудшая возможности своего речевого развития. Речь становится автономной, эгоцентричной, недостаточно

связана с ситуацией и окружением. Некоторая изолированность такого ребенка от окружающего мира,

неспособность осознания себя, сказываются на становлении его самосознания. Следствием чего является

позднее появление в речи местоимений «Я» и «Мы».

Характерной чертой речевого недоразвития является выраженная стереотипность речи; склонность к

словотворчеству (неологизмам). У этих детей становление речи проходит через период эхолалий

(нарушения звукопроизношения, темпа, плавности речи).

При нарушении развития целенаправленной коммуникативной речи возможно увлечение отдельными

речевыми формами, постоянная игра звуками, слогами и словами, пение, коверканье слов, декламация

стихов наизусть. Но в диалоге используется скудный набор речевых штампов.

Таким образом, то, что является основой организации речевого взаимодействия у детей с нормальным

развитием речи, для детей с задержкой речи становится объектом особого внимания, источником

аутостимуляции – мы не видим активного словотворчества, свободной игры с речевыми формами.

Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить

одни и те же необходимые ребенку впечатления. У всех детей с разными вариантами речевого нарушения

встречается недостаточность понимания, осмысления речи.

Работа по развитию речи детей должна быть индивидуальной, соответствовать уровню интеллектуального

развития ребенка. Коррекционная работа по развитию речи очень трудна, объективно требует серьезного

усилия и продолжается длительный период времени.

Развитие полноценной речи у детей с задержкой психического развития может быть эффективным лишь на

основе адекватной коррекционной работы. Начальные этапы работы должны проводиться при

взаимодействии психолога, логопеда, дефектолога, врача- психиатра. Ближайшей задачей этой работы

является адаптация в домашней среде- для неговорящих детей ; формирование уровня речевого развития,

достаточно для введения в детский коллектив обычной школы, где будут обучаться со своими

сверстниками.

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для

систематического развития всех компонентов речи у детей 4-6 лет. Основными задачами занятий являются:

- коррекция нарушений в развитии устной речи;

- своевременное предупреждение трудностей в освоении программы;

- консультационная работа с родителями по вопросам нарушения речи и ее коррекции у детей.

Частные задачи коррекционно- развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития:

1)развитие понимания речи; воспитывать умение осмысливать речь, что дает возможность расширить запас

конкретных представлений ребенка, формировать практические навыки словообразования и

словоизменения.

2)формировать правильное произношение звуков; развивать фонематический слух и восприятие; закреплять

навыки произношения слов различной звуко- слоговой структуры; контролировать внятность и

выразительность речи;

3) обучать детей самостоятельному высказыванию; на основе сформированных навыков вырабатывать

умение передавать впечатление об увиденном в логической последовательности пересказывать содержание

картин, составлять рассказ- описание.

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит

дифференцированный характер с учетом множества определяющих факторов. Этот подход осуществляется

с учетом этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и

индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и

специфические закономерности развития аномальных детей.

Логоритмика - это система движений в сочетании с музыкой и словом. Занятия логопедической ритмикой

укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно – мышечный аппарат, развивают дыхание.

Воспитывают правильную осанку. На занятиях логоритмикой дети усваивают знания в области

метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности.

Воспитательные задачи логоритмики – развитие чувства ритма, способности ощущать в музыке , движение

и речи ритмическую выразительность, а также воспитание способности восприятия музыкальных образов

и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом. Логопедическая ритмика

помогает разрушить «почву», на которой возникло речевое расстройство, и содействует нормализации речи

и общедвигательной функции.

Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением,

инсценировок на заданную тему, команды водящего в игре. Введение слова дает возможность создавать

целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме,

позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Ходьба и маршировка – это вводные упражнения. Ходьба включена в каждое занятие. Она является

естественным видом движения и вместе с тем достаточно сложным по координации. У детей с

расстройствами речи часто отмечается нарушение координации движений во время ходьбы.

Вводные упражнения – начало занятия, они учат детей навыкам ходьбы по кругу в одиночку или друг за

другом, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также, строить шеренги, колонны. Эти

задания приучают ориентироваться в пространстве, в поворотах и т.д.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания,

продолжительности выдоха, его силы и постепенности, их можно сочетать с движениями рук, туловища.

Речевые упражнения без музыкального сопровождения могут быть использованы при проведении утренней

гимнастики или физминутки, с проговариванием стихотворных строк как с движениями, так и без них.

Чем выше двигательная активность у ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает

двигательными навыками и умениями, развивается координация движений. Формирование движений

происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы

подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Очень важно, чтобы занятия проходили с хорошим эмоциональным настроем как самих детей, так и

взрослых, принимающих непосредственное участие в педагогическом процессе.

Подготовительная часть занятия начинается с ритмической разминки. Целью ритмической разминки

являются формирование базовых физических навыков и развитие детской самостоятельности и

самоконтроля. Достижению этой цели служат : вводная ходьба с соблюдением четкости линий построения,

перестроения; разучивание шагов на носках, пятках, отрабатывание элементов физкультурных и

танцевальных движений; упражнения, воспитывающие координированные движения рук, ориентировку в

пространстве, правильную осанку.

В основной части занятия включается «полоса препятствий», направленная на формирование основных

двигательных навыков, соответствующих психофизическим возможностям детей в игровой форме ,

пальчиковая гимнастика, элементы речедвигательной ритмики, подвижная игра, танцы.

Педагогическая технология коррекции задержки речевого развития с применением средств адаптивной

физической культуры очень трудоемкий процесс, требующий длительного периода времени. Работа по

преодолению задержки речевого развития должна начинаться как можно раньше и обязательно проводиться

специалистами совместно с родителями.

Обучение правильному дыханию и развитию дыхательного аппарата способствует укреплению общего

здоровья ребенка. В связи с этим родителям необходимо больше заниматься дома с детьми, используя

разученные ими на занятиях упражнения, чтобы быстрее добиться нормального функционирования

речевого аппарата.



В раздел образования