Автор: Тарасова Елена Васильевна
Должность: Воспитатель детей дошкольного возраста
Учебное заведение: МАДОУ №70
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Многообразный мир нетрадиционных техник рисования".
Раздел: дошкольное образование
Многообразный мир нетрадиционных техник рисования.
Становление разносторонне развитой, яркой, самодостаточной, творчески
активной личности — ведущая задача образования, решение которой
начинается с раннего детства. Особенно важно стимулировать природную
любознательность и познавательную активность дошкольника новыми
увлекательными видами художественной деятельности. Создание
оригинальных композиций в нетрадиционной технике рисования в старшей
группе является эффективным средством самовыражения, расширяет
границы творческой фантазии, пробуждает вкус к художественной
импровизации, развивает и тренирует ручные умения, проявляет чувство
формы, цвета.
Значение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования:
помогают преодолеть страхи и комплекс неуверенности;
развивают пространственное мышление и чувство цвета, формы,
фактурности;
создают условия для свободного выражения индивидуальности детей;
знакомят детей со свойствами различных материалов;
прививают вкус к нестандартному мышлению и творческим поискам;
совершенствуют мелкую моторику;
позволяют испытать чувство радости и эмоционального
удовлетворения.
Нетрадиционные техники рождают особую атмосферу, они окрыляют и
вдохновляют. Кроме того, в сочетании с традиционными техниками, которые
чрезвычайно важны, они дают ощущение новизны и являются импульсом к
развитию инициативности, самостоятельности, стимулируют
изобретательность и заинтересованность изобразительной деятельностью.
Техники нетрадиционного рисования:
1. Вертикальный тычок полусухой жесткой кисти гуашью без
использования воды для получения визуального эффекта фактурности
(пушистость, объёмность, рельефность). Гуашь должна быть густой. Дети
старшего возраста самостоятельно рисуют контуры изображения (цветок,
дерево, силуэт животного). Пояснения для детей можно проводить в форме
стихотворного упражнения-разминки.
2. Пальчиковая живопись — первоначально дети осваивают технические
приёмы точки, мазка и спирали, затем, развивая чувство цвета, ритма и
пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться
нужного колористического исполнения. Старшие дошкольники свободно
владеют техникой и самостоятельно определяются с выбором темы для
рисования, используя приёмы пальчикового рисунка и комбинируя их с
приёмами мазка, смешивания красок в сюжете.
3. Ладошковая живопись – основана на отпечатках детских ладошек. С
пяти лет дети наносят краску на ладошку кистью самостоятельно, в более
раннем возрасте просто обмакивают ладошку в краску, для чего
используются широкие блюдечки.
4. Рисование ластиком по штриховке, выполненной простым карандашом
— помогает закрепить навыки горизонтальной штриховки и развивает
мелкую моторику, готовит руку к письму. Дети зарисовывают лист бумаги
простым карандашом, потом с помощью ластика «прорисовывают»
изображения.
5. Монотипия предметная и пейзажная — способ зеркального
симметричного переноса изображения с одной части сложенного пополам
листа на другую его часть (отражение в воде, бабочка, цветок).
6. Набрызг — краска набирается на широкую кисть или щётку, затем
стряхивается на бумагу с помощью тонкой палочки, например, зубочистки.
Таким образом, получается эффект разлетевшихся капель.
7. Рисунок без красок на фольге способом продавливания рельефного
контура — разновидность нетрадиционной техники, которая позволяет
создавать интересные и необычные поделки в стиле «металлических» картин
и декоративных панно для дизайна интерьера.
8. Рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью
бумажного шарика, смятого из кусочка бумаги.
9. Рисунок по мятой бумаге — интересный способ получения объёмного
изображения по изгибам предварительно смятого, а затем слегка
разглаженного листа бумаги.
10. Рисунок по мокрой бумаге — размытое, туманное изображение с
эффектом расфокусировки, которое наносится на предварительно смоченный
лист бумаги.
Виды рисунка по мокрой бумаге:
- Лист смачивается чистой водой, затем кистью рисует изображение. Для
прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, набрать
краску и густым мазком с помощью кисти дополнить картину.
- Ребёнок закрашивает фон, рисует изображение предмета или природы,
городского пейзажа, затем лист размещают вертикально, получая эффект
стекающей краски, после чего возвращает лист в горизонтальное положение
и проводит по влажной поверхности расчёской, остающиеся следы
напоминают капли дождя.
11. Рисование с использованием каменной соли, манки, цветного песка.
Рисование солью, манкой или песком — сыпучий материал насыпается в
специальный поднос и дети самостоятельно изобретают сюжетные рисунки,
прорисовывая изображение пальцами или ладошками. Психологи убеждены,
что манипуляции с сыпучим материалом являются прекрасным
психотерапевтическим средством, снимающим напряжение и избавляющим
от стрессового состояния. Кроме того, такой материал, как соль, обладает ещё
и лечебно-профилактическим и дезинфицирующим эффектом.
- Первый вариант — для получения эффекта мелких точечек или пятнышек.
На влажное изображение наносится соль или манка, которые впитывают
краску, создавая необычную фактуру.
- Второй вариант — на основу наносится клей в виде очертаний предмета
или причудливого узора, присыпается манкой или солью, остаток материала
стряхивается. Получившееся объёмное изображение можно разрисовать
красками.
- Третий вариант — с помощью цветного песка создаются интересные
поделки способом заполнения силуэта, предварительно смазанного клеем.
12. Кляксография — выдувание капелек краски через соломинку и создание
случайного эффекта цветовых переливов.
13. Ниткография — можно использовать нити, смоченные краской, которые
выкладываются между листами бумаги, прижимаются и вытягиваются за
кончик, оставляя при этом цветовые разводы, на основе которых создаётся
изображение.
14. Проступающий рисунок — изображение рисуется восковыми мелками
на белой бумаге, затем закрашивается верхним слоем акварели одного или
нескольких цветовых оттенков («Осенняя листва», «Праздничный салют»,
«Зимняя фантазия»).
15. Пуантилизм (точечная живопись) — рисование точками, точечными
мазками с помощью пальцев, ватных тампонов, ватных палочек, карандашей
с ластиком на конце или кисти. Отличительной чертой техники пуантилизма
является интересная особенность, которая состоит в том, что рисунок
проявляется при рассмотрении с дальнего расстояния, при восприятии с
близкой дистанции изображение превращается в хаотическое смешение
разноцветных точек. Например, изображение ствола дерева может
передаваться сочетанием красных, жёлтых, зелёных точек, издалека
разноцветные мазки сольются в коричневый цвет.
16. Батик — старинная творческая техника росписи по ткани. Рисование
видов природы, весенних цветов на необычной основе увлечёт детей,
пробудит воображение, принесёт радость и восторг. Особенно привлекает
детей в этой технике то, что краска будто плывёт по ткани, образуя
причудливые формы. Со старшими дошкольниками можно использовать как
метод свободной росписи, так и полноценную роспись по ткани, для чего
кроме красок и кистей понадобится дополнительный инструментарий,
например, рамка (пяльцы) для закрепления и натяжения ткани.
Желательно познакомить детей с фактурой ткани, дать возможность
подержать материал в руках, познакомиться со свойствами, внимательно
рассмотреть рисунок. Затем можно предложить пофантазировать на темы
собственных сюжетов, обсудить варианты будущих творческих работ.
Целесообразно проводить занятие в подгруппах по десять человек, что
позволит проследить за работой каждого ребёнка, а при необходимости
подсказать и помочь.
Свободная роспись выполняется двумя способами:
- Поверхность ткани увлажняется с помощью смоченной в воде чистой
кисти, а затем сразу наносится слой краски, который растекается, образуя
декоративные узоры.
- Краска наносится мазками на сухую поверхность.
18. Диапатия – на картон наносится плотный слой краски какого-либо цвета,
на него накладывается лист бумаги (белой или цветной), на поверхности
которого рисуется изображение с помощью карандаша или палочки, на
обратной стороне получится зеркальное отображение. Для получения
необходимого результата важно соблюдать некоторые технические правила:
лист бумаги, на который наносятся очертания, не должен сдвигаться с
картона и на него не следует сильно надавливать в процессе рисования. На
начальном этапе следует работать с одним цветом, затем цветовой диапазон
можно постепенно расширять.
19. Граттаж (в буквальном переводе с французского означает скрести,
царапать) – процарапывание очертаний рисунка по поверхности,
загрунтованной воском или красками. Старшие дошкольники
подготовительный этап воспринимаются большим интересом и
удовольствием. Самый простой способ предполагает нанесение первого слоя
с помощью восковых мелков или восковой свечи, которыми равномерно
закрашивается бумага, затем с помощью широкой кисти или кусочка
поролона накладывается второй густой слой тёмной гуаши или туши с
добавлением мыльного раствора. Когда бумага полностью высохнет, можно
приступать к творческой части процесса создания необычного изображения,
используя заострённые палочки (зубочистки или пластиковые вилки).
Возможен вариант использования как основы листа картона или плотной
бумаги с цветным рисунком.
Таким образом, знакомство с многообразием техник нетрадиционного
рисования прививает детям интерес и желание творить, экспериментировать
с художественными материалами и подручными предметами, помогают
почувствовать красоту и гармонию природы, выражать оригинальные идеи и
фантазии.
Используемая литература:
1.Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: учебное
пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/
Г.Г.Григорьева.- М: Издательский центр « Академия», 1999.-272с.
2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. - М: Просвещение, 2013. – 125с.
3. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и
творчество. – М. Просвещение, 2013 – 234с.
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и
заинтересованных родителей. – Спб.: КАРО, 2008.96с.
5. Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова О.В., Немченко Л.В.. Теории и
технологии художественного развития детей дошкольного возраста.
Программа учебного курса и методические рекомендации. – М.: Центр пед.
Образования, 2008. – 112с.