Напоминание

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Жизнь насекомых"


Автор: Гритчина Татьяна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Жизнь насекомых"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на

тему: «Жизнь насекомых».

Гритчина Татьяна Васильевна

Воспитатель г. Ноябрьска

Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о

пользе и вреде насекомых.

Образовательные задачи:

расширять и уточнять знания о насекомых, об их существенных признаках;

обобщать представления о многообразии насекомых,

о приспособлении к

условиям жизни;

уточнять знания о пользе и вреде насекомых для человека;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

продолжать учить отгадывать загадки.

Развивающие задачи:

способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления;

активизировать и расширять словарный запас;

развивать связную речь.

Воспитательные задачи:

прививать бережное отношение ко всему живому;

замечать красоту окружающей природы;

воспитывать понимание и соблюдение правил поведения при встрече с разными

насекомыми.

Предварительная работа

Чтение

художественной

литературы

К.Ушинский

«Капустная

бабочка»,

В.Бианки

«Муравейник зашевелился», Т.Н. Нуждина «Мир насекомых».

Наблюдение за насекомыми в повседневной жизни. Рассматривание иллюстраций по

теме «Насекомые».

Наглядно - дидактический материал

Предметные

картинки

-

карточки

(животные,

птицы,

насекомые),

пиктограммы,

плоскостные бумажные цветы, муляжи насекомых, иллюстрации насекомых (бабочка, пчела,

божья коровка, муравей, комар, муха, кузнечик), карточки с растениями (ромашка, клевер,

подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха).

Ход занятия

( На столе стоит коробка с предметными карточками (животные, насекомые, птицы).

Воспитатель: Подойдите и выберете себе карточку, на которой изображено насекомое.

(дети выбирают)

Воспитатель: - Кто какое насекомое нашёл?

(дети - Пчела, муравей, бабочка, божья коровка, стрекоза, муха, комар )

Воспитатель: - Молодцы! А что же общего у всех насекомых?

(дети - Голова, грудь, брюшко, 6 ног)

Воспитатель: - Верно, и когда же появляются насекомые?

(дети - Весной)

Воспитатель: - Почему весной?

(ответы детей, выкладывание пиктограмм)

Солнце начинает греть - (пиктограмма солнце),

увеличивается день, много света - (пиктограмма лампочка),

появляются растения - (пиктограмма растение),

появляются насекомые - (пиктограмма насекомое).

(дети выбирают нужные пиктограммы из множества других)

Воспитатель: - Молодцы! Все правильно рассказали и выложили.

Воспитатель: - Сегодня, я хочу вас пригласить в одно очень интересное место. Какое не

скажу, я думаю, что вы сами догадаетесь. Закройте глаза и медленно покружитесь на месте.

(воспитатель раскладывает по всему ковру плоскостные цветы)

Воспитатель: - Открывайте глаза. Как вы думаете, где же мы оказались?

(дети - На полянке)

Воспитатель: - Присаживайтесь на полянку.

Воспитатель: - Что же может расти на полянке?

(дети - Ромашка, клевер, подорожник, колокольчик, одуванчик, мать-и-мачеха)

Воспитатель: - Все верно, много разных растений можно увидеть на полянке. А если

есть растения, то кого же мы обязательно увидим?

(дети - Насекомых)

Воспитатель: - Я собрала в коробку часть насекомых, которых мы можем увидеть на

полянке. Хотите узнать, что это за насекомые?

(дети - Хотим)

Воспитатель: - Я буду загадывать загадки, а вы старайтесь отгадать.

Одевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко,

Это … (божья коровка).

(дети - Божья коровка)

Воспитатель: - Какая она?

(дети - Красная, яркая)

Воспитатель:

Значит и мы и птицы могут её заметить. Как же она защищается от

врагов?

(дети - Выделяет горькую, желтую жидкость)

Воспитатель: - Верно, эта жидкость очень горькая и едкая на вкус с неприятным

запахом. А что означает красный цвет божьи коровки?

(дети - Я не съедобная! Не прикасайтесь ко мне!)

Воспитатель: Божья коровка - это полезное насекомое или нет?

(дети - Полезное)

Воспитатель: - Какую пользу приносит?

(дети - Она уничтожает тлю)

Воспитатель: Верно, она поедает маленьких букашек- тлю. Тля высасывает сок из

листьев деревьев, растений и растения погибают. Божью коровку называют санитаром садов и

огородов.

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

(дети - Бабочка)

Воспитатель: - Чем питается бабочка?

(дети - Соком растений, нектаром)

Воспитатель: - Как она пьёт нектар?

(дети - Хоботком)

Воспитатель: Можно ли ловить бабочек? Почему?

(дети - Нет, мы можем поранить бабочку)

Воспитатель: Крылья у бабочки покрыты маленькими цветными чешуйками. Если мы

схватим бабочку за крылья, то чешуйки облетят, и бабочка не сможет летать. Что с ней

случится?

(дети - Погибнет)

Воспитатель: Как вы думаете, пользу или вред приносят бабочки?

(дети - Пользу, опыляют растения)

Воспитатель: Следующее насекомое.

Он работник настоящий,

Очень - очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (дети - Муравьи)

Воспитатель: Муравьи живут большими семьями. Как называется их дом? Из чего

строят?

(дети - Муравейник строят из веточек, хвоинок, соломинок, травинок).

Воспитатель: Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Каждый занят своим делом.

Есть строители, что они делают?

(дети - Строят муравейники, ремонтируют ходы и переходы)

Воспитатель: Есть уборщики, добытчики, солдаты, чем они занимаются?

(дети - Чистят муравейники, добывают корм, защищают муравейник)

Воспитатель: Муравьи полезные или вредные насекомые?

(дети - Полезные, они поедают гусениц, тлю)

Воспитатель: Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою

деревьев. Их называют санитарами леса.

Воспитатель: Эта загадка про кого?

Прыгает пружинка -

Зелёная спинка,

С травы на былинку,

С ветки на тропинку.

(дети - Кузнечик)

Воспитатель: Кузнечика мы заметим в траве? Почему?

(дети - В траве его не видно, он зелёный, под цвет травы)

Воспитатель: А как мы можем узнать, есть кузнечик на полянке или нет?

(дети - Мы услышим, как он поёт)

Воспитатель: Чем он делает такие звуки?

(дети - Крыльями)

Воспитатель: Верно, он трёт одно крылышко

о другое

и получается такая песня

кузнечика. Мы говорим, что он не поет, а что делает?

(дети - Стрекочет)

Воспитатель: Питаются кузнечики листьями растений, мягкими семенами, мелкими

насекомыми.

Воспитатель: Каких полезных насекомых еще знаем?

(дети – Пчела - дает нам мед; стрекоза - уничтожает комаров, мух)

Воспитатель: Назовите вредных насекомых?

(дети - Муха, комар - разносят болезни, грязь)

Воспитатель:

Верно,

теперь

мы

с

вами

поиграем

и

узнаем

кто

из

вас

самый

внимательный. Нужно угадать какое насекомое улетело или уползло.

Игра «Кого не стало»

( Выкладываются насекомые: божья коровка, пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, муха,

бабочка.

Дети

рассматривают,

называют,

запоминают.

По

команде

воспитателя

отворачиваются.

Убирается одно насекомое. Дети поворачиваются и угадывают, кого не

стало).

Воспитатель:

Замечательно,

теперь

пора

возвращаться

домой.

Закроем

глаза

и

медленно покружимся.

(Воспитатель убирает с ковра плоскостные цветы)

Подведение итогов:

Воспитатель: Открываем глаза. Мы снова в нашей группе. Понравилась вам прогулка

на полянку, кого мы там видели?

(дети - Насекомых)

Воспитатель: Каких полезных насекомых знаем? Какую пользу приносят?

(дети - Божья коровка, муравей, стрекоза - уничтожают тлю, вредных насекомых,

помогают растениям. Пчела дает мед, бабочка - опыляет растения.)

Воспитатель: Назовите вредных насекомых. Какой вред от них?

(дети - Комар и муха разносят разные болезни, они могут нас заразить.)

Воспитатель: Молодцы! Всё верно рассказали.



В раздел образования