Автор: Ганге Елена Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Холмогорская СОШ
Населённый пункт: с. Холмогорское Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: урок "горные породы"
Раздел: среднее образование
Тема урока «Горные породы».
Учебник « Физическая география» 6 класс. Авторы: Е. М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, Москва «Русское слово» 2016.
Цель урока: Сформировать представление о горных породах, минералах, полезных ископаемых
Задачи:
1.
Углубить знания о горных породах, минералах, их свойствах.
2.
Развивать умение работы с учебником, картой.
3.
Воспитывать культуру общения работы в группе в паре.
4.
Развивать речь, мышление, умение сравнивать, делать выводы.
Планируемые результаты:
- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор
информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными
практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: сформировать представление о горных породах и минералах.
Универсальные учебные действия:
- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: урок - исследование.
Формы работы учащихся: коллективная
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер.
Учебник, тетрадь практикум, атлас, наглядное пособие «Горные породы и минералы».
Ход урока
Этапы урока
Задачи
Деятельность учителя
Вводная часть
I. Мотивация
Мотивировать
учащихся к
определению целей
и задач урока
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята!
У вас сегодня хорошее настроение и у меня тоже я рада видеть вас всех!
Давайте проверим домашнее задание.
Ребята, перед каждым из вас листок с тестом. Вам необходимо подписать лист
и выбрать из предложенных вариантов правильный ответ.
Поменяемся вариантами и оценим:
А так же на дом было задано выучить географические объекты. Кто хочет
показать их у карты.
, А сейчас мы переходим к изучению нового материала. Перед вами листы
самооценки, в конце урока вы поставите оценки за каждое
выполненное задание и получите оценку за урок
Формулировка темы
А чтобы изучить новую тему, посмотрите на фотографии на экране. (слайд 2)
Что объединяет эти фотография?
Какие вы видите различия между горными породами?
Мы на уроке узнаем и проверим ваше предположение и попытаемся
выяснить, какие бывают горные породы по происхождению и чем они
различаются.
II.
Определение
ц е л е й
и
з а д а ч
урока.
Целеполагание.
Помочь учащимся
определить
основные вопросы
урока.
- Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель.
Скажите а с какой целью вы пришли сегодня на урок.
(ребята формулируют цель урока)
Основная часть
III.
Открытие
новых
знаний
Дать
возможность
учащимся
осознать
В ходе нашей работы мы попытаемся решить все вопросы, которые были
поставлены перед нами в начале урока.
Давайте обратимся к схеме на экране (слайд 3).
Информационный
блок.
1.Самостоятельное
применение
знаний..
о б ъ е м
и
перспективы
изучения темы
По происхождению горные породы делятся на три
группы: магматические(эффузивные и
интрузивные), осадочные и метаморфические. Магматические и
метаморфические горные породы слагают около 90 % объёма земной коры,
однако, на современной поверхности материков области их распространения
сравнительно невелики. Остальные 10 % приходятся на долю осадочных
пород, занимающие 75 % площади земной поверхности.
Приложение 2. Магматические горные породы — породы, образовавшиеся из
магмы при её остывании и затвердевании на поверхности Земли (излившиеся
магматические породы, или эффузивы — базальт, вулканическое стекло,
пемза) или в глубине Земли (глубинные магматические породы — гранит,
габбро, диорит, дунит и др.).
Метаморфические горные породы — породы, образовавшиеся из
первоначальных пород в результате изменения состава или их свойств, т. е.
любые горные породы, претерпели значительные изменения под действием
высоких температур, давления и растворов (мрамор — измененный
известняк; кварцит — измененные песчаники; глинистый сланец — глина).
Осадочные горные породы образовывались на поверхности Земли в
результате осаждения минералов, частичек и обломков пород в водной среде
(морях, реках, океане) и на суше.
Различают обломочные осадочные горные породы — валуны, галька, щебень,
гравий, песок, алеврит,- глина, суглинок и т. д.; химогенные — соль, гипс,
доломит и т. д., образуются в результате химического осаждения в
растворах; биогенные — ракушечник, известняк, мел, ископаемые угли и т. д.
Ребята я попрошу выполнить следующее задание: разделимся на три
группы и с использованием набора образцов горных пород, заполните
таблицу “Характеристика горных пород”, используя для определения
твердости шкалу твердости Мооса (Приложение 3), распечатки с описанием
цвета и блеска
.
Каждая команда берет по 2 образца
Горная порода (название) Происхождение Твердость и хрупкость ЦветБлескПрименение
Давайте посмотрим, у кого что получилось. (Выступление команд)
Заключительная часть
IV.Подведение
итогов урока
Развитие
умения
о б о б щ а т ь
и
систематизировать
изученное.
Откройте рабочую тетрадь на стр.25,
Выполните тестовые задания С 1 по 6.
Выставить оценки
V.Рефлексия
VI.
Домашнее
задание.
Учащиеся
определяют
свое
эмоциональное
состояние
Параграф
10.учебника.
практикум стр.30
Давайте вспомним, какие цели мы с вами ставили на урок и чего хотели
добиться в начале урока?
Все ли у вас получилось сегодня?.
Что нового я узнал сегодня на уроке ?
Что мне понятно.
Что нового хотел бы узнать?