Автор: Елена Витальевна Меркулова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №34 города Ельца"
Населённый пункт: город Елец Липецкой области
Наименование материала: проект
Тема: "Мы память бережно храним"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад №34 города Ельца»
Проект
по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе №6
«Мы память бережно храним»
посвящённый 75-летию Победы ВОВ
на 2019 -2020 учебный год
Воспитатель:
Меркулова Е. В.
Елец – 2019
Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4 – 5 лет).
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально - коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,
«Физическое развитие».
Участники проекта:
В реализации проекта участвуют дети среднего дошкольного возраста, родители
(законные представители), воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель
физической культуры.
Сроки реализации проекта:
Проект реализуется с 01.10.2019г. по 29.05.2020г.
Вид проекта:
Познавательный, творческий.
По степени участия:
Групповой
Виды детской деятельности:
Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная,
познавательно – исследовательская, двигательная.
Актуальность
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой
Отечественной войне.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из
важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития
священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается
постепенное формирование у детей любви к своей Родине, постоянная готовность к её
защите.
Создание проекта «Мы память бережно храним» направлено на работу по воспитанию у
дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным
страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению
знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в
мероприятиях по подготовке и празднованию 75-летия Победы.
Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание
патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся
представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у
дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию
патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Задачи
Образовательные:
- Формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- Пробуждать интерес к прошлому нашего города, района, страны;
- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с
городами - героями;
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
Развивающие:
- Развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- Развивать чувство коллективизма;
Воспитательные:
- Воспитывать духовно-нравственные и патриотические чувства, гордость за свою страну,
любовь и заботливое отношение к старшему поколению, бережное отношение к семейным
фотографиям и наградам.
Этапы реализации проекта
1 этап: Подготовительный: (информационно – накопительный, организационный)
- разработка проекта
определение проблемы проекта;
- постановка цели и задач;
- определение основных форм работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта;
2. этап: Основной (практический) - реализация проекта
3.этап: Заключительный (обобщающий)
Экскурсия: к памятникам, возложение цветов павшим героям ВОВ, создание альбомов на
военную тематику. Проведение музыкального праздника «Этот славный День Победы»
Продукт
1. Методический материал о Великой Отечественно войне, стендов, ширм, буклетов о
Великой Отечественно войне
2. Альбомы на военную тематику:
«Военная техника»
«Они сражались за Родину»
«Города – герои»
3. «Выставка рисунков на военную тематику»
4.Участие в Акциях
5. Музыкальный праздник «Этот славный День Победы»
Проблема проекта:
Современное поколение мало что знает о Великой Отечественной войне и
патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного,
целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В
связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного
возраста становится одной из актуальных.
Основные формы реализации проекта
Экскурсии; ОД; беседы; просмотр презентаций и видео роликов о войне;
мини-выставки; составление рассказов; физкультурные досуги; консультации для
родителей.
Взаимодействия с родителями
1.
Оформление информационных стендов в средней группе ДОУ:
«Мы память бережно храним»
2. Проведение выставки и творческих работ детей и родителей
3. Разработать памятки для родителей «Что рассказать детям о войне?»
4. Оформить папку – передвижку « Прочтите детям»
5. Создание в группе уголка «Никто не забыт и нечто не забыто»,
6. Участие в акциях
Предполагаемый результат проекта
Воспитанники:
1 . Расширены знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Сформировано уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла,
бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (медали, ордена и др.)
3. Продолжать формировать нравственно – патриотические качества воспитанников.
4. Реализация данного проекта предполагает обновление и обогащение старших групп
методическими материалами, мультимедийными продуктами, посвященными 75-летию
Победы в Великой Отечественной войне.
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта;
Ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и
сверстниками, через совместную – проектную деятельность.
Педагоги:
Осуществляют инновационную деятельность,
Повышают профессиональный уровень.
Работа с детьми
№
п/п
Направление
Тема мероприятия
Форма проведения
1.
«Физическое
развитие»
Организация и проведение
мероприятий военно-спортивной
и патриотической
направленности:
- физкультурный досуг «Мы
будущие защитники Родины»
Игра-забава «Попади в цель».
Подвижные игры:
«Полоса препятствий»,
«Метание гранат»,
«По окопу — огонь!»,
«Соколиный бой»,
«Дракон»,
«Салют»,
«Поймай диверсантов»,
«Переправа»,
«Летчики — на аэродром!
«Самолёты»
Физкультурный досуг,
день здоровья,
подвижные игры,
эстафеты,
игры забавы.
марафон.
2.
«Социально-
коммуникативное
развитие»
Сюжетно-ролевые игры:
«Военные моряки»,
«Танкисты», «Летчики»,
«Перевяжи раненого».
Размышление на темы:
«Если бы я был на войне»,
«Какими качествами должен
обладать солдат», «Каким я буду
солдатом»
«Служба спасения».
Дидактические игры:
«Собери богатыря в путь-дорогу»
(закреплять названия воинского
снаряжения русских богатырей),
«Выложи фигуру» (выложить из
счетных палочек танк, ракету,
самолет и т.д.),
Словесно-дидактические игры:
«Кто больше?» (придумать слова,
близкие по значению к данным:
покровитель, враг, сильный,
богатырь, защищать, разорять и
т.д.);
«Скажи иначе» (Отечество —
Образовательная
деятельность в режимных
моментах,
сюжетно-ролевые игры,
режиссерские игры,
дидактические игры,
драматизации,
работа с родителями
Отчизна, Родина; защитник
Отечества — солдат, воин, боец,
богатырь и т.д.),
«Кто больше назовет родов
войск?»,
«Чья эмблема?»,
«Отгадай, какую военную технику
я задумал(а)?» (по типу игры «Да
— нет»).
Игра «Защищаем Родину»,
«Солдаты».
Знакомство с государственной
символикой.
Акция: «Георгиевская ленточка»,
«Мы память бережно храним»
3.
«Познавательное
развитие»
Беседы о войне, фронтовиках,
детях войны: «Война и мир»,
«День Победы»
«Что такое героизм»,
«Дети в годы войны»,
«Мы помним героев»,
«На привале» (беседы о военных
профессиях),
«Боевая слава нашего народа».
Рассматривание иллюстраций о
войне
Просмотр презентаций:
«Великая Отечественная Война»,
«Не забудем их подвиг великий!».
«Славные страницы великих
битв»,
«Парад победы»,
«Детство отняла война».
Просмотр мультфильмов с
обсуждением:
«Солдатская сказка» (ТО
«Киевнаучфильм),
«Солдатская лампа» (ТО
«Экран»),
«Воспоминание»
(«Союзмультфильм»),
«Легенда о старом маяке»
(«Союзмультфильм»),
«Василек» («Союзмультфильм»),
«Великая отечественная война»
(Студия «На облачке»),
«Скрипка пионера»
(«Союзмультфильм»).
Интерактивные экскурсии:
«Города боевой славы»
«Маршалы Победы»
ОД
«Богатыри русские»,
Образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность в ходе
режимных моментов.
Сотрудничество с
семьями.
«Военные профессии»,
«Военная техника»,
«Этот день мы приближали, как
могли…».
Развивающая игра-экскурсия
«Памятники защитникам
Отечества».
Логическая игра «По какой
дорожке должен пройти
пограничник, чтобы прийти к
своей части?».
Логическая игра «Найди отличия»
(сравнение двух картинок: найти
сходство и различие).
Дидактическая игра
«Путешествие ВО времени»
(оружие от прошлого до наших
дней).
«Речевое развитие»
Креативное задание «Отгадайте,
кем хотят стать эти мальчики?»
Отгадывание загадок о военной
технике, оружии.
Чтение художественных
произведений: Л. Кассиль
«Памятник солдату», «Твои
защитники»;
С. Баруздин «Рассказы о войне»;
С. Михалков «День Победы»;
С. Алексеев «Первая колонна»,
«Первый ночной таран»;
Е. Благинина «Шинель»;
Л. Кассиль «Памятник советскому
солдату»;
М. Пляцковский «Май сорок
пятого года»;
А. Твардовский «Рассказ
танкиста»;
А. Митяев «Мешок овсянки»
«Наше оружие» и др.
Разучивание стихов ко Дню
победы:
С. Маршака «Пусть не будет
войны никогда»;
В. Косовипкий «Будущий
мужчина»
Составление рассказов:
по набору игрушек военной
тематики,
военные профессии,
Составление индивидуальных
рассказов детей совместно с
родителями об истории своей
семьи в годы ВОВ.
Образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность в ходе
режимных моментов.
Сотрудничество с
семьями.
Экскурсия в Музей Славы в ДОУ
Беседа об армии в мирное время.
Разучивание пословиц и
поговорок об армии.
Конкурс чтецов «Мы помним –
мы гордимся».
4.
«Художественно-
эстетическое
развитие»
Изготовление атрибутов для
сюжетно-ролевых и
театрализованных игр (шлем,
щит, меч, плащ - накидка и т.д.) с
родителями
Рисование на тему «Военная
техника», «Мир без войны»
(коллективная работа), «Самолёты
летят», «Салют», «Танк»
Лепка на тему «Танк», «Самолёт»
Ручной труд «Солдат», «Голубь
мира»
Изготовление семейных
праздничных открыток к Дню
Победы
Выставка одной картины А.В.
Андропов «Они сражались за
Родину».
Рассматривание репродукций
картин:
«Илья Муромец» (худ. К. Рерих);
«Битва на калиновом мосту» (худ
К. Васильев);
«Витязь на распутье»,
«Богатыри», «После побоища
Игоря Святославовича с
половцами» (худ. В.М. Васнецов);
«Парад Победы» (М.И.
Самсонов);
«Парад на Красной площади в
Москве 7 ноября 1941 г» (К.
Юон);
«Портрет маршала Советского
Союза Г.К. Жукова» (П. Корин)
«Защитники мирного неба (на
перехват)» (О. Авакимян);
«Победа» (П. Кривоногов).
Рассматривание и обсуждение
плакатов:
«Воин Красной Армии, спаси!»
(худ. В. Корецкий);
«Родина-мать зовет!» (И.М.
Тоидзе)
«Письмо с фронта» (А.
Лактионов);
Вернисаж детского творчества
«Салют над городом в честь
Образовательная
деятельность
Образовательная
деятельность в ходе
режимных моментов.
Сотрудничество с
семьями.
Победы!»,
«Мы голосуем за мир!»,
«Никто не забыт, ни что не
забыто»,
«Богатыри земли русской».
Музыкальная гостиная
«Знакомство с песнями военных
лет».
Музыкально ритмические
упражнения под музыку:
«Самолет» (В. Тиличеева),
«Марш деревянных солдатиков»
(П. Чайковский).
Слушание
отрывок из пьесы «Богатырские
ворота» (муз. произведение
«Картинки с выставки») М.
Мусоргского
Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мой
дедушка», «Моя Родина»,
Е. Карасев «Город-герой»;
К. Ушинский «Наше Отечество».
Разучивание:
Д. Трубачёв, В. Трубачёва «Мы
шагаем как солдаты»,
В. Степанов «Наша армия».
Изготовление «Книги Памяти».
Изготовление поздравительных
открыток для ветеранов.
Обобщающе - результативный этап:
Подведение итогов.
Презентация проекта:
Музыкальный праздник «Этот славный День Победы!» с родителями воспитанников;
Публикация проекта в сети интернет.
Ресурсы
Информационные ресурсы
Презентации:
«Великая Отечественная Война»,
«Не забудем их подвиг великий!».
«Парад победы»,
Мультфильмы:
«Солдатская сказка» (ТО «Киевнаучфильм),
«Солдатская лампа» (ТО «Экран»),
«Воспоминание» («Союзмультфильм»),
«Легенда о старом маяке» («Союзмультфильм»),
«Василек» («Союзмультфильм»),
«Великая отечественная война» (Студия «На облачке»),
«Скрипка пионера» («Союзмультфильм»).
Учебно-методические ресурсы:
Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. -
Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
Воспитание нравственных чувств у средних дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М.,
- М., 1980.
Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому
воспитанию в ДОУ / под. ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М.,
2005.
Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-
патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и
методистов. - Воронеж : Учитель, 2005. - 205 с.
Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. -
Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
Поваров, К. С. Миссия к детям : формы и методы работы с детьми и молодёжью по
программам духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания / К. С.
Поваров. - Москва : ИЭОПГКО, 2007. - 144 с. - (Обретенное поколение).
С любовью к России : методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника,
2007. - 128 с.
Социально-педагогический проект "Недаром помнит вся Россия" : методический
материал. - Москва : Новое образование, 2011. – 119 с. - (Библиотечка для учреждений
дополнительного образования детей).