Автор: Марина Александровна Макаренкова
Должность: ГБОУ школа 1151, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа 1151
Населённый пункт: город Зеленоград
Наименование материала: статья
Тема: Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия с развивающей дидактической игрушкой
Раздел: дошкольное образование
«Дидактические игрушки
для развития элементарных математических представлений детей
дошкольного возраста»
Воспитатель:
Макаренкова М.А. группа №9
Назначение игры – закрепление знаний детей
тема «Дидактические игрушки для развития элементарных математических
представлений»
Цель, показать, как используются дидактические игрушки в дошкольном
возрасте для формирования математических представлений
Различают три генетически сменяющих и сосуществующих на протяжении
всего жизненного пути вида деятельности: игра, учение и труд
Три вида деятельности формирующие человеческое сознание и
сопутствующее развитию человеческого индивидуума на протяжении всей
его жизни
Игровая деятельность, трудовая и образовательная.
На конкретном жизненном этапе основной, ведущей становится одна из
видов деятельности, которая наиболее присуща данному возрасту.
Дошкольный возраст -игровая деятельность
Школьный возраст- образовательная деятельность
Взрослый человек- трудовая деятельность
В дошкольном возрасте обучение и трудовая деятельность тесно связаны с
игрой.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного возраста
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
1
Значение дидактического материала для формирования математических
представлений
Дидактический материал: обучающий, развивающий, многофункциональный,
интересный
Дидактический материал- это средство обучения
Формирование элементарных математических представлений
Какие есть средства обучения математике:
Дидактическая игра;
Книга;
Дидактический материал, сделанный своими руками
Дидактические игрушки
Представляем вашему вниманию дидактические игрушки:
Игрушка «Обезьянка»
Игрушка «Червячки»
Игрушка «Палочки Кюизенера»
Игрушка «Природный календарь»
Игрушка «Парные картинки»
Игрушка «Пчёлки»
Развивающая среда для развития математических представлений.
Функционально вмещает материал игровой по математике Значение
дидактических игр для развития познавательных интересов у дошкольников
Дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют
сложные задания
Повышается эффективность педагогического процесса.
Развивается память и мышление у детей, оказывая огромное влияние на
умственное развитие ребенка
Использование дидактического материала для формирование элементарных
математических представлений
На занятиях
Индивидуальной работе
2
В свободной игровой деятельности
Работа воспитателя с дидактической игрушкой при формировании
элементарных математических представлений
Творческая, многофункциональная, Многократные повторения, Креативная
(не стандартные решения)
Многофункциональная
(использовать многократно, ставя разные задачи)
Творческая (изобретать, фантазировать) Креативная (не стандартные
решения)
Как строить работу с игровым материалом для ФЭМП
Определяется цель для выполнения результата
Формируется задача для достижения цели
Игровой момент, где используется дидактическая игра с конкретной
поставленной задачей
Получаем результат, исходя из поставленной цели и делаем выводы
Можно создать проблемную ситуацию
Игровой материал для ФЭМП используется с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей детей
При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:
игра не должна быть скучной и надоедливой;
игра должна соответствовать цели;
игра должна быть развивающей;
характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;
в конце игры должен быть подведен итог;
необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры
Использование дидактической игрушки в математике: Измерение,
сравнение; Ориентировка в пространстве; Отсчитывать из большего
количества; Цифры (математический ряд); Счёт (порядковый,
количественный; временные представления
Измерение сравнение старший дошкольный возраст
3
Задача : научить измерять с помощью условной мерки длину ленты
Измерение сравнение старший дошкольный возраст.
Задача: уложить червячков, измерить и сравнить
Вывод: в красной полоске столько же червячков сколько в зелёной полоске.
Измерение сравнение старший дошкольный возраст.
Задача: уложить червячки и построить лестницу из полосок с учётом длины
полоски
Измерение сравнение старший дошкольный возраст
Задача: создать пары и узнать чего меньше цветов или пчёлок
Ориентировка в пространстве старший дошкольный возраст
Задача: обучить работать правой, левой рукой, выставляя иголки у ёжа
Ориентировка в пространстве старший дошкольный возраст
Задача: обучить работать правой, левой рукой, находя одинаковые пары
Ориентировка в пространстве старший дошкольный возраст
Задача: обучить работать с образцом с ориентировкой на плоскости
Цифры (математический ряд) старший дошкольный возраст
Задача: построить математический ряд из предложенных чисел
Цифры (математический ряд) старший дошкольный возраст
Задача: построить математический ряд с опорой на количество
Отсчитывать из большего количества старший дошкольный возраст
Задачи: научить использовать игрушку, отсчитывая количество пчёлок
Отсчитывать из большего количества старший дошкольный возраст
Задачи: научить использовать игрушку
для отсчёта заданного количества и соответствия числа.
Отсчитывать из большего количества старший дошкольный возраст
Задачи: научить использовать игрушку
для отсчёта из большего количества меньшее и строить по образцу
Временные представления старший дошкольный возраст
Задачи: научить отмечать дни недели
Счёт (порядковый, количественный) старший дошкольный возраст
4
Задача: усаживая пчёлку на цветок, проговаривать первая пчёлка, вторая …
Счёт (порядковый, количественный) старший дошкольный возраст
Задача: научить соотносить количество и число
Счёт (порядковый, количественный) старший дошкольный возраст
Задачи: использовать игрушку
для создания пар пчёлка-цветок и посчитать их количество
Работа с дидактической игрушкой формирует у детей
Усидчивость, воображение, внимание, память, знания, умения и навыки
(ЗУН), мелкая моторика, креатив
РЭМП в игре даёт большой потенциал для дальнейшего развития
математических представлений
Материал для формирования элементарных математических представлений
может быть подобран различный: крупа, природный материал, наборы
мелких предметов разной фактуры и материала, мелкие игрушки.
Работая с материалом нужно учитывать его безопасность в использовании и
учить
Заключение
Целенаправленное развитие элементарных математических представлений
должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.
С дидактическим материалом есть возможность формировать новые знания,
знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную
задачу, главное правильно поставить цель и с ориентировать на игровую
ситуацию. При этом учитывать время работы с игровым материалом,
совершенствуя математические представления детей.
Спасибо за внимание
5
6