Автор: Абдульманова Жамиля Ражабовна
Должность: преподаватель истории и обществознания
Учебное заведение: РБ ГБПОУ Аургазинский многопрофильный колледж
Населённый пункт: с. Красноусольский
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Тема: Методические указания для оказания методической помощи обучающимся при выполнении внеаудиторных самостоятельных и практических работ по дисциплине «Обществознание».
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АУРГАЗИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ с. КРАСНОУСОЛЬСКИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОДБ 05 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Разработал:
Преподаватель: Ж.Р.Абдульманова
с.Красноусольский-2018
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………… 3
1.Общие положения……………………………………………………………..4
2. Методические указания к выполнению самостоятельной работы……….9
2.1. Как подготовить реферат……………………………………………………9
2.3. Как написать эссе…………………………………………………………..14
3. Задания по самостоятельной работе…………………………………………22
3.1.
Темы эссе……………………………………………………………………22
4. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ по ОДБ.05
Обществознание…………………………………………………………………33
5.График самостоятельной работы обучающихся по ОДБ.05 Обществознание
…………………………………………………………………………………….35
2
Пояснительная записка
Методические указания направлены на оказание методической помощи
обучающимся
при
выполнении внеаудиторных самостоятельных работ по
дисциплине «Обществознание».
Выполнение
внеаудиторных
самостоятельных
работ
учащихся
в
процессе
изучения
дисциплины
является
важнейшим
этапом
обучения,
который
способствует
систематизации
и
закреплению
полученных
теоретических
знаний
и
практических
умений;
формированию
навыков
работы
с
различными
видами
информации,
развитию
познавательных
способностей
и
активности
обучающихся,
формированию
таких
качеств
личности,
как
ответственность
и
организованность,
самостоятельность
мышления,
способность
к
саморазвитию,
самосовершенствованию
и
самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное
качество
будущего гражданина страны.
Зачтенные внеаудиторные самостоятельные работы являются основанием
для принятия решения о допуске обучающегося к сдаче
дифференцированного зачета по ОДБ.05 Обществознание.
1.Общие положения
3
Под самостоятельной работой обучающихся понимается планируемая
учебная, учебно-исследовательская, а также научно-исследовательская
работа, которая выполняется во внеаудиторное время по инициативе
обучающихся, или по заданию и при методическом руководстве
преподавателя, но без его непосредственного участия.
Цель самостоятельной работы обучающихся – содействие
оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их
познавательной активности, творческой, исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся способствует развитию
самостоятельности, ответственности и организованности, творческого
подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачи самостоятельной работы:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний
и практических умений обучающихся;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование
умений
использовать
нормативную,
правовую,
справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов:
творческой
инициативы,
самостоятельности,
ответственности
и
организованности;
формирование
самостоятельности
мышления,
способностей
к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений.
Уровни самостоятельной деятельности
Задания
по
каждому
виду
самостоятельной
работы
могут
выполняться на одном или нескольких уровнях.
1. Репродуктивный (тренировочный) уровень
Тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу.
Познавательная
деятельность обучающихся
проявляется
в
узнавании,
осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний,
формирование конкретных умений, навыков. Самостоятельные работы по
образцу
готовят обучающихся
к
планированию
и
управлению
своей
4
деятельностью, вооружая их базовыми познавательными умениями. Кроме
того,
работы
репродуктивного
характера
обеспечивают
более
глубокое
понимание изучаемого материала, овладение наиболее распространенными
способами познавательной деятельности как инструментарием последующей
творческой деятельности.
Виды репродуктивной самостоятельной работы:
1.
Составление плана текста;
2.
Конспектирование текста, источника информации;
3.
Выписки из текста, источников информации;
4.
Работа со словарями и справочниками;
5.
Ознакомление с нормативными документами;
6.
Составление тезисного плана;
7.
Составление опорных конспектов;
8.
Объединение сведений из нескольких источников.
9.
Самостоятельное выполнение практических заданий репродуктивного
типа (ответы на вопросы, тренировочные упражнения, задачи, тесты).
10.Подготовка к различным формам промежуточной и итоговой
аттестации (к тестированию, контрольной работе, зачету).
2. Продуктивный уровень.
В результате выполнения продуктивных самостоятельных работ у
учащихся
начинает
формироваться
первый
опыт
т в о рч е с ко й
самостоятельности.
В
процессе
таких
работ
происходит
перестройка
принимаемых решений, моделирование содержания информации на основе
разработанного плана и заготавливаемых тезисов.
Виды продуктивной самостоятельной работы:
1.
Составление сравнительных таблиц для систематизации учебного
материала;
2.
Ответы на контрольные вопросы;
3.
Составление тематических вопросов, кроссвордов, тестов, викторин;
4.
Подготовка экономических обзоров и политинформаций по СМИ,
работа с периодической печатью;
5. Выполнение индивидуальных опережающих заданий;
6. Поиск необходимой информации через Интернет.
3. Творческий (поисковый) уровень.
5
Творческая самостоятельная работа требует от обучающегося
самостоятельного критического анализа проблемной ситуации, в результате
которого
он
получает
новую
исходную
информацию.
Учащимся
уже
необходимо не просто преобразовывать и совершать перенос
имеющихся
знаний и способов деятельности, а самостоятельно определять цели, предмет
своей
исследовательской
деятельности,
разрабатывать
план
решения
познавательной задачи и прогнозировать конечный результат.
Виды творческой самостоятельной работы:
1.
Выполнение творческих заданий;
2.
Выполнение индивидуальных опережающих заданий;
3.
Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем,
слайдового сопровождения докладов;
4.
Написание эссе;
5.
Поисковая краеведческая работа (сбор краеведческого материала);
6.
Создание бюллетеней, стенгазет;
7.
Подготовка
к
участию
в
деловой
игре,
конкурсе,
творческом
соревновании.
8.
Подготовка устного сообщения для выступления.
9.
Написание реферата. Подготовка к защите (представлению) реферата
на семинарском занятии.
Процесс организации самостоятельной работы:
1.
Подготовительный
этап
включает
определение
целей,
задач,
составление
программы
(плана)
с
указанием
видов
работы,
её
сроков,
результатов
и
форм
контроля,
подготовку
методического
обеспечения,
согласование самостоятельной работы с преподавателем.
2.
Основной
этап
состоит
в
реализации
программы
УД
в
части
самостоятельной
работы,
использовании
приемов
поиска
информации,
усвоении,
переработке,
применении
и
передаче
знаний,
фиксировании
результатов
работы.
На
основном
этапе обучающийся
может
получить
консультации
и
рекомендации
у
преподавателя,
руководящего
его
самостоятельной работой.
3. Заключительный этап означает анализ результатов и их
систематизацию, контроля качества, продуктивности и эффективности
Компетенции
обучающегося,
формируемые
в
результате
выполнения
самостоятельной
работы:
ОК 2.
Организовывать
собственную
деятельность,
исходя
из
цели
и
способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
контроль,
оценку
и
коррекцию
собственной
деятельности,
нести
6
ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять
поиск
информации,
необходимой
для эффективного
выполнения профессиональных задач.
ОК 5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
Формы контроля самостоятельной работы
1.
Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы
преподавателем.
2.
Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
3.
Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
4.
Тестирование.
5.
Письменный опрос.
6.
Устный опрос.
7.
Индивидуальное собеседование.
8.
Собеседование с группой.
9.
Отчет о проделанной работе.
10.Защита рефератов.
11.Творческий конкурс.
12.Олимпиада.
13.Зачет.
Критерии оценки результатов самостоятельной работы
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной
работы студента являются:
уровень освоения студентов учебного материала;
умения студента использовать теоретические знания при выполнении
практических задач;
сформированность общеучебных умений;
умения студента активно использовать электронные образовательные
ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять
на практике;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
умение
четко
сформулировать
проблему,
предложив
ее
решение,
критически оценить решение и его последствия;
умение
показать,
проанализировать
альтернативные
возможности,
варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
7
Оценка
самостоятельной
работы
студентов
осуществляется
по
пятибалльной системе.
2. Методические указания к выполнению самостоятельной
работы
Как подготовить реферат
8
Реферат ( н е м . Referat,
от
лат. refere –
докладывать,
сообщать)
–
письменный доклад или выступление по определённой теме с обобщением
информации из одного или нескольких источников.
Реферат предполагает осмысленное изложение содержания главного и
наиболее
важного
(с
точки
зрения
автора)
в
научной
литературе
по
определенной проблеме в письменной или устной форме.
Различают два вида рефератов:
-
репродуктивные
–
воспроизводят
содержание
первичного
текста
в
форме
реферата-конспекта
или
реферата-резюме.
В
реферате-конспекте
с од е р ж и т с я
ф а кт и ч е с ка я
и н ф о рм а ц и я
в
о б о б щ ё н н ом
в и д е ,
иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования,
результатах
исследования
и
возможностях
их
применения.
В
реферате-
резюме содержатся только основные положения данной темы.
-
продуктивные – содержат творческое или критическое осмысление
реферируемого источника и оформляются в форме реферата-доклада или
реферата-обзора.
В
реферате-докладе,
наряду
с
анализом
информации
первоисточника,
дается
объективная
оценка
проблемы,
и
он
имеет
развёрнутый
характер.
Реферат-обзор
составляется
на
основе
нескольких
источников и в нем сопоставляются различные точки зрения по исследуемой
проблеме.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате работы
над рефератом:
Умение формулировать тему и проблему (если она не была объявлена
заранее);
отбирать научную литературу;
Умение конспектировать изучаемый материал;
Умение
анализировать
исторические
факты
и
отбирать
их
в
соответствии с темой;
сравнивать разные точки зрения;
Умение формулировать собственное мнение;
Умение грамотно излагать свои мысли соответственно нормам русского
языка.
Структура реферата:
Титульный лист.
Оглавление (план, содержание).
9
Введение.
Глава 1 (полное наименование главы).
1.1. (полное название параграфа, пункта);
1.2. (полное название параграфа, пункта).
Глава 2 (полное наименование главы).
Основная часть
2.1. (полное название параграфа, пункта);
2.2. (полное название параграфа, пункта).
Заключение (или выводы).
Список использованной литературы.
Приложения (презентации, фото, схемы, иллюстрации, таблицы и т.д.)
Этапы работы над рефератом
1. Подберите необходимую литературу. Для этого вам надо пойти в
библиотеку, поработать с каталогом книг, проконсультироваться с учителем и
библиотекарем.
2. Внимательно изучите всё подобранные материалы. Вам придется
просмотреть их не один раз.
3. При первом чтении определите круг проблем, которые будут освещены в
вашем реферате.
4. Когда вы определите проблемы и составите план будущего реферата,
прочтите материалы еще раз, делая выписки по теме. Если вы собираетесь
использовать фрагменты книги в работе, то, выписывая цитату, данные
статистики и т. п., не забудьте указать страницу. Лучше всего делать выписки
на отдельных карточках, которые потом можно хранить в любом удобном
порядке (по главам реферата, по фамилиям авторов).
5. Когда намечены проблемы, составлен план, сделаны выписки, приступайте
к созданию основного текста.
6. Готовый текст рекомендуется дать прочитать нескольким посторонним
лицам. Взгляд “со стороны” позволит выявить ошибки, проверить логичность
построений и четкость выводов.
Требования к оформлению реферата
10
По оформлению реферата предъявляются следующие требования.
1. Текст представляется в компьютерном исполнении (в виде исключения
допускается
рукописный
вариант),
без
стилистических
и
грамматических
ошибок.
2.
Текст
должен
иметь
книжную
ориентацию,
набираться
через
1,5–2
интервала
на
листах
формата
А4
(210
х
297
мм).
Для
набора
текста
в
текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты:
Times
New
Roman
Cyr
или
Arial
Cyr,
размер
шрифта
–
14
пт.
При
использовании
других
текстовых
редакторов
шрифт
выбирается
самостоятельно, исходя из требований – 60 строк на лист (через 2 интервала).
3. Поля страницы: левое – 3 см., правое – 1,5 см., нижнее – 2 см., верхнее – 2.
Абзац (красная строка) должен равняться четырем знакам (1,25 см).
4. Выравнивание текста на листах должно производиться по ширине строк.
5. Каждая структурная часть реферата (введение, разделы основной части,
заключение и т. д.) начинается с новой страницы.
6.
Заголовки
разделов,
введение,
заключение,
библиографический
список
набираются прописным полужирным шрифтом.
7. Не допускаются подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовков.
8. После заголовка, располагаемого посередине строки, точка не ставится.
9. Расстояние между заголовком и следующим за ней текстом, а также между
главой и параграфом составляет 2 интервала.
10. Формулы внутри реферата должны иметь сквозную нумерацию и все
пояснения используемых в них символов.
11.
Иллюстрации,
рисунки,
чертежи,
графики,
фотографии,
которые
приводятся по тексту работы должны иметь нумерацию.
12. Ссылки на литературные источники оформляются в квадратных скобках,
где вначале указывается порядковый номер по библиографическому списку, а
через запятую номер страницы.
13. Все страницы реферата, кроме титульного листа, нумеруются арабскими
цифрами. Номер проставляется вверху в центре страницы.
14. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер
страницы на нем не проставляется.
15. Объем реферата в среднем - 15-20 страниц (или 25-40 тыс. печатных
знаков) формата А4, набранных на компьютере на одной (лицевой) стороне.
11
16. В списке использованной литературе в реферате должно быть не менее
пяти источников.
17. Все структурные части реферата сшиваются в той же последовательности,
как они представлены в структуре.
Критерии оценки качества реферата преподавателем
Требования к основному содержанию
Оглавление
(план,
содержание)
включает
названия
всех
разделов
(пунктов
плана)
реферата
и
номера
страниц,
указывающие
начало
этих
разделов в тексте реферата.
Введение. В этой части реферата обосновывается актуальность выбранной
темы, формулируются цели работы и основные вопросы, которые
предполагается раскрыть в реферате, указываются используемые материалы
и дается их краткая характеристика с точки зрения полноты освещения
избранной темы. Кратко излагаются позиции исследователей по этой теме
(особенно в случае спорных, проблемных вопросов). Важно не просто
изложить точки зрения, а сопоставить позиции авторов, выявить
противостоящие точки зрения. Объем введения не должен превышать 1-1,5
страницы.
Основная
часть
реферата
может
быть
представлена
одной
или
несколькими главами, которые могут включать 2-3 параграфа (подпункта,
раздела). Здесь достаточно полно и логично излагаются главные положения в
используемых источниках, раскрываются все пункты плана с сохранением
связи между ними и последовательности перехода от одного к другому.
Автор
должен
следить
за
тем,
чтобы
изложение
материала
точно
соответствовало цели и названию главы (параграфа). Материал в реферате
рекомендуется
излагать
своими
словами,
не
допуская
дословного
переписывания из литературных источников. В тексте обязательны ссылки на
первоисточники, т.е. на тех авторов, у которых взят данный материал в виде
мысли, идеи, вывода, числовых данных, таблиц, графиков, иллюстраций и пр.
Работа должна быть написана грамотным литературным языком.
Сокращение слов в тексте не допускается, кроме общеизвестных сокращений
и аббревиатуры. Каждый раздел рекомендуется заканчивать кратким
выводом.
Все главы должны быть логически связаны между собой.
Заключение (выводы). В этой части обобщается изложенный в основной
части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового
лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Выводы делаются с
учетом опубликованных в литературе различных точек зрения по проблеме,
рассматриваемой в реферате, сопоставления их и личного мнения автора
реферата. Выводы должны быть сформулированы четко. Рекомендуется
12
использовать такие вводные фразы, как “Рассмотренный материал позволяет
сделать вывод, что...”, “В результате анализа фактов выяснилось, что...” и т.п.
Желательно указать, какие проблемы оказались не решены или, наоборот,
появились в процессе работы: это даст возможность обозначить пути
дальнейшего развития темы, покажет, что вы — перспективный автор и
исследователь. Заключение по объему не должно превышать 1,5-2 страниц.
Приложения могут включать графики, таблицы, расчеты. Они должны
иметь внутреннюю (собственную) нумерацию страниц.
Библиография (список литературы) здесь указывается реально
использованная для написания реферата литература, периодические издания
и электронные источники информации. Список составляется согласно
правилам библиографического описания.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕФЕРАТА
№
п/п
Критерии оценивания реферата
0
1
1.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1
обоснованность целей и задач работы
1.2
раскрытие темы
1.3
использование знаний вне учебной программы
1.4
актуальность поставленных в реферате проблем
2
ОФОРМЛЕНИЕ
2.1
соответствие
реферата
всем
стандартным
требованиям
2.2
объем реферата соответствует регламенту
3
ЗАЩИТА
3.1
грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение
норм литературного языка
3.2
логика изложения
3.3
умение аргументировать свою точку зрения
4
НАЛИЧИЕ ПРИЛОЖЕНИЙ
4.1.
наличие презентации
13
4.2
наличие видеоматериалов
4.3
наличие различных исторических документов
4.4
наличие материалов СМИ
4.5
наличие фотографий
ИТОГО
Шкала оценивания:
0 – содержание реферата не удовлетворяет данному критерию
1 – содержание реферата в полной мере удовлетворяет данному критерию
Оценка: «5» - 14-11 баллов
«4» - 10 баллов
«3» - 7баллов
«2» - менее 7 баллов
Как написать эссе.
Эссе́
(из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание»)
В «Большом энциклопедическом словаре» читаем: «Эссе - жанр
философской, литературно-критической, исторической, публицистической
прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с
непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на
разговорную речь».
Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты",
1580 г.). Это прозаическое сочинение - рассуждение небольшого объема со
свободной композицией в форме обозрения проблемы с использованием
литературных источников. Жанр критики и публицистики, свободная
трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные
впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо
не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем -
либо и может иметь философский, историко-биографический,
публицистический, литературно-критический, научно-популярный,
беллетристический характер.
Автором формулируется проблема, затем рассматривается, приводятся
аргументы с опорой на литературные источники.
Эссе отражает индивидуальные впечатления и соображения автора по
конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или
определяющую трактовку. В отношении объёма и функции эссе граничит с
14
научной
статьёй.
Здесь
допускаются
такие
личностные
обороты
как
«я
думаю», «я предполагаю», «я считаю» и пр.
Чтобы выразить свое собственное мнение по определенной проблеме,
требуется, во-первых, хорошо знать исходный материал, а во-вторых, быть
готовым
умело
передать
его
содержание
в
письменной
форме
и
делать
логичные выводы.
Тема исторического эссе может быть сформулирована в виде проблемы,
вопроса или понятия, например: “Война”, “Цивилизация”, “Герои и героизм”,
“Диктатура: за и против” и т. п. В отличие от реферата эссе не имеет четкого
плана, внутренняя структура текста произвольна. Это не научная работа,
поэтому не требуется обоснование каждого положения или вывода, а
перечисление доказательств может предшествовать формулировке проблемы.
Эссе более субъективно, эмоционально: в этом жанре часто используются
парадоксы и неожиданные литературные приемы.
Примерный план при написании эссе по обществознанию
1) Как вы понимаете данное высказывание? Что, по вашему мнению, хотел
сказать автор? Для начала полезно попытаться пересказать мысль автора
своими слова.
2) Согласны ли вы с приведенным высказыванием? Что вы сами думаете по
этому поводу?
3) Что по данной проблеме говорит наука (учебник «Обществознание»)?
Какое определение можно дать, какие термины могут быть приведены по
высказыванию (или какие термины и определения помогают теоретически
обосновать вашу точку зрения)? При этом следует соотнести между собой
выбранное вами высказывание и название науки и использовать понятийный
аппарат именно данной науки.
4) Какие аргументы (в виде исторических фактов, современных процессов,
конкретных случаев из вашей жизни и жизни ваших близких и т. д.)
доказывают правоту вашей точки зрения?
Работу необходимо начинать с черновика.
Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!),
писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления
и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста.
На обороте листа остается место для записи цитат, примеров,
конкретизирующих мысль, и пр. Важная "мелочь": первая запись и в
черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе.
15
Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься.
Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один
"правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся
оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если
отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом)
будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком.
Главная задача - понять и раскрыть тему, а не "уйти" от нее. Самые
ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление
фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на
противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением
должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая
рассуждения.
Структура эссе
1.
Введение - суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда
компонентов, связанных логически и стилистически.
На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы
собираетесь найти ответ в ходе своего исследования.
При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы:
«Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?»,
«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий
момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,«
Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например,
при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или
командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос:
«Какие признаки были характерны для экономики того периода?».
2.
Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и
изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие
аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся
данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается
основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность.
Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых
осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо
обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения)
предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве
аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и
таблицы.
В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе
следующих категорий: Причина — следствие, общее — особенное, форма —
содержание, часть — целое, постоянство — изменчивость.
16
В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф
должен содержать только одно утверждение и соответствующее
доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом.
Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией
(соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа
ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.
Хорошо проверенный (и для большинства — совершено необходимый)
способ построения любого эссе — использование подзаголовков для
обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это
помогает посмотреть на то, что предполагается сделать (и ответить на
вопрос, хорош ли замысел). Такой подход поможет следовать точно
определенной цели в данном исследовании. Эффективное использование
подзаголовков - не только обозначение основных пунктов, которые
необходимо осветить. Их последовательность может также свидетельствовать
о наличии или отсутствии логичности в освещении темы.
3.
Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с
указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз
вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной
части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение,
иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может
содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на
применение (импликацию) исследования, не исключая взаимосвязи с
другими проблемами.
Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом
следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной
жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные
доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два
аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным,
три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре,
ориентированном на краткость и образность. Таким образом, эссе
приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит
от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение
Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во
вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
17
Критерии оценивания эссе
Оценивание эссе — достаточно сложная работа, так как часто мнение и
восприятие автора не совпадают с мнением и восприятием проверяющего.
Критериями оценивания выступают: характер использования
обществоведческих терминов и понятий; выражение собственного мнения;
аргументация; осознание проблемы и самостоятельность ее решения.
Критерии оценки
Бал
л
мак.
Ф.И.
у ч а щ и хс я
или №№ работ
1
2
3
4
5
6
7
1
Выделение главных мыслей
Мысль(и) сформулирована(ы) самостоятельно
без смысловых сдвигов и лакун в суждениях.
5
Мысль(и)
сформулирована(ы)
не
вполне
удачно, есть смысловые сдвиги.
4-3
Просто
выписана(ы)
необходимая(ые)
цитата(ы).
2-1
Выписана(ы) не та(е) цитата(ы).
0
2
Убедительность аргументации
Аргументация
логична
и
убедительна,
опирается на теоретические знания Научные
термины и понятия использованы уместно.
5
Аргументация
не
вполне
убедительна.
Нет
опоры
на
теоретические
знания.
Научные
термины и понятия использованы уместно..
4 - 3
Аргументация
не
вполне
убедительна.
Нет
опоры
на
теоретические
знания.
Научные
термины
и
понятия
не
использованы
или
использованы не уместно.
2 - 1
Аргументация отсутствует
0
3
Наличие
убедительных
и
уместных
примеров
18
Примеры конкретны, уместны, разнообразны,
убедительны.
5
Примеров
недостаточно,
либо
они
не
конкретны и не вполне убедительны.
4 - 3
Примеров мало. Примеры не конкретны и не
убедительны.
2 - 1
Примеры отсутствуют.
0
4
Личный характер восприятия проблемы
Проявлена
собственная
жизненная
позиция,
есть
оценочные
суждения.
Отсутствуют
грамматические и стилистические ошибки.
5
Проявлена
собственная
жизненная
позиция.
Оценочные
суждения
сформулированы
не
вполне
внятно.
Есть
грамматические
и
стилистические ошибки.
4 - 3
Собственная жизненная позиция
выражена
невнятно.
Нет
оценочных
суждений.
Есть
ошибки.
2 - 1
Собственная жизненная позиция не выражена.
Нет оценочных суждений. Много ошибок.
0
5
Внутреннее смысловое единство
Изложение
логично,
есть
главная
идея,
проблема
и
выводы.
Нет
повторов
и
перескоков мысли
5
Изложение логично. Нет либо главной идеи,
проблемы, либо не сформулированы выводы.
Есть повторы и перескоки мысли.
4 - 3
Изложение не вполне логично. Нет главной
идеи, проблемы, не сформулированы выводы.
Есть повторы и перескоки мысли.
2 - 1
Изложение лишено логики.
0
Итого максимально баллов:
25
19
Отметка, выставленная в журнал
5
Критерии оценивания эссе при подготовке к ЕГЭ
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
Баллы
При оценивании ответа, необходимо выделить
следующие элементы:
1) представление собственной точки зрения (позиции,
отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с
обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным
использованием или без использования
обществоведческих понятий в контексте ответа; 3)
аргументация своей позиции с опорой на факты
общественной жизни или собственный опыт.
Представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта на теоретическом уровне (в связях и с
обоснованиями) с корректным использованием
обществоведческих терминов и понятий в контексте
ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на
факты общественной жизни или личный социальный
опыт
4
Представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта с корректным использованием
обществоведческих терминов и понятий в контексте
ответа (теоретические связи и обоснования не
присутствуют или явно не прослеживаются). Дана
аргументация своего мнения с опорой на факты
общественной жизни или личный социальный опыт.
3
Представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта при формальном использовании
обществоведческих терминов. Дана аргументация
своего мнения с опорой на факты общественной жизни
или личный социальный опыт.
2
Представлена собственная точка зрения (позиция,
отношение) при раскрытии проблемы. Проблема
раскрыта на бытовом уровне. Аргументация своего
мнения слабо связана с раскрытием проблемы.
1
20
Собственная точка зрения по поднятой проблеме
представлена формально (выражено согласие или
несогласие с автором высказывания). Проблема не
раскрыта. Аргументация отсутствует. Или информация
дана не в контексте задания.
0
Максимальный балл
4
Модель оценивания эссе учащегося по обществознанию
(на основе критериев оценки задания С8 ЕГЭ)
Критерий оценивания
Максимальный балл
Теоретический уровень
1
-
-
-
-
Корректное использование понятий
и терминов
1
1
-
-
-
Аргументация
с
использованием
примеров и фактов
1
1
1
-
-
Собственная точка зрения
1
1
1
1
-
Всего баллов
4
3
2
1
0
3. Задания по самостоятельной работе:
3. 1. Темы эссе по обществознанию по разделу «Общество»
1. “Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней
сделали”. (В. Коняхин)
2. “Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача”.
(И.Мичурин)
3. “Прогресс – это движение по кругу, но всё более быстрое”. (Л.Л. Левинсон)
4. “Прогресс есть замена одних неприятностей другими”. (Х. Эллис)
21
5. “Революция – это переход от неправды к правде, от лжи к истине, от
угнетения к справедливости, от обмана и страданий к прямолинейной
честности и счастью”. (Оуэн)
6.“Революция – варварская форма прогресса”. (Ж. Жорес)
7. «Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).
8. « Общество не обязательно соответствует политическим границам» (С.
Тернер).
9. «Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не
поддерживал другого» (Сенека).
10. События 1991 года в России – это реформа или революция?
11. «Общество не обязательно соответствует политическим границам» (С.
Тернер).
12.«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не
поддерживал другого» (Сенека).
3.2.Темы эссе по обществознанию по разделу «Человек»
1.
«Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало» (пословица).
2.
«Без
многого
человек
может
обойтись,
только
не
без
человека»
(Л. Берне).
3.
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности
нет жизни» (В.Г. Белинский).
4.
«В процессе развития человека как индивида и элемента общества
имеет
место
расширение
его
взаимодействия
с
социальной
средой»
(В.Н. Мясищев).
5.
«В
спорах
забывается
истина.
Спор
прекращает
умнейший»
(Л.Н. Толстой).
6.
«Вежливость – это хорошо организованное равнодушие» (П. Валерии).
7.
«Вершина
нас
самих,
венец
нашей
оригинальности
–
не
наша
индивидуальность, а наша личность» (П.Тейяр де Шарден).
8.
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность –
отстаивают» (А.Г. Асмолов).
9.
«Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет
исключений» (М. Форбс).
10. «Личность человека ни в коем смысле не является предсущесмтвующей
по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается»
(А.Н. Леонтьев).
11.
«Личность – это человек как носитель сознания» (К.К. Платонов).
12. «Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее» (Платон).
13. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
14. «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности,
что мы ее получим» (Демокрит).
15. «Нам надо стоять на свои собственных ногах и глядеть прямо в лицо
миру… видеть мир таким, как он есть, и не бояться его» (Б. Рассел).
16. «Нам нравятся те, кто похож на нас и занят тем же самым, чем заняты
мы» (Аристотель).
22
17. «Нас формируют те поступки, которые мы совершаем» (Аристотель).
18. «Независимость и свободомыслие – суть творчества» (Ф. Миттеран).
19. «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые
установки,
может
меняться
–
иногда
в
очень
значительных
пределах»
(Ю.М. Лотман).
20. «При объяснении любых психических явлений личность выступает как
воедино
связанная
совокупность
внутренних
условий,
через
которые
преломляются все внешние воздействия» (С.Л. Рубинштейн).
21. «Простое
отсутствие
пороков
еще
не
предполагает
присутствия
добродетелей» (А. Мачадо).
22. «Процесс
социализации
–
вхождение
в
социальную
среду,
приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций, которое
вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид
на
протяжении
всей
истории
своего
формирования
и
развития»
(Б.Д. Парыгин).
23. «Равнодушие – самая страшная болезнь души» (А. Токвиль).
24. «Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает»
(Р. Музиль).
25. «Человек есть то, в какой сфере он трудится» (А.Н. Леонтьев).
26. «Человек
немыслим
вне
контактов
с
окружающими
его
людьми»
(А.М. Яковлев).
27. «Человек станет прежде всего тем, чем он запроектирован быть»
(Ж.П. Сартр).
28. «Человек – это существо, которое устремляется навстречу будущему и
сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).
29. «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека
с человеком» (Л. Фейербах).
30. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится
она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).
31. «Расшифровать человека, значит, в сущность, попытаться узнать, как
образовался
мир
и
как
он
должен
продолжать
образовываться»
(П. Тейяр де Шарден).
32. «Роль – не личность, а …изображение, за которым она скрывается»
(А.Н. Леонтьев).
33. «Тот, кто обращался к старому, способен открывать новое, достоин
быть учителем» (Конфуций).
34.«В
жизни
есть
две
трагедии.
Одна
–
не
добиться
своего
самого
сокровенного желания. Вторая – добиться» (Б. Шоу).
35.«Человек – это единственное живое существо, которому приходится
решать проблему своего существования» (Э. Фромм).
36.«Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»
(Ф. Ницше).
37. «Жизнь имеет в точности ту ценность, которой мы хотим ее наделить»
(И. Бергман).
23
38.«Ребенок при рождении не человек, а только кандидат в человека»
(А. Пьерон).
39.«Создает человека природа, но развивает его и образует его общество»
(В.Г. Белинский).
40. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в
детях шалунов». (Ж.-Ж. Руссо)
3.3.Темы эссе по обществознанию по разделу «Основы знаний о
духовной культуре человека и общества»
1.
«Единственное
благо
–
знание,
единственное
зло
–
невежество»
(Диоген).
2.
«Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись,
которую слышат» (Леонардо да Винчи).
3.
«Иные времена, иные обычаи» (античная пословица).
4.
«Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном
и обыкновенное в необыкновенном» (Д. Дидро).
5.
«Каждая культура есть некий Двуликий Янус» (В. Библер).
6.
«Культура – это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают
обезьяны» (лорд Раглан).
7.
«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества» (Н.
Бердяев).
8.
«Наука
и
искусство
принадлежат
всему
миру,
перед
ними
исчезают
межнациональные барьеры» (И.В. Гёте).
9.
«Наука
является
основой
всякого
прогресса,
облегчающего
жизнь
человечества и уменьшающая его страдания» (М. Складовская-Кури).
10.«Не забывайте, что «Отче наш» начинается с просьбы о хлебе насущном.
Трудно хвалить Господа и любить ближнего на пустой желудок»
(В.
Вильсон).
11.«Не хлебом единым жив человек» (Библия).
12.«Нравственность – это разум сердца» (Г. Гейне).
13.«Прекрасное постигается путем изучения
и больших усилий, дурное
усваивается само собой, без труда» (Демокрит).
14.«Религии отличаются друг от друга только декорациями» (С.
Марешаль).
15.«Религии
подобны
светлячкам:
для
того
чтобы
светить,
им
нужна
темнота» (А. Шопенгауэр).
16.«Сущность
молитвы
заключается
в
признании
глубокого
своего
бессилия, глубокой ограниченности» (В.В. Розанов).
17.«Уча других, мы учимся сами» (Сократ).
18.«Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат
и песни, и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе»
(Н.В. Гоголь».
19.«Всякое
настоящее
образование
добывается
только
путем
самообразования» (Н. Рубакин).
24
20.«Гений искусства стоит в табели о рангах выше, чем гений науки: мы
знали
бы
сегодня
законы
падения
тел
без
Галилея…но
симфоний
Бетховена не было бы без Бетховена» (В. Нернст).
21.«Дом без книг подобен телу без души» (Цицерон).
22.«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть
человека над природой, - не только не благо, но несомненное очевидное зло»
(Л.Н. Толстой).
23.«Ни один сосуд не вмещает больше своего объема, кроме сосуда знаний
– он постоянно расширяется» (арабская пословица)
3.4.Темы эссе по обществознанию по разделу «Экономика»
1. «Торговля не разорила еще ни одного народа». Б. Франклин
2. «Бизнес — искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не
прибегая к насилию». М. Амстердам
3. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться».
Наполеон
4. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку».Ф.
Хайек
5. «Умеренность — это богатство бедняков, алчность — это бедность
богачей». П. Сир
6. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что
покупается ежедневно». Б. Шоу
7. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».
Ж.Дроз
8. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения
разочарования». М. Стинс
9. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика
относится к средствам, а не к целям жизни». Н. Бердяев
10. «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при
помощи ограниченных ресурсов». Л. Питер
11. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой». Ф.
Бэкон
12. «Главная цель капитала — не добыть как можно больше денег, а добиться
того, чтобы деньги вели к улучшению жизни». Г. Форд
13. «Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». Пириандр
14. «Бесплатных завтраков не бывает». Б. Крейн
15. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими
пользоваться». Б. Франклин
16. «Всякая коммерция — это попытка предвидеть будущее». С. Батлер
17. «Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете». П. Буаст
18. «Налоги— это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах
целого». С. Джонсон
19. «Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя
миллионером». А. Рогов
25
3.5. Темы эссе по обществознанию по разделу «Социальные
отношения»
1. «Нации — это богатство человечества, это обобщенные личности его:
самая малая из них несет особые краски». А. Солженицын
2. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и
большие распадаются». Саллюстий
3. «Неравенство — такой же хороший закон природы, как и всякий другой».
И. Шерр
4. «Вследствие разницы климатов, умов, энергий, вкусов, возраста, зрений
равенство среди людей никогда невозможно. Неравенство поэтому следует
считать непреложным законом природы. Но мы можем сделать неравенство
незаменимым...». А. Чехов
5. «Не есть ли единение с десятками разъединением с тысячами и
миллионами». Л. Толстой
6. «Законы обязаны своей силой нравам». К. Гельвеции
7. «Древний обычай имеет силу закона». В. Максим
8. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше стремится она к
единению со всем сущим». Р. Тагор
9. «Алкоголизм дает больше опустошения, чем три исторических бича вместе
взятых: голод, чума и война». У. Гладстон
10. «Для других мы создаем правила, для себя — исключения». Ш. Лемель
11. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это». Р.
Эмерсон
12. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой». Ф. Рузвельт
13. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом». Ж.
Вольфром
14. «Соглашения предотвращают конфликты». X. Маккей
15. «Семья более священна, чем государство». Пий XI
16. «Национализм малых народов есть проявление изоляции и
самодовольства. Национализм больших народов есть империалистическая
экспансия». Н. Бердяев
17. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов —
миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества».
П. Сорокин
18. «Нация — совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам,
но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими
духовными узами». Д. Джебран
19. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие
человека не измеряется его ростом». В. Гюго
20. «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее». Н. Гоголь
21. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных
чувствовать свою бедность». В. Ключевский
22. «Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под
свой контроль нити истории». Р. Дарендор
23.«Семья является первичным лоном человеческой культуры»
26
(И. Ильин).
24. «Религия одна, но в сотне обличий». (Б.Шоу)
25."Семья - основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни,
которые отличают человека от муравьев и пчел" (Г.К.Честертон)
3.6. Темы эссе по обществознанию по разделу «Политика»
1.
«Большая политика – это всего лишь здравый смысл, примененный к
большим делам» (Наполеон I)
2.
«Нравственный человек – истинный гражданин жизни» (Т. Манн).
3.
«Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно
ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах
граждан» (И Этвеш).
4.
«В наше время уже очевидно, что те государи, которые мало заботились
о благочестии и умели хитростью заморочить людям мозги, победили, в
конце концов, тех, кто полагался на свою честность» (Н.
Макиавелли).
5.
«Власть теряет все свое очарование, если ею не злоупотреблять»
(П. Валерии».
6.
«Власть – это плащ, который мы находим слишком широким на чужих
плечах и слишком тесным на наших» (П. Декурсель).
7.
«Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать. И
знать время, когда промолчать» (Маркиза де Помпадур).
8.
«Всякого рода привилегии – это могила для свободы и справедливости»
(И. Зейме).
9.
«Главные основы государства – хорошие законы и хорошие войска;
хорошие законы бессильны там, где нет хороших войск; там же, где есть
хорошие войска, необходимы хорошие законы» (Н. Макиавелли).
10.
«Государства приобретают либо своим, либо чужим оружием, либо
милостью судьбы, либо доблестью» (Н. Макиавелли).
11.
«Государственным благом является справедливость» (Аристотель).
12.
«Государство есть сила. Это – его главное. Поэтому единственная
порочность государства – это его слабость» (В.В. Розанов).
13.
«Государство – территория власти» (А. Круглов).
14.
«Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к
властвованию, и к подчинению» (Аристотель).
15.
«Демократический строй далеко не всегда и не везде у места. Он имеет
свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего
кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает» (И. Ильин).
16.
«Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей,
расходящихся в неведомые стороны» (П.И. Новгородцев).
17.
«Демократия опьяняет свободой» (Платон).
18.
«Деспотизм – вот к чему ведет торжествующая общая воля; а чей
деспотизм – одного, нескольких или всех, - это уже не существенно»
(Б. Констан).
19.
«Для граждан политическая свобода есть душевное спокойствие,
основанное в собственной безопасности» (Ш. Монтескье).
27
20.
«Добиваться власти для спокойствия и безопасности – значит
взбираться на вулкан для того, чтобы укрыться от бури» (Петрарка).
21.
«Единственное преимущество власти заключается в том, что она может
оказать благодеяние всем» (Б. Грасиан).
22.
«Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне
которого всякое голосование становится своею собственной карикатурою»
(И. Ильин).
23.
«Задача государства состоит только в устранении зла и государство не
обязано содействовать благосостоянию граждан» (В. Гумбольдт).
24.
«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково
были подчинены законам» (Ж. Даламбер).
25.
«Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем
что-то одно» (Ф. Бэкон).
26.
«Какие в государстве правители, таковы обычаи и подданные»
(Платон).
27.
«Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин»
(В.Г. Белинский).
28.
«Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все»
(Перикл).
29.
«Лучшая власть та, которая делает себя излишней»
(В. Гумбольдт).
30.
«Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах.
Всякий режим плох, если при нем правят худшие» (И.А. Ильин).
31.
«Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям
народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа»
(Т. Джефферсон).
32.
«Международная политика, как и всякая другая, есть борьба за власть»
(Г. Моргентау).
33.
«Мертвые правят живыми» (О. Конт).
34.
«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна»
(А.П. Сумароков).
35.
«Не бывает перемены приемов мусического искусства без изменений в
самых важных государственных установлениях» (Платон).
36.
«Не велик голик, а в бане и он царь» (пословица).
37.
«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым
государство» (Вольтер).
38.
«Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя,
конституционного государства, одинаковых для всех народов» (Б.
Кистяковский).
39.
«Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью»
(Платон).
40.
«Высшие должности походят на крутые скалы: одни только орлы да
пресмыкающиеся взбираются на них» (Ж. Де Сталь).
28
41.
«Политика – искусство создавать факты, шутя подчинять себе события
и людей. Выгода – ее цель, интрига – средство… Повредить ей можно только
порядочностью» (П. Бомарше).
42.
«Политика есть искусство приспособляться к обстоятельствам и
извлекать пользу из всего, даже из того, что претит» (О. Бисмарк).
43.
«Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь» (П. Буаст).
44.
«Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого
результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд)
45.
«Политическая свобода – всего только проявление того, как люди
воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное» (С. Верба).
46.
«Политическая свобода является высшим развитием свободы
личности» (Б. Чичерин).
47.
«Правовым называется государство, которое в своей деятельности в
осуществлении правительственной и судебной функций связано и
ограничено правом, стоит под правом, а не вне и не над ним» (В.Н. Гессен).
48.
«При демократии человек не только наслаждается предельно
возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность»
(Н. Казинс).
49.
«Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается
дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности
и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители»
(Ш.-Л. Монтескье).
50.
«Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить
возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни
состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании
одним в пользу другого» (Б. Чичерин).
51.
«Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, -
это отделение политической науки от нравственной» (П. Шелли).
52.
«Самое лучшее государство – то, которого подданные веселятся и
благоденствуют» (Н. Макиавелли).
53.
«Самое тягостное и трудное на свете дело – это достойно царствовать.
Трудно соблюдать меру в могуществе столь безмерном» (М. Монтень).
54.
«Свобода гражданина есть основание правового государства»
(Роберт фон Моль).
55.
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»
(Ф. Вольтер».
56.
«Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа
довольно, чтобы оно пало во прах» (Дж. Байрон).
57.
«Участнику демократического строя необходимы личный характер и
преданность родине, черты, обеспечивающие в нем определенность
воззрения, неподкупность, ответственность и гражданское мужество»
(И. Ильин).
58. . «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик
ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель на
следующее поколение» (У. Черчилль).
29
59. «Мужество подвергается испытанию, когда мы в меньшинстве;
терпимость - когда мы в большинстве» (Р. Сокман).
60. «С хорошим советчиком совещаясь, князь высокого стола добудет, а с
дурным советчиком и меньшего лишится» (Даниил Заточник).
61. «Представительный образ правления - это организованная
справедливость, живой разум, вооруженная мораль» (П.П. Ройе-Коллар).
62. «На свете существует две истины, которые следует помнить нераздельно.
Первая: источник верховной власти - народ; вторая: он должен ее
осуществлять» (Ривароль).
63. «Политикой должны управлять расчеты, расчетами же -нравственность»
(П. Сталь).
64. «Достоинство государства зависит в конечном счете от достоинства
образующих его личностей» (Дою. Милль).
65. «Ошибки, а также преступления правителей всегда сводятся к трем
вещам: нанесению экономического ущерба государству, нарушению прав и
свобод человека, разжиганию межнациональных конфликтов»
(3.Фаткудинов).
66. «Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки
человека сделать его земным раем» (Ф. Гельдерлин).
67. «Правящий с помощью добродетели подобен Полярной звезде, которая
занимает свое место в окружении созвездий» (Конфуций).
68. «Кто хочет править спокойно, пусть охраняет себя не копьями, а общей
любовью» (Периандр).
69. «Истинный царь и самодержец тот, кто правдою и благозаконием
старается победить бессловесные страсти и похоти души своей, то есть
ярость, гнев напрасный» (Максим Грек).
70. «Сущность демократии - не в народном произволе, а в праве народа
устанавливать через своих избранников разумное законодательство»
(Сократ).
71. Правителями становятся ловкие, подбиратели голосов» (К. И.
Победоносцев).
72. «В политике самое скверное решение - не принимать никакого решения»
(Захария).
73. «Политика есть искусство приспособлять к обстоятельствам и извлекать
пользу из всего, даже из того, что претит» (О. Бисмарк).
74. «Где законы могут быть нарушены под предлогом общего спасения, там
нет конституции» (Н. Малъбранш).
75. «Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в
которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой
другой личности» (И. Кант).
76. «Избирательный бюллетень сильнее пули» (А. Линкольн).
77. «Неверно, будто политика есть искусство возможного. Политика - это
выбор между гибельным и неприятным». (Джон Гэлбрейт)
78. «Политическая свобода является высшим развитием свободы личной» (Б.
Чичерин).
30
79. «Крайняя бедность народа почти всегда является преступлением его
вождей» (П. Буаст).
80. «Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно
ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах
граждан» (И. Этвеш).
81. «Как в природе, так и в государстве легче изменить сразу многое, чем что-
то одно» (Ф. Бэкон).
82. «Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым
государство» (Вольтер).
83. «Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо
милостью судьбы, либо доблестью» (Н. Макиавелли).
84. «Представительное правление - инструмент, на котором могут играть
лишь превосходные музыканты, настолько он труден и капризен» (К.
Меттерних).
85. «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли)
86. «Политический язык нужен для того, чтобы ложь звучала правдиво» (Дж.
Оруэлл)
3.7. Темы эссе по обществознанию по разделу «Право»
1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов:
личной свободы и общего блага». В. Соловьев
2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными». Цицерон
3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней
пленники — народы». Ф. Глинка
4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нравов, а
многочисленность процессов не в пользу законов». П. Буаст
5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи». Лао-Цзы
6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению». О. Бисмарк
7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково
были подчинены законам». Ж. Даламбер
8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии». С. Лец
9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права». Принцип
римского права
10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл». Ш. Монтескье
11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости
деспотична». Латинское изречение
12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление все же есть
преступление». Сенека
13. «Свобода есть право делать все, что дозволено законом». Ш. Монтескье
14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». Вольтер
15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием».
Теренций
16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть,
которую оно утверждает». А. Кененов
17. «Самый заклятый враг права — привилегия». М. Эбнер-Эшенбах
18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья». Цицерон
31
19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам». Античный
афоризм
20. «Не все, что разрешает закон, позволяет совесть». Платон
21. «Самое большое преступление — безнаказанность». Б. Шоу
22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать». Г.
Державин
23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они
соблюдались». Дж. Локк
24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия».
4. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ поОДБ.05
Обществознание
№
Вид и содержание внеаудиторных
самостоятельных работ
Количество
часов
1
Работа со средствами массовой информации
1.1Подготовка творческой работы по материалам
СМИ по теме «Сферы общества» (СМИ 1)
1.2. Подготовка экономического обзора по материалам
(СМИ 2)
1.3. Подготовка политического обзора по материалам
(СМИ 3)
2
2
2
2
Написание эссе по разделам:
2.1. Общество (Э 1)
3
2.2. Человек (Э 2)
3
2.3
Основы знаний о духовной культуре человека и
общества (Э 3)
3
2.4
Экономика (Э 4)
3
2.5.Социальные отношения (Э5)
3
2.6.Политика (Э 6)
3
2.7.Право (Э 7)
3
32
3
Подготовка сообщений по темам:
1.
Глобальные проблемы современности (С1)
2.
Понимание человека в истории (С2)
3.
Наука и образование в современном мире (С3)
4.
Мировые религии (С4)
5.
Экономический рост и развитие (С5)
6.
Социальная стратификация ( С6)
7.
Социальная мобильность (С7)
8.
Социальная мобильность (С8)
9.
Молодежь, как социальная группа ( С9)
10.Функционирование политической системы
общества (С10)
11. Политические лидеры. (С11)
12.Политические партии современной России
(
С12
)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Составление таблиц
1. Сравнительная таблица типов общества. (Т1)
2. Сравнительная таблица ступеней познания. (Т2)
3. Сравнительная таблица «Массовая и элитарная
культура». (Т3)
4. Сравнение мировых религий (Т4)
5. Сравнительная таблица «Жанры искусства»(Т5)
6. Сравнительная таблица «Экономические системы»
(Т 6)
7. Сравнительная таблица организационно-правовых
форм. (Т7)
8.Таблица «Коммерческие банки». (Т8)
9.Сравнительная таблица статусов. (Т9)
10.Таблица. «Виды групп» (Т10)
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
5
Составление опорного конспектов по темам
1. Общество, как сложная система. (О 1)
1
2. Производство: структура, факторы, виды. ( О2)
2
3.Виды налогов. ( О3)
2
4.Основные проблемы экономики России. (О4)
1
5.Межнациональные отношения. Национальная
политика (О5).
2
6.Власть.Комбинация типов власти. (О6)
2
7.Правовое регулирование общественных отношений.
(О7)
1
8.Основные конституционные права и обязанности
Граждан России. (О8)
1
8.Способы защиты имущественных и
неимущественных прав. (О9)
1
9. Трудовые споры и порядок их разрешения.(О10)
2
33
10. Состав преступления. (О11)
1
6
Составление схем по темам
1. Виды обществ. ( СХ1)
2.
Виды культуры ( СХ2)
3.
Роль религии в обществе ( СХ3)
4.
Виды безработицы. ( СХ4)
5.
Виды политики. ( СХ5)
6.
Формы государства. (СХ6)
7.
Признаки правового государства. (СХ7)
8.
Нормативные правовые акты ( СХ8)
9.
Виды административной ответственности. ( СХ9)
10. Виды уголовной ответственности.( СХ10)
1
1
1
1
1
1
Подготовка тестов или кроссвордов или вопросов
по разделу
1. Общество (? 1)
2
2. Человек (? 2)
2
3. Основы знаний о духовной культуре человека и
общества (? 3)
2
4. Экономика (? 4)
2
5.Социальные отношения (?5)
2
6.Политика (? 6)
2
7.Право (? 7)
2
5.График самостоятельной работы обучающихся по ОДБ.05
Обществознание
Группа
Кол-во часов
1 семестр (недели)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
34