Напоминание

Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса"


Автор: Нифонтова Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ШОР №1
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок внеклассного чтения по повести А.Грина "Алые паруса"
Раздел: среднее образование





Назад




«Ребята, надо верить в чудеса»

Урок внеклассного чтения по повести А. Грина «Алые паруса»

Цель урока:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством русского писателя-

фантаста

и

романиста

А.

Грина,

расширить

их

знания

о

художественных

особенностях его повести «Алые паруса».

Задачи:

- развивать навыки анализа художественного текста;

- формировать умение давать оценку героям и их поступкам,

- аргументировать свой ответ, обобщать, делать выводы;

- способствовать развитию монологической речи;

- воспитывать ответственность за свои поступки.

Оборудование

1. Портрет А. Грина.

2. Аудиозапись песни Александра Ланцберга «Ребята надо верить в

чудеса».

3. Эпиграф к уроку - слова Н. Тихонова: «… он любил живую, красивую,

сильную жизнь; его герои ищут справедливости, свободы, верят в высоту

человеческих подвигов, исканий, высоту духа».

Ход урока

I.Слово учителя

- Наш сегодняшний урок я хочу начать с песни замечательного автора-

исполнителя Александра Ланцберга (Звучит песня «Ребята надо верить в

чудеса»).

К чему призывает нас автор песни? (Верить в чудеса, дружить).

Какое произведение вдохновило Ланцберга на создание песни? (Повесть

Александра Грина «Алые паруса»).

Давайте же познакомимся я писателем, создавшим эту замечательную

повесть?

II. Сообщение ученика об А.Грине

Александр

Грин

псевдоним

русского

писателя

Александра

Степановича Гриневского.

Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и

несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём

желание протестовать.

Непонимание

преследовало

его

с

детства.

Одарённого

Сашу

высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за

писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов.

Учёба

для

мальчика

сложилась

также

нелегко.

Он

ро с

мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но

ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр

плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна.

Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском

Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за

участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал

счетоводом в больнице, ужасно бедствовал.

Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость

жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а

мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали

нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от

оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность,

чувствительность.

Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его

произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу.

Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В

Одессе,

встретившись

с

морем,

он

с

особой

остротой

почувствовал

своё

одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках

работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход,

ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре

капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.

И

снова

нужда,

лишения,

беспросветная

нищета.

Жалования

банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для

крестьян

прошения

в

суд.

Жизнь

была

настолько

тяжела,

что

он

даже

не

запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в

порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал

от

малярии

в

рыбачьей

артели

и

едва

не

погиб

от

жажды

в

песчаных

смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани,

под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии

отразилось в творчестве Грина.

Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были

заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте

девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного

корабля и убитого за это по приказу командира.

Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого

труда казались ему чудом.

В

1912

году

Грин

приехал

в

Петербург.

Здесь

начался

лучший

период

его

жизни.

Он

писал

почти

непрерывно,

с

жаждой

перечитывал

множество книг, увлекался произведениями, Киплинга, Эдгара По, Стивенсона,

Джека Лондона, Чехова, Горького. Часто перечитывал Пушкина, а в зрелом

возрасте увлекался чтением энциклопедий.

Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно

даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от

жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два

года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это,

вынес

писатель

Грин

не

озлобление

и

жестокость,

но

твёрдую

и

ясную

непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и

человечность.

Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно

плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три

тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти

журналах и газетах.

Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни,

полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям,

мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть

весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные,

полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и

любви.

III. Слово учителя

- Я думаю, что рассказ о трудном детстве писателя, его юности поможет

вам яснее понять,

какое место в произведениях Грина занимает борьба за

человека, против низости и косности. Александра Грина называют рыцарем

мечты, герои его произведений живут, покоряя читателей своим мужеством,

благородством, человеческой красотой.

«Алые паруса» - одно из самых прославленных произведений А.Грина.

Он окончил эту повесть в декабре 1920 года. Рукопись он пронёс по дорогам

гражданской войны в вещевом мешке вместе со сменой белья. Свою повесть

сам Грин называл «Живая мечта».

Дома вы все прочитали произведение. И сейчас я предлагаю вам ответить

на несколько вопросов и проверить, насколько внимательно вы прочитали текст.

III. Викторина на знание содержания повести

1.

Чей это портрет?

-

«Малообщительный по натуре, он, после смерти жены стал еще

замкнутее и нелюдимее. По праздникам его иногда видели в трактире, но он

никогда не присаживался… Гостей он не выносил, тихо спроваживая их не

силой,

но

такими

намеками

и

вымышленными

обстоятельствами,

что

посетителю

не

оставалось

ничего иного,

как

выдумать причину,

не

позволяющую сидеть дольше» (Лонгрен).

- «Если он не хотел, чтобы подстригали деревья, деревья оставались

нетронутыми,

если

он

просил

простить

или

наградить

кого-либо,

заинтересованное лицо знало, что так и будет; он мог ездить на любой

лошади, брать в замок любую собаку; рыться в библиотеке, бегать босиком и

есть, что ему вздумается» (Артур Грей).

- «Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая

блуза,

заправленная

в

синие

брюки,

и

высокие

сапоги

придавали

ему

вид

охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость

и сумка с новеньким никелевым замочком» (Волшебник Эгль).

2.

«Ассоль было уже пять лет, и отец начинал все мягче и мягче

улыбаться, посматривая на ее нервное, доброе личико, когда, сидя у него на

коленях, она трудилась над тайной застегнутого жилета… В это время

произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь».

Что это за событие? (Лонгрен не помог Меннерсу во время шторма, не

бросил причал, в результате Меннерс погиб).

3. Играя, дети гнали Ассоль, если она приближалась к ним, швыряли

грязью дразнили тем, что будто отец ее ел человеческое мясо, а теперь делает

фальшивые

деньги.

Одна

за

другой

наивные

ее

попытки

к

сближению

оканчивались горьким плачем, синяками, царапинами и другими проявлениями

общественного мнения; она перестала, наконец, оскорбляться, но все еще

иногда спрашивала отца: «Скажи, почему нас не любят?»

Что отвечал отец на вопрос дочери? («Э, Ассоль, - говорил Лонгрен, -

разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут»)

4.

Волшебник,

узнав,

что

у

Ассоль

в

корзине

лодочки,

говорит

ей:

«Отлично. Тебя послали продать. По дороге ты занялась игрой. Ты пустила

яхту поплавать, а она сбежала – ведь так?» А Ассоль задает ему встречный

вопрос: «Ты разве видел? Тебе кто-то сказал? Или ты угадал?»

Что отвечает ей Эгль? («Я это знал, потому что я – самый главный

волшебник)

5. Волшебник рассказывает Ассоль сказку и в конце спрашивает: «Что бы

ты тогда сделала?»

Что ответила Ассоль? («Я бы его любила,- поспешно сказала она и не

совсем твердо прибавила: Если он не дерется»)

IV. Работа в группах. Представление героев повести.

Каждая группа получает вопросы и готовит презентацию своего героя

ЭГЛЬ

- Чем Эгль похож на сказочного героя?

- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте его описание.

- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на

сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства,

используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)

- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

АССОЛЬ

- Почему Ассоль растет без подруг?

- Почему умерла мать Ассоль?

- Похожа ли жизнь героини на сказку? (Учащиеся выясняют, что жизнь

Ассоль до встречи с Грэем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное,

полуголодное существование, неприятие окружающих. Единственный лучик

счастья для Ассоль – это добрый, немногословный Лонгрен, с которым любила

она проводить долгие вечера, слушая рассказы о морских путешествиях).

- Какие качества героини подчеркивает автор?

- Какой метод использует, чтобы нарисовать ее портрет?

ГРЭЙ

- Как герой воспринял сказку об алых парусах?

- История Грэя (Выразительное чтение отрывка о детстве героя)

- Почему Грэй решает стать капитаном?

- Случайно ли название шхуны “Секрет”?

- В чем секрет Грэя?

Группы сообщают результаты своей работы.

V. Беседа по содержанию повести

- «Алые паруса» часто называют сказкой. Согласны ли вы с этим? (Для

сказки в повести слишком много реальных событий)

- Сам А. Грин назвал свое произведение феерией. Что такое феерия?

(

В литературе -

использование

волшебных

элементов

в

произведении.

П е р в о н а ч а л ь н о

с л о в о

у п о т р е б л я л о с ь

д л я

о б о з н а ч е н и я

жанра театральных спектаклей или цирковых п р ед с т а вл е н и й ,

в

ко т о р ы х

применялись постановочные эффекты для показа фантастических волшебных

сцен. А еще это название Чудесной страны

из британских и французских

сказок). Запишите определение в тетрадь.

- Почему произведение начинается описанием детства Ассоль? Каким оно

было? Почему? (Рано умерла мать, воспитанием занимался отец, мастеривший

на

продажу

игрушки.

Лонгрен

рассказывал

дочери

диковинные

и

фантастические истории об игрушках, о жизни и людях).

- В разыгравшийся шторм Лонгрен не помог Меннерсу, оказавшемуся в

лодке без вёсел. Как вы относитесь к этому поступку Лонгрена? Почему его не

поняли односельчане? (Учащиеся высказывают свою точку зрения).

- Какие слова героя доказывают, что сам он понимает, что поступил

плохо? («Чёрную игрушку я сделал Ассоль»). Как вы понимаете эти слова?

- Маленькую Ассоль отличает видение жизни как непрестанного чуда.

Как в ней сформировалась эта черта? (Повлияли рассказы отца. Встреча с

Эглем,

увидев

десятилетнюю

Ассоль

у

ручья

в

погоне

за

уплывающей

игрушкой, он рассказал ей сказку о том, что когда Ассоль будет большой, за ней

приплывёт на чудесном корабле с алыми парусами прекрасный принц и увезёт

её в счастливую блистательную страну. Заронив в душу девочки большую мечту

о достижимом счастье, мудрый старик не ошибся. Ассоль взрослеет, за мечтой

следуют поступки – стремление обратить желаемое в действительное).

- Кто из героев повести более близок по характеру Ассоль? Чем именно?

(Грей.

В

его

образе

Грин

воплотил

свои

представления

о

гуманизме.

В

случайной встрече молодого капитана и юной деревенской мечтательницы Грин

подчёркивает родство их духовных интересов, цельность и тонкость чувств и

характеров. Грей ничего не знал о девушке, которую увидел в лесу спящей. Но

он любил неожиданности и загадки, и за сильным впечатлением у него всегда

проявлялось активное действие).

- Какую нехитрую истину понял Грей, узнал историю Ассоль? («Я понял

одну нехитрую истину. Она в том, чтобы так называемые чудеса делать своими

руками». Какое решение принимает Грей, почему? (Грей решает прийти в

Каперну на корабле с алыми парусами согласно мечте Ассоль)

Подготовленный ученик читает отрывок из повести (Глава 7. Монолог

Грея

«Вы

видите,

как

тесно

сплетены

здесь

судьба,

воля

и

свойство

характеров….»)

- Почему не удивилась Ассоль, когда увидела Грея и услышала его слова:

«Вот, я пришёл. Узнала ли ты меня?» (Она жила этим все последние годы).

- Найдите в тексте слова, доказывающие, что Ассоль была счастлива в

этот момент.

- Какова, по-вашему, главная идея повести? (В «Алых парусах» Грин ясно

выразил две значительные идеи: о достижении светлой мечты своими руками и

о том, что мечта – неодолимое оружие против живучего мещанства, косности,

злобы и стяжательского отупения)

VI. Заключение

Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам представить себя на

несколько минут волшебниками и ответить на вопрос, какую самую заветную

свою мечту вы хотели бы воплотить в жизнь. (Ученики делятся своими

мыслями)

Пусть и к вам однажды приплывёт корабль под алыми парусами надежды

на исполнение вашей мечты. И это будет, если только вы постараетесь сами.

Домашнее задание (на выбор)

1.

Нарисовать иллюстрации к повести А. Грина «Алые паруса».

2.

Прочитать самостоятельно любое произведение А.Грина и

подготовить рецензию.

3.

Подготовить выразительное чтение одного из отрывков

повести Грина «Алые паруса».

4.

Написать сочинение «Мой путь к мечте».



В раздел образования