Автор: Нифонтова Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ШОР №1
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Главные члены предложения. Подлежащее. Урок в 5 классе.
Раздел: среднее образование
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
«Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.» (5 класс)
(Авторы учебника: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.
Задачи урока:
1.
Образовательные:
развить умение находить грамматическую основу;
формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать орфографические умения.
2.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o
развивать умение применять новые знания;
o
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o
формирование логических умений;
o
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
o
развитие умения формулировать проблему;
o
развитие умения работы в парах.
1
3.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
o
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Структура урока:
1)
Организационный этап.
2)
Актуализация знаний.
3)
Обобщение ранее изученного.
4)
Постановка учебной задачи.
5)
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
6)
Физ. минутка.
7)
Закрепление изученного материала.
8)
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
9)
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление
оценок за урок.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Принципы системно-
деятельностного
подхода, формируемые
УУД.
Организационный
момент, мотивация
к учебной
деятельности
Приветственное слово учителя:
Когда мы улыбаемся,
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь
день.
А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на
уроке.
Приветствие
учащихся.
Принцип
психологической
комфортности.
УУД: личностные,
коммуникативные.
Цель – создание
доброжелательной
атмосферы, мотивация на
учёбу, создание ситуации
успеха.
Обобщение ранее
изученного.
Комментированное письмо.
Стайки птиц носят..ся от деревн.. к деревн... Из ни(з/с)кого облач..ка пада..т
Записывают текст,
комментируют выбор
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные
2
Актуализация
знаний
Постановка учебной
цели.
дождь. От луж.. раск..сают л..сные доро..ки.
-Спишите, графически объясняя выбор орфограмм.
- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.
- Выпишите словосочетание: 1 вариант- именное, 2 вариант – глагольное.
- Чем предложение отличается от словосочетания?
- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической
основы)
- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:
Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?
- Правильно, это подлежащее.
- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.
Сформулируйте тему урока.
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее .
Запишите число, классная работа и тему урока:
« Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее»
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны
будем закрепить?
Вспомним, что такое подлежащее;
научимся находить подлежащее в предложении;
узнаем способы выражения подлежащего;.
орфограмм.
Отвечают на вопросы
Отвечают на
вопросы,
формулируют тему
урока.
Запись учащимися
числа, темы урока
Формулируют цель
урока
(проблемная подача
учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные,
регулятивные
(самостоятельное
формулирование цели,
планирование,
прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать
проблемную ситуацию,
спрогнозировать
предстоящую
деятельность.
Усвоение новых
знаний.
Первичное
закрепление знаний.
1.
Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.
—
Какие члены предложения составляют его основу?
—
Как называются остальные члены предложения?
—
Что обозначает подлежащее?
—
Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
—
В каком падеже стоит подлежащее?
—
На какие вопросы отвечает сказуемое?
—
Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
—
Сколько главных членов может быть в предложении?
2.
Упр. 160 (письменно у доски)
Отвечают на
вопросы.
Коллективная
работа.
Записывают
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные,
познавательные,
регулятивные(развитие
внимания учащихся,
монологической речи;
создание благоприятной
атмосферы
заинтересованности;
работа над
формированием
логических умений:
3
4. Чтение правила в учебнике стр. 76
предложения из упр.
160, выделяют
грамматические
основы, обозначают
способ выражения
подлежащего.
анализ, сравнение,
обобщение, построение
цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения
применять новые знания.
УУД: регулятивные
(работа с текстом, умение
выражать свою точку
зрения).
коммуникативные
(взаимодействие,
сотрудничество).
Физ. минутка
Физкультминутка для глаз
Выполняют
физкультминутку для
глаз
4
Закрепление
изученного
материала
- Чем чаще всего выражено подлежащее?
Ч
аще всего подлежащее выражено существительным.
- Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения.
- Как вы думаете, в чем его сложность?
- В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно
может быть выражено не только именем существительным.
Групповая работа.
-Давайте познакомимся со способами выражения подлежащего, а для этого
поработаем в группах.
Задание:
1.
Проанализируйте предложенные предложения.
2.
Найдите подлежащее, укажите способ выражения.
3.
Заполните таблицу “Способы выражения подлежащего”.
4.
Обобщите полученный результат.
5.
Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.
1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.2. Входят семь богатырей.3.Четырежды
пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5.Наступила золотая осень. 6.Жить – Родине
служить.
Имя
сущ
.
Местоим
.
Имя
прил
.
Глагол
Числительно
е
Словосочетани
е
Подлежаще
е
Проверка работы в группах.
Выписывают
грамматические
основы предложений.
Работают в группах
Принцип деятельности,
непрерывности,
вариативности,
творчества.
УУД: познавательные
(опирается на уже
известное);
УУД: регулятивные
( умение обосновать
свою точку зрения,
грамотно
сформулировать ответ ).
Коммуникативные
(умение работать в
группе, развитие
уважения друг к другу).
5
Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи.
Рефлексия
деятельности.
Подведение итогов работы.
Продолжите фразу:
Грамматическая основа – это….
Подлежащее – это ….
Подлежащее может быть выражено……
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок.
Продолжают фразу.
УУД: познавательные,
регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать
выводы, самооценка
Домашнее задание.
П.31,32, упр.162 или мини – сочинение «Листопад»(подчеркните грам. основы
предложений)
Запись учащимися
задания в дневники.
6
Проверка и анализ выполненных заданий.
Что мы должны узнать?
☼
главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;
☼
что обозначает подлежащее и сказуемое;
☼
на какие вопросы отвечают и какими частями речи выражены;
☼
как подчеркиваются в предложении.
Что должны уметь?
☼
находить главные члены в предложении;
☼
ставить к ним вопросы;
☼
согласовывать сказуемое, выраженное глаголом, с подлежащим-существительным.
а) Игра-путаница (По цепочке у доски)
Определите границы предложений и подчеркните главные члены предложения. (Слайд 12)
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке
Учащиеся: По очереди называют предложения, записывают их и подчеркивают главные члены, называют
какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые.
1. В реке там рыба.
2. На бугре мычит корова.
3. В конуре собака лает.
4. На заборе поет синичка.
5. В коридоре играют дети.
6. На стене висит картина.
7. На окне узоры инея.
8. В печурке горят дрова.
9. В руках девчурки нарядная там кукла.
10. Коньки к зиме готовят там.
11. Очки лежат для бабушки.
12. Тетрадки всегда содержатся в порядке.
Учитель: Скажите, ребята, во всех ли предложениях есть оба главные члены предложения?
Ученики: Нет. в 1,7,9 предложениях есть только подлежащее, а сказуемых нет. В 10 предложении –
только сказуемое.
Учитель: Какой можно сделать вывод?
Ученики: В предложении не всегда два главных члена предложения, предложение может быть и с одним
главным членом.