Напоминание

Главные члены предложения. Подлежащее. Урок в 5 классе.


Автор: Нифонтова Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ШОР №1
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Главные члены предложения. Подлежащее. Урок в 5 классе.
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.» (5 класс)

(Авторы учебника: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.

Задачи урока:

1.

Образовательные:

развить умение находить грамматическую основу;

формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

совершенствовать орфографические умения.

2.

Развивающие:

осуществление системно-деятельностного подхода;

развитие критического мышления;

развитие внимания;

формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

o

развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

o

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

o

развивать умение применять новые знания;

o

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

o

формирование логических умений;

o

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

o

развитие умения формулировать проблему;

o

развитие умения работы в парах.

1

3.

Воспитательные:

воспитание интереса и уважения к родному языку;

воспитание ценностного отношения к слову;

развитие коммуникативных УУД:

o

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

o

взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Структура урока:

1)

Организационный этап.

2)

Актуализация знаний.

3)

Обобщение ранее изученного.

4)

Постановка учебной задачи.

5)

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

6)

Физ. минутка.

7)

Закрепление изученного материала.

8)

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

9)

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление

оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Принципы системно-

деятельностного

подхода, формируемые

УУД.

Организационный

момент, мотивация

к учебной

деятельности

Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь

день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на

уроке.

Приветствие

учащихся.

Принцип

психологической

комфортности.

УУД: личностные,

коммуникативные.

Цель – создание

доброжелательной

атмосферы, мотивация на

учёбу, создание ситуации

успеха.

Обобщение ранее

изученного.

Комментированное письмо.

Стайки птиц носят..ся от деревн.. к деревн... Из ни(з/с)кого облач..ка пада..т

Записывают текст,

комментируют выбор

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные

2

Актуализация

знаний

Постановка учебной

цели.

дождь. От луж.. раск..сают л..сные доро..ки.

-Спишите, графически объясняя выбор орфограмм.

- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.

- Выпишите словосочетание: 1 вариант- именное, 2 вариант – глагольное.

- Чем предложение отличается от словосочетания?

- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической

основы)

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Правильно, это подлежащее.

- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.

Сформулируйте тему урока.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее .

Запишите число, классная работа и тему урока:

« Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее»

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны

будем закрепить?

Вспомним, что такое подлежащее;

научимся находить подлежащее в предложении;

узнаем способы выражения подлежащего;.

орфограмм.

Отвечают на вопросы

Отвечают на

вопросы,

формулируют тему

урока.

Запись учащимися

числа, темы урока

Формулируют цель

урока

(проблемная подача

учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные,

регулятивные

(самостоятельное

формулирование цели,

планирование,

прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать

проблемную ситуацию,

спрогнозировать

предстоящую

деятельность.

Усвоение новых

знаний.

Первичное

закрепление знаний.

1.

Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.

Какие члены предложения составляют его основу?

Как называются остальные члены предложения?

Что обозначает подлежащее?

Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

В каком падеже стоит подлежащее?

На какие вопросы отвечает сказуемое?

Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

Сколько главных членов может быть в предложении?

2.

Упр. 160 (письменно у доски)

Отвечают на

вопросы.

Коллективная

работа.

Записывают

Принцип деятельности.

УУД: коммуникативные,

познавательные,

регулятивные(развитие

внимания учащихся,

монологической речи;

создание благоприятной

атмосферы

заинтересованности;

работа над

формированием

логических умений:

3

4. Чтение правила в учебнике стр. 76

предложения из упр.

160, выделяют

грамматические

основы, обозначают

способ выражения

подлежащего.

анализ, сравнение,

обобщение, построение

цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения

применять новые знания.

УУД: регулятивные

(работа с текстом, умение

выражать свою точку

зрения).

коммуникативные

(взаимодействие,

сотрудничество).

Физ. минутка

Физкультминутка для глаз

Выполняют

физкультминутку для

глаз

4

Закрепление

изученного

материала

- Чем чаще всего выражено подлежащее?

Ч

аще всего подлежащее выражено существительным.

- Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения.

- Как вы думаете, в чем его сложность?

- В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно

может быть выражено не только именем существительным.

Групповая работа.

-Давайте познакомимся со способами выражения подлежащего, а для этого

поработаем в группах.

Задание:

1.

Проанализируйте предложенные предложения.

2.

Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

3.

Заполните таблицу “Способы выражения подлежащего”.

4.

Обобщите полученный результат.

5.

Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.

1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.2. Входят семь богатырей.3.Четырежды

пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5.Наступила золотая осень. 6.Жить – Родине

служить.

Имя

сущ

.

Местоим

.

Имя

прил

.

Глагол

Числительно

е

Словосочетани

е

Подлежаще

е

Проверка работы в группах.

Выписывают

грамматические

основы предложений.

Работают в группах

Принцип деятельности,

непрерывности,

вариативности,

творчества.

УУД: познавательные

(опирается на уже

известное);

УУД: регулятивные

( умение обосновать

свою точку зрения,

грамотно

сформулировать ответ ).

Коммуникативные

(умение работать в

группе, развитие

уважения друг к другу).

5

Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи.

Рефлексия

деятельности.

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа – это….

Подлежащее – это ….

Подлежащее может быть выражено……

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.

Продолжают фразу.

УУД: познавательные,

регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать

выводы, самооценка

Домашнее задание.

П.31,32, упр.162 или мини – сочинение «Листопад»(подчеркните грам. основы

предложений)

Запись учащимися

задания в дневники.

6

Проверка и анализ выполненных заданий.

Что мы должны узнать?

главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;

что обозначает подлежащее и сказуемое;

на какие вопросы отвечают и какими частями речи выражены;

как подчеркиваются в предложении.

Что должны уметь?

находить главные члены в предложении;

ставить к ним вопросы;

согласовывать сказуемое, выраженное глаголом, с подлежащим-существительным.

а) Игра-путаница (По цепочке у доски)

Определите границы предложений и подчеркните главные члены предложения. (Слайд 12)

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке

Учащиеся: По очереди называют предложения, записывают их и подчеркивают главные члены, называют

какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые.

1. В реке там рыба.

2. На бугре мычит корова.

3. В конуре собака лает.

4. На заборе поет синичка.

5. В коридоре играют дети.

6. На стене висит картина.

7. На окне узоры инея.

8. В печурке горят дрова.

9. В руках девчурки нарядная там кукла.

10. Коньки к зиме готовят там.

11. Очки лежат для бабушки.

12. Тетрадки всегда содержатся в порядке.

Учитель: Скажите, ребята, во всех ли предложениях есть оба главные члены предложения?

Ученики: Нет. в 1,7,9 предложениях есть только подлежащее, а сказуемых нет. В 10 предложении –

только сказуемое.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики: В предложении не всегда два главных члена предложения, предложение может быть и с одним

главным членом.



В раздел образования