Автор: Татьяна Ивановна Сидорова
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Заларинская СОШ №2
Населённый пункт: п. Залари, Иркутская область
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Алгебра 10 (физико-математический) класс
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Заларинская средняя общеобразовательная школа №2
Согласовано: Утверждаю:
Замдиректора по УВР Директор МБОУ ЗСОШ №2
Шварц Л.Н. Сидорова Т.И.
_____________________ ________________________
« 31 » августа 2018г. « 31 » августа 2018г.
Рабочая программа
по алгебре и началам анализа
в 10 (физико-математическом) классе
на 2018-2019 учебный год
количество часов в неделю: 4
Составил:
Сидорова Т.И.,
учитель математики
Составлена в соответствии
Прошла экспертизу на заседании
с программой общеобразовательных школ
методического объединения.
Математика (Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк.)
Протокол №1 от 31.08.2019г.
М.: Дрофа, 2015 год
Руководитель МО ВерещагинаЛ.И.
Учебник «Алгебра и начала анализа 10-11 кл»
Ш. А. Алимов, 2015г.
Издательство «Просвещение»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального компонента государственного Стандарта среднего общего образования по
математике.
Программы (для общеобразовательных учреждений): Бурмистрова Т.А. Алгебра и
начала математического анализа. 10-11 классы. «Просвещение», 2014г.
Программа по алгебре и началам математического анализа. Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин,
Ю.В.Сидоров и др. М., «Просвещение», 2014г.
Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (в неделю – 4 ч).
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие
содержательные
линии: «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия»,
«Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия
«Начала математического анализа». В рамках указанных содержательных линий решаются
следующие задачи:
систематизация
сведений
о
числах;
изучение
новых
видов
числовых
выражений
и
формул;
совершенствование
практических
навыков
и
вычислительной
культуры,
расширение
и
совершенствование
алгебраического
аппарата,
сформированного
в
основной школе, и его применение к решению математических и нематематических
задач;
расширение
и
систематизация
общих
сведений
о
функциях,
пополнение
класса
изучаемых
функций,
иллюстрация
широты
применения
функций
для
описания
и
изучения реальных зависимостей;
развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем
мире,
совершенствование
интеллектуальных
и
речевых
умений
путем
обогащения
математического языка, развития логического мышления;
знакомство с основными идеями и методами математического анализа.
Цели изучения математики в старшей школе на базовом уровне:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве
моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической
культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей
школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной
жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для
получения
образования
в
областях,
не
требующих
углубленной
математической
подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как
части
общечеловеческой
культуры:
знакомство
с
историей
развития
математики,
эволюцией
математических
идей,
понимания
значимости
математики
для
общественного прогресса.
Содержание обучения
1.Действительные числа
Целые
и
рациональные
числа.
Действительные
числа.
бесконечно
убывающая
геометрическая
прогрессия.
Арифметический
корень
натуральной
степени.
Степень
с
рациональным и действительным показателями.
Основная
цель
—
обобщить
и
систематизировать
знания
о
действительных
числах;
сформировать понятие степени с действительным показателем; научить применять опреде -
ления арифметического корня и степени, а также их свойства при выполнении вычислений и
преобразовании выражений.
2.Степенная функция
Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. Равносильные
уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения. Иррациональные неравенства.
Основная цель — обобщить и систематизировать известные из курса алгебры основной
школы свойства функций; изучить свойства степенных функций с натуральным и целым
показателями и научить применять их при решении уравнений и неравенств; сформировать
понятие равносильности уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.
3.Показательная функция
Показательная функция, ее свойства и график. Показательные уравнения. Показательные
неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основная
цель
—
изучить
свойства
показательной
функции;
научить
решать
показательные уравнения и неравенства, простейшие системы показательных уравнений.
4.Логарифмическая функция
Логарифмы.
Свойства
логарифмов.
Десятичные
и
натуральные
логарифмы.
Логарифмическая функция, ее свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифми-
ческие неравенства.
Основная цель — сформировать понятие логарифма числа; научить применять свойства
логарифмов при решении уравнений; изучить свойства логарифмической функции и научить
применять ее свойства при решении простейших логарифмических уравнений и неравенств.
5.Тригонометрические формулы
Радианная
мера
угла.
Поворот
точки
вокруг
начала
координат.
Определение
синуса,
косинуса и тангенса угла. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом,
косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус
и тангенс углов а и -а. Формулы сложения. Синус, косинус и тангенс двойного угла. Синус,
косинус и тангенс половинного угла. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма
и разность косинусов.
Основная цель — сформировать понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса числа;
научить применять формулы тригонометрии для вычисления значений тригонометрических
функций
и
выполнения
преобразований
тригонометрических
выражений;
научить
решать
простейшие тригонометрические уравнения sin x = a, cos x = а при а = 1, -1, 0.
6.Тригонометрические уравнения
Уравнения cos x = a, sin x = a, tg x = а. Решение тригонометрических уравнений. Примеры
решения простейших тригонометрических неравенств.
Основная
цель
—
сформировать
умение
решать
простейшие
тригонометрические
уравнения; ознакомить с некоторыми приемами решения тригонометрических уравнений.
7.Повторение и решение задач
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
•значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и
исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
•значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и
развития
математической
науки;
историю
развития
понятия
числа,
создания
математического анализа, возникновения и развития геометрии;
•универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во
всех областях человеческой деятельности;
•вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
АЛГЕБРА
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение
вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с
рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные
устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений,
включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
вычислять
значения
числовых
и
буквенных
выражений,
осуществляя
необходимые
подстановки и преобразования;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы,
логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные
материалы и простейшие вычислительные устройства;
ФУНКЦИИ И ГРАФИКИ
уметь
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания
функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций,
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их
графиков;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически,
интерпретации графиков;
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
уметь
решать
рациональные,
показательные
и
логарифмические
уравнения
и
неравенства,
простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их
систем;
использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической
деятельности
и
повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей.
Учебно-методическое обеспечение:
Учебник: «Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 кл.общеобраз.учреждений/ Ш.А.Алимов,
Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 15 изд.-М.: Просвещение, 2018г.
С.М. Саакян, А.М. Гольдман, Д.В. Денисов Задачи по алгебре и началам анализа для 10 – 11
классов. Москва: Просвещение
И.Ф. Шарыгин Решение задач - Москва: Просвещение, 1991.
Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд Дидактические материалы по алгебре и началам
анализа - Москва: Просвещение, 2017.
Газета «Математика», издательский дом «Первое сентября».
Журнал «Математика в школе», издательство «Школьная пресса».
Календарно – тематическое планирование уроков алгебры и начала анализа
Класс: 10
Кол-во часов в неделю: 4
Кол-во часов в год: 136
Учебник: «Алгебра и начала анализа: учеб. для 10-11 класс /общеобраз.учреждений/
Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров и др. – 15 изд.-М.: Просвещение, 2007г.
№п/п
Содержание учебного материала
Кол-во
уроков
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Глава 1. Действительные числа (13 ч)
1
Целые и рациональные числа
1
2
Действительные числа
1
3-4
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия
2
5-7
Арифметический корень натуральной степени
3
8-10
Степень с рациональным показателем
3
11
Обобщение по теме «Действительные числа»
1
12
Контрольная работа по теме «Действительные числа»
1
13
Анализ контрольных работ. Повторение
1
Глава 2. Степенная функция (14 ч)
14
Степенная функции, её свойства и график
1
15-
16
Взаимно обратные функции
2
17-
18
Равносильные уравнения и неравенства
2
19-
21
Иррациональные уравнения
3
22-
24
Иррациональные неравенства
3
25
Обобщение по теме «Степенная функция»
1
26
Контрольная работа по теме «Степенная функция»
1
27
Анализ контрольных работ. Повторение
1
Глава 3. Показательная функция (14 ч)
28-
29
Показательная функция, её свойства и график
2
30-
Показательные уравнения
3
32
33-
35
Показательные неравенства
3
36-
38
Системы показательных уравнений и неравенств
3
39
Обобщение по теме «Показательная функция»
1
40
Контрольная работа по теме «Показательная функция»
1
41
Анализ контрольных работ. Повторение
1
Глава 4. Логарифмическая функция (18 ч)
42-
43
Логарифмы
2
44-
46
Свойства логарифмов
3
47-
48
Десятичные и натуральные логарифмы
2
49-
50
Логарифмическая функция, её свойства и график
2
51-
53
Логарифмические уравнения
3
54-
56
Логарифмические неравенства
3
57
Обобщение по теме «Логарифмическая функция»
1
58
Контрольная работа по теме «Логарифмическая функция»
1
59
Анализ контрольных работ. Повторение
1
Глава 5. Тригонометрические формулы (32 ч)
60
Радианная мера угла
1
61-
63
Поворот точки вокруг начала координат
3
64-
65
Определение синуса, косинуса и тангенса угла
2
66-
67
Знаки синуса, косинуса и тангенса угла
2
68-
69
Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и
того же угла
2
70-
71
Тригонометрические тождества
2
72
Синус, косинус и тангенс углов
и
.
1
73
Обобщение по теме «Определение синуса, косинуса и тангенса
углов. Тригонометрические тождества»
1
74
Контрольная работа по теме «Определение синуса, косинуса и
тангенса углов. Тригонометрические тождества»
1
75
Анализ контрольных работ. Повторение по теме «Определение
синуса, косинуса и тангенса углов. Тригонометрические
тождества»
1
76-
78
Формулы сложения.
3
79-
80
Синус, косинус и тангенс двойного угла
2
81-
82
Синус, косинус и тангенс половинного угла
2
83-
85
Формулы привидения
3
86-
87
Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
2
88-
89
Обобщение по теме «Основные тригонометрические формулы»
2
90-
91
Контрольная работа по теме «Основные тригонометрические
формулы»
1
92
Анализ контрольных работ. Повторение по теме «Основные
тригонометрические формулы»
1
Глава 6. Тригонометрические уравнения (18 ч)
93-
94
Уравнение
cos
х = а
2
95-
96
Уравнение
sin
х = а
2
97-
98
Уравнение
tg
х = а
2
99-
102
Решение тригонометрических уравнений
4
103-
105
Примеры решения простейших тригонометрических неравенств
3
106-
108
Обобщение по теме «Тригонометрические уравнения»
3
109
Контрольная работа по теме «Тригонометрические уравнения»
1
110
Анализ контрольных работ. Повторение по теме
«Тригонометрические уравнения»
1
Глава 7. Тригонометрические функции (14 ч)
111
Область определения и множество значений тригонометрических
функций
1
112-
113
Четность, нечетность, периодичность тригонометрических
функций
2
114-
115
Свойства функции у =
cos
х и её график
2
116-
117
Свойства функции у =
sin
х и её график
2
118-
119
Свойства функции у =
tg
х и её график
2
120-
121
Обратные тригонометрические функции
2
122
Обобщение по теме «Тригонометрические функции»
1
123
Контрольная работа по теме «Тригонометрические функции»
1
124
Анализ контрольных работ. Повторение по теме
«Тригонометрические функции»
1
Итоговое повторение курса алгебры и начала анализа 10 класса (12 ч)
125-
133
Итоговое повторение курса алгебры и начала анализа 10 класса
9
134-
135
Итоговая контрольная работа
2
136
Обобщение курса алгебры и начала анализа 10 класса
1