Напоминание

Мотивация обучающихся техникума к участию в профессиональных конкурсах как педагогическая задача.


Авторы: Желябовская Елена Михайловна, Жукова Елена Николаевна
Должность: мастер производственного обучения, мастер производственного обучения
Учебное заведение: Белгородский техникум общественного питания
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация обучающихся техникума к участию в профессиональных конкурсах как педагогическая задача.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мотивация обучающихся техникума к участию в профессиональных

конкурсах как педагогическая задача.

В

настоящее

время

для

обучающихся

техникумов

участие

в

профессиональных

конкурсах

является

неотъемлемой

частью

на

пути

к

освоению

профессии.

И

задача

педагогов

подготовить

обучающихся

к

участию

в

профессиональных

конкурсах,

подготовив

их

тем

самым

к

условиям приближенным к работе на производстве.

Основная

цель

любого

профессионального

конкурса:

демонстрация

профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.

Например, конкурс профессионального мастерства WorldSkills – это

международное некоммерческое движение, основанное с целью повышения

престижа рабочих профессий и развития профессионального образования. К

участию в чемпионате WorldSkills отбираются лучшие из лучших. Данный

факт

широко

освещается

в

техникуме,

максимально

привлекаются

обучающиеся последних курсов. Таким образом, формируется их мотивации

к освоению и совершенствованию профессиональных навыков. Чемпионат

проводится

ежегодно,

и

соответственно

каждый

год

можно

участвовать,

узнавать

новое

в

своей

профессии,

делиться

опытом,

применять

новую

практику, совершенствовать условия подготовки обучающихся техникума.

Подготавливая

обучающихся

к

профессиональным

конкурсам

по

рабочим

специальностям,

преподаватели

тем

самым

формируют

профессиональную готовность студентов к осуществлению ими трудовой

деятельности по приобретаемой специальности.

Участие

позволяет

обучающимся

применить

полученные

навыки,

а

также

показать

свое

мастерство,

что

является

прекрасным

стимулом

профессионального роста и положительным примером для остальных. В

конкурентной борьбе у обучающихся возрастают показатели компонентов

мотивационной

готовности

к

дальнейшей

работе

по

приобретаемой

специальности.

В

процессе

подготовки

к

участию

в

конкурсе

выявляются

новые

технологии, необходимые условия, появляются знакомства, предполагающие

дальнейшие

сотрудничества.

С

конкурсантами

работает

педагог

с

целью

снижения тревожности, развития воли к победе, обучения навыкам работы в

ситуации стресса и т.п. Обучающиеся

имеют возможность подготовки к

конкурсу в ходе теоретических и практических занятий, в профессиональных

кружках, а также в процессе самоподготовки. Победителей можно назначать

помощниками

и

выдвигать

в

наставники.

Отобранные

в

конкурсе

профессионального

мастерства

обучающиеся

поощряются

морально

и

материально.

Обучающиеся

имеют

возможность

развивать

и

совершенствовать

профессиональные

компетенции

по

приобретаемой

специальности и в процессе наставничества. Участвуя в профессиональных

конкурсах

обучающиеся

совершенствуют

профессиональные

навыки,

приобретают

необходимый

опыт

подготовки

и

участия

в

конкурсных

программах, значительно повышается их самооценка, к ним обращаются с

просьбами

поделиться

опытом.

Победители

пользуются

авторитетом

у

сверстников,

ситуация

их

успеха

повышает

стремление

обучающихся

техникума к освоению профессиональных навыков, что в итоге способствует

формированию положительного отношения к труду как к ценности, желания

самоутверждения посредством труда и психологическую установку на труд.

Несмотря

на

различные

проблемы,

профессиональные

конкурсы

являются действенным средством для выявления и создания организационно-

педагогических условий подготовки обучающихся техникума, для обмена

опытом, формирования мотивационной готовности к работе по профессии.

Опыт успеха обладает огромной жизненной значимостью, он убеждается в

собственной

компетентно сти,

спо собно сти

решать

с л ож н ы е

профессиональные

задачи

в

условиях

соревнования,

что

укрепляет

его

чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не

только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива. Чувство

профессионального

успеха

выступает

в

данном

возрасте

ведущим

эмоциональным компонентом мотивационной готовности к труду.

Проведение

конкурсов

профессионального

мастерства

способствует

совершенствованию

профессионального

образования,

внедрению

новых

форм и средств формирования и развития профессиональных компетенций.

Профессиональные

конкурсы

оказывают

благоприятное

влияние

и

на

престиж

профессии,

и

на

раскрытие

новых

возможностей

для

профессионального

совершенствования,

творчества.

Само

участие

в

конкурсах

обогащает

новыми

практическими

навыками,

теоретическими

знаниями, придает уверенность в своем мастерстве и открывает перспективы

для дальнейшего профессионального роста и творчества.



В раздел образования