Авторы: Желябовская Елена Михайловна, Жукова Елена Николаевна
Должность: мастер производственного обучения, мастер производственного обучения
Учебное заведение: Белгородский техникум общественного питания
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация обучающихся техникума к участию в профессиональных конкурсах как педагогическая задача.
Раздел: среднее профессиональное
Мотивация обучающихся техникума к участию в профессиональных
конкурсах как педагогическая задача.
В
настоящее
время
для
обучающихся
техникумов
участие
в
профессиональных
конкурсах
является
неотъемлемой
частью
на
пути
к
освоению
профессии.
И
задача
педагогов
подготовить
обучающихся
к
участию
в
профессиональных
конкурсах,
подготовив
их
тем
самым
к
условиям приближенным к работе на производстве.
Основная
цель
любого
профессионального
конкурса:
демонстрация
профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.
Например, конкурс профессионального мастерства WorldSkills – это
международное некоммерческое движение, основанное с целью повышения
престижа рабочих профессий и развития профессионального образования. К
участию в чемпионате WorldSkills отбираются лучшие из лучших. Данный
факт
широко
освещается
в
техникуме,
максимально
привлекаются
обучающиеся последних курсов. Таким образом, формируется их мотивации
к освоению и совершенствованию профессиональных навыков. Чемпионат
проводится
ежегодно,
и
соответственно
каждый
год
можно
участвовать,
узнавать
новое
в
своей
профессии,
делиться
опытом,
применять
новую
практику, совершенствовать условия подготовки обучающихся техникума.
Подготавливая
обучающихся
к
профессиональным
конкурсам
по
рабочим
специальностям,
преподаватели
тем
самым
формируют
профессиональную готовность студентов к осуществлению ими трудовой
деятельности по приобретаемой специальности.
Участие
позволяет
обучающимся
применить
полученные
навыки,
а
также
показать
свое
мастерство,
что
является
прекрасным
стимулом
профессионального роста и положительным примером для остальных. В
конкурентной борьбе у обучающихся возрастают показатели компонентов
мотивационной
готовности
к
дальнейшей
работе
по
приобретаемой
специальности.
В
процессе
подготовки
к
участию
в
конкурсе
выявляются
новые
технологии, необходимые условия, появляются знакомства, предполагающие
дальнейшие
сотрудничества.
С
конкурсантами
работает
педагог
с
целью
снижения тревожности, развития воли к победе, обучения навыкам работы в
ситуации стресса и т.п. Обучающиеся
имеют возможность подготовки к
конкурсу в ходе теоретических и практических занятий, в профессиональных
кружках, а также в процессе самоподготовки. Победителей можно назначать
помощниками
и
выдвигать
в
наставники.
Отобранные
в
конкурсе
профессионального
мастерства
обучающиеся
поощряются
морально
и
материально.
Обучающиеся
имеют
возможность
развивать
и
совершенствовать
профессиональные
компетенции
по
приобретаемой
специальности и в процессе наставничества. Участвуя в профессиональных
конкурсах
обучающиеся
совершенствуют
профессиональные
навыки,
приобретают
необходимый
опыт
подготовки
и
участия
в
конкурсных
программах, значительно повышается их самооценка, к ним обращаются с
просьбами
поделиться
опытом.
Победители
пользуются
авторитетом
у
сверстников,
ситуация
их
успеха
повышает
стремление
обучающихся
техникума к освоению профессиональных навыков, что в итоге способствует
формированию положительного отношения к труду как к ценности, желания
самоутверждения посредством труда и психологическую установку на труд.
Несмотря
на
различные
проблемы,
профессиональные
конкурсы
являются действенным средством для выявления и создания организационно-
педагогических условий подготовки обучающихся техникума, для обмена
опытом, формирования мотивационной готовности к работе по профессии.
Опыт успеха обладает огромной жизненной значимостью, он убеждается в
собственной
компетентно сти,
спо собно сти
решать
с л ож н ы е
профессиональные
задачи
в
условиях
соревнования,
что
укрепляет
его
чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не
только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива. Чувство
профессионального
успеха
выступает
в
данном
возрасте
ведущим
эмоциональным компонентом мотивационной готовности к труду.
Проведение
конкурсов
профессионального
мастерства
способствует
совершенствованию
профессионального
образования,
внедрению
новых
форм и средств формирования и развития профессиональных компетенций.
Профессиональные
конкурсы
оказывают
благоприятное
влияние
и
на
престиж
профессии,
и
на
раскрытие
новых
возможностей
для
профессионального
совершенствования,
творчества.
Само
участие
в
конкурсах
обогащает
новыми
практическими
навыками,
теоретическими
знаниями, придает уверенность в своем мастерстве и открывает перспективы
для дальнейшего профессионального роста и творчества.