Автор: Зайцева Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель дошкольного образования
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад №119 Фрунзенский район
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Поговори со мною, мама
Раздел: дошкольное образование
Поговори со мною, мама.
«Поговори со мною, мама,
О чем-нибудь поговори.
До самой полночи, до самой
Мне снова детство подари…»
Эти слова песни хорошо нам знакомы. Детство проходит, а память о нем
остается на всю жизнь. А будет ли, что вспомнить Вашему ребенку?
В силу своей занятости мы, к сожалению, уделяем мало времени даже
единственному ребенку. Каждый день, забирая свое чадо из детского сада,
мы спрашиваем его, что он ел, как себя вел. А вот что нового узнал сегодня,
что сделал хорошего, чем помог воспитателю – об этом порой забываем
спросить. Между тем, по дороге из детского сада малыш пытается Вам
рассказать о том, как он провел свой день: «Ваня заболел, мой рисунок
понравился детям, играли в моряков - я был капитаном» и т.д. И в ответ
ребенок слышит: «Молодец, хорошо, здорово!». Мы, как правило,
отделываемся одной-двумя репликами, а вот беседу с сыном или дочкой не
поддерживаем, а еще чаще, погруженные в свои мысли, и прикрикнем на
ребенка: «Не тараторь!»
К сожалению, не всегда мы становимся хорошими собеседниками для
ребенка, не всегда умеем слушать его, отвечать на тысячи «почему?».
Нередко раздражаемся, когда ребенок задает много вопросов. «Да помолчи
ты» - слышится порой. А как трудно малышу, когда он один. Но, даже бывая с
ребенком вместе, мы не используем это время для установления с ним
душевного взаимопонимания. А ведь душевная связь с малышом,
постоянный контакт с ним – непременные условия дружеских отношений.
Очень важно, чтобы мать и отец не только заботились о том, что ребенок ест
и во что одет, но и самое главное – старались быть ему друзьями. Это тем
более необходимо, когда малыш единственный в семье. Легко ли стать
ребенку другом? Нелегко. Но к этому надо стремиться.
Родительская мудрость состоит в том, чтобы уметь видеть в своем ребенке
самостоятельную личность, знать, что и у маленького человека есть свои
интересы, любимые занятия, игры и с ним нужно считаться. Хорошо, если в
семье относятся к ребенку, как к равному члену семьи, вовлекают его в
совместный труд, уважают и советуются с ним. Очень важно помочь малышу
организовать его собственную деятельность, быть с ним не просто рядом, а
вместе.
В дошкольном возрасте ребенок много играет. Через игру он открывает для
себя окружающий мир и открывает миру самого себя. В игре развиваются
способности малыша, которые во многом определяют его настоящее и
будущее, влияют на его поведение. И от того, какой будет игра ребенка в
детстве, во многом зависит, каким человеком он вырастет.
Об исключительном значении игры в жизни дошкольника говорит Н. К.
Крупская: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них –
серьезная форма воспитания». Её оценка детской игры актуальна и сегодня.
К сожалению, не все родители правильно понимают роль игры в жизни
ребенка, порой считают ее несерьезным занятием. Вот учеба – это да!
И все-таки игра – это серьезно! Психологи доказали, что в игре намного
эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются психические
процессы: восприятие, мышление, воображение, память и т.д. Игра с
ребенком – это не способ скоротать время, а счастливая возможность
заложить взаимопонимание. Ничто не поможет Вам узнать собственного
ребенка лучше, чем это сделает совместная игра. Не отказывайте ребенку в
просьбе поиграть с ним, ведь именно во время совместных игр с взрослыми,
дети учатся играть сами. Играя с ребенком, вы получаете ни чем
незаменимое удовольствие, вспоминаете свое детство, чувствуете себя
моложе. Кто как ни родители через игры объяснят ребенку правила и законы
этой жизни. Давайте вернемся к историческим истокам игры. Кто передавал
детям богатства фольклорной игры? Кто рассказывал правила игры в казаков-
разбойников? Именно родители испокон веков учили детей играть.
Но что делать, если у родителей нет желания играть с ребенком. Ждать
момент вдохновения? Детство – невозвратимо, а момент может и не
настать. Предлагаю пять шагов на пути к совместным играм с детьми:
1.
Начинайте с малого
. Посвятите своему ребенку минимум 10-15
минут в день, выкинув из головы посторонние мысли.
2.
Заранее придумайте игру
и подготовьте игрушки и прочие
атрибуты. Удивление и радость в глазах ребенка от «новенького»
вдохновит Вас на дальнейшие свершения.
Если фантазии нет, не пугайтесь – интересные идеи обычно приходят
во время игры. Не сдерживайте своих эмоций, ведь в этом момент есть
только Вы и он – ваш любимый малыш.
3.
Даешь установку
. Выбрав время для игры с ребенком, скажите себе:
«Я люблю играть с сыном (дочкой). Это важно для нас и я получаю
неимоверное удовольствие от этих минут». Со временем,
действительно, Вы начинаете получать большое удовольствие, что, в
свою очередь, приводит к желанию играть еще и еще.
4.
Скуку – долой
! На время игры
станьте яркими, громкими,
подвижными и заводными. Почувствуйте и Вы, как это здорово –
веселиться без повода.
5.
Прогоняем лень.
Увы, но за многими «не люблю», «не умею», «не
знаю как» - скрывается банальная лень. Сделайте сегодня то, что
позволит вашему ребенку почувствовать Вашу любовь.
Своевременная и правильная организация игры важна не только для
развития ребенка, его будущей жизни, но и для его сегодняшнего
эмоционального благополучия, успешного взаимодействия со
сверстниками.
«В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали». А это
можно сделать именно во время совместной игры.