Напоминание

"Профессиональная адаптация обучающихся 2-4 курсов на практике в рамках дуального обучения"


Автор: Матвеева Нина Константиновна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: Белгородский техникум общественного питания
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: методическое выступление
Тема: "Профессиональная адаптация обучающихся 2-4 курсов на практике в рамках дуального обучения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическое выступление: «Профессиональная адаптация

обучающихся 2-4 курсов на практике в рамках дуального обучения».

Мастер производственного обучения: Матвеева Нина Константиновна

ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»

В а ж н о й

ц е л ь ю

н а ш е г о

о б р а з о в а т е л ь н о г о

у ч р е ж д е н и я

профессионального образования является подготовка конкурентоспособных

специалистов, востребованных на современном рынке труда.

Традиционно

под

конкурентоспособностью

принято

понимать:

показатель

качества

подготовки

и

возможность

реализации

профессиональных

и

личностных

качеств,

обучающихся

в

интересах

современного производства.

В ходе профессиональной адаптации обучающихся можно важно

выделить следующие основные компоненты:

- деятельность педагога - прямая причинная связь (личностно

ориентированное обучение, выстраивание субъект-субъектных

отношений, компетентности подход и пр.);

- деятельность обучающегося - обратная рефлексивная связь

(вариативность деятельности, формирование субъектной,

формирование профессиональной культуры и пр.);

- психологическая структура деятельности (как педагога, так и

обучаемого);

- общетрудовые и общепедагогические функции;

- принципы дидактического конструирования содержания

педагогического образования;

- принципы обучения;

- контрольно-оценочный компонент (педагогическая диагностика);

- уровни подготовки.

Все

направления

деятельно сти

а д ап т и в н о - о б р а з о ват е л ь н о го

профессионального образования условно можно разделить на три сферы:

учебную, профессиональную, воспитательную.

Профессиональное

самоопределение

на

уровне

общества

означает

интеграцию молодёжи в социально-профессиональную структуру.

Особенности

нашей

специфики

отрасли

-

сферы

услуг,

это

успешная

профессиональная

адаптация,

которая

определяется

характерными

особенностями наших профессий и специальностей. Многие первокурсники

нашего техникума уже определились в выборе специальности. Их свобода

н о в о г о

в ы б о р а

о г р а н и ч е н а . Возникает

новая,

непривычная

социокультурная

ситуация,

требующая

адаптации.

Ломка

стереотипов

школьного

обучения

часто

вызывает

кризис

профессионального

самоопределения

на

первом

курсе,

что

тормозит

процесс

адаптации

с т у д е н т о в . Доминирующим

фактором

является

мотивация

первокурсников к усвоению профессии.

Особую

роль

в

этом

процессе

играет

внутренняя

и

внешняя

мотивации

обучающихся.

Внутренняя

мотивация

-

ориентация

на

собственные

побуждения

обучающегося,

стремления,

характеризуются

высокой

степенью

самостоятельности

выбора,

незначительным

влиянием

среды.

Мотив

внутренней мотивации-интерес к профессии, наличие способностей в этой

области; влияние учёбы в специализированном классе. Семейная традиция,

родители; советы учителей, специалистов по профориентации.

Внешняя мотивация - это стимулы извне: влияние среды, отсутствие

собственных ориентиров при выборе профессии.

Мотивы

внешней

мотивации:

перспектива

найти

хорошую

высокооплачиваемую выгодную работу после окончания техникума, престиж

специальности, нежелание идти в армию, просто желание получить диплом

Помочь обучающимся адаптироваться в профессии реально, когда

есть основа, база для профессиональной адаптации.

Профессиональная сфера. Профессиональное обучение – учебная и

производственная

практика

в

рамках

дуального

обучения,

в

реальных

производственных

условиях,

Участие

в

профессиональных

конкурсах

и

олимпиадах.

Профессиональная адаптация обучающихся должна быть основана

на:

- принципах сотрудничества (создание благоприятного климата и высокого

уровня

работоспособности

трудового

коллектива)

на

производственных

предприятиях,

-

деятельностного

опосредования

формирования

личностных

качеств

у

обучающихся (осуществляется и закрепляется отношение молодого человека

к окружающим его людям):

-

вариативности

(обеспечение

многообразия

видов

деятельности

организациями,

предприятиями,

степень

соответствия

предварительной

информации

о

процессе

и

содержании

профессионального

обучения

и

дальнейшей профессиональной деятельности);

- характер, форма, условия труда и производственного обучения;

- система взаимоотношений в трудовом коллективе

-

создание

условий

для

самореализации,

саморазвития

обучающихся,

активизации интеллектуального, эмоционального, уровня. –

Это

необходимые

условия,

в

которых

возможны

адаптация

и

самореализация обучающихся.

Адаптация происходит за счет активной самостоятельной реализации

обучающихся в разнообразных видах трудовой деятельности на практике, на

основе

учета

возрастных

и

индивидуальных

потребностей

личности

и

мотивационных механизмов деятельности

О с н о в а профадаптации_-

самореализация

студента,

но

для

её

осуществления ему необходима помощь. а затем он сам сможет оценить свои

возможности Система профадаптации обучающихся в техникуме включает

следующие основные элементы:

- поддержка и развитие профессионального выбора студента; (1-2курс)

- развитие важных профессиональных качеств; (2-3 курс)

-- достижение высокого уровня сформированности профессиональных

компетенций студента (не ниже70%, это реальное требование работодателя-

3-4курс:

- достаточный уровень социальной адаптации студента.

Профессиональные

компетенции,

которые

обучающиеся

активно

используют

в

начале

практики,

являются

основой

для

вхождения

в

профессию

на

этапе

производственной

адаптации.

Их

удельный

вес

характеризует уровень профессиональной адаптации обучающегося, который

достигается

на

этапе

производственной

адаптации

в

рамках

дуального

обучения.

В ходе профессиональной адаптации на практике можно выделить как

бы

этапы,

включающие

социально-психологический

и

профессиональный

аспекты.

Первый этап: 2 курс - первичной адаптации; направлен на вхождение

наших

обучающегося

в

новую

трудовую

производственную

среду

с

ее

особыми

нормами

поведения

и

требованиями;

освоение

первичных

профессиональных

навыков,

компетенций

выполнение

несложных

технологических процессов при производстве и реализации блюд, изделий;

выстраивание первичных отношений с трудовым коллективом в реальных

производственных условиях.

Второй

этап

3

курс,

период

индивидуализации,

направлен

на

раскрытие личностных особенностей и склонностей каждого обучающегося в

выбранной

профессии,

освоения

основных

профессиональных

навыков,

компетенций

в

организации

рабочих

мест,

в

выполнении

основных

технологических процессов приготовления , оформления и реализации блюд

и

изделий;

выявление

интересов,

способностей

к

тому

или

иному

виду

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

з а и н т е р е с о в а н н о с т и ;

с т а н о в л е н и е

межличностных

отношений

(симпатий

и

антипатий),

приобщение

к

с амоуправлению,

формирование

положит ельной

т руд овой

и

профессиональной мотивации.

Третий этап – 4 курс, период уже сформированных профессиональных

компетенций, самостоятельной деятельности обучающихся, когда они могут

выполнять ответственные производственные задания;

предусматривает

активизацию

процесса

самореализации

обучающихся

посредством

практической, творческой деятельности и общения; включает выстраивание

дальнейшего

профессионального

самоопределения

,

самоорганизацию

творческой деятельности(участие в конкурсах, в мастер-классах, проведение

выставок), это период завершённой адаптации, самореализации проектно-

производственной деятельности, развитие профессионально важных качеств.

Существенный

признак

адаптации

к

профессиональной

деятельности

- это

результативность

в

виде

конкурентоспособности

обучаемого, то есть его востребованность на рынке труда.

Признавая

важность

педагогического

аспекта

изучения

понятий

«конкурентоспособность»

и

«адаптация

обучающегося

при

прохождении

п р а к т и к и » ,

н е о бход и м о

в ы я в и т ь

м е х а н и з м

ф о р м и р о в а н и я

конкурентоспособности

и

роли

в

нем производственных

условий

адаптации, как с точки зрения системы профессионального образования, так

и

работодателей.

Правильная

организация

производственной

практики

обучающихся требует согласованных действий мастеров произволственного

обучения преподавателей и работников базового предприятия. Сложность - в

наличии множества мест практики и недостаточность долгосрочных заказов

на подготовку кадров. Более того, даже если такие договора имеются, то они

касаются лишь небольшой части обучающихся. Причем неизвестно, будут ли

эти договора иметь силу через 2-3 года, когда образовательное учреждение

подготовит

молодого

специалиста.

Предприятия

не

имеют

возможности

строить

кадровую

политику

на

перспективу.

Рынок

труда

в

лице

работодателей

испытывает

потребность

в

высококвалифицированных

рабочих кадрах. Сами по себе они появиться не могут, подготовить рабочего

только

в

стенах

техникума

невозможно.

Профессионализм

приходит

с

опытом

на

конкретных

рабочих

местах

в

реальных

производственных

условиях в рамках дуального обучения, то есть высококвалифицированного

специалиста надо вырастить. Для нашего профессионального образования

главный

критерий

качества

работы

-

трудоустройство

выпускников,

их

глубокая профессиональная ориентация (закрепление за отраслью).

Для того чтобы при трудоустройстве обучающихся на предприятия

отрасли,

меньше

требовалось

времени

на

адаптацию,

наш

техникум

создает

тесные

взаимоотношения

в

цепочке

«работодатель

техникум -

обучающийся»

(заключаем

договоры).

Базовые

предприятия

оказывают

всестороннюю практическую помощь техникуму в создании необходимых

условий

для

прохождения

обучающимися

практики.

Обеспечивают

проведение

практики

обучающихся

в

соответствии

с

рабочими

программами, на конкретных рабочих местах, оснащенных необходимой

техникой, качественной технологией приготовления блюд, изделий; хорошим

уровнем

организации

труда,

в

составе

лучших

коллективов,

под

руководством опытных наставников.

Адаптация

и

обучение

на

производстве -

это

процесс

обучающий,

формирующий и развивающий. В соответствии с этим, организация этого

процесса должна быть гибкой, оперативной, творческой и осуществляться в

соответствии

с

требованиями

профессиональной

педагогики,

а

также

с

учетом опыта мастеров, наставников, руководителей производства.

С целью привития интереса у обучающихся к усвоению профессии,

перед

началом

выхода

на

производственную

практику,

мы

организуем

встречи с выпускниками техникума, лучшими работниками производства.,

которые

достигли

в

отрасли

определённых

результатов

(многие

их

них

организовали

свой

бизнес,

руководят

своими

фирмами,

занимают

ответственные

посты

на

предприятиях

сферы

обслуживания,

которые

с

интересом «погружают» детей в мир профессии.

Основным звеном успешной адаптации обучающихся на практике,

это роль мастера производственного обучения.

В основном, от мастера зависит период профессиональной адаптации

обучающихся,

формирование

их

профессиональных

компетенций

и

личностных качеств. Профессионализм мастеров и преподавателей - это

самый

важный

фактор

в

освоении

профессии.

Мастер

и

преподаватель

должны

быть

примером

для

обучающихся.

Начиная

с

внешнего

профессионального вида и трудовой дисциплины. В совершенстве должны

знать

и

демонстрировать

обучающимся

правильные

технологические

приёмы первичной обработки и приготовления всех видов полуфабрикатов

из овощей, рыбы, мяса. Знать и применять правильные технологические

процессы приготовления, оформления и подачи блюд и изделий.

Мастер

должен вызывать у обучающихся стремление – «делай как Я»

Главная

задача

мастера

п/о

в

период

адаптации

обучающихся

при

прохождении производственной практики - готовить их к работе в трудовом

коллективе.

Организуя

прохождение

производственной

практики

обучающихся на предприятиях, мы применяем такую форму обучения, как

р а б о т а

о б у ч а ю щ и х с я

с о в м е с т н о

с

з а к р е п л ё н н ы м и высоко

квалифицированными

наставниками,

под

контролем

мастеров

и

преподавателей.

Положительная

сторона

такой

формы

организации

обучения

обучающихся

на

производстве

состоит

в

ее

эффективности.

Постоянно

находясь в поле зрения квалифицированных наставников, обучающиеся с

хорошим

эффектом,

осваивают

приемы

работы,

приучаются

правильно

применять технологические приёмы приготовления пищи, строго соблюдать

правила

эксплуатации

производственного

оборудования,

организацию

рабочих

мест

для

поваров,

кондитеров

на

всех

участках

производства.

безопасность труда.

Значение труда обучающихся в составе коллектива предприятия всегда

важно увязывать с задачами предприятия. Для этого мастера и преподаватели

практики детально обсуждают и оценивают вклад каждого обучающегося и

качество выполненных работ на производстве. Полезно и важно, когда во

время практики труд ребят оценивают наставники производства.

На предприятиях обучающиеся выполняют производственные заказы,

выпускают готовую продукцию. Это воспитывает чувство ответственности,

формирует профессиональную самостоятельность. Обучающиеся привыкают

к

производственной

обстановке,

условиям

труда,

правилам

поведения

и

внутреннему распорядку на предприятии, знакомятся с взаимоотношениями

рабочих

в

процессе

труда

между

собой

и

с

инженерно-техническими

работниками, с жизнью производственного коллектива, «примеряют» себя к

производственным

условиям,

«вживаются»

в

рабочий

коллектив.

Если

в

техникуме

воспитательное

воздействие

на

обучающихся

оказывали

преподаватели и мастер, то на предприятии они находятся под влиянием

производственного

коллектива.

Обучающиеся

понимают

интересы

коллектива рабочих, дорожат оказанным им доверием. Наши обучающиеся

перенимают от старшего поколения лучшие традиции,

Такое

сотрудничество

приносит

понятную

взаимную

«выгоду»

всем

сторонам и имеет четкую, реализуемую программу, цель которой направлена

на повышение привлекательности нашего профессионального образования;

изменение имиджа и повышение популярности наших рабочих профессий и

специальностей

среди

молодежи;

внедрение

инновационных

моделей

социального партнерства в проведении про ориентационных мероприятий;

информирование обучающихся и выпускников общеобразовательных школ,

их

родителей

и

педагогов

о

рынке

труда

и

образовательных

услуг

для

решения задач профессионального выбора и обучения.

Профессионально-адаптиванные обучающиеся готовы к деятельности в

любых производственных условиях



В раздел образования