Напоминание

Формирование духовно-нравственных основ человека на уроках русского языка и литературы


Автор: Луценко Людмила Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №19" города Братска
Населённый пункт: город Братск, Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Формирование духовно-нравственных основ человека на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Л.Г.Луценко МБОУ "СОШ №19" г. Братск ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ ЧЕЛОВЕКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Современное развитие отечественного образования отражает общие тенденции социокультурной ситуации в стране. Одним из принципов государственной политики в области образования является " г у м а н и с т и ч е с к и й х а р а к т е р о б р а з о в а н и я , п р и о р и т е т общечеловеческих ценностей". На сегодняшний день базовые общечеловеческие ценности, которые должны быть заложены в семье, у современных подростков выражены очень слабо, а то и вовсе отсутствуют. Цель учителя заключается в том, чтобы защитить детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро на благо людей. Это задача решается, прежде всего, с помощью духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы. Г л а в н а я ц е л ь о б р а з о в а н и я в ш к о л е – р а з в и т и е высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
Духовно-нравственное

воспитание
– это п е д а го г и ч е с к и организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно- нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное

развитие
детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления
ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными

источниками

нравственности (базовыми

национальными ценностями) являются:
·
патриотизм
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; ·
социальная солидарность
– свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство; ·
гражданственность
- служение Отече ству, п р а в о в о е государство, гражданское общество, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; ·
семья
- любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; ·
труд и творчество
– уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость; ·
наука
– ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; ·
традиционные

российские

религии


представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантно сти, формируемые на о с н о ве межконфессионального диалога; ·
искусство и литература
– красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; ·
природа –
эволюция, жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; ·
человечество
– мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Большая часть учащихся нашей школы - это дети родителей, в чьих домах отсутствуют книги. Даже издания таких авторов, как: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, изучаемых в школе во все
времена, - имеются у единиц. Повальное приобщение к социальным сетям искоренило такую семейную традицию, как чтение вслух. Ребенок отсылается к компьютеру, телевизору и сам, в силу своих возможностей расставляет для себя приоритеты, формирует свое понимание жизни. В связи с этой тенденцией немалая роль в развитии духовно- нравственных ценностей личности принадлежит урокам русского языка и литературы. Сильное оружие уроков литературы – это слово, художественная речь, книга. Но прочтение с опорой на жизненный опыт создает более сильный эффект. Целесообразно использовать на уроках такие приемы, как проецирование, постановка проблемного вопроса. Можно попросить ребят провести параллель между событиями и личностями, описываемыми в литературном произведении и настоящим временем и ответить на проблемный вопрос. Например, "За что М.Ю.Лермонтов мог бы осудить современную молодежь?" (на основе стихотворения "Дума"). Ребята находят связи между жизненными принципами молодых людей 30-х годов 19 столетия и современным поколением: Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. .......................................................... К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию - презренные рабы. Ребятам легко удается ответить на этот вопрос, они не стыдятся критиковать себя, проводя очевидные параллели. Важно не подводить учащихся к готовому ответу, а чтобы они сами, рассуждая, раскрывали свои представления о нравственности и духовности. Так, при изучении драмы Н.Островского "Гроза"на протяжении многих лет считалось верным утверждение, что своим поступком Катерина, выразив протест "темному царству", неизбежно должна была умереть. Сейчас на уроках литературы все чаще звучит другое мнение ребят: "Поступок Катерины по меньшей мере - глупость. Нельзя было позволить унижать себя. Главная героиня - человек, имеющий право на свободу, и могла бы просто уйти из семьи Кабановой".Нынешние читатели интерпретируют драму с современных позиций: гражданские браки, свободные отношения
между мужем и женой, непочтительное отношение к свекрови. Поэтому на таком уроке необходимо говорить не только о свободе личности, но и о таких духовных ценностях, как: вера в Бога, уважительное отношение к мужу и жене, которых мы сами себе выбираем, и к их родителям. У многих ребят в семьях такие понятия не развиты вообще. Большую роль в становлении нравственных ценностей играет такой прием, как противопоставление или выбор между. Например, в 5 классе при изучении рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" ребятам предлагается написать письмо матери от имени Жилина или Костылина. Оценивая поступки двух героев, учащиеся легко определяются в своем выборе. Чаще всего выбирают как автора своего письма Костылина, пожалевшего свою мать и не написавшего ей правду. Главный приём при изучении художественных произведений– общечеловеческая идея в основе художественного текста. Общечеловеческая идея – сопряжение судьбы подростка с судьбой литературных героев. В современном детском обществе актуальна тема унижения подростка, физической расправы над ним. Поэтому в качестве внеклассного мероприятия для учащихся 6-8 классов проходит круглый стол, на котором обсуждаются книга Владимира Железникова "Чучело" и одноименный фильм Ролана Быкова. В начале просмотра фильма и обсуждения его фрагментов жестокость ребят и бестолковый вид Ленки Бессольцевой вызывает смех. Но в ходе беседы, проигрывания ситуаций, оказавшись среди своих одноклассников, которые по сценарию перенимают образ Железной кнопки и ей подобных, стиль и манеру их поведения, отношение к происходящему у ребят меняется. Самое важное, что должно остаться после мероприятия – это эмоциональное состояние, способное сподвигнуть ребёнка к желанию самосовершенствоваться. Но, как бы эффективны ни были коллективные, совместные виды ценностно-ориентирующей деятельности, основным условием нравственного развития личности является погружение человека в своей внутренний мир, актуализация своего жизненного опыта, пробуждение нравственных чувств, эмоций, мыслей, самоанализ внутренних состояний. В большей степени такая возможность создается тогда, когда, выполняя задание, ученик остается наедине с листом бумаги, которому он поверяет свои мысли и чувства. К такому заданию можно относить незаконченное предложение, обращение к своему любимому герою или автору, чтобы ученик попробовал
проецировать на поведение другого человека свой собственный способ действия, мысли, чувства, возникающие в подобной ситуации. На уроках русского языка также идет постоянная работа по формированию нравственных качеств. В ходе урока полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Прекрасным примером являются "Письма о добром и прекрасном" Д.С.Лихачева. Эти статьи публицистического характера с глубоким смыслом подойду в качестве текстов для написания сжатого изложения при подготовке к государственной аттестации. Уроки в форме деловой игры "Культура речи - основа успешного трудоустройства", внеурочные мероприятия "Брань - оружие низменных" с исследовательской работой учащихся также помогают формировать у детей духовно- нравственные качества. Систематическая работа на уроках по формированию духовно- нравственных ценностей – не единственная возможность для учителя донести до ребят смысл понятий: любовь, доброта, сострадание, милосердие. Эта работа проходит и через индивидуальные беседы. В ходе таких разговоров раскрывается внутреннее состояние ребенка, его отношение к окружающему миру, к обществу. Чтобы применять на уроках различные приемы, развивающие внутренние качества детей, необходимо знать мир его семьи. Формирование детского мировоззрения происходит под влиянием родителей. И, конечно, именно в семье закладываются основы понятий нравственности и духовности. Если родители в общении грубы, не проявляют уважительного отношения друг к другу, лгут, то и приоритетом в этой семье будут отнюдь не справедливость, доброта и честность. А значит, учителю необходимо продумать план работы на урок, индивидуальный для такого учащегося. И в первую очередь поменять приоритеты у детей поможет личный прием педагога, поэтому очень важен диалог между учителем и учеником. Таким образом, для того чтобы стал эффективным процесс формирования ценностных ориентаций, необходим переход на деятельностный способ обучения, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях, использовать различные методические приёмы, активизировать познавательную деятельность учащихся разнообразными эффективными способами, повышать качество гуманитарной подготовки современных школьников.
Список литературы: 1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68 2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И.Божович// Вопросы психологии. - М.:Просвещение, 1975.- 254с. 3. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с. 4. Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.- 376с. 5. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно- нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12


В раздел образования