Напоминание

портфель читателя


Автор: Юмакаева Гузэлия Махмутовна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Степановка
Наименование материала: портфель читателя презентация
Тема: портфель читателя
Раздел: среднее образование





Назад




«Портфель читателя»

В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-

дисциплинарной модели образования пришла личностно

ориентированная модель. Основой непрерывного

самообразования, самовоспитания и саморазвития

школьника является его читательская самостоятельность.

Чтение – основа успешности обучения в школе. Но ещё

важнее, что хорошо развитый читательский навык- это

средство реализации и гарантия продуктивной работы с

информацией.

Хорошие книги вдохновляют и мотивируют, чтение делает

жизнь интереснее и богаче, и чем раньше человек это

поймёт, тем лучше для него. Хорошие читатели имеют

большой объём памяти и активное творческое

воображение, лучше владеют речью, точнее

формулируют мысли и свободнее пишут. Такие люди

более критичны, самостоятельны в суждениях и

поведении, способны схватывать целое и выявлять

взаимосвязи явлений.

Читательская самостоятельность школьника способствует

его социализации, развивает эрудицию и общую культуру.

Современное общество нуждается в высококультурных,

высоконравственных и социально активных гражданах, для

которых умение и стремление учиться являются

устойчивыми качествами их личности.

Технология работы с книгой «Портфель читателя»

предназначена для методической поддержки учителей,

родителей, школьных библиотекарей, ориентированных

на приобщение школьников к культуре чтения и

формирование читательской компетенции в условиях

учебной деятельности Она поможет организовать

самостоятельное чтение детей, развить у учащихся

универсальные учебные действия при работе с

художественными и информационными текстами выведет

чтение из рамок предметного обучения на уровень

личностной ценности и фактора социального успеха.

КАК РАБОТАТЬ С ПОРТФЕЛЕМ

Мой читательский паспорт

(Ф.И., класс)

Что я читаю? ___________________________

Почему я читаю? ________________________

Я обсуждаю книги с ______________________

Мои любимые книги _____________________

Мой любимый писатель ____________________

Библиотека в которую я люблю приходить ________

Если бы мне предложили книгу, я написал(написала) бы:

«О том ,как ____________________________

«О том, как надо _______________________

«О том, как не надо ____________________

«Портфель читателя» (5-6 классы)

Образцы и виды заданий.

Книга, которую ТЫ

САМ прочитал

Главные герои

книги

Нарисуй свои

впечатления об

этой книге

«Детство Никиты» А.

Толстого

Рассказы Л.

Пантелеева

«Белый клык» Джека

Лондона

«Мальчик со шпагой»

В. Крапивина

«Кондуит и

Швамбрания» Льва

Кассиля

Какие ещё книги ты

прочитал в этом году

и другие

Моя читательская биография

Задание по книге

Автор книги:

Срок выполнения:

Посмотри на схему карты! В ней указаны разделы,

которые можно использовать при оформлении

карты. Укажи часть книги и страницы.

Схема карты

: Машина- начало путешествия.

Вершина горы- самый интересный

момент. Чёрный лес- самый непонятный и

трудночитаемый момент. Река -основные

события повествования. Следы ведут к

героям произведения Карусель- самое весёлое

место в книге. Домик- конец путешествия.

Задание 1.

Карта текста

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Главные герои книги: ____________________

Эмблема книги (нарисовать) ______________

Со мной был похожий случай _____________

Вопросы, которые остались не совсем

понятны: ____________________________

Когда я думаю об этой книге ______________

Задание 2.

Бортовой журнал

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Когда было написано произведение _______________________________

Жанр книги (повесть, роман, фантастика ит.д.) ______________________

Действие.

Когда? ________________________________________________________

Где? __________________________________________________________

Фабула.

Кратко опиши последовательность событий в произведении ___________

_______________________________________________________________

Задание 3.

Путевые записки

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Задание 4. Двухчастный дневник

Записывай цитаты из текста ,

которые произвели наибольшее

впечатление

Твои комментарии:

Что заставило записать именно

эту цитату? Какие мысли она

вызвала? Какой вопрос возник в

связи с ней?

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Нарисуй карту, обложку, иллюстрации, всё , что сделает данную книгу

привлекательной для твоих сверстников и друзей. Если ты не хочешь

рисовать, составь коллаж. Используй картинки, фотографии, вырезки

из различных журналов. Используй свою фантазию, творческие

возможности, воображение.

Задание 5.

Иллюстрация.

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Задание 6.

Толковый словарь

Слово

Значение, рисунок

Выпиши непонятные слова в ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Выясни

и запиши их значение, если получится, попробуй нарисовать.

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Представь, что по этой книге будет сниматься фильм.

Необходимо подобрать музыкальное сопровождение

к фильму.

Задание 7. «

Музыкальное сопровождение

»

Опиши эпизод

Какая музыка (песня) могут «звучать

за кадром»

Почему?

Заполни таблицу, предложив наиболее подходящую музыку.

Подумай, как объяснить режиссёру, почему в той или иной

сцене произведения будет использован определённый

музыкальный фрагмент.

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Тебе нужно привести веские аргументы для того, чтобы

Заинтересовать других в прочтении этой книги.

Продолжи данные предложения:

Эту книгу стоит почитать людям, которые ______________________

Её надо обязательно прочитать потому, что _____________________

Больше всего мне понравилось ___________________________________

Задание 8.

Аргументы

.

Создай электронную презентацию по книге, которая

тебе больше всего нравится.

Задание 9. Презентация

Твой портфель заполнился интересными работами. Полистай страницы

портфеля и ответь на следующие вопросы:

Какая твоя работа самая лучшая ? _______________________________

Какое задание тебе больше всего понравилось ? ____________________

Сколько книг ты прочитал ? _____________________________________

Что ты знаешь сейчас, чего не знал раньше ? ______________________

Что ты умеешь сейчас, чего не умел раньше ? ______________________

Мои цели и планы на следующий учебный год

1. Чему ты ещё хочешь научиться ? _______________________________

2. Какие книги хочешь прочитать ? ________________________________

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

Нравится ли вашему ребёнку читать книги? ______________________

Сколько времени в день он проводит за книгой? __________________

Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без

принуждения? _______________________________________________

Какие книги он предпочитает? __________________________________

Как вы поощряете его читательские устремления? _________________

Дарите ли вы ребёнку книги? ___________________________________

Обсуждаете ли вы с ребёнком прочитанное? ______________________

Вы рекомендуете ребёнку книгу для чтения или он выбирает сам? ____

Вы читаете книги вслух вместе с ребёнком? ________________________

Являетесь ли вы для своего ребёнка примером для подражания в чтении

книг? __________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Мой читательский паспорт

(Ф.И., класс)

Что я читаю? ___________________________

Почему я читаю? ________________________

Я обсуждаю книги с ______________________

Мои любимые книги _____________________

Мой любимый писатель ____________________

Библиотека в которую я люблю приходить ________

«Портфель читателя» (7-9 классы)

Образцы и виды заданий.

Цитата

Комментарии. Почему

эта цитата привлекла

моё внимание

Вопросы учителю

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Задание 1.

Форма трёхчастного дневника

Непонятное слово

Значение слова

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Задание 2.

Толковый словарь

Опиши эпизод

Какая музыка (песня) могут «звучать за

кадром»

Почему?

Представь, что по этой книге будет сниматься фильм. Необходимо

подобрать музыкальное сопровождение к фильму. Заполни таблицу,

предложив наиболее подходящую музыку.

Подумай, как объяснить режиссёру, почему в той или иной

сцене произведения будет использован определённый музыкальный

фрагмент.

Задание 3.

Музыкальное сопровождение

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Из книги выбери тему, которая тебя заинтересовала, и поработай над ней.

Пример: тема « Горы»

А) Мой текст (Сочинение о горах)

Я очень люблю горы. Зимой, когда они покрыты снегом, мне нравится

кататься на лыжах. Однажды, опускаясь по склону, я задумалась над

вопросом: когда местность считается горной? Ответ я нашла в

энциклопедии по географии _________________________________

Б) Научный текст о горах (выписка из энциклопедии)

В) Описание гор в художественной литературе (стихи, проза)

Задание 4.

Параллельные тексты

Задание по книге:

Автор книги:

Срок выполнения:

Отзыв о прочитанной книге- это свободное сочинение о прочитанном

Произведении. Примерные вопросы:

О чём эта книга?

Что ты знаешь об авторе этой книге?

Какова тема и основная мысль произведения

?

Понравилась ли книга? Чем?

Кто из героев особенно понравился? Почему?

О чём ты размышлял после прочтения книги?

Чем обогатила тебя книга? Над какими вопросами она заставила

задуматься?

Чему научила тебя эта книга?

Задание 5.

Отзыв о прочитанном произведении

Название книги _______________________________________________________________________________

Автор _______________________________________________________________________________________

Когда она была написана _______________________________________________________________________

Годы жизни __________________________________________________________________________________

Страна ______________________________________________________________________________________

Кому эта книга может понравиться? _____________________________________________________________

Эмблема книги _______________________________________________________________________________

Краткое описание сюжета ______________________________________________________________________

Напиши отрывок из книги, который тебе понравился _______________________________________________

Советую почитать эту книгу, потому что ___________________________________________________________

Фамилия, имя, возраст этого человека, кем он тебе приходится ______________________________________

Какие ещё книги этого автора или других авторов, но примерно на эту же тему ты советуешь почитать _____

Если бы события книги можно было описать музыкой, какие песни, мелодии, музыкальные произведения

могли бы здесь зазвучать? ______________________________________________________________________

Рекламу книги подготовил:

Фамилия ________________________________

Имя ____________________________________

Возраст _________________________________

Школа, класс ____________________________

Телефон ________________________________

Электр. почта ___________________________

Задание 6.

Реклама книги

.

Задание 7.

Создание буктрейлера по прочитанной книге

(на выбор: или реклама, или буктреййлер)

Книги, которые я прочитал (составить библиографическое

описание). Библиографическое описание – это набор

представленных по определённым правилам сведений о

книге, статье и т.п. Библиографическое описание позволяет

Получить более или менее полное представление об издании

(кто автор, какова тема, когда выпущено издание и т.д.)

Пример:

Русский язык: учебник /И.И. Иванов и др.; под ред. Ю.Н.

Караулова. – 2-е изд.- М.: Высшая школа, 1998 – 157 с.

Задание 8.

Итоговое задание

Книги, которые я хотел бы прочитать

Планы на следующий учебный год

Предмет

Автор

Название книги

или статьи

Мой читательский паспорт

(Ф.И., класс)

Что я читаю? ___________________________

Почему я читаю? ________________________

Периодика:

а) какие газеты я читаю

б) какие журналы я читаю

В) научно-популярная литература

Заполни таблицу.

«Портфель читателя» (9-11-е классы)

Образцы и виды заданий

Эссе

– литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчёркнуто

индивидуальную точку зрения автора.

Жанр эссе предполагает свободу творчества.

На первом плане эссе - личность автора.

Чтобы написать эссе, надо знать отличия в стиле эссе:

образность;

афористичность;

парадоксальность;

сравнения.

Эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нём присутствуют:

непредсказуемые выводы;

неожиданные повороты;

интересные сцепления.

По речевому построению эссе – это динамичное чередование

полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную

интонацию и лексику.

Задание 1.

Эссе

Рецензия

– это критическое сочинение, посвящённое анализу какой-либо

книги, статьи или научной работы.

Рецензия на книгу пишется по определённой логической схеме.

Сначала даётся библиографическая характеристика книги (автор,

название, год издания), обосновывается актуальность проводимого

исследования.

Затем приводится краткое содержание книги и выводится её основная

мысль.

Следующим шагом будет общая оценка произведения.

По результатам проведённого анализа делаются выводы.

Задание 2.

Рецензия

Экслибрис – печатный бумажный ярлык, обычно наклеиваемый

и иным образом наносимый на внутреннюю поверхность

книжного переплёта или обложки.

Он указывает на владельца книги и часто включает его имя,

девиз или вензель, а иногда лаконичный рисунок, говорящий о

Его профессии, интересах или особенностях собрания.

Задание 3.

Экслибрис

Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму

Стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим по следующим

Правилам:

1-я строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2-я строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3-я строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза, несущая определённый смысл.

5-я строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым

словом).

Обобщение (вывод).

Задание 4.

Синквейн

Кластер

–выделение смысловых единиц текста и графическое их

оформление в определённом порядке в виде грозди.

«Грозди» -- графический приём систематизации материала.

Правила построения кластера:

Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники.

В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг неё планеты –

крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой.

У каждой планеты свои спутники, у спутников – свои.

Система кластеров охватывает большое количество информации.

Задание 5.

Кластер по книге

Буктрейлер

--- небольшой видеоролик, составленный по мотивам

прочитанной и полюбившейся книги.

Создание буктрейлера – это современный технический способ

представления книги, своего рода аннотация книги в видеоформате.

В ролике продолжительностью не более 3-4 минут нужно так подать

Информацию о книге, чтобы сразу захотелось взять её и прочитать.

Этапы создания буктрейлера:

1.Выбор книги.

2. Создание сценария.

3. Подбор иллюстраций для видеоряда.

4. Выбор программы для работы с видео.

5. Видео монтаж.

Задание 6.

Буктрейлер по одной из прочитанных книг

1.

Чему научился за учебный год, выполняя задания?

2.

Какое задание вызвало наибольший интерес?

3.

Какие трудности возникли при выполнении работы?

4.

Какие задания ты можешь предложить сам?

Итоговое задание. Ответь на вопросы.



В раздел образования