Автор: Волжанина Марина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарки
Населённый пункт: Город Игарка, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Образовательный проект в первой младшей группе ДОУ "В гости к елочке"
Раздел: дошкольное образование
Визитная карточка проекта
Автор проекта
Фамилия,
имя
отчество
автора проекта
Волжанина Марина Анатольевна
Название учреждения
МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки
Название группы
Группа 1 мл. «А», «Ручеек»
Описание проекта
Название темы проекта
«В гости к елочке»
Краткое содержание проекта
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей всех
участников проекта в совместной деятельности через знакомство с елочкой и приобщение
к традициям новогоднего праздника.
Тип проекта:
По количеству – групповой
По содержанию – интегрированный
По продолжительности – краткосрочный
По доминирующему виду проектной деятельности – творческо-познавательный
Основные формы работы: изготовление украшения к празднику, художественное
творчество, экспериментирование, решение проблемных ситуаций, игры, экскурсия,
слушание, исполнение, выполнение музыкально-ритмических движений, чтение
художественной литературы, театрализованная деятельность.
Методы и приемы: словесные, наглядные, игровые, практические, проблемного
изложения, беседы, дидактические игры, наблюдение, рассматривание,
Продукт проектной деятельности: выставки детского творчества, новогодний праздник,
совместное с родителями украшение группы.
Предмет
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Участники проекта/ возраст детей
Дети 2 – 3 лет, педагоги, родители, музыкальный руководитель.
Приблизительная продолжительность проекта
Дидактические задачи/ Ожидаемые результаты обучения
Задачи:
дети:
1. Познакомить с новогодним праздником и главными его атрибутами: елочкой, Дедом
Морозом, Снегурочкой, снеговиком.
2. Формировать эмоциональный опыт празднования новогоднего праздника.
3. Знакомить с сенсорными эталонами: цветом, величиной, формой в ходе игровой,
познавательно-исследовательской, художественной деятельности.
4. Способствовать развитию речевых, музыкальных и двигательных умений.
5. Развивать интерес и любовь к природе и окружающему миру.
родители:
1. Создать в ходе реализации проекта атмосферу праздника, вызвать у всех участников
положительные эмоции.
2. Пополнить пространственную предметно-развивающую, познавательно-
исследовательскую среду.
3. Помогать в подготовке детей к новогоднему празднику: разучивание стихотворений,
песен.
4. Способствовать педагогическому просвещению в вопросах отечественных традиций и
организации новогоднего праздника для детей младшего возраста.
5.
Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к
совместной творческой деятельности с детьми.
Результаты: дети:
- Имеют представление об отличительных особенностях живой, искусственной,
игрушечной елки; о бережном отношении к елочке.
- Имеют представление о Деде Морозе и Снегурочке, отечественных традициях
празднования Нового года.
- Умеют экспериментировать с разными
доступными по возрасту
материалами и
способами в моделировании елочки и изготовления украшений для елочки.
- С удовольствием исполняют новогодний музыкально-художественный репертуар.
родители:
- Принимают активное участие в реализации проекта.
- Проявление интереса у родителей к жизни ДОУ.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий
вопрос
Откуда пришла елочка?
Проблемные
в о п р о с ы
в
х о д е
реализации проекта
Где растет елочка?
Чем отличается живая елочка от искусственной елочки?
На какой праздник приходит елочка?
Чем можно порадовать елочку?
Как нарядить елочку к празднику?
Формы, методы, приемы оценки/рефлексии
График оценивания/ рефлексия
До работы над проектом
В ходе проекта
Итоговая презентация
- Просмотр мультфильма на
новогоднюю тематику.
- Чтение художественной
литературы.
- Беседы на новогоднюю
тематику.
- Вечерние беседы с
елочкой «Расскажем елочке,
как готовимся к
новогоднему празднику».
- Оформление группы и
ёлки к празднику Нового
года.
- Новогодний праздник
- Общесадовый конкурс-
выставка «Мастерская Деда
Мороза»
Сведения о проекте
Предварительная работа/ имеющиеся у детей ЗУНы
1.
Подбор иллюстративного материала по теме; настольно-печатных; дидактических
игр; музыкально-художественного материала.
2.
Рассматривание иллюстраций; чтение произведений; беседа.
План-график реализации проекта (См. приложении)
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
Материалы и оборудование
Материалы
для
художественного
творчества
и
детского
экспериментирования;
театральные
костюмы;
декорации
к
театрализованной
деятельности;
видео
и
аудиоматериалы; живая еловая ветка; разнообразные искусственные елки; новогодние
игрушки
и
украшения;
сюжетные
игрушки
Деда
Мороза
и
Снегурочки;
печатная
продукция; художественная литературы для чтения; наглядный материал; дидактические
игры.
Программное и методическое обеспечение, в том числе интернет-ресурсы
Н.Ф. Губанова. «Развитие игровой деятельности, 2008г».
В.В. Гербова. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада,
2014г».
М.Ю. Картушина «Забавы для малышей».
Л.Н. Смирнова. «Развитие речи у детей 2-3 лет».
А.Н. Фролова «Умственное воспитание детей раннего возраста».
Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада».
С. Кантор «Развивающие игры от 1 до 3 лет».
О.А.
Соломенникова
«Ознакомление
с
природой,
система
работы
в
первой
младшей группе детского сада».
Е.В. Кириллова «Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста,
2010».
Л.А. Горохова; Т.Н. Макарова «Музыкальная и театрализованная деятельность в
ДОУ, 2005».
Л.А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет, 2008».
Т.Н.
Доронова;
С.Г.
Якобсон
«Обучение
детей
2-4
лет
рисованию,
лепке,
аппликации в игре, 1992».
Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада,
2004».
О.П. Власенко; Т. В. Ковригина; В.Н. Мезенцева; О.В. Павлова (Комплексные
занятия) «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; Т.С. Комаровой;
М.А. Васильевой.
Приложение
План-график реализации проекта
Этапы
Проекта/сроки
Деятельность педагога
Деятельность родителей
1 этап.
Подготовительный.
Определение темы
проекта
Понедельник 17.12
Утро: Основной вопрос:
«Откуда пришла елочка?»
Цель: Определить имеющиеся знания
у детей.
- Разработать план действий на
неделю.
- Организовать детей для
практической деятельности.
1 занятие. Ребёнок и окружающий
мир:
«Елочка и снеговик» (Соломенникова,
стр.13)
Цель: расширять представления о
деревьях. Формировать
доброжелательное отношение к
окружающему миру.
Чтение сказки: «Сказка про Ёлочку»
М. Шкурина.
Цель: воспитывать у детей умение
слушать сказку внимательно,
развивать память.
Д/ и «Рисуем ёлку» (по крупе)
Цель: развитие мелкой моторики,
формирование произвольного
внимания и памяти.
2 занятие. Образовательная
ситуация:
«Где растет елочка?»
Наблюдение за веткой ёлочки в вазе с
водой.
Цель: знакомство с особенностями
роста елки и традициями
использования ее как символа Нового
года.
Вечер:
Беседа: «Вырастала елка»
Цель: развитие представлений детей о
пользе ели для животных, где она
растет (в лесу).
Д/и: «Выкладывание ёлочки из
палочек»
Цель: Продолжать закреплять
моторику рук, радоваться сделанному
результату.
Рефлексия.
- Провести опрос для
родителей «Что для Вас
значит Новый год?»
- Консультация:
«Изготовление
новогодних игрушек и
подарков своими руками»
- Помощь в приобретении
Новогодних украшений
для группы.
- Памятка «Правила
безопасности при
установке новогодней
ёлки»
2 этап.
Практический.
Сбор информации
Вторник 18.12
Основной вопрос:
На какой праздник приходит елочка?
Утро: Образовательная ситуация:
Ситуативная беседа: «Когда к детям
приходит ёлочка?»
Цель: Формировать
представление детей о празднике
Новый год, познакомить с традициями
использования елочки главной
красавица новогоднего праздника.
Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка»
(Н. В. Нищева)
Цель: развитие мелкой моторики,
координации движений пальцев рук,
развитие речи.
1 занятие. Разучивания песено
празднике «Новый год»
Коллективная работа: Рисование и
аппликация «В зимнем лесу»
(Парамонова стр. 230)
Цель: Развивать сюжетно-игровой
замысел. Учить способом
обыгрывания, сминать бумагу и
наклеивания силуэтов; уметь
самостоятельно располагать их на
бумаге; рисовать красками мазки.
Развивать моторику, координацию рук.
Д\и: «Украсим ёлочку»
Цель: Развитие сенсорных
представлений, упражнение в
употреблении наречий ВВЕРХУ,
ВНИЗУ, ПОСРЕДИНЕ.
П/и: «Ты медведя не буди»
Цель: ориентировка в пространстве,
формирование и закрепление
двигательных умений.
Чтения стихотворения: «Ёлка» К.
Чуковский
Вечер:2 занятие. Разучивание
стихотворения: «Ёлка наряжается»
Слушание детских новогодних песен.
Д/и: Елочка с пуговичками
Цель: развивают мелкую моторику и
точность движений, сенсорное
развитие.
Рефлексия.
Д/з:
- Изготовление
новогодних поделок
совместно с детьми на
общесадовый конкурс-
выставку «Мастерская
Деда Мороза»
- Принести Новогодние
открытки для просмотра с
детьми.
3 этап.
Основной.
Продуктивная
деятельность
Понедельник 17.12
Основной вопрос:
Чем отличается живая елочка от
искусственной елочки?
Д/з:
- Раскрашивание с детьми
новогодних трафаретов.
- Пополнение аудио и
Утро. Образовательная ситуация:
Беседа: «Ёлочка – живая иголочка»
Цель: Способствовать пробуждению у
детей интереса к окружающему,
активизировать речь и мышление.
Опытно-экспериментальная работа:
наблюдение за веткой ёлочки в вазе с
водой.
Вывод: елочка живая, пьет воду,
зеленая и колючая, ее надо беречь.
1 занятие. Сюжетно -
отобразительная игра «В гости
к ёлочке пойдем».
Цель: Учить детей выполнять
несколько игровых действий.
Формировать умения развертывать
условные действия с предметами –
заместителями и воображаемым
предметом. Развивать воображение,
творчество. Обогащать словарь детей.
Чтение стихотворения: «Ёлка в лесу»
А.Барто
Цель: Развивать желание сохранять
красоту природы, воспитывать
сочувствие к маленькой ёлочке.
Вечер:2 занятие. Развитие речи
«Маленькой елочке холодно зимой»
Цель: вовлекать детей в диалог.
Побуждать соотносить слово и
выразительные движения.
Беседа: «Как можно сберечь ёлочку?»
Цель: Формирований представлений о
правилах поведения в лесу с
деревьями, расширять экологические
представления об охране лесов,
воспитывать любовь к родной
природе.
Д\и: «Бусы на ёлку»
Цель: учить детей группировать
предметы по цвету. Закреплять знания
о геометрической фигуре круг.
Рассматривание новогодних
открыток
Д\и» Сравним живую и
искусственную ели».
Цель: показать детям главные
особенности живого дерева и
искусственного, способствовать
развитию умения называть
характерные особенности строения
ели, признаки, отличающие ее от
других деревьев.
видеотеки группы
новогодним репертуаром.
Разучивание песен о Ёлочке.
Рефлексия.
Вторник 18.12
Основной вопрос:
«Какие герои приходят на праздник
«Новый год»?
Утро. Образовательная ситуация:
Беседа: «Дед Мороз и елочная
песенка»
Цель: Знакомить с Дедом Морозом и
Снегурочкой, снеговиком, петушком –
символом этого года. Приобщать детей
к Новогоднему празднику, вызвать
эстетические чувства, побуждать к
свободной пляске.
1 занятие. Лепка
«Угадай, кто к нам пришел?»
(Парамонова стр.235)
Цель: вызвать интерес к лепке
знакомого персонажа. Учить лепить
фигурку из пластилиновых комочков.
Чтение стихотворений К.
Чуковский «Елка», Е. Трутневой «С
Новым годом!»
Д\и «Найди самую большую и
маленькую ёлку»
Цель: закрепление величины, цвета.
Вечер. 2 занятие. Физическая
культура.
(Лайзане стр.88)
Цель: закреплять умение ходить по
кругу, взявшись за руки
Чтение произведения: «Волшебная
зима» И. Гурина.
Игра средней подвижности «Огоньки
сверкают»
Цель: разучивание танцев к утреннику.
Беседа: «Ёлочку за ветку не тяни,
шарики с ёлки не бери».
Цель: объяснить детям, что нельзя
дёргать ёлочку за ветки, она может
упасть и разобьются фонарики и
игрушки; ёлка может уколоть и
поцарапать.
Елочка пришла к нам поиграть
Сюжетная игра «В гостях у Деда
Мороза»
Цель: закрепить знание о героях
новогоднего праздника.
Рефлексия.
- Повторять с детьми
стихотворения к
новогоднему утреннику.
Среда 19.12
Основной вопрос:
Чем можно порадовать елочку?
1 занятие. Образовательная
ситуация:
Беседа: «Ёлка наряжается»
Цель: Учить узнавать зелёный цвет,
воспитывать желание помогать
наряжать ёлочку.
Рассматривание наряженной елочки
и группы, ёлочных игрушек.
Цель:
П/и: «Заморожу деткам ручки».
Цель: активизировать двигательную
активность
Разучивание стихотворений и
песенок о празднике «Новый год»
Цель: подготовка к утреннику
Театрализованная деятельность
«Дед Мороз деткам ёлочку принёс»
(М.Ю. Картушина, стр.76, №16)
Вечер. 2 занятие Малоподвижная
игра «Снежинка волшебная замри»
Цель: ориентировка в пространстве,
формирование и закрепление
двигательных умений.
Рассматривание новогодних
открыток.
Просмотр мультфильмов на
новогоднюю тематику
Рефлексия.
Четверг 20.12
Утро.
Основной вопрос:
Чем можно порадовать елочку?
Образовательная ситуация:
Беседа: «Чем можно еще порадовать
елочку?»
(Можно рассказать стишок и спеть для
нее песенку).
Цель: Разучивание и повторение
стишков и песенок о празднике
«Новый год»
Пальчиковая гимнастика: «Ёлочка»
(Н. В. Нищева)
Цель: развитие мелкой моторики,
координации движений пальцев рук,
развитие речи.
1 занятие. Ребёнок и окружающий
мир
«Зайки играют» (Парамонова стр. 213)
Д/з:
- оформление семейных
стенгазет на тему
«Поздравляем с Новым
годом!»
Цель: эмоционально обогащать детей
впечатлениями зимних, новогодних
торжеств
Вечер:
2 занятие. Малоподвижная игра
«Снежинка волшебная замри»
Цель: ориентировка в пространстве,
формирование и закрепление
двигательных умений.
Игра средней подвижности «Огоньки
сверкают»
Цель: разучивание и повторение
танцев к утреннику.
Рефлексия.
4 этап.
Итоговый.
Пятница 21.12
Утро:
Новогодний праздник «Новогоднее
приключение»
Вечер
Рассматривание подарков Деда
Мороза.
Игры, танцы у праздничной ёлочки.
Чтение произведения «Дед Мороз» З.
Александрова.
Рефлексия.
Продуктивная
деятельность
Понедельник 24.12
Утро:
Беседа: «Что больше всего
запомнилось на утреннике?»
Цель: вспомнить эмоциональные
впечатления детей о новогоднем
торжестве, что больше запомнилось?
П/и: «Заморожу деткам ручки».
Цель: активизировать двигательную
активность
Рассматривание новогодних
картинок.
Вечер.
Игра средней подвижности «Хоровод
водили» (Лайзане стр.88)
Цель: закреплять умение ходить по
кругу, взявшись за руки.
Д/и: «Сделаем ёлочке иголочки»
Цель: Развивать мелкую моторику, с
помощью прищепок сделать ёлочки
иголочки.
Рефлексия.
- Оформление
фотовыставки «Мы
встречаем Новый год».
- Тематическая
фотовыставка «Моя
елочка» (фотографии
домашних елочек детей).
Вторник 25.12
Утро:
«Зайчик и белка (кто и где?)»
Цель: закреплять умение
ориентироваться в пространстве,
совершенствовать понимание речи
взрослого, расширять словарь.
Губанова Н.Ф., стр. 99
Чтение сказки: «Сказка про Ёлочку»
М. Шкурина.
Цель: воспитывать у детей умение
слушать сказку внимательно,
развивать память.
Рисование Е.А.Янушко,58
«Звездочка» (штампами)
Цель: развитие мелкой моторики,
формирование произвольного
внимания и памяти.
Вечер.
Игра средней подвижности «Хоровод
водили»
(Лайзане стр.88)
Цель: закреплять умение ходить по
кругу, взявшись за руки.
Д/и: «Сделаем ёлочке иголочки»
Цель: Развивать мелкую моторику, с
помощью прищепок сделать ёлочки
иголочки.
Рефлексия.
Среда 26.12
Утро
Чтение сказки: «Сказка про Ёлочку»
М. Шкурина.
Цель: воспитывать у детей умение
слушать сказку внимательно,
развивать память.
Аппликация «Новогодняя
открытка»
Цель: Учить пальцем наносить клей на
изображение, прикладывать
изображение проклеенной стороной к
бумаге, прижимать, разглаживать
тряпочкой. Учить располагать
изображение на листе бумаги.
Вечер:
Игровая ситуация «Прокатим шарик
по дорожке»
И. А. Помораева, стр. 17
Цель: развивать умения различать
контрастные по величине шарики и
называть их.
Д/и: Елочка с пуговичками
Цель: развивают мелкую моторику и
точность движений, сенсорное
развитие.
Рефлексия.
- Организация мини-музея
«Новогодняя открытка»
- Оформление выставки
семейных газет «С новым
годом!»
Четверг 27.12
Утро:
Рассматривание картинки
«Снеговик»
Лепка «Нос для снеговика»
Д. Н. Колдина, стр. 15
Продолжать учить скатывать шар
круговыми движениями, раскатывать
толстый столбик, а затем из одного
конца заузить столбик в конус.
П/и «Карусели»
Цель: воспитывать интерес к русскому
народному творчеству.
Вечер:
Игра средней подвижности «Хоровод
водили»
(Лайзане стр.88)
Цель: закреплять умение ходить по
кругу, взявшись за руки.
Д/и «Найди зайчика»
Цель: учить узнавать геометрические
фигуры, названия цветов, развитие
мелкой моторики рук.
Рефлексия.
- Подготовка совместного
с родителями новогоднего
развлечения в группе.
Пятница 28.12
Утро:
Сюжетная игра «Новый год у кукол».
Экскурсия на выставку «Мастерская
Деда Мороза».
Образовательная ситуация «В гости
к соседям с поздравлениями»
Вечер:
Совместное с родителями
развлечение в группе «Новый год
стучится в двери»
- Участие в совместном
развлечении в группе.
- Организация чаепития.
- Награждение родителей
за участие в проекте.