Напоминание

"Коррекционная ритмика, как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР""


Авторы: Лирнык Алла Александровна, Гавриленко Ольга Викторовна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "дс № 97 "Светлица"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционная ритмика, как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР""
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Коррекционная ритмика, как средство

гармонизации личности ребенка с ЗПР»

Цель: проводить коррекционную работу средствами ритмических движений.

Задачи: обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных зажимов;

развивать чувствование экспрессии своего тела;

произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения и т.д);

формировать навыки адекватного поведения;

умение выражать средствами музыкальной выразительности структуру музыкального

произведения.

Подготовили:

музыкальный руководитель Лирнык А.А.

Воспитатель Гавриленко О.В.

1

№1 Тема «Осень».

Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне, бег в колонне (Диск «Репертуар

хореографа»)

Основная часть.

1.Двигательное упражнение « Осенний листик»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети двигаются врассыпную под музыку вальса, кружась, как осенний листок. При остановки

музыки дети плавно останавливаются, присаживаются на корточки, голову опускают. С началом

звучания музыки дети продолжают «кружиться».

2. Упражнение «Собираем листья»

Цель: развитие способности передавать образные движения.

3. Упражнение «Запомни свое место»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти и ориентировка в пространстве.

Дети распределяются по всему залу. Каждому ребенку предлагается запомнить свое место. Под

музыку все дети разбегаются, а с окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

4. Упражнение-игра «Назови овощи-фрукты»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют овощи и при этом перекатывают мяч через круг любому другому

ребенку в кругу.

Можно провести и в другой форме:

Дети стоят в кругу, педагог в середине круга с мячом, он бросает ребенку мяч с названием овоща –

фрукта, ребенок должен сказать что это (например, апельсин – фрукт).

5. Игра-забава «Солнышко»

Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью.

Вот как солнышко встает – выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет – ниже, ниже, ниже!

Хорошо хорошо, солнышко смеется

А под солнышком всем весело поется. Движения по тексту.

6. Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища).

Дети лежат на полу. Предложить детям представить разницу ощущений и передать ее действиями.

- Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться, мы сожжемся в комок и

задержим дыхание. (На вдохе).

- Солнце вышло из- за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (На выдохе)

7. Этюды на развитие эмоциональной сферы «Лисичка подслушивает»

Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.

- лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они

говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен

в сторону, рот полуоткрыт.

Заключительная часть.

2

1.

Подвижная игра «У медведя во бору»

2.

Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

№2 Тема «Посуда»

Вводная часть. Ритмическая разминка: свободная ходьба в колонне, бег врассыпную. (Диск

«Репертуар хореографа»)

Основная часть.

1.Упражнение « Чайник». Танец-игра «Самовар»

Цель: развитие творческого воображения.

Я - чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд

Я вам на показ выставляю живот

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

-Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

2. Упражнение-игра «Назови предметы посуды»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют предметы посуды и при этом перекатывают мяч через круг любому

другому ребенку в кругу.

Можно провести и в другой форме:

Дети стоят в кругу, педагог в середине круга с мячом, он бросает ребенку мяч и тот должен с назвать

предмет посуды.

3 .Упражнение «Мамины помощники»

Цель: развитие имитационных движений.

Дети подражают движениям работы помощника (уборщика): «подметают, моют пол», «Моют

посуду», «вытирают пыль», «стирают» и т.д.

4. Дыхательное упражнение «Певец»

Выполняется сидя или стоя. Сделать глубокий вдох, руки медленно через стороны поднять вверх.

Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком А – А – А – А, медленно опуская руки.

Снова задержать дыхание. Снова сделать глубокий вдох, руки медленно через стороны поднять вверх.

Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком О – О – О - О, обнимая себя за плечи и

опуская голову на грудь. Снова задержать дыхание. Сделать глубокий вдох, руки медленно через

стороны поднять вверх. Задержать дыхание. Выдохнуть с открытым сильным звуком У – У – У - У,

медленно опуская руки. Выполняется 1 раз.

5. Упражнение игра «Пробеги и простучи»

Цель: развитие чувства ритма.

Дети встают в круги берутся за руки. На первую часть дети бегают по кругу, взявшись за руки. На

вторую часть – приседают на корточки и кулачками по полу отстукивают метроритм. Повторить 3

– 4 раза.

6. Игра «Запомни порядок»

Цель: развитие наблюдательности и зрительной памяти.

Ребенку предлагается рассмотреть рисунки предметов посуды. В том порядке, в каком они

расположены – необходимо запомнить детям. Рисунки размешать – и выложить в нужном порядке

(например: чайник , сковородка, кастрюля и т.д.)

7. Упражнение «Уберемся в доме»

Цель: развитие синхронизации речи и движений.

3

Рано- утром встали мы

Чтоб убраться в доме

Вымыли скорей полы

И посуду тоже

8.

Этюд «Непомытая посуда»

Цель: Умение выражать мимикой чувство отвращения и презрения.

Воспитатель рассказывает историю и предлагает детям передать выражение лица мальчика, когда

он увидел грязную посуду.

- мама мальчику приготовила на завтрак овсяную кашу, какая была вкусная каша! Но собравшись

в школу, мальчик так и оставил на столе непомытую тарелку. Когда мальчик пришел со школы

тарелка так и лежала на столе грязная…….

Заключительная часть.

9.

Подвижная игра стр. 66 «Коррекционная ритмика»М.А. Касицина.

10. Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

4

№3 Тема «Мебель»

Вводная часть. Ритмическая разминка: свободная ходьба в колонне, подскоки, ходьба в колоне.

(Диск «Репертуар хореографа»)

Основная часть.

1.Упражнение «Запомни свое место в колонне»

Цель: развитие зрительной памяти и ориентировки в пространстве.

Дети двигаются в колонне маршевым шагом. При смене музыки разбегаются врассыпную. (Звучит

легкая музыка для бега или подскоков). На музыку марша они вновь должны выстроиться в колонну в

том же порядке и продолжать движения шагом.

2. Упражнение «Большие и маленькие ноги»

Цель: развитие чувства темпа и ритма.

Обращать внимание детей на четкое, ритмичное выполнение шага и легкого бега.

3. Упражнение-игра «Назови предметы мебели»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют предметы мебели и при этом перекатывают мяч через круг любому

другому ребенку в кругу.

Можно провести и в другой форме:

Дети стоят в кругу, педагог в середине круга с мячом, он бросает ребенку мяч и тот должен назвать

предмет мебели.

4.

Упражнение Уборка в доме»

Цель: развитие умения действовать по представлению.

Детям предлагается показать, как они убираются в доме, обращая внимание на правильность

движений: сначала они берут веник в правую руку, делая взмах и метут от себя.

5. Дыхательное упражнение «Свечи»

Выполняется сидя или стоя. Сделать глубокий вдох, руки медленно через стороны поднять вверх.

Задержать дыхание. Выдохнуть через рот, вытянув губы трубочкой, как бы задувая три свеч (выдох

тремя порциями). Снова сделать глубокий вдох, руки медленно через стороны поднять вверх.

Задержать дыхание. Выдохнуть с силой через рот, наклонившись вперед. Выполняется 1 раз.

Заключительная часть.

1. Двигательное упражнение «Хлопай»

Цель: снятие напряжения, успокоение.

Пусть стоят на месте ножки, да – да – да!

Только хлопают ладошки, да – да – да!

А сейчас мы будем хлопать хлоп – хлоп, перед собой!

А теперь скорей похлопай, да погромче за спиной.

Выше, выше будем хлопать, выше руки поднимать,

Ниже, ниже будем хлопать, руки ниже опускай.

А теперь качать руками можно целых пять минут

Отдыхайте дети с нами, ручки тоже отдохнут.

2.

Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

5

№4 Тема «Игрушки»

Вводная часть. Ритмическая разминка: свободная ходьба в колонне, подскоки, боковой галоп. (Диск

«Репертуар хореографа»)

Основная часть.

Двигательное упражнение «Домик»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети двигаются врассыпную под музыку маршевого характера. При остановке музыки дети

останавливаются, присаживаются на корточки, поднимают руки вверх «домиком». На музыку марша

они вновь должны продолжить ходьбу.

2. Упражнение «Противоположные движения»

Цель: развитие способности к распределению внимания.

Дети становятся в две шеренги друг против друга. Звучит музыка Д. Кабалевского «Клоуны».

Необходимо делать ярко выраженное акценты на начало каждого такта..

На начало каждого такта дети выполняют противоположные движения. Например: одна шеренга

приседает, другая в это время поднимается на носки, руки вверх.

3. Упражнение - игра «Назови игрушки»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют игрушки и при этом перекатывают мяч через круг любому другому

ребенку в кругу.

Можно провести и в другой форме:

Дети стоят в кругу, педагог в середине круга с мячом, он бросает ребенку мяч и тот должен назвать

игрушку (мяч, кукла, машинка и т.д.)

4.Упражнение «Веселые ладошки»

Цель: развитие чувства ритма и темпа.

Детям предлагается сесть на ковер. Музыкальный руководитель поет, дети подпевают.:

Хлоп! Раз! Еще раз! На слово «Хлоп!» хлопают. На «Раз!» ударяют по коленям.

Мы похлопаем сейчас.

КА теперь скорей, скорей! Наклонились вперед быстро, в такт мелодии

шлепают ладошками по ковру перед собою

Шлепай, шлепай веселей!

5. Игра-превращение «Великаны и гномы»

Цель: развитие способности к регуляции мышечного тонуса.

Детям предлагается представить себя игрушками – гномами.

Руки на поясе, пяточки вместе, носочки врозь.

- Маленькие гномы им ничего не видно. Чтобы все видеть, им надо стать великанами. А для этого

подняться на носочки, как можно выше. Пятки при этом держать вместе.

После короткой паузы дети опускаются на всю ступню, не перенося тяжесть тела на пятки.

Движение повторить несколько раз.

6. Игра-упражнение «Мышки»

Цель: развитие выразительности подражательных движений.

Рассказать детям, как ведут себя мышки: маленькие зверьки, очень осторожные, поэтому у них

маленькие шаги, частые остановки – чтобы убедиться в своей безопасности.

6

- Мышки пошалили – дернули часы за гири, а когда раздался звон, испугались и убежали.

Далее движения по тексту игры «Мышь – балет»

Заключительная часть.

1. Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Дети становятся паровозиком. Первый ребенок – это голова дракона, последний – кончик хвоста.

Звучит музыка – первый играющий пытается схватить последнего - дракон кусает свой хвост.

Остальные дети цепко держатся друг за друга.

2. Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

7

№5 Тема «Овощи, фрукты, ягоды»

Вводная часть. Ритмическая разминка: свободная ходьба врассыпную, перестроение в колону. (Диск

«Репертуар хореографа»)

Основная часть.

Упражнение «Ходьба с хлопками»

Цель: развитие слухового внимания, чувства ритма; способности передавать движениями

динамические оттенки музыки.

Дети двигаются в свободном направлении под музыку маршевого характера и одновременно

прохлопывают в ладоши на каждый шаг. С изменением силы звучания музыки (тихо, громко) дети

соответственно шагают бодро и хлопают громко или шагают осторожно и хлопают тихо.

Музыкальный руководитель по своему усмотрению меняет силу звучания музыки.

2. Упражнение «Запомни движения»

Цель: развитие памяти (зрительной, двигательной), произвольности движений.

Детям показать несколько раз серию движений для рук и ног, сопровождая счетом (1 – 4).

Сначала с детьми разучить последовательность движений, выполняя их вместе, затем

самостоятельно выполняя их по памяти. После того как движения автоматизированы, задание

усложняется.

Варианты усложнения.

1 вариант: Дети выполняют движения на основе зрительного восприятия.

2 вариант: Серия движений выполняется в обратном порядке.

3 вариант: Серию движений заученных до автоматизма, дети выполняют в обратном плане,

следя за счетом педагога.

3. Ритмическое упражнение «Попрыгаем похлопаем»

Цель: развитие чувства ритма и координации движений.

Дети выполняют ритмичные прыжки на двух ногах, одновременно хлопая в ладоши. Ритмичность

прыжков с хлопками соответствует ритму музыки.

Постепенно упражнение следует усложнить: выполнять прыжки, чередуя хлопки над головой и по

бокам. («Клоуны» Д.Кабалевского).

4. Упражнение-игра «Назови овощи-фрукты»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют овощи и при этом перекатывают мяч через круг любому другому

ребенку в кругу.

Можно провести и в другой форме:

Дети стоят в кругу, педагог в середине круга с мячом, он бросает ребенку мяч с названием овоща –

фрукта, ребенок должен сказать что это (например, апельсин – фрукт).

5.

Дыхательное упражнение «Деревья»

Выполняется сидя в кругу. Руки перед собой, ладони упираются в пол. Сделать глубокий вдох,

поднять прямые руки вверх. Задержать дыхание, покачаться из стороны в сторону, выдохнуть

через рот, наклониться вперед, руки опустить вниз. Ладони положить на пол. Выполнить 2-3 раза.

8

6.

Игра-миниатюра «Цветочек»

Цель: развитие способности регулировать мышечный тонус, ритмопластикой движений

передавать характерные особенности образа.

Цветочек встречает солнышко Дети потягиваются вверх, напрягая до кончиков пальцев

весь корпус.

Спряталось солнышко , головка цветочка поникла Последовательно «падают» кисти рук.

Стебелек сломался Сгибаются руки в локтях.

Завял цветочек. Освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, надо

позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени.

7. Упражнение «Сбор ягод»

Цель: развитие всех групп мышц, формирование правильной осанки.

Дети стоят в круге на расстоянии вытянутых рук, ноги на ширине плеч, носки немного разведены в

стороны. Пальцы левой руки, изображающей решето, упираются в левый бок. Правая рука свободна.

Во время звучания первого и второго тактов дети делают медленное глубокое приседание (на носках,

пятки приподнимаются), разведя колени в стороны (спина прямая), одновременно правой рукой они

«срывают ягоду».

На 3-4 такт дети встают и «кладут ягоду в решето».

Так выполняется подряд четыре приседания и четыре выпрямления, после этого переход на ходьбу

друг за другом.

Упражнение повторяется 3-4 раза. (РНП «Ах ты, береза».

Заключительная часть.

1.

Подвижная игра «Огуречик»

Ловишка» садится на стул у одной стены зала, дети собираются стайкой у другой. Руки у

играющих находятся на поясе.

Огуречик, огуречик Дети легкими прыжками продвигаются в направлении «ловишки»

Не ходи на тот конечик Дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя

пальчиком «ловишке»

Там мышка живет

Тебе хвостик отгрызет. Последняя фраза произносится детьми стоя на месте и является

сигналом к бегу.

2.

Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

9

№6 Тема «Весна»

Вводная часть. Ритмическая разминка: дети проходят в зал парами, друг за другом. Голову держать

прямо, спина ровная, кружатся. Поклон девочек и мальчиков, (муз. Ф. Шуберта «Вальс»)

Основная часть.

1 Двигательное упражнение «Домик»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети двигаются врассыпную под музыку маршевого характера. При остановке музыки дети

останавливаются, присаживаются на корточки, поднимают руки вверх «домиком». На музыку марша

они вновь должны продолжить ходьбу.

2. «Упражнение с цветами»

Цель: развитие мышечной регуляции и ритмичности движений, пространственных

представлений.

Дети стоят в круге. С началом звучания музыки они передают движениями рук плавный,

неторопливый ее характер, учатся выполнять перестроения. Слегка подняв руки вперед, дети на

каждую сильную долю такта плавно машут цветами, одновременно сгибая и разгибая кисти рук.

3.Дыхательное упражнение «Веточка»

Стать прямо, опустить руки вдоль тела. Медленно поднимать руки вверх, делая при этом глубокий

вдох через нос. Потянуться вверх к солнцу – задержать дыхание. Сделать медленный выдох,

наклоняясь вправо и держа прямые руки над головой. Снова задержать дыхание. Медленный выдох

через нос и выпрямились. Снова задержать дыхание. Наклониться влево, медленно выдохнуть через

рот. Снова задержать дыхание. Выполнять 2-3 раза.

4. Игра «Жучки»

Цель: создание положительного эмоционального фона и развитие образно – игровых движений.

Дети «жучки» стоят врассыпную, слегка отведя руки назад («крылышки»). С началом музыки

выполняют движения по тексту песни:

По дороге жук, жук Дети бегут легко по залу на носочках - «жуки летают»

По дороге черный

Посмотрите на него

Вот какой проворный.

Он на спинку упал Дети быстро ложатся на спину и перебирают ногами.

Лапками задрыгал

Крылышками замахал

Весело запрыгал

По дороге жук, жук Дети бегут легко по залу на носочках - «жуки летают»

По дороге черный

Посмотрите на него

Вот какой проворный.

5. Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища).

Дети лежат на полу. Воспитатель предлагает представить разницу ощущений и передать ее

действиями.

10

- Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться, мы сожжемся в комок и

задержим дыхание. (На вдохе)

- Солнце вышло из – за тучки, стало жарко. Можно расслабиться… (На выдохе)

Упражнение повторить 3-4 раза.

6. Упражнение «Зайка»

Цель: Синхронизация речи и движений, подготовка детей к отдыху.

Движения по тексту:

Зайка по лесу скакал Дети скачут как зайки

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайки на макушке Показывают ушки

Поднялись, как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается Пугливо оглядывается

Кто – то по лесу крадется

Заяц путает следы Дети скачут, петляют

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся Прыжок в сторону

И под кустиком свернулся

Словно беленький клубок Дети сворачиваются в клубок на ковре.

Чтоб никто найти не смог.

Заключительная часть.

1.

Подвижная игра

2.

Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

11

№7 Тема «Семья».

Вводная часть. Ритмическая разминка: запомни свое место в колонне, ходьба с хлопками – хлопок

на сильную долю.

Основная часть.

1.Упражнение « Веселые ладошки»

Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов

звучащей музыки, развивает чувство ритма.

Дети сидят на стульях и хлопают в ладоши: на тихую музыку – тихо, на громкую – громко.

Обратить внимание на ритмичность хлопков. («Старинная полька» в обр. Н. Соколовой)

2. Упражнение «Полоскать платочки»

Цель: развитие плавности и ритмичности движений.

Предложить детям представить, что у них в руках платочки, которые они будут полоскать в воде.

- Платочки тонкие, держать их надо мягко, а полоскать очень осторожно.

Дети свободно располагаются по залу и выполняют движения с воображаемыми платочками под

музыку (при наличии раздать детям платочки)

3. Упражнение «Запомни свое место»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти и ориентировка в пространстве.

Дети распределяются по всему залу. Каждому ребенку предлагается запомнить свое место. Под

музыку все дети разбегаются, а с окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

4. Упражнение-игра «Моя семья»

Цель: развитие внимания, выработка условных двигательных реакций, преодоление выработанных

двигательных стереотипов.

Дети садятся на стулья.

Объяснить детям правило выполнения игры: на определенное слово необходимо выполнять заданное

движение. Кто ошибается, тот проиграл.

Слово «мама» - руки вверх.

Слово «папа» - руки перед собою.

Слово «я» - руки вниз.

Слово «Сестра» - руки в стороны.

5. Игра- миниатюра «Бытовые сценки»

Цель: развитие умения действовать по представлению.

Дети сидят на стульях. Предложить детям по очереди изобразить действия членов семьи, которые они

часто наблюдают дома. При этом не разрешается разговаривать, а только показывать действия

Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на ковер и стараются расслабиться.

6. Этюд «Конкурс лентяев»

Хоть и жарко, хоть и зной

Занят весь народ лесной.

Лишь барсук-лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной.

Лежебока видит сон

12

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

7. Этюды на развитие эмоциональной сферы «Негаданная радость»

Цель: выражение чувства радости, удовольствия.

- В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих детей и сказала: «Заканчивайте, дети свою

игру. Через час мы пойдем в цирк! Мама подняла руку и показала билеты.

Заключительная часть.

1.

Подвижная игра «Ловишка»

Воспитатель выбирает «ловишку». Он становится, повернувшись к стене, остальные дети у

противоположной стены лицом к нему. Дети хлопают в ладоши и говорят: «Раз, два, три, раз, два,

три! Ну, скорее нас лови!». С окончанием музыки все должны остановиться.

2.

Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

13

№8 Тема «Животные».

Вводная часть. Ритмическая разминка: запомни свое место в колонне, ходьба с хлопками – хлопок

на сильную долю.

Основная часть.

1.Упражнение « Веселые ладошки»

Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов

звучащей музыки, развивает чувство ритма.

Дети сидят на стульях и хлопают в ладоши: на тихую музыку – тихо, на громкую – громко.

Обратить внимание на ритмичность хлопков. («Старинная полька» в обр. Н. Соколовой).

2. Упражнение с превращениями «Веселый зоосад»

Цель: развитие выразительности подражательных движений:

Мы шагаем в зоосад

Побывать там каждый рад

Там медведи и пингвины

Попугаи и павлины

Там жирафы и слоны

Обезьяны, тигры, львы

Мы под музыку играем

И движенья выполняем.

Дети идут неторопливо. Размеренно с гордо поднятой головой. Шаг выполняют

грациозно, с легким подъемом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки на поясе.

Это лев –он царь зверей

В мире нет его сильней

Он шагает очень важно

Он красивый и отважный.

Стоя на месте, поставив ноги на ширину плеч и согнув в локтях руки с растопыренными

пальцами, дети выполняют небольшие полуприседания. Прыгают.

А смешные обезьянки

Раскачали так лианы

Что пружинят вниз и вверх

И взлетают выше всех!

Ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях. Пальцы рук прижимают к голове. Выполняют наклоны

туловища вперед – вправо, вперед – влево.

А вот добрый умный слон

Посылает всем поклон

Он кивает головой

И знакомится с тобой.

14

Вот и вечер наступает

Зоосад наш засыпает

Засыпает до утра

Нам уже домой пора.

3. Упражнение «Пожалуйста»

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

Дети свободно располагаются по залу.

- Я буду просить вас повторить за мной разные движения, но вы их будете выполнять, только если

я добавлю к просьбе слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое –

либо задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге.

Можно детям показывать различные движения: физкультурные, танцевальные, шуточные.

4. Упражнение-игра «Назови животных»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют животных и при этом перекатывают мяч через круг любому

другому ребенку в кругу.

5. Игра-превращение «Театр зверей»

Цель: научить передавать средствами мимики, пластики характерные особенности образа по

представлению.

Каждый ребенок должен изобразить то или иное животное, подражая его повадкам, не называя его

остальным детям. Когда ребенок передает выбранный образ, остальные дети наблюдают, кого из

зверей он изображает.

6. Этюд «Разъяренная медведица»

Цель: выражение гнева.

- На лесной полянке мальчик увидел маленького медвежонка. Медвежонок подбежал к мальчику и

стал хватать его за ноги передними лапами, как бы приглашая поиграть с ним. Медвежонок был

смешным и веселым. Почему бы не поиграть? Вдруг послышалось такое громкое урчание, и мальчик

увидел, что на него, поднявшись на задние лапы, идет медведица. Мальчик подбежал к большому

дереву и влез на него.

Медведица не полезла за мальчиком, а стала яростно царапать ствол когтями, рычать, злобно

глядя на мальчика. Вдруг где – то далеко заскулил медвежонок . медведица оставила дерево и

отправилась выручать медвежонка из беды. Мальчик еще немного посидел на дереве, потом

спустился и побежал домой.

7. Этюды на развитие эмоциональной сферы «Лисичка подслушивает»

Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.

- лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они

говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен

в сторону, рот полуоткрыт.

Заключительная часть.

1.

Подвижная игра «Козочки и волки»

Дети делятся на две группы, одна – «козочки», другая «волки».

Козочки находятся в доме, у одной из стен зала, а волки стоят у противоположной стене.

Козочки под веселую музыку прыгают, скачут, бодаются. Касаться друг друга нельзя. Музыка

закончилась, козочки убегают в дом, в это время «волки» их салят и отводят их в установленное

место.

2.

Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

15

№9 Тема «Мой дом».

Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне друг за другом, перестроения в две

колонны. Боковой галоп по кругу.(Музыкальное сопровождение на выбор муз. руководителя).

Основная часть.

1.Упражнение « Веселые ладошки»

Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов

звучащей музыки, развивает чувство ритма.

Дети сидят на стульях и хлопают в ладоши: на тихую музыку – тихо, на громкую – громко.

Обратить внимание на ритмичность хлопков. («Старинная полька» в обр. Н. Соколовой).

2. Игра «Запретный номер»

Цель: развитие устойчивости и распределения внимания; закрепления навыков счета.

Дети стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения

играющий хлопает в ладоши. После того, как задание хорошо усвоено, его можно усложнить, ведя

счет в пределах заданных чисел, например, от 1 до 8, от 3 до 10.

3. Упражнение «Пожалуйста»

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

Дети свободно располагаются по залу.

- Я буду просить вас повторить за мной разные движения, но вы их будете выполнять, только если

я добавлю к просьбе слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое –

либо задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге.

Можно детям показывать различные движения: физкультурные, танцевальные, шуточные.

4.Упражнение-игра «Назови предметы, которые находятся в твоем доме»

Упражнение-игра «Назови из каких частей состоит дом»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют предметы дома, что в их доме находится, и при этом перекатывают

мяч через круг любому другому ребенку в кругу.

5. Игра-превращение «Аквариум»

Цель: развитие способности к регуляции мышечного тонуса, выполнение образных движений.

Дети слушают музыкальное произведение К.Сен-Санса «Аквариум». Воспитатель предлагает

передать средствами ритмопластики характер музыки – «рыбки плавают». С окончанием музыки –

«рыбки засыпают».

6. Упражнение «Уберемся в доме»

Цель: развитие синхронизации речи и движений.

Рано- утром встали мы

Чтоб убраться в доме

Вымыли скорей полы и посуду тоже

7. Упражнение Уборка в доме»

Цель: развитие умения действовать по представлению.

Детям предлагается показать, как они убираются в доме, обращая внимание на правильность

движений: сначала они берут веник в правую руку, делая взмах и метут от себя.

16

8.

Дыхательное упражнение «Деревья»

Выполняется сидя в кругу. Руки перед собой, ладони упираются в пол. Сделать глубокий вдох,

поднять прямые руки вверх. Задержать дыхание, покачаться из стороны в сторону, выдохнуть

через рот, наклониться вперед, руки опустить вниз. Ладони положить на пол. Выполнить 2-3 раза.

Заключительная часть

1.

Подвижная игра «Сова»

Детям рассказать о повадках совы. Напомнить, что сова спит днем, а ночью выходит на охоту.

Выбирается «водящий» - сова, которая садится в гнездо и спит.

Детям даются сигналы – «День!» или «Ночь!».

На сигнал «День!» птицы летают по полянке. Дети бегают врассыпную, помахивая руками, как

крылышками.

На сигнал «Ночь!» - птицы засыпают. Дети останавливаются и не шевелятся. В это время

вылетает сова на охоту и ищет добычу. Тот, кто пошевелится или засмеется, «сова» уносит свое

гнездо.

2.

Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

17

№10 Тема «Мой город».

Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба в колонне друг за другом, перестроения в две

колонны. Боковой галоп по кругу.

Основная часть.

1.Упражнение « Веселые ладошки»

Цель: развитие способности изменять характер движений в соответствии с изменением контрастов

звучащей музыки, развивает чувство ритма.

Дети сидят на стульях и хлопают в ладоши: на тихую музыку – тихо, на громкую – громко.

Обратить внимание на ритмичность хлопков. («Старинная полька» в обр. Н. Соколовой).

2. Игра «Запретный номер»

Цель: развитие устойчивости и распределения внимания; закрепления навыков счета.

Дети стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения

играющий хлопает в ладоши. После того, как задание хорошо усвоено, его можно усложнить, ведя

счет в пределах заданных чисел, например, от 1 до 8, от 3 до 10.

3. Упражнение «Пожалуйста»

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

Дети свободно располагаются по залу.

- Я буду просить вас повторить за мной разные движения, но вы их будете выполнять, только если

я добавлю к просьбе слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое –

либо задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге.

Можно детям показывать различные движения: физкультурные, танцевальные, шуточные.

4.Упражнение - игра «Назови улицы нашего города»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют улицы города Норильска, перекатывают мяч через круг любому

другому ребенку в кругу, который также называет названия улицы.

5. Этюд «Удивление»

Цель: выражение удивления.

- Мальчик очень удивился: он увиделся, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а

когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

6. Игра-упражнение «Самолеты»

Цель: развитие чувства темпа, пространственной ориентировки.

Самолеты стоят на аэродроме и готовы к полету, они заводят свои моторы, взлетают вверх,

их скорость растет, затем они снижают скорость и возвращаются на аэродром.

С началом музыки дети двигаются врассыпную по залу легким бегом с прямыми, вытянутыми в

стороны руками, передавая темп музыки, постепенно движения ускоряются, а затем темп

постепенно замедляется, «самолеты возвращаются на аэродром».

7. Упражнение Уборка в доме»

Цель: развитие умения действовать по представлению.

Детям предлагается показать, как они убираются в доме, обращая внимание на правильность

движений: сначала они берут веник в правую руку, делая взмах и метут от себя.

18

9.

Дыхательное упражнение «Соседи»

Выполняется сидя в кругу. Руку правую поднять вверх. Опустить ее на плечо своему соседу

справа. Вспомните, как его зовут. Снова сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны

вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнеся на выдохе имя соседа. Итак по кругу.

Поднимите вверх левую руку, опустите ее на плечо своего соседа слева. Вспомните, как его зовут

и т.д. Выполнить 1 раз.

Заключительная часть

1. Игра с пением «Вокруг домика хожу».

Дети сидят по кругу на стульчиках, лицом к центру. Ведущий ребенок – стоит за кругом.

Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу

К одному я подойду

И тихонько постучу:

-Тук! Тук! Тук!

-Кто пришел?

-Саша!

-Зачем пришел?

Давай бегать на перегонки!

-Давай!

Ведущий и второй ребенок встают около спинки стула и по сигналу детей: «Раз, два, три, беги!» -

обегают круг в разных направлениях. Кто первый сядет на свободный стул, тот считается

выигравшим. Оставшийся ребенок становится ведущим. Игра повторяется 2-3 раза.

2.Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

19

№11 Тема «Профессии».

Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба змейкой (В. Щербачева «Куранты»)

Основная часть.

1.Упражнение « Стоп, хоп, раз»

Цель: развитие внимания, умение действовать по условному сигналу, преодоление двигательного

автоматизма.

Дети под музыку марша идут друг за другом. На сигнал останавливаются и стоят до условленного

звукового сигнала, после которого движения продолжаются. На сигнал «хоп!» дети подпрыгивают и

вновь продолжают двигаться. На сигнал «раз!» поворачиваются и идут в обратном направлении.

Их игры выходит тот, кто ошибается или стоит неспокойно на сигнал «стоп!».

2. Упражнение «Перекатывание мяча»»

Цель: развитие чувства ритма, точности движений.

Дети полукругом садятся на ковер, разведя ноги шире плеч. Под музыку педагог поочередно катит

мяч детям, которые возвращают его. Остальные дети следят за движением мяча и хлопком в ладоши

отмечают момент толкания мяча. Толчок мяча должен совпадать с сильной долей музыкального

такта. («Вальс-шутка» Д. Шостаковича из Первой балетной сюиты).

3. Упражнение «Пожалуйста»

Цель: преодоление двигательного автоматизма.

Дети свободно располагаются по залу.

- Я буду просить вас повторить за мной разные движения, но вы их будете выполнять, только если

я добавлю к просьбе слово «пожалуйста». Кто ошибется, выходит на середину и выполняет какое –

либо задание, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге.

Можно детям показывать различные движения: физкультурные, танцевальные, шуточные.

4.Упражнение-игра «Назови профессии»

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют профессии, перекатывают мяч через круг любому другому ребенку

в кругу, который также называет профессии

5. Этюд «Капитан»

Цель: отображение положительных черт характера: смелости, уверенности.

- Вы стоите на мостике корабля и смотрите вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны,

свистит ветер. Но вы не боитесь бури, так как вы сильные, смелые , уверенные.

Дети стоят с прямой спиной, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносят к глазам

воображаемый бинокль.

7.

Дыхательное упражнение «Баян»

Согнуть руки перед грудью в локтях (имитация позы баяниста). Вдохнуть глубоко через нос – руки

(меха баяниста), медленно растягивать

Цель: развитие умения действовать по представлению.

Детям предлагается показать, как они убираются в доме, обращая внимание на правильность

движений: сначала они берут веник в правую руку, делая взмах и метут от себя.

8.

Дыхательное упражнение «Соседи»

20

Выполняется сидя в кругу. Руку правую поднять вверх. Опустить ее на плечо своему соседу

справа. Вспомните, как его зовут. Снова сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны

вверх. Наклонившись вправо, выдохните, произнеся на выдохе имя соседа. Итак по кругу.

Поднимите вверх левую руку, опустите ее на плечо своего соседа слева. Вспомните, как его зовут

и т.д. Выполнить 1 раз.

Заключительная часть

1. Игра с пением «Вокруг домика хожу».

Дети сидят по кругу на стульчиках, лицом к центру. Ведущий ребенок – стоит за кругом.

Вокруг домика хожу

И в окошечки гляжу

К одному я подойду

И тихонько постучу:

-Тук! Тук! Тук!

-Кто пришел?

-Саша!

-Зачем пришел?

Давай бегать на перегонки!

-Давай!

Ведущий и второй ребенок встают около спинки стула и по сигналу детей: «Раз, два, три, беги!» -

обегают круг в разных направлениях. Кто первый сядет на свободный стул, тот считается

выигравшим. Оставшийся ребенок становится ведущим. Игра повторяется 2-3 раза.

2.Релаксационное упражнение (на выбор муз. руководителя)

21

№12 Тема «Грибы».

Вводная часть. Ритмическая разминка: ходьба «змейкой» (Танцевальная ритмика №3, 11трек),

пружинка, выставление ноги на пятку.

Основная часть.

1.Двигательное упражнение « Осенний листик»

Цель: развитие слухового внимания.

Дети двигаются врассыпную под музыку вальса, кружась, как осенний листок. При остановки

музыки дети плавно останавливаются, присаживаются на корточки, голову опускают. С началом

звучания музыки дети продолжают «кружиться».

2. Упражнение «Собираем грибы» (Танцевальная ритмика №3, 16трек),

Цель: развитие способности передавать образные движения.

3. Упражнение «Запомни свое место»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти и ориентировка в пространстве.

Дети распределяются по всему залу. Каждому ребенку предлагается запомнить свое место. Под

музыку все дети разбегаются, а с окончанием музыки они должны вернуться на свои места.

4. Упражнение-игра «Назови грибы» (Танцевальная ритмика №3, 13трек),

Цель: развитие внимания, закрепление представлений об окружающем мире.

Дети садятся на ковер, называют грибы и при этом перекатывают мяч через круг любому другому

ребенку в кругу.

Можно провести и в другой форме:

Дети стоят в кругу, педагог в середине круга с мячом, он бросает ребенку мяч с названием грибов.

5. Игра- забава «Утром дети в лес пошли»

Цель: развитие чувства ритма и темпа, синхронизации движений с музыкой и речью.

Утром дети в лес пошли

И в лесу грибы нашли

Наклонялись, собирали

По дороге растерялись. Движения по тексту.

6. Этюд «Солнышко и тучка»

Цель: развитие мышечных ощущений (напряжение и расслабление мышц туловища).

Дети лежат на полу. Предложить детям представить разницу ощущений и передать ее действиями.

- Ребята! Солнышко зашло за тучку, стало свежо. Чтобы согреться, мы сожжемся в комок и

задержим дыхание. (На вдохе).

- Солнце вышло из – за тучки, стало жарко. Можно расслабиться (На выдохе)

7. Этюды на развитие эмоциональной сферы «Лисичка подслушивает»

Цель: развитие способности понимать и адекватно выражать основные эмоции.

- лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они

говорят.

Выразительные движения: голова наклонена в сторону (слушает, подставляет ухо), взгляд направлен

в сторону, рот полуоткрыт.

Заключительная часть.

1.

Подвижная игра «Мы ежи»

2.

Релаксационное упражнение (Диск «Осень наступила», 4 трек)

22

23



В раздел образования