Напоминание

Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В.Солоухина "Мститель"


Автор: Нифонтова Наталья Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ШОР №1
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу В.Солоухина "Мститель"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок внеклассного чтения в 6-м классе по рассказу В.Солоухина

"Мститель"

Оборудование урока.

1. Портрет В. Солоухина.

2. Рассказ В. Солоухина «Мститель».

3. Карточки с отрывком из стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла»

Тайны ремесла

А каждый читатель как тайна,

Как в землю закопанный клад,

Пусть самый последний, случайный,

Всю жизнь промолчавший подряд.

Наш век на земле быстротечен,

И тесен назначенный круг,

А он неизменен и вечен –

Поэта неведомый друг.

4. Рисунки учащихся.

5. Плакаты с лексическим значением слов: месть, коварство, гуманизм.

Месть – намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление,

обиду.

Коварство – намерение совершить зло, прикрытое добром.

Гуманизм – любовь к людям, человеколюбие.

Цели урока.

I. Образовательные цели:

1. Формирование следующих специальных умений и навыков:

определять тему и идею произведения,

раскрывать смысл названия произведения,

характеризовать героев художественного произведения,

делать иллюстрации к художественному тексту.

2.

Закрепление следующих общих учебных умений и навыков:

1

работать с текстом (акцентное вычитывание, нахождение ответов на вопросы,

выразительное чтение),

раскрывать лексическое значение слов.

II.

Развивающие цели:

1.Формирование умений:

анализировать,

сравнивать,

обобщать.

2.

Развитие речи учащихся.

III. Воспитательные цели:

Формирование гуманистической позиции.

Ход урока

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по

рассказу В. Солоухина «Мститель». В. Солоухин –

один из писателей, который очень много писал для

детей. Дома вы прочитали один из его рассказов. Но

начать нашу работу я бы хотела с отрывка

стихотворения А. Ахматовой «Тайны ремесла», текст

которого перед вами (чтение учителем

стихотворения).

– О чем это стихотворение? (О неразрывной связи

читателя и писателя).

– О каком читателе мечтает автор? (О читателе -

друге, который сможет открыть тайны, скрытые в

тексте).

Каждый урок литература является для нас открытием

тайн ремесла писателя, что помогает нам стать

Рецептивная

деятельность

Комментирование

текста,

установление

связи данного

произведения

с другими

2

настоящими читателями. И сегодняшний урок по

рассказу В. Солоухина будет еще одной ступенькой к

постижению тайны текста.

Работа с текстом В. Солоухина «Мститель».

– О чем рассказ В. Солоухина «Мститель»? (Об

обиде, злости, о желании отомстить)

– Правильно, но мне еще кажется, что о любви.

Удивлены? Кто же прав. Решить нашу проблему

поможет текст.

Сколько героев в тексте? (Два: герой-рассказчик,

Витька Агафонов)

– Как вы считаете, кто главный герой и почему?

(Главный герой-рассказчик, т.к. основное внимание в

тексте уделено мыслям, переживаниям героя-

рассказчика, кроме того, он участник всех событий в

произведении)

С чего начинаются события в рассказе? (Ученики

убирают картошку на школьном участке)

– Какое настроение у героя-рассказчика?

Докажите текстом. (Радостное: «дурачились как

могли», «копать картошку - чудесное занятие»,

«Денек стоял на редкость: тихий, теплый, сделанный

из золотого с голубым... »

Что за происшествие случилось на школьном

участке? (Витька Агафонов, тайком подкравшись,

земляным комом ударил героя-рассказчика)

– Работа над лексическим значением слова

КАТЫШ.

Как изменилось настроение героя- рассказчика?

Докажите текстом. («… наверное, небо по-

произведения

ми

литературы

Репродуктивная

деятельность (

осмысление

прочитанного

произведения,

элементы

пересказа),

исследователь

ская

деятельность

(анализ

текста, работа

с лексикой),

поисковая

деятельность

(самостоятель

ный поиск

ответов на

поставленные

вопросы).

3

прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж

не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. В горле у

меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и

злости...»)

– Что порождает обида и злость? (Месть).

– Как вы понимаете слово МЕСТЬ? (Работа над

лексическим значением слова).

– Какой план мести созрел у героя? («Через

несколько дней, когда все позабудется, я как ни в чем

не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. А там в

лесу и набью морду.»)

– Что означает слово ТЕПЛИНКА? (Работа над

лексическим значением слова).

– Что испытывает герой, осуществляя план мести?

(Приглашая Витьку в лес, герой волнуется. «Даже в

горле стало сухо, отчего голос сделался глухой и

вроде бы чей-то чужой. А руки пришлось спрятать в

карманы, потому что они вдруг ни с того ни с сего

задрожали»).

– Что герою трудно скрыть за своим волнением?

(«Затаенное коварство»).

– Подберите синоним к слову ЗАТАЕННОЕ.

(Cкрытое).

Что означает слово КОВАРСТВО? (Работа над

лексическим значением слова).

– Как по дороге в лес главный герой готовился к

мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы,

я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни

про что ударил меня промежду лопаток...» Герой

искусственно разжигает в себе обиду).

4

– Что мешает герою осуществить план мести?

(Общие интересные дела: раскопка шмелиной норки,

разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в

реке; доверчивость и искренность Витьки).

А теперь, ребята, обратимся к вашим рисункам,

на которых вы изобразили Витьку Агафонова.

Почему вы изобразили его именно таким? («улыбка

от уха до уха», «глазища по чайному блюдечку»,

«оттопыренные уши», «соломенные волосенки»).

– Что можно сказать о Витьке, гляди на его

портрет? (Витька – добрый мальчишка с открытой

душой).

– А как вы считаете, герой-рассказчик – злой

человек? Аргументируйте свой ответ. (Добрый, т. к.

отказывается от мести, видит красоту природы,

несмотря на обиду, замечает хорошие качества в

Витьке).

– Следовательно, почему герой не отомстил?

(Потому что добрый и потому что «... очень непросто

ударить человека, который доверчиво идет впереди

тебя»).

– Что происходит в душе героя, когда он

отказывается от мести? («легко от принятого

решения не бить Витьку»).

– К какому выводу о Витьке приходит герой-

рассказчик? («... Витька, в сущности, не плохой

мальчишка - вечно он что-нибудь придумает»).

– А если Витька – не плохой мальчишка, то кем он

может стать для героя? Как об этом говорится в

тексте? (Другом. «И мы заходим в село как лучшие

Этому этапу урока

предшествует

самостоятельн

ая творческая

деятельность

учащихся.

Репродуктивная и

исследователь

ская

деятельность.

Исследовательская

5

дружки-приятели»).

Работа над смыслом названия произведения.

– Ребята, как вы считаете, почему рассказ называется

«Мститель»? (Потому что герой хотел отомстить, но

мститель он несостоявшийся, т.к. его добрая натура

все время сопротивляется им же придуманному

«злодейскому замыслу». В названии содержится

мягкая авторская ирония).

Закрепление материала.

Работа с лексическим значением слова

ГУМАНИЗМ.

Как вы понимаете значение этого слова?

Что значит «быть гуманным»?

Обобщение и выводы.

– А теперь вернемся к началу нашего урока, где мы

размышляли, о чем этот рассказ. Какую любовь я

имела в виду? (Дружескую, любовь к людям, к

ближнему).

– Я согласна и с вами, когда вы говорите, что этот

рассказ о мести. Но после вдумчивой работы с

текстом, мы с вами смогли открыть одну из тайн

текста - авторскую идею человеколюбия, умения

прощать.

– А теперь, ребята, подумайте, почему В. Солоухин,

будучи взрослым, обращается именно к этому

эпизоду из детства? (Поучительная история, которая

учит главному: умению прощать друг друга, быть

добрее в взаимоотношениях с товарищами, уметь

видеть хорошее в своих друзьях).

Домашнее задание.

и поисковая

деятельность

(учащиеся

ищут ответ на

проблемный

вопрос,

опираясь на

проведенный

анализ

произведения)

.

Репродуктивная

деятельность.

6

Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения

отрывок из повести В. Закруткина «Матерь

человеческая» в пособии «Вокруг тебя – мир», стр.

63-66.

Ответить на вопрос, что побудило главную героиню

отказаться от мести.

7



В раздел образования