Автор: Смирнова Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №74
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Ребёнок с ОВЗ в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Статья «Ребенок с ОВЗ в детском саду»
Аннотация
Проблема
инклюзивного
образования
стала
одной
из
самых
обсуждаемых в настоящее время. Благородная задумка наткнулась на волну
непонимания.
Многие
педагоги
оказались
не
готовы
к
работе
с
детьми,
имеющими ограниченные возможности.
Данная статья освещает особенности построения работы с детьми с
ДЦП
и
возможность
их
социализации
в
условиях
дошкольной
образовательной организации.
Ключевые слова: ОВЗ, ДЦП, инклюзия.
Современный мир поражает нас чудесами технических изобретений.
Прогресс далеко шагнул вперед. Касается это и остальных областей жизни
общества, в частности медицины. Однако новые открытия в этой области
отчасти имеют и обратную сторону медали. В большинстве случаев ребенок,
рожденный с весом в 500 грамм будет жить, но в его здоровье будут сбои.
Нарушение естественных условий развития плода может сказаться на его
психическом развитии, недоразвитии и патологии внутренних органов.
Конечно, это не единственная причина ухудшения здоровья молодого
поколения.
Среди
множества
других
причин
ведущую
роль
занимает
ухудшение экологической обстановки, что не может не наложить отпечаток
на здоровье будущей матери.
К сожалению, исход один – с каждым годом становится все меньше
здоровых детей и неумолимо растет число детей с инвалидностью.
И
нас,
как
педагогов,
особенно
волнует
проблема
обучения
и
воспитания таких детей.
В данной статье хочется затронуть детей с ДЦП.
Детский церебральный паралич представляет собой поражение одного
или
более
отделов
мозга.
Важно
отметить,
что
это
не
наследственное
заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть.
Эти сведения
важно донести не только до детей, но и до их родителей. Необразованность
последних приводит к снижению уровня толерантного отношения к детям с
этой формой ОВЗ и усложняет процесс вхождения их в детское общество.
Мне,
как
педагогу,
больно
смотреть,
как
родители
некоторых
воспитанников
стараются
оградить
своего
внешне
здорового
ребенка
от
ребенка с ДЦП. Именно поэтому в своей работе мы делаем упор на работу с
родителями.
Вылечить ДЦП невозможно, но постоянный тренинг и терапия могут
привести к улучшению состояния и минимизировать последствия болезни.
Задача
дошкольного
учреждения
–
убедить
родителей
таких
детей
не
сдаваться
и
продолжать
бороться
с
недугом.
Ведь
от
этого
зависит
дальнейшая жизнь их ребенка.
Конечно, особо острым вопросом является социализация ребенка.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об
образовании» все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные
особенности,
должны
быть
включены
в
общую
систему
образования,
воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства.
Благодаря инклюзивному образованию выигрывают обе стороны. Во-
первых, ребенок, имеющий ограниченные возможности, выходит за рамки
своего мира и учится взаимодействовать с обществом. Он учится общаться,
играть, обслуживать себя, трудится. У него появляется стимул – он хочет это
делать, чтобы у него тоже получилось, как и у других детей. Есть стимул.
Есть мотив. И, в конце концов, есть результат.
Дети, не имеющие особенностей в развитии также остаются в плюсе.
Они учатся находить сильные стороны в каждом из сверстников, и не вешать
ярлыки: очкарик, толстяк, косой и так далее. Дети учатся быть заботливыми,
учатся находить пути общения с разными людьми.
Этот опыт пригодится ребенку и в будущем. В мире нам приходится
сталкиваться разными людьми. Важно уметь не акцентировать внимания на
их отклонениях.
Инклюзия — это не история про жалость. Это работа на результат. В
будущем человек с инвалидностью перестанет казаться диковинкой.
Немаловажно подготовить и коллектив дошкольной образовательной
организации к встрече с особенными детьми. Ведь дети с церебральным
параличом
требуют
большего
внимания
со
стороны
педагогического
и
медицинского персонала.
Построение
педагогического
процесса
в
группе,
где
присутствует
ребенок с ДЦП, имеет свои особенности. А именно: необходимо учитывать
двигательные
нарушения
у
детей
и
помнить
о
правильной
организации
двигательного режима во время игр, занятий и во время сна. Так, педагог
должен помочь ребенку принять наиболее комфортную позу во время работы
за столом, во время проведения игр и сна.
Воспитатель должен учитывать физиологические особенности таких
детей. Такие дети быстрее устают, особенно во время активных действий,
поэтому обязательным является проведение динамической паузы. К примеру,
дети занимаются конструированием из кубиков. Если педагог замечает, что
ребенок
с
ДЦП
начинает
отвлекаться,
он
может
дать
ему
небольшое
поручение, например, поправить на полке игрушку. Таким образом, смена
активности явится для ребенка отдыхом. После этого можно продолжать
деятельность.
В
ходе
образовательной
деятельности
следует
уделить
внимание
активизации
всех
анализаторов
(двигательного,
зрительного,
слухового,
кинестетического). Дети должны и слушать, и смотреть, и проговаривать, а
использование музыки, танцев оказывает дополнительный положительный
эффект.
Хочется
отметить,
что
в
работе
с
такими
детьми
важно
терпение
воспитателя. Только кропотливая работа взрослого, ободрения при неудачах,
поощрения
за
малейший
успех,
неназойливая
помощь
и
необходимая
коррекция помогут добиться настоящего успеха.