Напоминание

Типы химических реакций на примере свойств воды


Автор: Мартьянова Лариса Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ СШ №12
Населённый пункт: Нижегородская область, город Арзамас
Наименование материала: Методическая разработка, урок - исследование
Тема: Типы химических реакций на примере свойств воды
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №12»

Методическая разработка урока химии в 8 классе

Тема: «Типы химических реакций на примере свойств воды»

Учитель: Мартьянова Л.В.

Арзамас

2018 год

Тема: «Типы химических реакций на примере свойств воды».

Форма проведения урока: информационно-познавательная беседа с

элементами практической работы.

Возраст учащихся: 13 – 14 лет.

Цель урока:

содействие формированию и углублению знаний учащихся о воде, строении

молекулы, физических и химических свойствах, о водных ресурсах планеты,

о роли воды в живой и неживой природе; формирование компетентностного

подхода при изучении водных ресурсов своей местности;

развитие интереса учащихся к биологии, химии, литературе, краеведению.

Тип урока: комбинированный урок

Технология урока: информационно-познавательная беседа,

исследовательская работа

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

развитие умения сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на

основе работы с текстом, развитие умения анализировать и отбирать

необходимую информацию, умение готовить и делать сообщения, умение

пользоваться Интернатом для поиска учебной информации; обучение

основным мыслительным действиям и операциям – анализу, синтезу,

обобщению

Коммуникативные УУД

развитие умения вести беседу, диалог, задавать вопросы, формирование

умения организовать учебное взаимодействие в группе, обучение процедурам

обсуждения,

эмоциональное и личностное развитие в процессе учебной деятельности

2

Регулятивные УУД

Формирование умения обнаруживать и формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности

Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания о воде как уникальном веществе, о строении

молекулы воды, физических и химических свойствах.

Раскрыть статистическую и ситуативную информацию о водных

ресурсах.

Рассмотреть значение воды для человека и для общества.

Подвести учащихся к выработке нравственной, гражданской позиции

по отношению к воде.

Исследовать органолептические, химические свойства воды из местных

источников.

Развивающие:

способствовать воспитанию интереса к процессу познания нового,

расширению кругозора школьников и пополнению словарного запаса,

экологическому воспитанию школьников

Продолжить формирование у учащихся таких мыслительных операций

как анализ, синтез, аналогия, классификация, обобщение.

Способствовать развитию речи у учащихся, направленной на чёткое

логическое обоснование своих ответов.

Способствовать развитию у учащихся внимания, памяти и

пространственной ориентации при различных видах деятельности на

уроке.

3

Воспитательные:

Способствовать созданию творческой атмосферы и положительного

эмоционального настроя каждого учащегося.

Создание ситуации успеха на уроке.

Продолжить работу по формированию навыков эффективного

сотрудничества и общения в ходе взаимодействия учащихся в группах.

Методы обучения: словесный, эвристический, проблемно – поисковый,

объяснительно – иллюстративный, наглядный, методы самостоятельной

работы, практические методы.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению

интеллектуальной активности учащихся на уроке, развитию мышления,

глубокому пониманию учащимися изучаемого материала, умению применить

имеющиеся знания для решения новых познавательных и практических

задач.

Методика проведения урока: При проведении информационно-

познавательной беседы необходимы приёмы и формы, позволяющие сделать

ребят активными участниками. Следует предпочитать проблемное изложение

материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной

деятельности учителя.

Суть информационно – познавательной беседы заключается в том, что

преподаватель в начале и по ходу изложения материала создает проблемные

ситуации и вовлекает учащихся в их анализ. Разрешая противоречия,

заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые самостоятельно могут

прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве

новых знаний. При этом преподаватель, используя определенные

методические приемы включения учащихся в общение, как бы вынуждает,

“подталкивает” их к поиску правильного решения проблемы.

Применение информационно – познавательной беседы связано, с одной

стороны, с реализацией принципа проблемности, а с другой - с развитием

4

принципа наглядности. В беседе передача аудиоинформации сопровождается

показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных

конспектов. Основной акцент делается на более активном включении в

процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального

мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить

эффективность восприятия, понимания и усвоения информации, ее

превращения в знания.

Методический материал.

Инструктивные карточки – задания «Химические свойства воды»

Алгоритм выполнения исследовательской работы

Знания, умения и навыки учащихся.

Учащиеся обладают следующими знаниями, умениями и навыками:

Умение использовать материал учебников биологии, химии; применять

наглядные пособия (рисунки, схемы, таблицы) для обоснования

выводов;

Решение проблемных задач, выполнение заданий по проверки усвоения

важнейших понятий;

Умение сравнивать, анализировать, систематизировать материал;

Умение делать краткое сообщение по опережающему заданию;

Умение мотивировать собственную деятельность, осуществлять

самоконтроль;

Умение вести диалог, дискуссию в корректной форме;

Рефлексия собственных учебных достижений, умение обобщать

изученное, делать выводы.

Умение использовать химическое оборудование и реактивы для опытов.

Умение проводить химические исследования.

Актуальность темы «Вода».

5

22 февраля 1993г. Генеральная Ассамблея организации Объединённых наций

объявила Всемирный день защиты воды (водных ресурсов). Цель этого

праздника - привлечь внимание всего человечества к проблемам нехватки

воды, необходимости сохранения и рационального использования водных

ресурсов. К проведению Всемирного дня воды привлекаются правительства

разных государств, международные агенства, общественные организации,

учреждения образования и культуры. Каждый человек должен сделать всё

возможное для сохранения и улучшения качества пресной воды. Увеличения

её количества для будущих поколений. Каждый человек должен знать, что

вода- это основа жизни! Вот и сегодня мы с вами вместе должны вспомнить

об этом дне - 22 марта! А именно о воде - о простом, но очень

необыкновенном и очень нужном для нас веществе!

Введение

Жизнь и деятельность людей связана с водой. Народная мудрость

гласит: «Где кончается вода, там кончается жизнь».

В древних поверьях вода – это кровь живой Матери - Сырой Земли, и

опора,

на

которой

покоится

земля,

и

водораздел

между

миром

живых

и

загробным царством.

С древнейших времён у различных народов сформировалось бережное

отношение к источникам воды, традиции почитания водных источников, рек,

ключей, родников.

Традиции

почитания

воды

имеют

тысячелетнюю

историю,

их

возникновение можно датировать возникновением сознательной деятельности

человека. Это не случайно: вода - один из основных ресурсов, связанных

напрямую с жизнью человека. Мифологии всех народов имеют одним из

основных своих элементов воду - в той или иной её «форме». Вода наполнена

тайной, неоднозначностью.

В представлениях различных традиционных культур существуют свои

правила

общения,

обращения

с

водными

источниками:

разнообразные

ритуалы,

ограничения,

запреты,

табу

и

пр.

С

водой

связаны

ритуалы

6

очищения

и

излечения.

Человек

приносит

жертву

реке,

роднику

(монету,

подаркии

т.д.)

-

прежде

чем

испить

её

воды,

иначе,

от

непочтительного

отношения, может случиться всякое... Известны различные моления на воду,

гадания на воде, освящение воды.

Установлено, что календарные и семейные обряды в регионе связаны с

водными объектами – реками и озёрами, источниками.

Данный урок направлен на комплексное биологическое, экологическое,

культурное

исследование

водных

ресурсов,

их

значение.

А

также

организацию

практической

природоохранной

и

эколого-просветительской

деятельности среди учащихся школы.

Ход урока.

Учащиеся работают в четырёх группах.

1. Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята, здравствуйте!

Говоря вам «здравствуйте», я хочу пожелать всем и каждому здоровья.

Начнём наш урок с «загадочного ящика» (вносим ящик). Здесь находится

химически чистое вещество. Оно может быть в трёх агрегатных состояниях.

Сейчас оно – жидкость. Не имеет ни запаха, ни вкуса, бесцветная, бурно

реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами.

При смешивании с кислотами и щелочами новых веществ не образует. Что

это за вещество?

Учащиеся: ВОДА.

Учитель: Молодцы! Хорошее начало урока.

7

Обратимся к эпиграфу:

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета,

ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься.

Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь.

Ты божество, ты совершенство,

ты самое большое богатство на свете »

Антуан де Сент - Экзюпери

Учитель: Сегодня мы поговорим о воде как удивительном веществе, без

которого не возможна жизнь.

Каждый человек знает формулу воды, какова она?

Учащиеся: H

2

O

Определите относительную молекулярную массу.

Учащиеся: Мr(H

2

O) = 18

Задача. Вычислите массовые доли элементов в воде.

W (Н) = 11%

W(О) = 89%

Вода - сложное вещество, оксид водорода, молекулярного строения,

Связь - ковалентная полярная.

Структура молекулы вод.

Молекула воды является полярной, представляет собой диполь. В силу

высокой полярности молекул вода является универсальным растворителем,

хорошо растворяет ионные соединения и вещества, состоящие из полярных

молекул.

8

Учитель: Единственное вещество в природе, которое в земных условиях

существует во всех трех агрегатных состояниях: жидком (вода), твердом (лед)

и газообразном (пар).

Учитель: Где встречается вода?

1)

Вода в природе.

9

2)

Сколько воды на Земле? Посмотрите на глобус.

Общий объем воды на Земле - 1 500 000 000 км

3

В океанах и морях находится 97% воды

На континентах 3 % воды

Объем воды океана - 1 370 000 000 км

3

В атмосфере в каждый момент времени находится 13 000 км

3

Объем воды:

рек, озер, водоемов - 400 000 км

3

ледников - 25 000 000 км

3

подземных вод - 8 000 000 км

3

Вес воды на планете - 2 000 000 000 млн.т.

3)

Каково содержание воды в биологических объектах? (ответы учащихся)

Тело человека содержит 65 % воды : сердце, легкие, почки - 80 %, кровь –

83 %, кости - 30 %, зубная эмаль - 0,3 %, биологические жидкости – 95 -

99% .

Тело рыб содержит 80 % воды. Тело водорослей содержит 90 % воды.

В живых организмах воды содержится в 6 раз больше, чем во всех реках

Земного шара.

Вода является необходимым условием существования всех живых

организмов на Земле. "Вода дороже золота" - утверждали бедуины всю жизнь

10

кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в

пустыне, если иссякнут запасы воды. В живом организме вода - это среда, в

которой осуществляются химические реакции. Процессы пищеварения и

усвоения пищи человеком и животными связаны с переводом питательных

веществ в раствор. Вода вымывает из клеток отработанные продукты обмена

веществ и играет важную роль в регуляции температуры тела. Исключение ее

из организма может привести к смерти уже через несколько дней. Без воды

человек сможет прожить только 3 дня, в то время как без пищи 30-50 дней.

Потеря 6-8% от массы тела вызывает тяжёлое состояние, близкое к обмороку,

10-12% - перестаёт биться сердце.

Учитель: В каком важном процессе, идущем в растительном организме

участвует вода?

Вода участвует в процессе фотосинтеза. Под действием солнечной энергии

углекислый газ и вода в листьях растений распадаются на кислород,

выделяющийся в атмосферу, и углерод, идущий на образование живого

органического вещества растений.

Напишите уравнение фотосинтеза:

11

Растения получают питательные вещества из почвы только в виде растворов.

Вода является важным элементом живого органического мира.

2. Актуализация знаний по теме «Физические и химические свойства

воды».

Учитель: Каковы физические свойства воды?

Чистая вода – бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, кипит при

t=100

C, замерзает при 0

С, плотность её при t=4

C равна 1г/см

3

. Плотность

воды в жидком состоянии выше, чем в твёрдом, лёд не тонет. Если бы

плотность в твёрдом состоянии была больше, то лёд опускался бы на дно и

жизнь в водоёмах была бы невозможной. При 4

C плотность воды

наибольшая.

12

Учитель: Вспомним химические свойства воды. Вода взаимодействует

со многими веществами. Перед вами карточки с заданиями (Приложение1),

вклейте их в тетрадь, закончите уравнения химичеких рекций. (несколько

учащихся работают у доски).

1. Вода взаимодействует с активными металлами. Образуются

растворимые гидроксиды (щёлочи) и водород.

2 Na + 2H

2

O = 2NaOH + H

2

гидроксид

натрия

2. Вода взаимодействует при нагревании с менее активными

металлами. Образуется оксид металла и водород.

Zn + H

2

O =

t

= ZnO + H

2

оксид

цинка

3. Вода взаимодействует с некоторыми неметаллами (продукты

реакции разнообразны).

C + H

2

O =

t

= CO + H

2

оксид

углерода(II)

4. Вода взаимодействует с оксидами активных металлов, при этом

получаются растворимые гидроксиды (щёлочи).

CaO + H

2

O = Ca(OH)

2

гидроксид

кальция

5. Вода взаимодействует почти со всеми оксидами неметаллов с

образованием кислот.

SO

2

+ H

2

O = H

2

SO

4

серная

кислота

13

CO

2

+ H

2

O = H

2

CO

3

угольная

кислота

6. Под действием постоянного электрического тока или при t

= 2000

С

вода разлагается.

2

О

пост.эл.ток

2

+ О

2

3. Литературная пауза.

Учитель: Я хочу предложить вам стихотворение арзамасского поэта

Александра Плотникова.

Малые реки.

Они отшумят,

Отбушуют весною

И летом спокойно

Журчат в камыше.

Ныряя в кусты

От полдневного зноя,

Текут по равнине,

По русской душе.

Порой высыхают.

Лежат неживые.

В бессмертье имён

Не выносят своих.

Те малые реки

На теле России

14

Как синие жилки

И тысячи их.

По ним из «варяг»

Не отправишься в «греки»,

И мощных турбин

Им вращать не дано.

Есть малые реки,

Безвестные реки.

Но волга без них

Обмелела б давно.

Учитель: Вы догадались, что речь пойдёт о нашей малой родине и её

водных ресурсах.

4.Водные ресурсы малой родины.

Учитель: Внутренние воды города Арзамаса являются водными

ресурсами.

Какие реки протекают по территории города?

Учащиеся: Тёша, Шамка.(Приложение 3)

Реки, текущие по территории Арзамаса - Тёша, Шамка – относятся к

бассейну Волги. Реки текут медленно. Тёша берёт начало в Лукояновском

районе у села Кудеярово. Длина реки 282 километра. Площадь бассейна –

8000 км

2

. Тёша имеет несколько притоков. Нижнем течением по территории

города протекает Шамка.

Учитель: На территории Арзамаса насчитывается 10 прудов и озёр.

Какие озёра и пруды вы знаете?

Учащиеся: Озёра природного происхождения – Спасское, Гайдаровские

пруды, озёра вокруг Тёши, Мокрый овраг; искусственного происхождения –

Горячий, пруд парка, Рамзай, 408 пруд, Смирновский пруд (Приложение 3).

Учитель: Как вы думаете, богат ли Арзамас подземными водами?

15

В 1902 году геологи у села Слизнево обнаружили запасы подземных вод,

в виде подземных рек и озёр. За счёт подземных вод с 1978 года организовано

водоснабжение города Арзамаса. Водозабор расположен вблизи села

Слизнево и представляет собой линейный ряд из 18 скважин с расстоянием

между ними около 200 метров.

В Арзамасе можно набрать родниковой воды. Какие вы знаете родники?

Учащиеся: Родники: 1) «Мокрый овраг» расположен в районе старой

водокачки; 2) в район ЖБК; 3) около въездных ворот садоводства №10; 4)

около платформы 408 километр.

Учитель: сегодня мы будем химиками – лаборантами и попытаемся

сделать анализ воды, взятой из разных источников.

5.Исследовательская практическая работа.

Учащиеся работают в 4-х группах.

Методы исследования: химический анализ, физическое изучение.

Оборудование и реактивы: 1) Вода реки Тёши, вода родника «Мокрый

овраг», водопроводная вода; 2) Мерные цилиндры — 6 шт.; 3)

Газеты — 6 шт.; 4) Воронки — 6 шт.; 5) Фильтры — 6 шт.; 6) Стеклянные

палочки — 6 шт.; 7) Пробирки с пробками — 12 шт.; 8) Лабораторные

штативы — 4 шт.; 9) Раствор мыла в пробирках — 3 шт.; 10) Химические

стаканы — 6 шт.; 11) Сливные стаканы — 6 шт.; 12) Марлевые

салфетки — 6 шт.; 13) Универсальный индикатор; 14) Таблица «Правила

обращения с химическим оборудованием и реактивами»; 15) Методическое

пособие «Исследование воды» — 6 шт.

16

Техника безопасности: Определенная опасность заключается в работе со

стеклянной посудой, поэтому обратить внимание учащихся на осторожную

работу с ней. Хлорид бария – ядовитое вещество.

Исследования:

1. Определение цвета воды.

Цвет воды определяется содержащимся в ней общим количеством

минеральных и органических примесей и загрязнений. Обычно на цвет

влияют соли железа и гуминовые кислоты, которые образуются при

перегнивании растительности и окрашивают воду в желтый, желтовато-

бурый, коричневый цвета. Зеленоватая окраска воды бывает, когда бурно

размножаются микроскопические водоросли и животные. Это

свидетельствует о перенасыщенности водоемов питательными веществами.

Оборудование: мерный цилиндр, дистиллированная вода, исследуемая вода.

Ход исследования: взять мерный цилиндр, налить воды до верхней отметки,

сравнить с таким же объемом дистиллированной воды при естественном

освещении. Единицей цветности служат особые градусы. При отсутствии

видимой окраски вода считается бесцветной. Это не значит, что там нет

примесей, просто они не влияют на цвет. Цвет питьевой воды не должен

превышать 400 по данной шкале.

2. Определение прозрачности воды.

Оборудование: мерный цилиндр, текст газеты, исследуемая вода.

Ход исследования: мерный цилиндр со стеклянным дном, наполненный водой

до верхней отметки, поставить на печатный текст газеты. Посмотреть на

текст газеты сквозь толщу воды. В зависимости от видимости текста газеты

прозрачность воды можно оценить словами:

17

1. Прозрачная.

2. Слегка замутненная.

3. Мутная.

4. Очень мутная.

3. Мутность воды

3. Определение в ней взвешенных частиц.

Оборудование: воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, колба,

исследуемая вода.

Ход исследования: собрать установку для фильтрования. Размешать воду в

цилиндре стеклянной палочкой и слить небольшую часть на фильтр.

Подождать, пока вода не пройдет через фильтр, отметить, что осталось на

фильтре: песок, мелкие механические частицы.

4. Запах воды.

Связан с деятельностью водных организмов (как живых, так и мертвых), с

влиянием почвы берегов и донного грунта, сточных вод различного

происхождения.

Оборудование: пробирка с пробкой, исследуемая вода.

Ход исследования: налить воду в пробирку чуть больше половины, закрыть

пробкой, энергично взболтать и, открыв пробирку, сразу понюхать. Запаха

может не быть или слабо ощутим, а также болотный, землистый, рыбный,

огуречный, аммиачный и т.д. По интенсивности может быть сильным,

отчетливым, слабым, очень слабым.

18

Для питьевой воды, допустим, слабый и очень слабый запах, лучше, если

запах не ощутим.

Интенсивность запаха воды оценивается в баллах.

Характеристика запаха

Интенсивность запаха (в

баллах)

Отсутствие ощутимого запаха

0

Очень слабый запах – не замечается

потребителями, но обнаруживается специалистами

1

Слабый запах – обнаруживается потребителями

2

Запах легко обнаруживается

3

Отчётливый запах – неприятный и может быть

причиной отказа от питья

4

Очень сильный запах – делает воду непригодной

для питья

5

5. Жесткость воды.

Зависит от содержания в ней ионов Са2+ и Мg2+ . При высоких

температурах и химических явлениях соли магния и кальция выпадают в

осадок.

Са(НСО

3

)

2

= СаСО

3

+ Н

2

О + СО

2

Мg(НСО

3

)

2

= МgСО

3

+ Н

2

О + СО

2

CаSO

4

+ Na

2

CO

3

= СаСО

3

+ Na

2

SO

4

МgS O

4

+ Na

2

CO

3

=Мg СО

3

+ Na

2

SO

4

19

Жесткость воды - определенное свойство воды, которое связывают с

растворенными в ней соединениями магния и кальция, то есть наличием в

воде катионов этих элементов (при повышении температуры соли этих

металлов выпадают в осадок и образуют весьма прочные отложения).

Жесткость воды во многом определяет пригодность воды для использования

как промышленных, так и в бытовых целях. Возникновением накипи мы

«благодарны» именно жесткой воде. Приложение 4.

Оборудование: химический стакан, раствор мыла, исследуемая вода.

Ход исследования: 1. Мерным цилиндром налить 10 мл исследуемой

воды в коническую колбу.

2.

Наполнить

бюретку

мыльным

раствором,

добавить

1

мл

мыльного

раствора в колбу. Если не образуется пена, добавить ещё несколько мл

раствора

мыла.

Продолжать

добавлять

мыльный

раствор,

пока

не

образуется

устойчивая

пена

(она

должна

держаться

не

менее

30

секунд). (В древности титровали красным вином).

3.

Записать

объем

мыльного

раствора,

необходимого

для

образования

устойчивой пены с 10 мл исследуемой воды.

Если выпадет осадок, значит, вода жесткая, если образуется мыльная

пена — вода мягкая.

Вода

Объем мыльного раствора,

требующегося для образования

устойчивой пены, мл

Родниковая

1

Водопроводная

2

Речная

3

20

По значению общей жесткости природную воду различают:

Тип воды

Жесткость, ммоль/л

Очень мягкая

Меньше 1,5

Мягкая

1,5-4

Средней жесткости

4-8

Жесткая

8-12

Очень жесткая

12

6. Кислотность воды.

(рН) (определение концентрации ионов водорода)

Оборудование: универсальный индикатор, исследуемая вода.

Ход исследования: универсальный индикатор опустить в исследуемую воду,

по шкале определить рН воды.

7.Определение в воде органических веществ.Для обнаружения

органических веществ в пробирку с исследуемой водой добавляем по 2-3

21

капли 5-% раствора перманганата калия (KMnO

4

). В присутствии

органических веществ KMnO

4

будет обесцвечиваться.

8. Обнаружение ионов в воде.

Наличие в питьевой воде ионов

Реакции

1) Хлорид-ионы. Проводят реакцию с

2-% раствором нитрата серебра

AgNO

3

Cl

-

+ Ag

+

AgCl

AgCl – творожистый белый осадок

2) Сульфат-ионы. Проводят реакцию

с хлоридом бария BaCl

2

Ba

+

+ SO

4

2-

BaSO

4

BaSO

4

- белый осадок

3) Ионы железа:

А) определение присутствия Fe

2+

Б) определение наличия Fe

3+

В) Для обнаружения солей железа

добавляют к воде HNO

3

(конц.),

раствор нагревают 2-3 мин. для

окисления ионов железа Fe

2+

, Fe

3+

,

затем добавляют несколько капель

роданита аммония NH

4

SCN.

а) Fe

2+

+2OH

-

Fe(OH)

2

Fe(OH)

2

– зеленый осадок

б) Fe

3+

+3OH

-

Fe(OH)

3

Fe(OH)

3

– бурый осадок

в) Если раствор окрашивается в

розовый или красный цвет, значит

присутствуют ионы железа.

4) Ионы кальция. К воде добавляем

уксусную кислоту СН

3

СООН (конц),

добавим стеклянную палочку

оксалата аммония (NH

4

)

2

C

2

OH,

пробирку закроем пробкой и

встряхнём.

Ca

2+

+ CO

3

2-

CaCO

3

CaCO

3

– помутнение (белый осадок)

Задание: По данным исследования каждая группа учащихся даёт письменную

характеристику воды и делает вывод о пригодности воды для питья и

хозяйственных нужд человека.

22

Результаты исследования:

Цвет воды из реки Тёши Жёлто – зелёный, вода родника «Мокрый овраг»

и водопроводная вода – бесцветные; прозрачностью отличается

водопроводная и родниковая воды, вода из Тёши – мутная. При фильтровании

речной воды обнаруживаем песок и механические частицы на фильтре,

водопроводная и родниковая вода не содержат взвешанных частиц. При

оценки запаха вода родника «Мокрый овраг» и водопроводная вода получили

0 баллов, а речная вода имеет интенсивный запах, ей было поставлено 4

балла. Жёсткость водопроводной воды - 5,5 мг.экв / л – средняя жёсткость,

общая жёсткость родниковой воды – 3 мг.экв / л – мягкая вода, жёсткость

воды из реки Тёши – 14 мг.экв / л – очень жёсткая. Жёсткая вода очень

вкусная. Приятный вкус «сырой» воде придаёт прежде всего гидрокарбонат

кальция. Чем его больше, тем она вкуснее. В быту и технике

предпочтительнее мягкая вода, так как жёсткая даёт большой осадок не

только в чайнике, но и в водопроводных трубах и в системах отопления. В

жёсткой воде плохо заваривается чай, плохо мылится мыло и его расходуется

больше. Водопроводная вода даёт нейтральную реакцию среды, родниковая

вода – слабощелочная реакция, речная вода – щелочная реакция. В

водопроводной воде и родниковой - нет органических веществ, проба воды

из Тёши – положительная на наличие органики. В водах реки Тёши

обнаружены катионы Fe

2+

, катионы Са

2+

. Хлорид – ионов, сульфат – ионов ни

в одной пробе воды не обнаружено.

Выводы по исследованию:

Сегодня река Тёша сильно обмелела, заросла, исчезли её самые крупные

притоки. Вода в ней сильно загрязнена. Вода родника «Мокрый овраг»

чистая, используется населением как питьевая. Водопроводная вода

соответствует нормам качества питьевой воды.

6.Итоги урока.

23

Учитель: Почему же вода является необходимым условием существования

всех живых организмов ? (Составить в тетради план ответа на вопрос).

Вода - это среда, в которой осуществляются химические реакции.

Вода вымывает из клеток продукты обмена веществ.

Вода регулирует температуру тела.

Вода - прекрасный растворитель.

Вода участвует в процессе фотосинтеза.

Вода - регулятор многих процессов на планете.

7. Заключение.

Вода – основа жизни всех живых организмов на Земле, одно из главных

богатств на Земле. Издавна человек селился рядом с водоёмом. Там, где есть

вода – есть жизнь. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если

бы исчезла пресная вода. В последние годы экологи всех стран бьют тревогу.

Из-за небрежного отношения человека к водным ресурсам в жизни на Земле

происходят большие изменения вредные для здоровья человека, приводящие

к гибели животных и растений.

Наше государство старается охранять водные ресурсы. Действуют

законы, которые предписывают гражданам нашей страны правила обращения

с водными ресурсами и использования воды в технических целях, чтобы

сохранить её в чистом виде для будущих поколений людей, для растений и

животных. Но встречаются нарушители законов, которые не думают не

только о других людях, даже и о собственном здоровье. Часто встречаются

случаи, когда большие заводы и фабрики выбрасывают свои отходы прямо в

реку или озеро, когда в воду попадают различные продукты химии, яды,

нефть, бытовой мусор. Берега рек часто превращаются в свалку. В

загрязнённой воде погибает всё живое: рыба, раки, растения. Река болеет, и её

воды не могут быть использованы человеком.

Необходимо каждому из нас – людей – изменить своё отношение к воде,

иначе через несколько десятков лет мы можем остаться без чистой пресной

24

воды. Надо бережно относиться к имеющимся водоёмам, охранять их,

содержать в чистоте берега, сажать деревья для укрепления берегов, строить

очистные станции. Учащиеся могут принимать участие в субботниках по

уборке, благоустройству берегов, пляжей, мест отдыха, бережно и экономно

расходовать воду.

Это надо понять и запомнить каждому человеку. Беречь воду – это значит

беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы.

Младшие школьники прислали вам знаки, которые помогут сохранить

водные ресурсы. (Показ рисунков.) ( Приложение 2)

Закончить урок я хочу словами:

«Вода, у тебя нет ин вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать,

тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое? Нельзя сказать, что ты

необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью,

которую не объяснить чувствами … Ты самое большое богатство на свете …

(«Планета людей»).

Рефлексия-карточка

Подведём итоги нашего урока. Возьмите карточку, где вы должны

продолжить предложения и приклеить гвоздику того цвета, которая вызвала у

вас чувство:

Удовлетворения, восхищения --- красного цвета;

Безразличие, равнодушие --- белого цвета;

Никаких --- синего цвета.

Продолжи предложение

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я поставил себе оценку…

25

Перспектива

Продолжить

исследования

водоёмов

и

эколого-образовательную

деятельность на территории Арзамаса и Арзамасского района.

Проводить

экскурсии для учащихся общеобразовательных учреждений города, а также

проводить экологические акции по уборке бытового мусора вокруг водоёмов.

Проводить просветительную экологическую работу, распространять листовки

экологического

содержания.

Наладить

связи

с

природоохранными

организациями города.

Литература:

1.

Ахметов Н.С., «Неорганическая химия». Москва 1992 г.

2.

Большая энциклопедия. Кирилла и Мефодия, 2008

3.

Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для образовательных

учреждений. Дрофа. М., 2006.

4.

Голубев М.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана. М.:

Просвещение, 1985, с. 78-104.

5. «Иллюстрированный атлас России» Издательство «Ридерз

Дайджест», 2003.

6. Косенкова И.Н., Шемонаев В.А. География Арзамаса и

Арзамасского района, г. Арзамас , 2000г

7. Кузьменок Н.М. «Экология на уроках химии». Минск,1996г.

8. Новиков Ю.В. Вода и жизнь на Земле. М.,Мир,1981.

9. Синюков В.В. «Вода известная и неизвестная», М, Знание, 1987г.

10. Управление планетой Земля. Ж. «В мире науки»,1999,№11.

11. Харлампович Г.Д. и др. Многоликая химия.– М.: Просвещение,

1992.- 159с

12. Хомченко Г.П. Учебник химии – М.: Новая волна, 1996. – 304с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Карточка «Химические свойства воды».

1. Вода взаимодействует с активными металлами. Образуются

растворимые гидроксиды (щёлочи) и водород.

Na + H

2

O =

26

2. Вода взаимодействует при нагревании с менее активными

металлами. Образуется оксид металла и водород.

Zn + H

2

O =

3. Вода взаимодействует с некоторыми неметаллами (продукты

реакции разнообразны).

C + H

2

O =

4. Вода взаимодействует с оксидами активных металлов, при этом

получаются растворимые гидроксиды (щёлочи).

CaO + H

2

O =

5. Вода взаимодействует почти со всеми оксидами неметаллов с

образованием кислот.

SO

2

+ H

2

O =

CO

2

+ H

2

O =

6. Под действием постоянного электрического тока или при t

= 2000

С

вода разлагается.

Н

2

О

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Смирновский пруд.

Фото Юрия Плесовских

27

Река Тёша

28

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Виды жесткости

29

Общая жесткость

Карбонатная

(временная)

Некарбонатная

(постоянная)

Са(НСО

3

)

2

Mg(НСО3)2

MgSO

4

, CaSO

4

,

MgCl

2

, CaCl

2



В раздел образования