«Истоки способностей и дарования детей-
на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити-ручейки, кото-
рые питают источник творческой мысли»
В.А. Сухомлинский
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно
начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для
этого – изобразительная деятельность и она, пожалуй, является интересным
видом деятельности дошкольников. Рисование – одно из важнейших средств
познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно
связано
с
самостоятельной,
практической
и
творческой
деятельностью
ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение
трех взаимосвязанных задач:
Во первых – необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к
окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни.
Во вторых – сформировать изобразительные навыки и умения.
В третьих - развивать творческий потенциал у подрастающего поколения.
В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства, но
самое главное, создавая изображение , приобретает различные знания:
совершенствуются
наблюдательность,
эстетическое
восприятие,
эмоции, художественный вкус, творческие способности.
занятия рисованием способствуют разностороннему развитию ребенка,
создают
основу
для
его
полноценного
общения
между
собой
и
взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от
грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи,
вызывают радостное настроение. Развиваются специальные умения и
навыки:
зрительно-моторная
координация,
свободное
владение
кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.
Поэтому
так
важно
в
процесс
воспитания
включать
разнообразные
творческие занятия. Здесь каждый ребенок может проявить себя наиболее
полно, без какого-то ни было давления со стороны взрослого. Тему свою
считаю актуальной.
Актуальность – продиктована требованиями общества, предъявляемыми к
личности,
человека,
ребенка:
быстрой
реакцией,
гибкого
мышления,
творческого подхода к решению жизненно важных проблем.
Новизна
–
заключается
в
возможности
интеграции
различных
техник
изобразительной
деятельно,
что
позволяет
учитывать
современные
тенденции в искусстве и культуре, в условиях в которых живет современный
дошкольник.
Тема моей работы:
« Развитие
творческих
способностей
дошкольников
через использование нетрадиционных техник рисования».
Цель:
развивать
творческие
способности
дошкольников
посредством
изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных
нетрадиционных техник рисования.
Рисование
нетрадиционными
способами
увлекательная,
завораживающая
деятельность, которая завораживает и восхищает детей. Проанализировав
работы
детей,
пришла
к
вводу:
необходимо
использовать
занимательные
техники, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют
устойчивую мотивацию к рисованию. Эти занятия делятся на два типа:
с
традиционными
изобразительными
материалами
и
с
материалами
нестандартными. Среди первых наиболее выигрышными являются занятия
интегрированного
характера
(комплексные),
но
они
требуют
особой
подготовки,
как
воспитателя,
так
и
детей.
Занятия
второго
типа
–
с
нетрадиционными материалами помогают сохранить устойчивую мотивацию
к художественно-творческой деятельности. Изучив методическую литературу,
труды педагогов и психологов Венгера Л.А., Комаровой Т.С., Казаковой Т.В.,
Чумичевой
Р.М.,
Корчаловской
Н.В.,
Посевиной
Г.Д.,
Давыдовой
Г.Н.,
я
нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
1.
знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием
художесвенных
материалов
и
приемами
работы
с
ними .
2.
формировать
творческие
способности
посредством
использования
нетрадиционных техник рисования.
3.
развивать
художественный
вкус,
фантазию,
изобретательность,
пространственное воображение.
4.
воспитывать
умение
доводить
начатое
дело
до
конца,
работать
в
коллективе, индивидуально.
Предполагаемые результаты
К концу обучения дошкольники должны знать:
название основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные
правила их смешивания
основные
жанры
изобразительного
искусства
(пейзаж,
портрет,
натюрморт)
различные нетрадиционные техники рисования
названия материалов и инструментов и их назначение
Должны уметь:
правильно
держать
кисточку,
карандаш,
выполнять
ими
формообразующие
движения,
пользоваться
изобразительными
материалами
определять теплые и холодные; темные и светлые цвета и их оттенки
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты и т.д.)
рисовать
предметы
с
натуры,
по
представлению,
передавая
характерные особенности (форму, строение, цвет)
изображать предметы крупно полностью используя лист бумаги.
Что же такое творчество?
Творчество
– восприятие + исполнительство
Творчество
предполагает
запас
знаний
о
предмете
–
это
восприятие
окружающего
мира.
Исполнительство
–
это
умение
и
навыки
детей.
Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность беглость
гибкость восприимчивость) я определила основные направления работы:
1.
Создание в группе условий для творческой деятельности.
2.
Развитие
творческого
потенциала
через
нетрадиционные
техники
рисования.
3.
Привлечение родителей к взаимодействию по данному направлению
деятельности.
Для решения этих задач нужно было создать в группе соответствующую
развивающую среду. Было выбрано место для размещения изобразительного
материала для творчества детей.
Создала выставочную зону в спальне раздевалке – «Вернисаж» для готовых
работ – детских рисунков разного формата; зону работ – в нетрадиционной
технике.
С помощью родителей приобрела весь необходимый материал для рисования:
различную
бумагу
краски,
карандаши.
Учитывая
возможности
детей
продумала темы для работы, составила перспективный план.
Знакомство
с
техниками
рисования
я
начинала
с
младшей
группы
–
с
рисования пальчиками - это самый простой способ изображения.
Позднее
учили
рисовать
ладошкой.
Детям
очень
нравиться
этот
способ
рисования
(«Солнышко»,
«Цветочек»).С
удовольствием
освоили
технику
рисования
пробками
и
печатками
(«Ягоды
на
тарелке»,
«Моя
любимая
чашка»). Учила детей рисовать тычком, ватными палочками. Увлекательна
оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых
животных, цветов. Очень интересно рисовать отпечатками листьев.
Гуляя с детьми на участке д/с , мы собираем листья с разных деревьев.
Листья
покрываем
краской,
затем
окрашенной
стороной
кладем
на
лист
бумаги, прижимаем и снимаем, получается цветной отпечаток растения.
Необычное
начало
работы
– применение
игровых
приемов
–
все
это
помогает
не
допустить
в
детскую
изобразительную
деятельность
однообразие
и
скуку,
обеспечивает
живость
и
непосредственность
деятельности. Необходимо использовать игровые приемы, сказочные образы,
эффект неожиданности, наличие материала для творчества. Все это помогало
мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность. На
занятии
важно
активизировать
внимание
дошкольника
при
помощи
дополнительных стимулов:
Игра, которая является основным видом деятельности
Сюрпризный момент(любимый герой сказки, мультфильма приходят в
гости, приглашают в путешествие)
Просьба о помощи (дети никогда не откажутся помочь слабому, им
важно чувствовать себя значимыми)
Живая эмоциональная речь воспитателя
Время
не
стоит
на
одном
месте,
а
движется
вперед,
использую новые
технологии:
Личностно-ориентированные (проблемные вопросы и ситуации)
Коммуникативные
(беседа
и
диалог,
расширение
и
активизация
словаря)
Педагогические
(доверительная
беседа,
стимулирование,
авансирование успеха)
Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети
раскрывают
свои
уникальные
способности.
Стараюсь
донести
до
их
сознания:
«В
творчестве
нет
правильного
пути,
а
есть
только
свой
собственный путь».
Моя
работа
невозможна
без
помощи
родителей.
Ее
я
проводила в
нескольких направлениях:
1.
Повышение
компетентности
в
изобразительной
деятельности
детей
(консультации, беседы, выставки)
2.
Пропаганда изобразительного искусства
3.
Вовлечение родителей в процесс совместного творчества с детьми.
Таким
образом
я
помогаю
родителям
узнать
и
овладеть
простейшими
приемами
руководства
детской
деятельностью.
Сравнивая
показатели
диагностики,
делаю
вывод
–
у
детей
возрос
интерес
к
нетрадиционной
технике рисования.
В результате работы :
Дети умеют видеть прекрасное в окружающем мире и сопереживать
Умеют находить новые нестандартные решения творческих задач
Используют выразительные средства для создания художественного
образа.
Я
работала
с
подгруппой
детей
–
15
человек.
Их
рисунки
более
разнообразны, оригинальны. Работу выполняют различными материалами.
За истекший период 2012 по 2015год воспитанники участвовали в выставках
в
ДОУ,
творческих
конкурсах
«АРТ-талант»,
«МАААМ»,
«Талантоха»,
«Вдохновение». Свою группу украшаем картинами, рисунками, готовим
подарки для взрослых к праздникам. подарки для взрослых к праздникам.
Многие мои воспитанники продолжают заниматься творчеством в кружках в
ДТЮ. Я знаю, что не станут мои дети художниками, моя цель – пробудит в
детях интерес к творчеству, помочь ему раскрыться. Наиболее одаренные
найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт, станут глубже
понимать искусство – это им пригодится в жизни. Наше путешествие в
страну ИЗО продолжается.
Литература:
1»Ребенок в мире культуры» Р.М.Чумичева.
2.»Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г.Казакова.
3.»Занятия
с
дошкольниками
по
изобразительному
искусству»
А.С.Галанов. С.Н.Корнилова. С.Л.Куликова.
4.»Рисование» Н.Т.Мосин.
5.Методическое
пособие
«Развитие
творчества
у
дошкольников
в
изобразительной деятельности».
6. Методическое пособие» Игры и упражнения по развитию творческого
воображения у дошкольников» В.Н.Лукъяненко ,Н.И.Титаренко.
7.Журнал «Дошкольное воспитание» №2-99г.стр.6; №11-2000г.стр.8; №6-
2001г.стр.21;
8.Давыдова,Г.Н.»Нетрадиционные
техники
рисования
в
детском
саду.Часть1,2.
9.Диагностика
психологических
особенностей
дошкольника П.А.Урунтаевой.