Напоминание

"Вечер занимательной химии"


Автор: Салпагарова Мадина Джигитовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 7 им. Б. Д. Узденова с. Учкекен"
Населённый пункт: село Учкекен, Карачаево - Черкесская республика
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по химии
Тема: "Вечер занимательной химии"
Раздел: полное образование





Назад




Внеклассное

мероприятие

по

химии

«

Вечер

занимательной

химии

».

Цели

:

1)

Подчеркнуть

значение

химии

в

жизни

человека

,

2)

Познакомить

учащихся

с

периодической

системой

химических

элементов

,

3)

Повышение

познавательной

активности

учащихся

к

химии

,

продемонстрировав

ее

занимательную

сторону

,

4)

Воспитание

соблюдения

правил

техники

безопасности

,

на

примере

выполнения

демонстрационных

опытов

.

Место

проведения

мероприятия

:

кабинет

химии

.

Литература

:

1.

Г

.

П

.

Хомченко

,

Ф

.

П

.

Платонов

,

И

.

Н

.

Чертков

Демонстрационный

эксперимент

по

химии

.

Пособие

для

учителей

.

М

.:

Просвещение

, 2014.

2.

Занимательные

задания

и

эффектные

опыты

по

химии

/

Б

.

Д

.

Степин

,

Л

.

Ю

.

Аликберова

. –

М

.:

Дрофа

, 2013.

3.

М

.

Ю

Горковенко

.

Поурочные

разработки

по

химии

: 8

класс

.-

М

.:

ВАКО

, 2012.

ХОД

МЕРОПРИЯТИЯ

I.

Вечер

открывают

ведущие

Ведущий

первый

:

Читает

стихотворение

Степана

Щипачева

«

Читая

Менделеева

»

Другого

ничего

в

природе

нет

ни

здесь

,

ни

там

,

в

космических

глубинах

:

все

от

песчинок

малых

до

планет

из

элементов

состоит

единых

.

Как

формула

,

как

график

трудовой

строй

Менделеевской

системы

строгой

.

Вокруг

тебя

творится

мир

живой

,

входи

в

него

,

вдыхай

,

руками

трогай

.

Есть

просто

газ

легчайший

водород

,

есть

просто

кислород

,

а

вместе

это

июньский

дождь

от

всех

своих

щедрот

,

сентябрьские

туманы

на

рассветах

.

Кипит

железо

,

серебро

,

сурьма

и

темно

-

бурые

растворы

брома

,

и

кажется

вселенная

сама

одной

лабораторией

огромной

.

Тут

мало

оптикой

поможешь

глазу

,

тут

мысль

пытливая

всего

верней

.

Пылинку

и

увидишь

-

то

не

сразу

глубины

мирозданья

скрыты

в

ней

.

Будь

то

вода

,

что

поле

оросила

,

будь

то

железо

,

медь

или

гранит

все

страшную

космическую

силу

,

закованную

в

атомы

,

хранит

.

Мы

не

отступим

,

мы

пробьем

дорогу

туда

,

где

замкнут

мирозданья

круг

,—

и

что

приписывалось

раньше

богу

,

все

будет

делом

наших

грешных

рук

!

1948

Ведущий

второй

:

Знаете

ли

вы

, …

1.

что

до

Менделеева

делали

попытки

создать

систему

элементов

ученые

Добрейнер

,

Одлинг

,

Шанкуртуа

,

Ньюлендс

,

Мейер

,

но

периодического

закона

они

не

открыли

;

2.

что

первое

сообщение

о

новой

системе

элементов

за

больного

Менделеева

сделал

ученый

Меншуткин

на

заседании

Русского

химического

общества

в

1869

году

.

Первый

вариант

таблицы

химических

элементов

,

выражавшей

периодический

закон

,

Менделеев

опубликовал

в

виде

отдельного

листка

под

названием

«

Опыт

системы

элементов

,

основанный

на

их

атомном

весе

и

химическом

сходстве

»

и

разослал

этот

листок

в

марте

1869

года

многим

русским

и

иностранным

химикам

.

3. …

что

Д

.

И

.

Менделеев

был

доктором

6

университетов

,

членом

7

научных

обществ

и

академий

,

почетным

членом

42

обществ

,

членом

-

корреспондентом

6

академий

.

И

в

то

же

время

он

был

членом

Российской

Академии

наук

.

Первый

ведущий

:

Удивительная

страна

-

химия

!

Каких

только

диковинок

в

ней

нет

!

Воздух

в

ней

превращают

в

удобрения

.

Глину

перерабатывают

в

фарфор

и

фаянс

.

Из

древесных

опилок

получают

спирты

,

а

из

газа

и

нефти

-

красивые

ткани

,

меха

,

кожу

.

И

в

этой

стране

есть

город

,

основанный

1

марта

1869

года

,

с

названием

«

Периодическая

система

»

Ведущий

второй

:

А

сейчас

,

друзья

,

мы

отправляемся

в

воображаемое

путешествие

по

этому

городу

.

Мы

побываем

на

его

улицах

,

проспектах

,

в

домах

/

клетках

/

и

узнаем

много

нового

о

некоторых

его

жителях

.

Путешествие

начинается

!

II.

Командные

игры

.

1.

Конкурс

шифровальщиков

.

Высказывание

М

.

В

.

Ломоносова

Здесь

зашифрованы

слова

М

.

В

.

Ломоносова

.

Чтобы

расшифровать

запись

,

нужно

найти

этот

элемент

в

таблице

Менделеева

,

в

названии

элемента

выбрать

ту

букву

,

которая

указана

цифрой

-

индексом

.

Если

индекса

нет

,

то

надо

читать

первую

букву

химического

знака

.

Es

4

Li

2

RbSnKN

3

HgAtSPtB

3

Co

2

AgTeTi

2

Mn

3

AlBe

2

Na

3

ClO

2

MoZn

2

As

5

Br

2

Ru

2

OMg

5

SHF

3

Zr

2

V DbCu

2

C

3

S

4

(

Широко

распростирает

химия

руки

свои

в

дела

человеческие

)

Попробуйте

продолжить

фразу

.

2.

Кто

дальше

?

Играют

по

1

представителю

от

команды

.

С

помощью

Периодической

таблицы

по

очереди

участники

называют

химические

элементы

(

по

алфавиту

)

и

делают

шаг

вперед

при

правильном

ответе

.

Если

участник

не

знает

элемента

,

то

-

шаг

назад

.

Побеждает

тот

,

кто

прошагает

дальше

.

3.

Музыка

в

химии

.

С

помощью

ПС

определить

,

какие

элементы

являются

музыкальными

?

В

состав

каких

элементов

входят

ноты

или

музыкальный

инструмент

?

Побеждает

команда

,

которая

назвала

элемент

последней

.

(

водород

,

серебро

,

рений

,

резерфорд

,

кадмий

,

радон

,

гольмий

,

фермий

,

сиборгий

,

кобальт

)

4.

Шуточные

вопросы

-

загадки

1.

Какой

элемент

всегда

рад

? (

радон

)

2.

Какой

газ

утверждает

,

что

он

это

совсем

не

он

? (

неон

)

3.

Какой

неметалл

является

лесом

? (

бор

)

4.

Какой

химический

элемент

состоит

из

двух

животных

? (

мышьяк

)

5.

Какой

элемент

вращается

вокруг

Солнца

? (

Уран

)

6.

Какой

элемент

является

настоящим

гигантом

? (

титан

)

7.

В

состав

каких

химических

элементов

входят

деревья

?

(

никель

,

дубний

)

8.

Какой

благородный

металл

содержит

болотные

водоросли

? (

платина

)

9.

В

названия

каких

химических

элементов

входят

названия

рек

? (

Индий

,

полоний

,

радон

)

10.

В

какой

химический

элемент

входит

табун

лошадей

?

(

цирконий

)

11.

От

какого

металла

нужно

отрезать

две

буквы

,

чтобы

получить

известную

кость

человека

? (

серебро

)

12.

Название

какого

металла

прячет

в

себе

волшебника

?

(

магний

)

13.

В

названиях

каких

химических

элементов

есть

тройки

?

(

натрий

,

иттрий

)

14.

Какой

элемент

входил

в

состав

сооружения

,

которое

вынужден

был

красить

Том

Сойер

? (

забор

)

5.

Знакомство

с

химическим

оборудованием

игра

«

Для

чего

На

столе

набор

химического

оборудования

.

Учащиеся

должны

назвать

его

и

рассказывать

,

для

чего

оно

предназначено

.

III.

Опыты

:

1)

Облако

из

колбы

:

Наверни

-

ка

,

в

некоторых

фильмах

вы

видели

,

как

из

чего

-

нибудь

,

например

,

из

вазы

или

кувшина

,

выходит

облако

.

Давайте

выпустим

свое

облако

.

Описание

опыта

:

В

колбу

емкостью

2

3

литра

насыпаем

порошок

карбоната

натрия

слоем

1 – 2

см

и

осторожно

наливаем

10%-

ный

раствор

аммиака

в

таком

количестве

,

чтобы

его

слой

,

покрывающий

кристаллы

,

был

не

толще

2

мм

.

Затем

очень

тонкой

струйкой

вливаем

в

колбу

немного

концентрированной

соляной

кислоты

.

Из

горла

колбы

вырывается

плотная

струя

густого

белого

дыма

,

который

под

собственной

тяжестью

сползает

по

ее

наружным

стенкам

и

стелется

по

поверхности

стола

.

2)

Эскимо

:

Многие

дети

любят

мороженое

,

химики

тоже

любят

это

лакомство

,

но

на

этом

они

не

остановились

и

придумали

свой

способ

приготовления

эскимо

.

Описание

опыта

:

Сахарную

пудру

помещаем

в

высокий

стеклянный

стакан

,

смачиваем

ее

водой

и

перемешиваем

стеклянной

палочкой

,

до

получения

густой

кашеобразной

смеси

,

затем

приливаем

по

палочке

концентрированную

серную

кислоту

и

быстро

перемешиваем

смесь

в

стакане

.

В

скором

времени

содержимое

стакана

начинает

чернеть

,

вспучиваться

и

в

виде

объемистой

,

рыхлой

и

ноздреватой

массы

поднимается

,

увлекая

вверх

стеклянную

палочку

.

3)

Костер

без

спичек

В

походе

может

возникнуть

ситуация

,

при

которой

спички

промокли

,

зажигалка

сломалась

или

потерялась

,

но

это

не

помеха

для

человека

знакомого

с

химией

,

он

может

разжечь

костер

без

спичек

или

зажигалки

.

Сейчас

я

покажу

способ

,

как

это

можно

сделать

.

Описание

опыта

:

делаем

смесь

,

размером

с

горошину

из

кристаллического

перманганата

калия

и

концентрированной

серной

кислоты

.

Помещаем

смесь

в

фарфоровую

чашечку

и

сверху

на

нее

ложем

лучинки

(

дрова

),

таким

образом

,

что

бы

они

не

касались

смеси

.

Смачиваем

ватку

обильно

спиртом

и

выдавливаем

каплю

спирта

на

смесь

.

Костер

загорается

.

IV.

Закрытие

:

Спасибо

за

внимание

.

Наш

химический

вечер

подходит

к

концу

.

Мы

надеемся

,

что

вам

все

понравилось

,

и

вы

по

другому

взглянули

на

эту

сложную

науку

.



В раздел образования