Автор: Салпагарова Мадина Джигитовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 7 им. Б. Д. Узденова с. Учкекен"
Населённый пункт: село Учкекен, Карачаево - Черкесская республика
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по химии
Тема: "Вечер занимательной химии"
Раздел: полное образование
Внеклассное
мероприятие
по
химии
«
Вечер
занимательной
химии
».
Цели
:
1)
Подчеркнуть
значение
химии
в
жизни
человека
,
2)
Познакомить
учащихся
с
периодической
системой
химических
элементов
,
3)
Повышение
познавательной
активности
учащихся
к
химии
,
продемонстрировав
ее
занимательную
сторону
,
4)
Воспитание
соблюдения
правил
техники
безопасности
,
на
примере
выполнения
демонстрационных
опытов
.
Место
проведения
мероприятия
:
кабинет
химии
.
Литература
:
1.
Г
.
П
.
Хомченко
,
Ф
.
П
.
Платонов
,
И
.
Н
.
Чертков
Демонстрационный
эксперимент
по
химии
.
Пособие
для
учителей
.
М
.:
Просвещение
, 2014.
2.
Занимательные
задания
и
эффектные
опыты
по
химии
/
Б
.
Д
.
Степин
,
Л
.
Ю
.
Аликберова
. –
М
.:
Дрофа
, 2013.
3.
М
.
Ю
Горковенко
.
Поурочные
разработки
по
химии
: 8
класс
.-
М
.:
ВАКО
, 2012.
ХОД
МЕРОПРИЯТИЯ
I.
Вечер
открывают
ведущие
Ведущий
первый
:
Читает
стихотворение
Степана
Щипачева
«
Читая
Менделеева
»
Другого
ничего
в
природе
нет
ни
здесь
,
ни
там
,
в
космических
глубинах
:
все
—
от
песчинок
малых
до
планет
—
из
элементов
состоит
единых
.
Как
формула
,
как
график
трудовой
строй
Менделеевской
системы
строгой
.
Вокруг
тебя
творится
мир
живой
,
входи
в
него
,
вдыхай
,
руками
трогай
.
Есть
просто
газ
легчайший
—
водород
,
есть
просто
кислород
,
а
вместе
это
—
июньский
дождь
от
всех
своих
щедрот
,
сентябрьские
туманы
на
рассветах
.
Кипит
железо
,
серебро
,
сурьма
и
темно
-
бурые
растворы
брома
,
и
кажется
вселенная
сама
одной
лабораторией
огромной
.
Тут
мало
оптикой
поможешь
глазу
,
тут
мысль
пытливая
всего
верней
.
Пылинку
и
увидишь
-
то
не
сразу
—
глубины
мирозданья
скрыты
в
ней
.
Будь
то
вода
,
что
поле
оросила
,
будь
то
железо
,
медь
или
гранит
—
все
страшную
космическую
силу
,
закованную
в
атомы
,
хранит
.
Мы
не
отступим
,
мы
пробьем
дорогу
туда
,
где
замкнут
мирозданья
круг
,—
и
что
приписывалось
раньше
богу
,
все
будет
делом
наших
грешных
рук
!
1948
Ведущий
второй
:
Знаете
ли
вы
, …
1.
…
что
до
Менделеева
делали
попытки
создать
систему
элементов
ученые
Добрейнер
,
Одлинг
,
Шанкуртуа
,
Ньюлендс
,
Мейер
,
но
периодического
закона
они
не
открыли
;
2.
…
что
первое
сообщение
о
новой
системе
элементов
за
больного
Менделеева
сделал
ученый
Меншуткин
на
заседании
Русского
химического
общества
в
1869
году
.
Первый
вариант
таблицы
химических
элементов
,
выражавшей
периодический
закон
,
Менделеев
опубликовал
в
виде
отдельного
листка
под
названием
«
Опыт
системы
элементов
,
основанный
на
их
атомном
весе
и
химическом
сходстве
»
и
разослал
этот
листок
в
марте
1869
года
многим
русским
и
иностранным
химикам
.
3. …
что
Д
.
И
.
Менделеев
был
доктором
6
университетов
,
членом
7
научных
обществ
и
академий
,
почетным
членом
42
обществ
,
членом
-
корреспондентом
6
академий
.
И
в
то
же
время
он
был
членом
Российской
Академии
наук
.
Первый
ведущий
:
Удивительная
страна
-
химия
!
Каких
только
диковинок
в
ней
нет
!
Воздух
в
ней
превращают
в
удобрения
.
Глину
перерабатывают
в
фарфор
и
фаянс
.
Из
древесных
опилок
получают
спирты
,
а
из
газа
и
нефти
-
красивые
ткани
,
меха
,
кожу
.
И
в
этой
стране
есть
город
,
основанный
1
марта
1869
года
,
с
названием
«
Периодическая
система
»
Ведущий
второй
:
А
сейчас
,
друзья
,
мы
отправляемся
в
воображаемое
путешествие
по
этому
городу
.
Мы
побываем
на
его
улицах
,
проспектах
,
в
домах
/
клетках
/
и
узнаем
много
нового
о
некоторых
его
жителях
.
Путешествие
начинается
!
II.
Командные
игры
.
1.
Конкурс
шифровальщиков
.
Высказывание
М
.
В
.
Ломоносова
Здесь
зашифрованы
слова
М
.
В
.
Ломоносова
.
Чтобы
расшифровать
запись
,
нужно
найти
этот
элемент
в
таблице
Менделеева
,
в
названии
элемента
выбрать
ту
букву
,
которая
указана
цифрой
-
индексом
.
Если
индекса
нет
,
то
надо
читать
первую
букву
химического
знака
.
Es
4
Li
2
RbSnKN
3
HgAtSPtB
3
Co
2
AgTeTi
2
Mn
3
AlBe
2
Na
3
ClO
2
MoZn
2
As
5
Br
2
Ru
2
OMg
5
SHF
3
Zr
2
V DbCu
2
C
3
S
4
…
(
Широко
распростирает
химия
руки
свои
в
дела
…
человеческие
)
Попробуйте
продолжить
фразу
.
2.
Кто
дальше
?
Играют
по
1
представителю
от
команды
.
С
помощью
Периодической
таблицы
по
очереди
участники
называют
химические
элементы
(
по
алфавиту
)
и
делают
шаг
вперед
при
правильном
ответе
.
Если
участник
не
знает
элемента
,
то
-
шаг
назад
.
Побеждает
тот
,
кто
прошагает
дальше
.
3.
Музыка
в
химии
.
С
помощью
ПС
определить
,
какие
элементы
являются
музыкальными
?
В
состав
каких
элементов
входят
ноты
или
музыкальный
инструмент
?
Побеждает
команда
,
которая
назвала
элемент
последней
.
(
водород
,
серебро
,
рений
,
резерфорд
,
кадмий
,
радон
,
гольмий
,
фермий
,
сиборгий
,
кобальт
)
4.
Шуточные
вопросы
-
загадки
1.
Какой
элемент
всегда
рад
? (
радон
)
2.
Какой
газ
утверждает
,
что
он
–
это
совсем
не
он
? (
неон
)
3.
Какой
неметалл
является
лесом
? (
бор
)
4.
Какой
химический
элемент
состоит
из
двух
животных
? (
мышьяк
)
5.
Какой
элемент
вращается
вокруг
Солнца
? (
Уран
)
6.
Какой
элемент
является
настоящим
гигантом
? (
титан
)
7.
В
состав
каких
химических
элементов
входят
деревья
?
(
никель
,
дубний
)
8.
Какой
благородный
металл
содержит
болотные
водоросли
? (
платина
)
9.
В
названия
каких
химических
элементов
входят
названия
рек
? (
Индий
,
полоний
,
радон
)
10.
В
какой
химический
элемент
входит
табун
лошадей
?
(
цирконий
)
11.
От
какого
металла
нужно
отрезать
две
буквы
,
чтобы
получить
известную
кость
человека
? (
серебро
)
12.
Название
какого
металла
прячет
в
себе
волшебника
?
(
магний
)
13.
В
названиях
каких
химических
элементов
есть
тройки
?
(
натрий
,
иттрий
)
14.
Какой
элемент
входил
в
состав
сооружения
,
которое
вынужден
был
красить
Том
Сойер
? (
забор
)
5.
Знакомство
с
химическим
оборудованием
–
игра
«
Для
чего
?»
На
столе
набор
химического
оборудования
.
Учащиеся
должны
назвать
его
и
рассказывать
,
для
чего
оно
предназначено
.
III.
Опыты
:
1)
Облако
из
колбы
:
Наверни
-
ка
,
в
некоторых
фильмах
вы
видели
,
как
из
чего
-
нибудь
,
например
,
из
вазы
или
кувшина
,
выходит
облако
.
Давайте
выпустим
свое
облако
.
Описание
опыта
:
В
колбу
емкостью
2
–
3
литра
насыпаем
порошок
карбоната
натрия
слоем
1 – 2
см
и
осторожно
наливаем
10%-
ный
раствор
аммиака
в
таком
количестве
,
чтобы
его
слой
,
покрывающий
кристаллы
,
был
не
толще
2
мм
.
Затем
очень
тонкой
струйкой
вливаем
в
колбу
немного
концентрированной
соляной
кислоты
.
Из
горла
колбы
вырывается
плотная
струя
густого
белого
дыма
,
который
под
собственной
тяжестью
сползает
по
ее
наружным
стенкам
и
стелется
по
поверхности
стола
.
2)
Эскимо
:
Многие
дети
любят
мороженое
,
химики
тоже
любят
это
лакомство
,
но
на
этом
они
не
остановились
и
придумали
свой
способ
приготовления
эскимо
.
Описание
опыта
:
Сахарную
пудру
помещаем
в
высокий
стеклянный
стакан
,
смачиваем
ее
водой
и
перемешиваем
стеклянной
палочкой
,
до
получения
густой
кашеобразной
смеси
,
затем
приливаем
по
палочке
концентрированную
серную
кислоту
и
быстро
перемешиваем
смесь
в
стакане
.
В
скором
времени
содержимое
стакана
начинает
чернеть
,
вспучиваться
и
в
виде
объемистой
,
рыхлой
и
ноздреватой
массы
поднимается
,
увлекая
вверх
стеклянную
палочку
.
3)
Костер
без
спичек
В
походе
может
возникнуть
ситуация
,
при
которой
спички
промокли
,
зажигалка
сломалась
или
потерялась
,
но
это
не
помеха
для
человека
знакомого
с
химией
,
он
может
разжечь
костер
без
спичек
или
зажигалки
.
Сейчас
я
покажу
способ
,
как
это
можно
сделать
.
Описание
опыта
:
делаем
смесь
,
размером
с
горошину
из
кристаллического
перманганата
калия
и
концентрированной
серной
кислоты
.
Помещаем
смесь
в
фарфоровую
чашечку
и
сверху
на
нее
ложем
лучинки
(
дрова
),
таким
образом
,
что
бы
они
не
касались
смеси
.
Смачиваем
ватку
обильно
спиртом
и
выдавливаем
каплю
спирта
на
смесь
.
Костер
загорается
.
IV.
Закрытие
:
Спасибо
за
внимание
.
Наш
химический
вечер
подходит
к
концу
.
Мы
надеемся
,
что
вам
все
понравилось
,
и
вы
по
другому
взглянули
на
эту
сложную
науку
.