Автор: Авзалова Гульнара Алфировна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ д/с73
Населённый пункт: Город Магнитогорск Челябинской области
Наименование материала: статья
Тема: «Использование инновационных технологий на музыкальных занятиях ДОУ».
Раздел: дошкольное образование
«Использование инновационных технологий на музыкальных занятиях ДОУ».
«Я должна затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание
слушать произведения классиков»
Музыкальный руководитель.
В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта общего
образования нового поколения педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в
работу инновационные технологии.
Работа на музыкальном занятии должна вестись так, чтобы ребенок не принимал в
готовом
виде
знания,
а
прикладывал
усилие
к
поиску
нового,
умел
размышлять
и
обсуждать. Для этого в стандартах нового поколения сформированы несколько видов
универсальных действий; личностные, познавательные, регулятивные.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к
жизни
в
постоянно
меняющемся
мире.
Образование
должно
развивать
механизмы
инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных
проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования
человека.
Наиболее перспективные образовательные технологии на сегодняшний день должны
включать в себя такую деятельность педагога, которая целостна по своей природе,
последовательна в наборе действий, а необходимый результат этой деятельности должен
иметь прогнозируемый характер.
Использование
современных
технологий
возможно
и
необходимо
на
музыкальных
занятиях, ведь применение мультимедийных средств, формирует условия для развития
инновационного мышления дошкольника. Кроме того обеспечивает возможность при
свободной деятельности создать предпосылки для интеллектуального и личностного
развития
ребенка
и
оптимизации
образовательного
процесса,
развитию
творческой
инициативы ребенка.
Хочу с вами поделится следующими инновационными технологиями, которые применяю
на своих музыкальных занятиях в детском саду:
Технология
развития
процессов
восприятия,
объединяет
все
виды
музыкальной
деятельности дошкольников:
слушание музыки и размышления о ней,
певческое развитие дошкольников,
интонирование и музыкально-ритмические движения,
импровизации (речевые, вокальные, ритмические, пластические, художественные).
Восприятие музыки – это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально –
осознанное
познание
содержания,
смысла
музыкального
произведения.
Развитие
восприятия
музыки
является
важнейшей
задачей
музыкального
воспитания
дошкольников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности.
Восприятие
музыки
на
занятии
является
самостоятельным
видом
деятельности
на
музыкальном занятии. Дошкольники знакомятся с музыкальными произведениями, более
сложными
по
сравнению
с
теми,
которые
могут
исполнить
сами.
Однако
процесс
слушания
таких
произведений
не
сводится
лишь
к
знакомству
с
музыкой.
Важно
формировать
у
дошкольников
навыки
и
умения,
необходимые
для
полноценного
восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный
вкус. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность
слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение
действительности.
Развить процесс музыкального восприятия — значит научить слушателя переживать
чувства и настроения, выражаемые композитором с помощью игры звуков, специальным
образом
организованных;
включить
слушателя
в
процесс
активного
сотворчества
и
сопереживания идеям и образам.
Технология развития ассоциативно-образного мышления дошкольников.
Музыкальная деятельность базируются на связи музыки с другими видами искусства –
литературой, изобразительном искусством, духовно - нравственной культурой, кино,
театром. На
музыкальных
занятиях
интеграция
искусств
помогает
осваивать
язык
музыки, сравнивая и выявляя его «сходства и различия» с языком других видов искусств.
Одним
из
приемов
данной
технологии
является слушание
музыки
и
ее
восприятие,
анализ произведения. Этот прием является самым творческим, т.к. в процессе работы
раскрывается творческий потенциал ребенка, его внутренний мир. Такое прослушивание
музыкального произведения, а затем его анализ помогают детям мысленно представить
ту или иную картинку, которую можно перенести на бумагу.
Технологии арттерапевтического воздействия.
Создание комфортной обстановки (снижение влияния стрессов),
нормализация основных функций организма – дыхание, артериальное давление,
сердечные ритмы;
стимулирование слуховой активности при восприятии музыки,
оздоровление голосового аппарата в процессе пения,
восстановление координации между слухом и голосом (вокалотерапия),
развитие функций легких в процессе пения,
развитие
координации
движений
под
музыку
(пластическое
интонирование,
музыкально-ритмические движения) и др.
Необходимо
увеличить
объем
восприятия
классической
музыки
с
целью
создания
комфортной звуковой среды для музыкального образования и воспитания подрастающего
поколения.
Технология - продуктивно-творческая деятельность.
Музыкальное занятие в данной образовательной технологии строится по следующей
формуле: чувства – мысли – действия, от игры к творчеству, результатом которого будет
определенный продукт.
Данная
технология
позволяет
формировать
систему
поэтапного
художественного
познания
мира,
навыки
созидательно-творческой
деятельности,
а
также
развивает
рефлексию
собственных
достижений
с
учетом
психофизиологических
особенностей
возраста.
При
таком
подходе
к
конструированию
педагогического
процесса
формируются
конкретные способы созидательной деятельности, создается ситуация успешности, за
счет реального проживания дошкольниками себя в искусстве.
Методологической
основой
при
создании
данной
технологии
является
выделение
музыкальной
деятельности
как
условия
и
способа,
позволяющей
организовать
взаимодействие «педагог - искусство - ребенок». Звено «искусство - ребенок» является
определяющим.
Технология
продуктивно-творческой
деятельности
строится
на
принципах
общехудожественного постижения искусства:
принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
принцип культуросообразности;
принцип природосообразности (от игры к творчеству);
принцип единства воспитания и образования,
принцип
преемственности
и
непрерывности
различных
уровней
музыкального
образования;
комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязания).
Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы
музыкальной
импровизации,
интеграции
различных
видов
искусств,
интерпретации
собственного исполнения музыкального произведения.
С
этой
целью
используются
разные
формы
общения
ребенка
с
музыкой,
виды
исполнительской деятельности.
В
процессе
творческой
деятельности
ребенок
выступают
в
роли
композиторов,
музыкантов, дирижеров, актеров-исполнителей, создают рисунки, сочиняют стихи.
композиторы:
придумать
попевку,
ребенку
предлагают
придумать
песенку,
сочинить музыку и сыграть на любом инструменте, придумать песню на стих.
музыканты: изображают игру на музыкальных инструментах, умение различать
музыкальные инструменты.
актёры
–
исполнители:
участвуют
в
инсценировках,
обыгрывание
песен,
спектаклях.
дирижёры: дирижируют оркестром, хором.
Художники: какую картину рисует музыка, нарисуйте. Нарисовать воспринятое
произведение или песню.
поэты: сочиняют стихи, придумать слова к мелодии.
Такое ролевое многообразие деятельности помогает раскрыть творческий потенциал
каждого ребенка, а музыкальный руководитель лишь направляет и активизирует его,
создавая атмосферу открытости, непринужденности, доверительности. Психологически
комфортные условия способствуют созданию креативной (творческой) среды, и
взаимодействие со сверстниками при решении музыкально-творческих задач. Участвуя в
играх, драматизации музыкальных произведений дети получают навыки работы в группе.
Здоровьесберегающие технологии.
Считаю
одной
из
основных
задач
музыкальной
деятельности:
снимать
нервно-
психические
перегрузки,
восстанавливать
положительный
эмоционально
-
энергетический тонус ребенка. Поэтому наряду с основными формами музыкальной
работы с детьми также используются:
логоритмика,
ритмотерапия,
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная
для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические
упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают
кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных
отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а
восприятие улучшается.
Ритмотерапия. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов
выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют
релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять
умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают
нервно-психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко подружиться с
другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Музыкально-рациональная психотерапия. В предлагаемом подходе объединяются
эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами.
Автор данной методики В. И. Петрушин не является профессиональным врачом, но,
будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в
общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются
приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные
упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с
красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное
прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции
создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые могут оказывать на
мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие
жизни необходимо для душевного и соматического здоровья.
Игровые технологии.
Игра является, пожалуй, самым древним приемом обучения.
В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком -
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые
позволяют активизировать познавательную деятельность ребенка.
Использование ИКТ на музыкальных занятиях позволяет:
По-новому использовать на музыкальных занятиях текстовую, звуковую, графическую и
видеоинформацию;
Обогащать методические возможности музыкального занятия, придать ему современный
уровень.
Активизировать творческий потенциал ребенка.
Воспитать интерес к музыкальной культуре.
Формировать духовный мир ребенка.
Направления использования ИКТ в работе:
как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала
(мультимедиа, видео, компакт-диски);
проверка знаний учащихся (викторины, тесты);
подготовка презентаций, докладов, выступлений.
Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов
русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного
творчества, слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты
произведений видеозаписи, имеют доступ к большому блоку информации, связанной с
миром искусства: живопись, музыка.
Применяя новые информационные технологии на музыкальных занятиях, музыкальный
руководитель должен не забывать о том, что, музыкальное занятие, это общения с
искусством. Нужно грамотно использовать новые технологии, которые помогут
раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Использование инновационных технологий на музыкальных занятиях делает их ярким,
запоминающимся, интересным для детей любого возраста, формирует эмоционально
положительное отношение к музыкальному искусству.
Автор: Авзалова Гульнара Алфировна
музыкальный руководитель