Напоминание

«Применение арт-терапии на логопедических занятиях».


Автор: Караванова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Березовый.Хабаровского края Солнечного района.
Населённый пункт: МБОУ СОШ п.Березовый
Наименование материала: статья
Тема: «Применение арт-терапии на логопедических занятиях».
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:«Применение арт-терапии на логопедических занятиях».

В

последнее

время

заметна

тенденция

к

росту

числа

детей,

имеющих

нарушения

развития

различных

сфер

двигательной,

интеллектуальной,

психической.

Разнообразие

заболеваний

поражает:

заболевания,

сопровождающиеся расстройствами речи, двигательных функций, синдром

Дауна,

аутизм,

умственная

отсталость

и

тому

подобные.

Рост

частоты

рождения

детей

с

нарушениями

развития

является

важной

социальной

проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях.

Современная

жизнь

диктует

человеку

особые

условия:

необходимо

быть

уверенным

в

себе,

конкурентоспособным,

активным,

целеустремленным,

открытым

всему

новому,

иметь

нестандартный

подход

к

делу,

быть

креативным . Именно поэтому в системе образования все больше внимания

уделяется

развитию

творческих

способностей

детей

и

подростков,

их

креативности.

Способность

мыслить

творчески

делает

ребенка

более

раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.

Изучая современную литературу можно сделать вывод о том, чтоучитель-

логопед

в

своей

работе

должен

уделять

большее

внимание

развитию

креативности

и

творческого

потенциала

подростка,

так

как

это

является

одним из эффективных методов коррекции и развития.

Проработка

проблем

посредством

творческой

деятельности

является

наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе,

обучающий

получает

для

себя

столь

необходимую

возможность

самовыражения

своего

потенциала,

оптимизируются

его

эмоциональная

сфера и поведенческие особенности.

В последнее время всё чаще учителя- логопеды системы образования стали

использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в

частности технологии Арт-терапии.

Арт-терапия не навязывает «внешних», «механических» средств разрешения

его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.

Использование

«Арт-технологий»

позволяет

расширить

круг

интересов

у

обучающихся,

помогает

развить

самосознание

и

получить

новый

опыт

общения со сверстниками, что приводит к интенсивному росту социально

ценных побуждений и переживаний. Речь является одной из важнейших

психических

функций

человека

и

сложной

функциональной

системой,

в

основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе

общения.

Овладение

ребенком

речью

способствует

о сознанию,

планированию

и

регуляцией

его

поведения.

Нарушения

речи

могут

отрицательно

влиять

на

формирование

личности

ребенка,

вызывать

психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой

сферы,

способствовать

развитию

отрицательных

черт

характера.

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает

сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты

проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности

или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность

на

незначительные,

мелкие

события;

переживание

негативных

эмоций,

чувство

неосознанного

беспокойства,

депрессивные

состояния.

Всё

это

приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые

средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных

э м о ц и й

у

у ч а с т н и к о в

о б р а з о в а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а .

В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и

психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса,

важнейшим

аспектом

в

развитии

детей

школьного

возраста

является

разработка

методик

и

программ,

с

применением

артпедагогических

и

арттерапевтических

технологий.Она

напрямую

связана

с

изобразительной

деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов,

поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах,

которые

могут

использоваться участниками

образовательного

процесса.

Известно,

что

пальцы

рук

наделены

большим

количеством

рецепторов,

посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя

на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние

органы,

рефлекторно

с

ними

связанные.

Исследования

отечественных

физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная

активность пальцев, тем лучше развита речь.В настоящее время арт-терапия

охватывает

все

сферы

искусства

и

творчества.

Рисование

пользуется

огромным успехом у детей всех возрастов. С помощью рисования можно

выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания.

АРТ-ТЕРАПИЯ

Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства

для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном,

эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на

человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко

детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует

самовыражению:

застенчивым

и

нерешительным

в

своих

действиях

она

помогает

избавиться

от

страха;

гиперактивным,

агрессивным

переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно,

позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый

мир.

Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов

некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие

понятия,

как

«арт-метод»,

т.е.

«методы,

основанные

на

творческой

активности», «методы творческого самовыражения».

Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном

самочувствии

и

психологическом

здоровье

личности,

группы,

коллектива

с р е д с т в а м и

с п о н т а н н о й

х у д о ж е с т в е н н о й

д е я т е л ь н о с т и .

Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный

способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и

эмоции,

которые

человек

привык

подавлять,

повышает

адаптационные

способности

человека

к

повседневной

жизни,

снижает

утомление,

негативные

эмоциональные

состояния

и

их

проявления,

связанные

с

обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.

Современная арт-терапия включает множество направлений.

В

работе

с

детьми

и

взрослыми

можно

успешно

применять

такие

арт-

терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия,

фототерапия, изотерапия.

Музыкотерапия очень

эффективна

в

коррекции

нарушения

общения,

возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен,

ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции

личности,

развития

творческих

способностей,

расширения

сознания,

совершенствования

взаимодействия

с

окружающим

миром.

Из

всего

многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести,

романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного

поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это

примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних

конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной

позиции и поведения.

Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и

импровизации под музыку.

Фототерапия –

создание

или

восприятие

фотографических

образов,

дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности,

включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй,

стихотворений.

Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия

песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания

маленького мира, являющегося символическим выражением его способности

и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для

проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать

творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря

рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

В

своей

работе

я

активно

использует

как

традиционные,

так

и

нетрадиционные

методы:

артикуляционную

гимнастику,

пальчиковую

гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию,

биоэнергопластику,

кинезиологические

упражнения,

дыхательную

гимнастику,арт-терапию.Мне представилась возможностьпредставить опыт

своей работы который заключается в развитии речи детей школьного возраста

с элементами арт-терапии.Возникает вопрос, какие инновационные подходы

арт-терапии

могут

повлиять

на

развитие

детей? Одним

из

наиболее

распространенных

видов

арт-терапии

является

изотерапия

лечебное

воздействие,

коррекция

посредством

изобразительной

деятельности.

При

развитии

мелкой

моторики

через

рисование

создаются

предпосылки

для

становления

многих

психических

процессов.Любая

деятельность,

в

том

числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная

деятельность

напрямую

связана

с

важнейшими

функциями

зрением,

двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не

просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.В

работе

над

преодолением

речевых

нарушений

у

детей

существует

необходимость

развития

общей,

мелкой

и

артикуляционной

моторики;

развития

чувства

ритма;

формирования

фонематических

процессов

и

произносительных

умений

и

навыков;

совершенствования

лексических

и

грамматических

средств

языка,

а

также

обогащения

коммуникативного

опыта.Я сегодня хочу предоставить вашему вниманию работу по развитию

р е ч и

с

э л е м е н т а м и

а р т - т е р а п и и

в

и н т е г р а ц и и

в

изодеятельности,музыкотерапии,сказкотерапии.И мне бы сегодня хотелось,

уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами.

Буду

рада,

если

данные

методы

вы

будете

использовать

в

своей

работе.Весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не

имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с

детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.

Литература:

1) Краузе,

Е.Н.

Логопедический

массаж

и

артикуляционная

гимнастика.

[Текст] / Е.Н. Краузе. - СПб.: Корона, 2004

2 )М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева

«Рабочая книга школьного психолога».

3) с Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с

собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».

4) Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 -

14 лет [Текст] / С.В. . Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998

5) Узорова,

О.В.,

Физкультурные

минутки

[Текст]

/

-

М . :

ООО

«Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак»,

2004.

6) Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] /

Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1989



В раздел образования