Автор: Караванова Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п.Березовый.Хабаровского края Солнечного района.
Населённый пункт: МБОУ СОШ п.Березовый
Наименование материала: статья
Тема: «Применение арт-терапии на логопедических занятиях».
Раздел: среднее образование
Тема:«Применение арт-терапии на логопедических занятиях».
В
последнее
время
заметна
тенденция
к
росту
числа
детей,
имеющих
нарушения
развития
различных
сфер
–
двигательной,
интеллектуальной,
психической.
Разнообразие
заболеваний
поражает:
заболевания,
сопровождающиеся расстройствами речи, двигательных функций, синдром
Дауна,
аутизм,
умственная
отсталость
и
тому
подобные.
Рост
частоты
рождения
детей
с
нарушениями
развития
является
важной
социальной
проблемой, приобретает особое значение при демографических изменениях.
Современная
жизнь
диктует
человеку
особые
условия:
необходимо
быть
уверенным
в
себе,
конкурентоспособным,
активным,
целеустремленным,
открытым
всему
новому,
иметь
нестандартный
подход
к
делу,
быть
креативным . Именно поэтому в системе образования все больше внимания
уделяется
развитию
творческих
способностей
детей
и
подростков,
их
креативности.
Способность
мыслить
творчески
делает
ребенка
более
раскрепощенным, жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям.
Изучая современную литературу можно сделать вывод о том, чтоучитель-
логопед
в
своей
работе
должен
уделять
большее
внимание
развитию
креативности
и
творческого
потенциала
подростка,
так
как
это
является
одним из эффективных методов коррекции и развития.
Проработка
проблем
посредством
творческой
деятельности
является
наиболее экологичным методом, поскольку, находясь в творческом процессе,
обучающий
получает
для
себя
столь
необходимую
возможность
самовыражения
своего
потенциала,
оптимизируются
его
эмоциональная
сфера и поведенческие особенности.
В последнее время всё чаще учителя- логопеды системы образования стали
использоваться креативные методы коррекционно-развивающей работы, а в
частности технологии Арт-терапии.
Арт-терапия не навязывает «внешних», «механических» средств разрешения
его проблем, а «запускает» его внутренние ресурсы.
Использование
«Арт-технологий»
позволяет
расширить
круг
интересов
у
обучающихся,
помогает
развить
самосознание
и
получить
новый
опыт
общения со сверстниками, что приводит к интенсивному росту социально
ценных побуждений и переживаний. Речь является одной из важнейших
психических
функций
человека
и
сложной
функциональной
системой,
в
основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе
общения.
Овладение
ребенком
речью
способствует
о сознанию,
планированию
и
регуляцией
его
поведения.
Нарушения
речи
могут
отрицательно
влиять
на
формирование
личности
ребенка,
вызывать
психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой
сферы,
способствовать
развитию
отрицательных
черт
характера.
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает
сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты
проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности
или агрессивности. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность
на
незначительные,
мелкие
события;
переживание
негативных
эмоций,
чувство
неосознанного
беспокойства,
депрессивные
состояния.
Всё
это
приводит к тому, что на сегодняшний момент необходимо искать новые
средства психолого-педагогической поддержки предупреждения негативных
э м о ц и й
у
у ч а с т н и к о в
о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а .
В качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и
психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса,
важнейшим
аспектом
в
развитии
детей
школьного
возраста
является
разработка
методик
и
программ,
с
применением
артпедагогических
и
арттерапевтических
технологий.Она
напрямую
связана
с
изобразительной
деятельностью и включает в себя множество разнообразных форм и методов,
поэтому уместно будет вести речь об инновационных техниках и приемах,
которые
могут
использоваться участниками
образовательного
процесса.
Известно,
что
пальцы
рук
наделены
большим
количеством
рецепторов,
посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя
на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние
органы,
рефлекторно
с
ними
связанные.
Исследования
отечественных
физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная
активность пальцев, тем лучше развита речь.В настоящее время арт-терапия
охватывает
все
сферы
искусства
и
творчества.
Рисование
пользуется
огромным успехом у детей всех возрастов. С помощью рисования можно
выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания.
АРТ-ТЕРАПИЯ
Арт-терапия – это один из методов, использующий возможности искусства
для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном,
эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на
человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок. Все это очень близко
детям. В этом одно из преимуществ арт-терапии для детей. Она способствует
самовыражению:
застенчивым
и
нерешительным
в
своих
действиях
она
помогает
избавиться
от
страха;
гиперактивным,
агрессивным
–
переключиться на более спокойный вид деятельности. И, что очень важно,
позволяет любому быстро и просто научиться отображать воображаемый
мир.
Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов
некоторые авторы публикаций используют вместо слов «арт-терапия» такие
понятия,
как
«арт-метод»,
т.е.
«методы,
основанные
на
творческой
активности», «методы творческого самовыражения».
Арт-метод в научно-педагогическом понятии – это забота об эмоциональном
самочувствии
и
психологическом
здоровье
личности,
группы,
коллектива
с р е д с т в а м и
с п о н т а н н о й
х у д о ж е с т в е н н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Арт-терапевтические методы работы с детьми и взрослыми – это безопасный
способ разрядки разрушительных эмоций. Он позволяет проработать мысли и
эмоции,
которые
человек
привык
подавлять,
повышает
адаптационные
способности
человека
к
повседневной
жизни,
снижает
утомление,
негативные
эмоциональные
состояния
и
их
проявления,
связанные
с
обучением у детей, работой у педагогов и воспитанием у родителей.
Современная арт-терапия включает множество направлений.
В
работе
с
детьми
и
взрослыми
можно
успешно
применять
такие
арт-
терапевтические методы как музыкотерапия, сказкотерапия, танцетерапия,
фототерапия, изотерапия.
Музыкотерапия очень
эффективна
в
коррекции
нарушения
общения,
возникающее по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен,
ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции
личности,
развития
творческих
способностей,
расширения
сознания,
совершенствования
взаимодействия
с
окружающим
миром.
Из
всего
многообразия художественных материалов для чтения – рассказы, повести,
романы, стихи, поэмы – в решении проблем агрессивного, неуверенного
поведения, принятия своих чувств, мы используем сказки и притчи. Это
примеры живой образности речи, способствующие разрешению внутренних
конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной
позиции и поведения.
Танцетерапия – выражение своих чувств и эмоций в свободном движении и
импровизации под музыку.
Фототерапия –
создание
или
восприятие
фотографических
образов,
дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности,
включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй,
стихотворений.
Песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия
песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания
маленького мира, являющегося символическим выражением его способности
и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для
проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать
творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря
рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
В
своей
работе
я
активно
использует
как
традиционные,
так
и
нетрадиционные
методы:
артикуляционную
гимнастику,
пальчиковую
гимнастику, массаж и самомассаж, гимнастику для глаз, Су - Джок - терапию,
биоэнергопластику,
кинезиологические
упражнения,
дыхательную
гимнастику,арт-терапию.Мне представилась возможностьпредставить опыт
своей работы который заключается в развитии речи детей школьного возраста
с элементами арт-терапии.Возникает вопрос, какие инновационные подходы
арт-терапии
могут
повлиять
на
развитие
детей? Одним
из
наиболее
распространенных
видов
арт-терапии
является
изотерапия
–
лечебное
воздействие,
коррекция
посредством
изобразительной
деятельности.
При
развитии
мелкой
моторики
через
рисование
создаются
предпосылки
для
становления
многих
психических
процессов.Любая
деятельность,
в
том
числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная
деятельность
напрямую
связана
с
важнейшими
функциями
–
зрением,
двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не
просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.В
работе
над
преодолением
речевых
нарушений
у
детей
существует
необходимость
развития
общей,
мелкой
и
артикуляционной
моторики;
развития
чувства
ритма;
формирования
фонематических
процессов
и
произносительных
умений
и
навыков;
совершенствования
лексических
и
грамматических
средств
языка,
а
также
обогащения
коммуникативного
опыта.Я сегодня хочу предоставить вашему вниманию работу по развитию
р е ч и
с
э л е м е н т а м и
а р т - т е р а п и и
в
и н т е г р а ц и и
в
изодеятельности,музыкотерапии,сказкотерапии.И мне бы сегодня хотелось,
уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами.
Буду
рада,
если
данные
методы
вы
будете
использовать
в
своей
работе.Весомое преимущество арт-терапии заключается в том, что она не
имеет противопоказаний и дает изумительные результаты как при работе с
детьми и подростками, так и при работе со взрослыми.
Литература:
1) Краузе,
Е.Н.
Логопедический
массаж
и
артикуляционная
гимнастика.
[Текст] / Е.Н. Краузе. - СПб.: Корона, 2004
2 )М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева
«Рабочая книга школьного психолога».
3) с Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с
собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».
4) Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 -
14 лет [Текст] / С.В. . Коноваленко. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998
5) Узорова,
О.В.,
Физкультурные
минутки
[Текст]
/
-
М . :
ООО
«Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак»,
2004.
6) Филичева, Т.Е., Чевелева, Н.А., Чиркина, Г.В. Основы логопедии [Текст] /
Т.Е. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М: Просвещение, 1989