Напоминание

«Региональный компонент в развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»


Автор: Ландейс Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель ИЗО
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №366 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Региональный компонент в развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Региональный компонент в развитие изобразительной деятельности

детей дошкольного возраста»

Ландейс Татьяна Сергеевна

Воспитатель ИЗО,

первая квалификационная категория

МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска»

Калининский район

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура.

Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в

формировании

культуры

человека

играет

художественно-эстетическое

воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для

формирования гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности,

обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению

через различные формы творческой деятельности.

Реализация

регионального

компонента

является

важнейшей

составляющей

современного

образования

в

ДОУ,

использование

которого

направлено

на

достижение

главной

цели:

формирование

первоначальных

представлений дошкольников об особенностях родного края.

Актуальность

и

значимость

регионального

компонента

в

дошкольном

образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет

важную

роль

в

воспитании

подрастающего

поколения.

Очень

важно

своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить

свою малую Родину.

В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М.

Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью

содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к

культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-

исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях,

осваивается в активной созидательной деятельности.

В

детском

саду

региональный

компонент

пронизывает

все

формы

и

направления

воспитательно-образовательного

процесса.

Дети

знакомятся

с

национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.

Использование

национального

регионального

компонента,

ведется

по

нескольким

направлениям.

Особое

внимание

уделяется

введению

регионального компонента в изобразительную деятельность.

В декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа,

общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм,

мудрость,

смелость,

стремление

к

красоте,

и

вместе

с

тем,

отчетливо

прослеживается

его

специфика:

история,

нравы,

обычаи,

образ

мышления,

эстетические

вкусы.

Всё

это

богатство

представлено

в

максимальной

выразительной

форме

регионального

декоративно-прикладного

искусства

Южного Урала.

Включение регионального образовательного модуля «Наш дом – Южный

Урал» в изобразительной деятельности позволяет решать педагогам следующие

задачи:

-

Приобщение

детей

к

народному

искусству,

к

духовно-художественным

ценностям, созданным народом;

-

Формирование

представлений

детей

об

основных

художественных

особенностях

народного,

изобразительно-пластического

искусства

больших

этнических групп, проживающих на Южном Урале;

- Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора,

вариации, импровизации.

Демографические особенности Уральского Края позволяют расширить

рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают

разные

народы:

русские,

татары,

башкиры,

украинцы,

киргизы

что

и

определило необходимость ознакомления детей с искусством этих народов.

Внимание

детей

к

декоративному

искусству

Уральского

Края

усиливается, если познакомить их в общем виде с отдельными техниками

декоративного украшения, например, с вышивкой, кружевами на полотенцах,

салфетках. Эффективным при этом будет приём выборочного обследования

предметов народного искусства, который подводит детей к открытию: цветы

можно

вышить,

вылепить,

нарисовать

и

т.п.

Они

могут

быть

яркими

и

необычными, разными по форме, ритмично расположенными.

В знакомстве детей с одеждой Южного Урала главное – учить видеть

отличия мужской, женской, сезонной одежды, сравнивать отдельные элементы

одежды, сходные по назначению, восхищаться красотой одежды и умением

народных мастеров.

Дети подготовительного возраста становятся уже более внимательными

не к процессу изображения, а к его содержанию. Они охотно вступают в диалог

по поводу увиденного, воспринятого. Такой диалог должен быть полноценным,

ребенок и взрослый должны быть полноправными его участниками. Однако,

способность

детей,

даже

подготовительного

возраста,

брать

на

себя

роль

организаторов

диалога

развита

недостаточно.

Ведущая

роль

в

нем

все

же

принадлежит

педагогу,

который,

в

силу

этого,

должен

готовить

вопросы

альтернативного

характера.

Подбирать

их

необходимо

исходя

из

интересов

ребенка.

Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и

быть близкой по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по

мере взросления ребенка. В каждой новой теме изученный ранее материал

переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость

приобретаемых способов выражения мыслей.

Большое

значение

для

полноценной

реализации

регионального

компонента

имеет

информационная

насыщенность

окружающего

ребенка

образовательного пространства.

В группах оформлены мини-музеи народов Южного Урала (рис.№1), в

ИЗО-уголках

находятся

пошаговые

карты-схемы

по

аппликации,

лепке,

рисованию

региональных

промыслов

(рис.№2).

Для

закрепления

ранее

изученных промыслов Южного Урала, разработаны дидактические игры, такие

как «Уральские узоры», «Одень куклу в башкирский национальный костюм»,

«Собери герб», «Залатай коврик», «Уральские валенки» (рис.№3).

Кроме того, предусмотрено обязательное оформление продуктов детской

исследовательской

деятельности:

макеты,

стенгазеты,

выставки

творческих

работ.

Так же, для осуществления воспитательно-образовательной деятельности,

разработан перспективный план:

Месяц

Работа с детьми

Самореализация

Коммуникатив

ная

Продуктивная

Развивающая

сентяб

рь

Беседа о

народной

культуре,

предметах

быта

«Южно-

Уральский

фарфор»

Роспись посуды

(шаблон)

развивать интерес

к национальной

культуре

Работа с методической

литературой

Изготовление

дидактических

материалов по

ознакомлению детей с

народным прикладным

искусством

октябр

ь

Беседа о видах

уральских

народных

узоров

Декоративное

рисование

«Лоскутное

одеяло»

(Уральская

Домовая роспись)

Развивать интерес

к декоративному

рисованию

Работа с методической

литературой,

Повышение знаний,

сбор материала

.

ноябрь

Беседа

«Башкирский

национальный

костюм»,

дидактическая

игра

Роспись

(шаблон)

Развивать интерес

к изобразительной

деятельности.

Оформление групп

декабр

ь

Беседа:

«Мастера

Касли»

Лепка из солёного

теста по замыслу

«Каслинское

литьё»

Развивать умение

работать с

пластилином и

соленым тестом по

образцу и

собственному

замыслу

Сбор аналитической

информации

январь

Презентация

«Камнерезное

искусство

Урала»

Поделки из

бросового

материала

(папье-маше

пластика)

Развивать интерес

к

художественному

творчеству

Консультации:

«Играйте с детьми в

народные подвижные

игры»

феврал

ь

Презентация

«Уральские

валенки»

Роспись

валенок (шаблон)

По типу

«Уральских

валенок»

Развивать устойчи

вый интерес к

изобразительной

деятельности

Подбор наглядно-

дидактических

пособий,

демонстрационного

материала.

март

Рассматривани

Рисование на

Развивать интерес

Пополнение

е изделий,

беседа

тему

«Оренбургский

пуховый платок

для бабушки».

к изобразительной

деятельности

методической копилки

апрель

Рассматривани

е изделий,

беседа

«Гончарство и

Уральская

глиняная

игрушка»

Лепка из соленого

теста «Уральская

посуда»

Развивать интерес

к

художественному

творчеству

Оформление выставки

детских рисунков и

поделок

май

Повторение

пройденного

материала по

региональным

промыслам

Южного Урала

Свободное

рисование на

тему «Промыслы

Южного Урала»

Развитие интереса

к народным

промыслам

Подведение

итогов развития творче

ских способностей

путём изучения

народных промыслов.

Содержание занятий изобразительной деятельностью может быть самым

разнообразным.

Дети

могут

осваивать

уральскую

роспись,

закрепляя

и

совершенствуя технические и изобразительные умения. В ходе декоративно-

оформительской деятельности дети учатся создавать эскизы, выполняя по ним

элементы одежды, костюмов, головных уборов, предметов быта, необходимых в

театрально-музыкальных представлениях, посвященных народным праздникам.

Техника выполнения таких работ может быть разной: роспись образных форм,

плетение, вышивка, лепка и т.д.

Дошкольники, упражняясь в декоративно-оформительской деятельности,

способны участвовать в совместной деятельности по созданию объемных и

плоскостных

макетов

(уральская,

башкирская

деревня).

Такое

содержание

художественно-творческой

деятельности

знакомит

их

со

способами

проектирования

предметной

среды

народного

быта.

Так

же

содержанием

изобразительной деятельности могут быть сюжеты народных сказок песен.

Использование детских работ в оформление помещений, в выставках

способствует их социальному и духовному развитию, чувства сопричастности,

ответственности.

Воспитание любви к своей Родине, своему краю – это долговременный

процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего

детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в

сознании

каждого

человека

на

всю

жизнь

запечатлеваются

воспоминания

детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины,

образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников

стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками

патриотических чувств.

Рис.№1

Рис.№2

Рис.№3



В раздел образования