Автор: Ландейс Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель ИЗО
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №366 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: «Региональный компонент в развитие изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Региональный компонент в развитие изобразительной деятельности
детей дошкольного возраста»
Ландейс Татьяна Сергеевна
Воспитатель ИЗО,
первая квалификационная категория
МБДОУ «ДС №366 г. Челябинска»
Калининский район
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура.
Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в
формировании
культуры
человека
играет
художественно-эстетическое
воспитание. В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для
формирования гармоничной, духовно богатой, эстетически развитой личности,
обладающей творческими способностями к индивидуальному самовыражению
через различные формы творческой деятельности.
Реализация
регионального
компонента
является
важнейшей
составляющей
современного
образования
в
ДОУ,
использование
которого
направлено
на
достижение
главной
цели:
формирование
первоначальных
представлений дошкольников об особенностях родного края.
Актуальность
и
значимость
регионального
компонента
в
дошкольном
образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет
важную
роль
в
воспитании
подрастающего
поколения.
Очень
важно
своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить
свою малую Родину.
В трудах Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. М.
Леонтьева, Д. Б. Эльконина рассматриваются вопросы освоения личностью
содержания национальной культуры, доказывая, что процесс приобщения к
культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-
исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях,
осваивается в активной созидательной деятельности.
В
детском
саду
региональный
компонент
пронизывает
все
формы
и
направления
воспитательно-образовательного
процесса.
Дети
знакомятся
с
национальной культурой, искусством, детской художественной литературой.
Использование
национального
регионального
компонента,
ведется
по
нескольким
направлениям.
Особое
внимание
уделяется
введению
регионального компонента в изобразительную деятельность.
В декоративно-прикладном искусстве проявляются лучшие черты народа,
общечеловеческие ценности: национальная психология, гуманизм, оптимизм,
мудрость,
смелость,
стремление
к
красоте,
и
вместе
с
тем,
отчетливо
прослеживается
его
специфика:
история,
нравы,
обычаи,
образ
мышления,
эстетические
вкусы.
Всё
это
богатство
представлено
в
максимальной
выразительной
форме
регионального
декоративно-прикладного
искусства
Южного Урала.
Включение регионального образовательного модуля «Наш дом – Южный
Урал» в изобразительной деятельности позволяет решать педагогам следующие
задачи:
-
Приобщение
детей
к
народному
искусству,
к
духовно-художественным
ценностям, созданным народом;
-
Формирование
представлений
детей
об
основных
художественных
особенностях
народного,
изобразительно-пластического
искусства
больших
этнических групп, проживающих на Южном Урале;
- Развитие умений детей создавать выразительные образы на основе повтора,
вариации, импровизации.
Демографические особенности Уральского Края позволяют расширить
рамки содержания народного искусства, так как на территории края проживают
разные
народы:
русские,
татары,
башкиры,
украинцы,
киргизы
что
и
определило необходимость ознакомления детей с искусством этих народов.
Внимание
детей
к
декоративному
искусству
Уральского
Края
усиливается, если познакомить их в общем виде с отдельными техниками
декоративного украшения, например, с вышивкой, кружевами на полотенцах,
салфетках. Эффективным при этом будет приём выборочного обследования
предметов народного искусства, который подводит детей к открытию: цветы
можно
вышить,
вылепить,
нарисовать
и
т.п.
Они
могут
быть
яркими
и
необычными, разными по форме, ритмично расположенными.
В знакомстве детей с одеждой Южного Урала главное – учить видеть
отличия мужской, женской, сезонной одежды, сравнивать отдельные элементы
одежды, сходные по назначению, восхищаться красотой одежды и умением
народных мастеров.
Дети подготовительного возраста становятся уже более внимательными
не к процессу изображения, а к его содержанию. Они охотно вступают в диалог
по поводу увиденного, воспринятого. Такой диалог должен быть полноценным,
ребенок и взрослый должны быть полноправными его участниками. Однако,
способность
детей,
даже
подготовительного
возраста,
брать
на
себя
роль
организаторов
диалога
развита
недостаточно.
Ведущая
роль
в
нем
все
же
принадлежит
педагогу,
который,
в
силу
этого,
должен
готовить
вопросы
альтернативного
характера.
Подбирать
их
необходимо
исходя
из
интересов
ребенка.
Тематика занятий должна быть составлена с учетом интересов детей и
быть близкой по содержанию к их повседневной жизни. Темы усложняются по
мере взросления ребенка. В каждой новой теме изученный ранее материал
переносится в новые контексты, новые ситуации, что обеспечивает гибкость
приобретаемых способов выражения мыслей.
Большое
значение
для
полноценной
реализации
регионального
компонента
имеет
информационная
насыщенность
окружающего
ребенка
образовательного пространства.
В группах оформлены мини-музеи народов Южного Урала (рис.№1), в
ИЗО-уголках
находятся
пошаговые
карты-схемы
по
аппликации,
лепке,
рисованию
региональных
промыслов
(рис.№2).
Для
закрепления
ранее
изученных промыслов Южного Урала, разработаны дидактические игры, такие
как «Уральские узоры», «Одень куклу в башкирский национальный костюм»,
«Собери герб», «Залатай коврик», «Уральские валенки» (рис.№3).
Кроме того, предусмотрено обязательное оформление продуктов детской
исследовательской
деятельности:
макеты,
стенгазеты,
выставки
творческих
работ.
Так же, для осуществления воспитательно-образовательной деятельности,
разработан перспективный план:
Месяц
Работа с детьми
Самореализация
Коммуникатив
ная
Продуктивная
Развивающая
сентяб
рь
Беседа о
народной
культуре,
предметах
быта
«Южно-
Уральский
фарфор»
Роспись посуды
(шаблон)
развивать интерес
к национальной
культуре
Работа с методической
литературой
Изготовление
дидактических
материалов по
ознакомлению детей с
народным прикладным
искусством
октябр
ь
Беседа о видах
уральских
народных
узоров
Декоративное
рисование
«Лоскутное
одеяло»
(Уральская
Домовая роспись)
Развивать интерес
к декоративному
рисованию
Работа с методической
литературой,
Повышение знаний,
сбор материала
.
ноябрь
Беседа
«Башкирский
национальный
костюм»,
дидактическая
игра
Роспись
(шаблон)
Развивать интерес
к изобразительной
деятельности.
Оформление групп
декабр
ь
Беседа:
«Мастера
Касли»
Лепка из солёного
теста по замыслу
«Каслинское
литьё»
Развивать умение
работать с
пластилином и
соленым тестом по
образцу и
собственному
замыслу
Сбор аналитической
информации
январь
Презентация
«Камнерезное
искусство
Урала»
Поделки из
бросового
материала
(папье-маше
пластика)
Развивать интерес
к
художественному
творчеству
Консультации:
«Играйте с детьми в
народные подвижные
игры»
феврал
ь
Презентация
«Уральские
валенки»
Роспись
валенок (шаблон)
По типу
«Уральских
валенок»
Развивать устойчи
вый интерес к
изобразительной
деятельности
Подбор наглядно-
дидактических
пособий,
демонстрационного
материала.
март
Рассматривани
Рисование на
Развивать интерес
Пополнение
е изделий,
беседа
тему
«Оренбургский
пуховый платок
для бабушки».
к изобразительной
деятельности
методической копилки
апрель
Рассматривани
е изделий,
беседа
«Гончарство и
Уральская
глиняная
игрушка»
Лепка из соленого
теста «Уральская
посуда»
Развивать интерес
к
художественному
творчеству
Оформление выставки
детских рисунков и
поделок
май
Повторение
пройденного
материала по
региональным
промыслам
Южного Урала
Свободное
рисование на
тему «Промыслы
Южного Урала»
Развитие интереса
к народным
промыслам
Подведение
итогов развития творче
ских способностей
путём изучения
народных промыслов.
Содержание занятий изобразительной деятельностью может быть самым
разнообразным.
Дети
могут
осваивать
уральскую
роспись,
закрепляя
и
совершенствуя технические и изобразительные умения. В ходе декоративно-
оформительской деятельности дети учатся создавать эскизы, выполняя по ним
элементы одежды, костюмов, головных уборов, предметов быта, необходимых в
театрально-музыкальных представлениях, посвященных народным праздникам.
Техника выполнения таких работ может быть разной: роспись образных форм,
плетение, вышивка, лепка и т.д.
Дошкольники, упражняясь в декоративно-оформительской деятельности,
способны участвовать в совместной деятельности по созданию объемных и
плоскостных
макетов
(уральская,
башкирская
деревня).
Такое
содержание
художественно-творческой
деятельности
знакомит
их
со
способами
проектирования
предметной
среды
народного
быта.
Так
же
содержанием
изобразительной деятельности могут быть сюжеты народных сказок песен.
Использование детских работ в оформление помещений, в выставках
способствует их социальному и духовному развитию, чувства сопричастности,
ответственности.
Воспитание любви к своей Родине, своему краю – это долговременный
процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего
детства. Еще великий педагог – гуманист В. А. Сухомлинский писал, что «в
сознании
каждого
человека
на
всю
жизнь
запечатлеваются
воспоминания
детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины,
образы». Нам хотелось, что бы впечатления детства у наших воспитанников
стали истоками любви к родному краю и к людям, живущим в нем, истоками
патриотических чувств.
Рис.№1
Рис.№2
Рис.№3