Напоминание

«Валеологическое воспитание дошкольников»


Автор: Аверьянова Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 9 о.в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся
Тема: «Валеологическое воспитание дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

«Валеологическое воспитание дошкольников»

Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся

Подготовила: Аверьянова В.В.,

воспитатель

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

На

современном

этапе

проблема

профилактики

здоровья

детей

является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и

педагогами) стоит очень важная задача – воспитать человека XXI века –

человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне

и гармонично развитого.

В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации

образования,

согласно

которой

здоровье

детей

рассматривается

как

приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного

педагогического процесса.

Валеология – это наука о здоровье, о путях его обеспечения,

формирования и сохранения. Как научная дисциплина – это совокупность

знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Главная цель валеологического образования – помочь ребенку

вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье – главная

ценность жизни человека.

Понятие

«здоровье»

имеет

множество

определений.

Но

самым

популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией

здравоохранения: «Здоровье

это

состояние

полного

физического,

психического и социального благополучия, а не просто отсутствие

болезней или физических дефектов».

В последнее время как часть общей культуры человека выделяется

валеологическая

культура. Формирование

у

детей

валеологической

культуры включает:

Валеологические знания.

Интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную

установку на ведение здорового образа жизни.

Развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа

жизни.

Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.

Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а

стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

Валеологизация педагогического процесса в детском саду строится таким

образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к

охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка.

Принципы валеологического образования дошкольников:

1.

Системный подход – то есть воспитание осуществляется в связи с

нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня

развития

ребенка.

Невозможно

сохранить

тело

здоровым,

если

не

совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и

нравственностью.

2.

Деятельностный

подход.

Валеологическая

культура

осваивается

детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное

решение

задач

валеологического

воспитания

возможно

только

при

объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей.

3.

Принцип

«Не

навреди» предусматривает

использование

в

валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.

4.

Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается

самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания

являются общечеловеческие ценности.

5.

Принцип

альтруизма предусматривает

потребность

делиться

освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи

друга».

6.

Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Овладение детьми валеологическими знаниями и условиями происходит

через самые разнообразные формы работы. Это беседы, игры, наблюдения,

чтение

книг,

рассматривание

таблиц,

картин,

элементарные

опыты,

экспериментирование, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники

и развлечения. Мероприятия валеологической направленности органично

вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон и другое)

и деятельность детей.

В образовательной деятельности по валеологии дети знакомятся:

С элементарными знаниями о внешних органах человека.

С основами первой помощи при травмах.

С основами безопасности поведения.

Приобретаются навыки ухода за органами.

Приобретаются

навыки

сохранения

и

укрепления

осанки,

профилактики плоскостопия.

В оздоровительную работу включаются следующие моменты:

1.

Обучение детей таким средствам и методам оздоровления, как

самомассаж лица, ладоней, ушной раковины, стопы; различные виды

гимнастик: утренняя, после сна, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная,

для глаз; закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны,

обширное

умывание,

босохождение;

упражнения

на

расслабление

мышечного напряжения (релаксация).

2.

Формирование навыков саморегуляции поведения (коммуникативные

игры, игры на развитие эмоциональной сферы).

3.

Включение в образовательную деятельность валеологических песен,

релаксационных

музыкальных

фрагментов,

оздоровительных

игр,

просмотров

мультфильмов,

развивающих

программ

валеологической

направленности («Азбука безопасности», «Правила хорошего тона»).

4.

Проведение оценки и контроля уровня соматического здоровья детей.

5.

Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и родителей

посредством консультаций, рекомендаций, выпуска газет, спортивных

мероприятий.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую

воспитательно-образовательную

среду,

которая

была

бы

насыщена

атрибутами,

символикой,

терминологией,

знаниями

и

обычаями

валеологического характера. Это приведет к формированию потребности

вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и

здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого

практическими навыками и умениями.

Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения

и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического

характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для

создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во

взрослой жизни.



В раздел образования