Автор: Аверьянова Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 9 о.в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся
Тема: «Валеологическое воспитание дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска
«Валеологическое воспитание дошкольников»
Консультация для родителей (законных представителей) обучающихся
Подготовила: Аверьянова В.В.,
воспитатель
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска
На
современном
этапе
проблема
профилактики
здоровья
детей
является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и
педагогами) стоит очень важная задача – воспитать человека XXI века –
человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне
и гармонично развитого.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации
образования,
согласно
которой
здоровье
детей
рассматривается
как
приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного
педагогического процесса.
Валеология – это наука о здоровье, о путях его обеспечения,
формирования и сохранения. Как научная дисциплина – это совокупность
знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Главная цель валеологического образования – помочь ребенку
вырасти крепким и здоровым, дать малышу понять, что здоровье – главная
ценность жизни человека.
Понятие
«здоровье»
имеет
множество
определений.
Но
самым
популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией
здравоохранения: «Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
психического и социального благополучия, а не просто отсутствие
болезней или физических дефектов».
В последнее время как часть общей культуры человека выделяется
валеологическая
культура. Формирование
у
детей
валеологической
культуры включает:
Валеологические знания.
Интерес к оздоровлению собственного организма и сознательную
установку на ведение здорового образа жизни.
Развитие навыков и формирование привычек ведения здорового образа
жизни.
Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а
стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Валеологизация педагогического процесса в детском саду строится таким
образом, чтобы создать педагогический процесс на единых требованиях к
охране здоровья, физическому и общему развитию ребенка.
Принципы валеологического образования дошкольников:
1.
Системный подход – то есть воспитание осуществляется в связи с
нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня
развития
ребенка.
Невозможно
сохранить
тело
здоровым,
если
не
совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и
нравственностью.
2.
Деятельностный
подход.
Валеологическая
культура
осваивается
детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми. Успешное
решение
задач
валеологического
воспитания
возможно
только
при
объединении усилий всех специалистов детского сада и родителей.
3.
Принцип
«Не
навреди» предусматривает
использование
в
валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
4.
Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается
самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания
являются общечеловеческие ценности.
5.
Принцип
альтруизма предусматривает
потребность
делиться
освоенными ценностями валеологической культуры: «Научился сам – научи
друга».
6.
Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.
Овладение детьми валеологическими знаниями и условиями происходит
через самые разнообразные формы работы. Это беседы, игры, наблюдения,
чтение
книг,
рассматривание
таблиц,
картин,
элементарные
опыты,
экспериментирование, экскурсии, целевые прогулки, спортивные праздники
и развлечения. Мероприятия валеологической направленности органично
вплетаются во все режимные моменты (кормление, умывание, сон и другое)
и деятельность детей.
В образовательной деятельности по валеологии дети знакомятся:
С элементарными знаниями о внешних органах человека.
С основами первой помощи при травмах.
С основами безопасности поведения.
Приобретаются навыки ухода за органами.
Приобретаются
навыки
сохранения
и
укрепления
осанки,
профилактики плоскостопия.
В оздоровительную работу включаются следующие моменты:
1.
Обучение детей таким средствам и методам оздоровления, как
самомассаж лица, ладоней, ушной раковины, стопы; различные виды
гимнастик: утренняя, после сна, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная,
для глаз; закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны,
обширное
умывание,
босохождение;
упражнения
на
расслабление
мышечного напряжения (релаксация).
2.
Формирование навыков саморегуляции поведения (коммуникативные
игры, игры на развитие эмоциональной сферы).
3.
Включение в образовательную деятельность валеологических песен,
релаксационных
музыкальных
фрагментов,
оздоровительных
игр,
просмотров
мультфильмов,
развивающих
программ
валеологической
направленности («Азбука безопасности», «Правила хорошего тона»).
4.
Проведение оценки и контроля уровня соматического здоровья детей.
5.
Пропаганда здорового образа жизни среди педагогов и родителей
посредством консультаций, рекомендаций, выпуска газет, спортивных
мероприятий.
Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую
воспитательно-образовательную
среду,
которая
была
бы
насыщена
атрибутами,
символикой,
терминологией,
знаниями
и
обычаями
валеологического характера. Это приведет к формированию потребности
вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и
здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого
практическими навыками и умениями.
Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения
и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического
характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для
создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во
взрослой жизни.