Автор: Дудник Елена Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ №40"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Современное экологическое образование школьников
Раздел: среднее образование
Современное экологическое образование школьников.
Какова же
роль
экологического
образования
в
современном
контексте
школьного образования?
С
одной
стороны,
возрастает
значимость
экологического
образования
как
направления
духовно-нравственного
развития
личности
учащегося,
становятся
приоритетными
аксиологические
подходы
в
организации
природоохранной
деятельности,
формировании
здорового
и
безопасного
образа
жизни,
возрастает
востребованность в экологической культуре и этике, как никогда актуальны принципы
устойчивого
развития
общества,
основы
учения
о
ноосфере,
теория
и
практика
ресурсосбережения.
С
другой
стороны,
в
современном
образовании
не
выделено
отдельного курса ЭКОЛОГИИ, и разработчики ФГОС ставят перед педагогами задачу
формирования
экологического
компонента
в
рамках
общеобразовательных
учебных
предметов
для
основной
школы
и
выбора
отдельного
курса
экологической
направленности учащимися старшей школы. Но, тем не менее, в материалах ФГОС в
значительной степени отмечается важность экологического образования и воспитания,
имеется
достаточная
научно-методическая
и
нормативно-правовая
база
для
проектирования развивающего характера экологического образования.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо представить в каком направлении шло
развитие
экологического
образования
за
последние
несколько
десятилетий.
Оно
непрерывно расширялось по содержанию, вбирая в себя все новые направления и разделы,
что можно показать даже по эволюции названий учебных курсов:
♦
Охрана природных ресурсов
♦
Использование природных богатств в жизни человека
♦
Охрана природы и Науки об окружающей среде
♦
Экологическая безопасность
♦
Серия
дисциплин:
природопользование,
геоэкология,
экология
человека,
инженерная
экология,
экономика
природопользования,
экологическое
право,
экополитика, экологический аудит и др.
♦
Устойчивое развитие человечества
Гуманитарные компоненты ЭО органично присоединились к естественнонаучным,
гармонично их дополнив.
Экологическое образование претерпело ту же метаморфозу, что и сама экология,
которая постепенно превратилась из скромного раздела биологии в меганауку.
ЭО также стало разветвленным, комплексным и весьма объемным.
Главная цель ЭО - снижение антропогенной нагрузки на биосферу - все в большей
мере оказывается зависимой от мирового сообщества людей.
Однако
перенос
акцента
с
экологических
на
социальные
проблемы
вовсе
не
означает «смены лидера». Экологическое образование должно остаться ведущим в системе
ОУР и вот почему:
♦
Экологическое образование задает правильную тональность гуманизации миро-
вого сообщества - не ради личной выгоды участников этого процесса, а ради
достижения
альтруистических
целей:
сохранения
природного
разнообразия,
красоты, природных ресурсов для будущих поколений.
♦
Охрана природы всегда была базой для воспитания гражданственности.
♦
Экологиче ские
проблемы
показывают
миру
ярчайший
п р и м е р
взаимозависимости людей друг от друга.
Основанное на жестких правилах естественнонаучных знаний и инженерной
практики экологическое образование оставалось конкретным, точным и доказуемым.
Каково же должно быть содержание экологического образования на современном
этапе его развития?
К настоящему времени можно считать, что этап становления содержания всеобщего
экологического образования завершился. Оно должно начинаться с обсуждения вопросов:
1) устойчивости биосферы, 2) характеристики возрастания антропогенного воздействия на
природу.
Продолжаться
ответами
на
вопросы:
3) «на какой период хватит основных
природных ресурсов» и «как снизить негативный эффект столь мощного хозяйственного
воздействия
на
биосферу». Завершаться
подробным
рассмотрением
разработанных
в
последние
два-три
десятилетия
способов
достижения
устойчивого
развития,
которые
требуют специальной подготовки кадров и в то же время должны быть известны каждому
гражданину.
Общегосударственные
ценности
вступают
в
конфликт
с
экологическим
мировоззрением,
так
как
высшей
ценностью
является
сохранение
богатства
и
стабильности биосферы, что шире державных представлений и входит с ними подчас в
противоречие.
Делая
упор
на
развитие
и
саморазвитие
личности,
ФГОСы
дают
возможность
перейти от среднего минимального уровня образования к индивидуальному максимуму.
Основными характеристиками личности в соответствии с требованиями ФГОС являются:
- способность самостоятельно выходить из проблемной ситуации;
- руководствоваться в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями,
воспринимать других людей, как личностей, имеющих право на самовыражение, свободу
выбора;
- способность осуществлять самостоятельную продуктивную деятельность;
- способность к саморазвитию и самоизменению;
- готовность к осознанному выбору;
- личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры,
духовно-нравственным потенциалом.
Для формирования метапредметных результатов в основной и старшей школе предмет
ЭКОЛОГИЯ может стать базой, так как он высоко интегративен по содержанию и изучает
взаимодействия организмов с окружающей средой, что даёт возможность построения
образования на основе системно-деятельностного подхода.
В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и
тесно переплетается с рядом смежных наук, таких, как биология, география, геология,
физика, химия, генетика и др.
Г.А. Ягодин пишет: «Экологическое образование – это не часть образования, а новый
смысл
и
цель
современного
образовательного
процесса
–
уникального
средства
сохранения и развития человечества и продолжения человеческой цивилизации…» [4]. Но
как выстроить общее среднее образование на основе указанных принципов?
Новые Федеральные государственные образовательные стандарты дают большие
возможности
для
реализации
данных
принципов.
Особенностью
ФГОС
является
его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие учащегося через овладение
реальными видами деятельности. Впервые стандарт содержит личностный ориентир —
портрет
выпускника,
где
основным
результатом
образования
является
не
усвоение
определённого объёма знаний, а овладение школьником набором действий, позволяющих
ставить и решать проблемы, важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что
природа
является
источником
жизни
и
красоты,
богатство
нравственно-эстетических
чувств
и
переживаний,
порожденных
общением
с
природой,
ответственность
за
ее
сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей
среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятель-
ности и грамотное ее осуществление.
Однако в настоящее время значительно более важными для каждого человека и
человечества в целом являются два других направления экологии: социальная экология —
наука о взаимоотношениях человеческого общества с окружающей средой и экология
человека
—
наука
о
взаимоотношениях
человека
как
биосоциального
существа
с
окружающей
средой,
наука
о
сохранении
его
физического
и
душевного
здоровья
в
загрязненной окружающей среде, о формировании здорового образа жизни.
Литература.
1.
Дзятковская Е.Н. Системный подход к формированию содержания экологического
образования. – М.: Образование и экология, 2012. – 164 с.
2.
Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.– М.: Изд-во МНЭПУ, 1988. – 288
с.
3.
Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную
онтологию). – СПб. Изд-во С.-Петербургского университета, 2006. – 280 с.
4.
Ягодин
Г.
А.
Проблемы
экологического
образования
/
Г.
А.
Ягодин,
Л.
Т.
Третьякова // Образование в области окружающей среды: сб. докл. III Всесоюз. конф. –
Казань, 1990. – Т. 1. – С. 3-14.