Автор: Аверьянова Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 9 о.в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектный метод как средство формирования у детей навыков безопасного поведения на городских дорогах и улицах"
Раздел: дошкольное образование
Проектный метод как средство формирования у детей
навыков безопасного поведения на городских дорогах и улицах
Аверьянова Валентина Васильевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска
воспитатель
Мероприятия, посвященные теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях
дошкольного
образования.
Данную
необходимость
диктует
сама
жизнь,
и
задача взрослых – сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей
безопасными.
Определяя основное направление и содержание работы по формированию
у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, мы создали
проект "Светофорчик".
Основной
целью
проекта
является
создание
системы
работы
по
профилактике
детского
дорожно-транспортного
травматизма.
Методика
разработана с учетом интегрированного подхода. Проект можно рассматривать
как
дополнение
к
общеразвивающей
комплексной
программе,
так
и
использовать в качестве факультатива. Содержание проекта в той или иной
степени
отражает
материал
программы
"Основы
безопасности
жизнедеятельности".
Всем участникам проекта важно понять, что реализация данной работы
способствует не только формированию основ безопасного поведения на дороге
и улице, но и развитию ребенка как личности (развитию мышления, речи,
эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физических качеств).
Определяя основные направления работы и круг участников проекта, мы
составили модель взаимодействия участников и направлений его деятельности.
Руководитель проекта: определяет круг обязанностей участников проекта,
проводит
консультации
для
педагогов
и
родителей,
пополняет
кабинет
методической литературой, игровыми пособиями, проводит досуги, викторины
и т. п.; выполняет координирующую роль, соотносит задачи и содержание
проекта
с
программой
по
основам
безопасности
жизнедеятельности,
консультирует
воспитателей,
участвует
в
проведении
конкурсов
и
т.
д.
Воспитатель:
главное
действующее
лицо
в
организации
работы,
т.к.
именно он непосредственно работает с дошкольниками: проводит экскурсии,
организует игры, задания, привлекает родителей к участию в проекте; создает
условия
для
развития
творческих
способностей
детей.
Администрация
ДОУ:
оказывает
финансовую
поддержку.
Музыкальный
руководитель:
по
согласованию
с
воспитателем,
руководителем
проекта
подбирает
музыкальный
репертуар,
связанный
с
тематикой проекта, готовит с воспитанниками пластические этюды, праздники.
Педагог
по
изобразительной
деятельности:
помогает
ребятам
придумывать
эмблемы
разных
видов
транспорта,
рисовать
"портреты"
дорожных знаков в разное время года, отражать их настроение, используя
различные материалы, разнообразную технику рисования.
Инструктор по физическому воспитанию: проводит подвижные игры по
данной тематике, устраивает эстафеты, участвует с воспитателем в проведении
экскурсий и спортивных праздников.
Родители:
принимают
участие
в
совместных
занятиях,
праздниках,
исследованиях.
Сотрудники ГИБДД: проводят встречи, беседы, участвуют в проведении
праздников.
Формы и методы работы: определяются в зависимости от возрастных
особенностей детей, их навыков и умений.
Длительность проекта: проект "Светофорчик" рассчитан на один год. Это
обусловлено тем, что дети разных периодов дошкольного возраста должны
иметь возможность проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в
разные сезоны года. В каникулярное время проводятся развлечения разных
видов, экскурсии, целевые прогулки, встречи.
Объекты исследований и наблюдений: в качестве объекта выбраны три
пешеходных перехода, что обусловлено возможностью этой области проезжей
части дороги наглядно демонстрировать роль ПДД в жизни людей, тем самым
способствуя
формированию
у
детей
потребности
в
изучении
и
соблюдении ПДД.
Этапы проекта:
1. подготовительный: определение цели, задач, методов исследования;
предварительная
работа
с
педагогами,
детьми
и
их
родителями;
отбор
оборудования
и
материалов,
составление
перспективных
планов
и
т.д.;
2. информационно-исследовательский: поиск ответов на поставленные
вопросы;
3. обобщающий: обработка результатов исследования и предоставление
их
в
форме
планшетов;
анализ,
формулирование
выводов,
закрепление
полученных
знаний
и,
по
возможности,
составление
рекомендаций;
презентация
опыта
работы
на
методическом
объединении
педагогов
дошкольных учреждений микрорайона.
Содержание этапов
1. Подготовительный этап
Подготовка педагогов детского сада к работе над проектом: совещание
педагогов коллектива, ознакомление с содержанием проекта, его целями и
задачами.
Обсуждение,
распределение
обязанностей,
определение
степени
вовлеченности
в
работу
каждого
участника
проекта.
Установление
сроков,
составление
перспективного
плана
работы
с
педагогами
и
детьми
на
календарный
год,
согласование
плана
проведения
месячника
"Внимание,
дети!". Объявление конкурса среди педагогов на изготовление эмблемы "Знаток
ПДД".
Консультирование
родителей
по
содержанию
проекта.
Подготовка
материалов и оборудования для проведения исследований (альбомы, листы
бумаги,
карандаши,
фломастеры,
восковые
мелки,
иллюстрации,
плакаты,
цветная бумага, конструкторы различных видов, планшеты с изображением
дорожных
ситуаций,
альбомы
"Транспорт",
"Наша
улица",
"Машины-
помощники"
и
т.д.;
наборы
дорожных
знаков,
модели
транспорта,
детские
велосипеды,
настольные
игры,
"Волшебный
ковер",
выполненный
из
линолеума, на поверхности которого изображен перекресток, картотека стихов,
загадок, пословиц, поговорок, произведений художественной литературы.
Подготовительная работа с детьми: начиная с младшей группы согласно
перспективному плану дети придумывают и рисуют символы утра, дня и вечера
на планшетах, т. е. символы того времени суток, когда они будут вести свои
наблюдения
(непосредственно
исследования
проводятся
на
заключительном
этапе проекта, в подготовительной к школе группе). Придумывание рассказа,
сказки о своей улице. Тематическое оформление проекта: обложка, титульный
лист
(название),
страницы
(результаты
наблюдений,
продукты
детского
творчества, фотографии).
2. Исследовательский этап
Детальное
обсуждение
с
родителями
плана
исследовательских
мероприятий;
непосредственно
осуществление
наблюдений
в
районе
пешеходных переходов (изучение влияния природных и сезонных явлений на
состояние проезжей части дороги, тротуаров; определение наиболее опасного
состояния дороги для ее перехода); выражение наблюдений в разных видах
детской деятельности.
Задания для исследований и наблюдений:
–
задание
1(для
родителей
и
детей):
в
районе
пешеходного
перехода
(1)
выяснить (в течение15 минут), кто чаще нарушает ПДД - взрослые или дети;
–
задание
2
(для
родителей
и
детей):
в
районе
пешеходного
перехода
(2)
выяснить
(в
течение
15
минут),
сколько
водителей
нарушило
ПДД;
–
задание
3
(для
родителей
и
детей):
в
районе
пешеходного
перехода
(3)
выяснить, водители какого транспортного средства чаще нарушают
ПДД
-
личного или общественного.
3. Обобщающий этап
Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследовательской
деятельности,
закрепление
знаний
и
поведенческих
навыков
детей
(диагностика; использование викторин, экспресс – опросов; проведение акции
"Взрослые,
мы
обращаемся
к
вам";
организация
праздника
"Посвящение
в
пешеходы";
сочинение
сказки
"Если
бы
я
был
Светофором";
выявление
пожеланий и рекомендаций детей ("поставить такие дорожные знаки, которые
будут плакать или сердиться, если кто-то нарушает ПДД"; "придумать такие
батарейки,
которые
будут
издавать
вой
сирены,
если
люди
неправильно
перейдут улицу"; "больше играть с друзьями в настольные игры по правилам
дорожного движения").
Рекомендации педагогам
–
мотивировать
детей
к
участию
в
исследованиях,
поощрять
проявление
инициативы; предоставлять свободу выбора; относиться серьезно к любым
детским наблюдениям и высказываниям; хвалить, демонстрировать значимость
детской
деятельности;
– работу в рамках проекта вести регулярно, постоянно давая небольшие по
объему задания; привлекать к участию в проекте членов семей воспитанников;
сотрудничать, сотворчествовать с ребенком, развивать фантазию у взрослых и
детей.
В качестве основных результатов реализации проекта можно отметить:
– сформированность у детей необходимых представлений, умений и навыков
безопасного поведения на улицах и дорогах (показатели - отсутствие случаев
дорожно-транспортного травматизма с воспитанниками ДОУ);
– приобретение навыков работы по проектному методу;
–
формирование
близких
и
доверительных
отношений
в
семьях
воспитанников.
Перспектива развития деятельности по формированию у детей навыков
безопасного поведения на дорогах и улицах города:
– организация на базе ДОУ Центра изучения ПДД "Светофорчик";
–
обновление
содержания
уголков
по
ПДД
в
группах,
оборудования
транспортной площадки;
–
творческий
поиск
и
систематическое
использование
максимального
разнообразия форм работы;
– активизация сотрудничества с родителями;
– усиление работы по взаимодействию с отделами ГИБДД;
– выход с предложением к главе города о строительстве Автогородка.
Использованная литература:
1.
ОБЖ
для
младших
дошкольников.
Система
работы.
Н.С.
Голицына.
–
Москва:
Скрипторий
2003,
2010.
–
112
с.