Напоминание

"Проектный метод как средство формирования у детей навыков безопасного поведения на городских дорогах и улицах"


Автор: Аверьянова Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 9 о.в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектный метод как средство формирования у детей навыков безопасного поведения на городских дорогах и улицах"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектный метод как средство формирования у детей

навыков безопасного поведения на городских дорогах и улицах

Аверьянова Валентина Васильевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

воспитатель

Мероприятия, посвященные теме ПДД, всегда актуальны в учреждениях

дошкольного

образования.

Данную

необходимость

диктует

сама

жизнь,

и

задача взрослых – сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей

безопасными.

Определяя основное направление и содержание работы по формированию

у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, мы создали

проект "Светофорчик".

Основной

целью

проекта

является

создание

системы

работы

по

профилактике

детского

дорожно-транспортного

травматизма.

Методика

разработана с учетом интегрированного подхода. Проект можно рассматривать

как

дополнение

к

общеразвивающей

комплексной

программе,

так

и

использовать в качестве факультатива. Содержание проекта в той или иной

степени

отражает

материал

программы

"Основы

безопасности

жизнедеятельности".

Всем участникам проекта важно понять, что реализация данной работы

способствует не только формированию основ безопасного поведения на дороге

и улице, но и развитию ребенка как личности (развитию мышления, речи,

эмоциональной сферы, сенсорных навыков, физических качеств).

Определяя основные направления работы и круг участников проекта, мы

составили модель взаимодействия участников и направлений его деятельности.

Руководитель проекта: определяет круг обязанностей участников проекта,

проводит

консультации

для

педагогов

и

родителей,

пополняет

кабинет

методической литературой, игровыми пособиями, проводит досуги, викторины

и т. п.; выполняет координирующую роль, соотносит задачи и содержание

проекта

с

программой

по

основам

безопасности

жизнедеятельности,

консультирует

воспитателей,

участвует

в

проведении

конкурсов

и

т.

д.

Воспитатель:

главное

действующее

лицо

в

организации

работы,

т.к.

именно он непосредственно работает с дошкольниками: проводит экскурсии,

организует игры, задания, привлекает родителей к участию в проекте; создает

условия

для

развития

творческих

способностей

детей.

Администрация

ДОУ:

оказывает

финансовую

поддержку.

Музыкальный

руководитель:

по

согласованию

с

воспитателем,

руководителем

проекта

подбирает

музыкальный

репертуар,

связанный

с

тематикой проекта, готовит с воспитанниками пластические этюды, праздники.

Педагог

по

изобразительной

деятельности:

помогает

ребятам

придумывать

эмблемы

разных

видов

транспорта,

рисовать

"портреты"

дорожных знаков в разное время года, отражать их настроение, используя

различные материалы, разнообразную технику рисования.

Инструктор по физическому воспитанию: проводит подвижные игры по

данной тематике, устраивает эстафеты, участвует с воспитателем в проведении

экскурсий и спортивных праздников.

Родители:

принимают

участие

в

совместных

занятиях,

праздниках,

исследованиях.

Сотрудники ГИБДД: проводят встречи, беседы, участвуют в проведении

праздников.

Формы и методы работы: определяются в зависимости от возрастных

особенностей детей, их навыков и умений.

Длительность проекта: проект "Светофорчик" рассчитан на один год. Это

обусловлено тем, что дети разных периодов дошкольного возраста должны

иметь возможность проследить изменения в жизни улиц, дорог, транспорта в

разные сезоны года. В каникулярное время проводятся развлечения разных

видов, экскурсии, целевые прогулки, встречи.

Объекты исследований и наблюдений: в качестве объекта выбраны три

пешеходных перехода, что обусловлено возможностью этой области проезжей

части дороги наглядно демонстрировать роль ПДД в жизни людей, тем самым

способствуя

формированию

у

детей

потребности

в

изучении

и

соблюдении ПДД.

Этапы проекта:

1. подготовительный: определение цели, задач, методов исследования;

предварительная

работа

с

педагогами,

детьми

и

их

родителями;

отбор

оборудования

и

материалов,

составление

перспективных

планов

и

т.д.;

2. информационно-исследовательский: поиск ответов на поставленные

вопросы;

3. обобщающий: обработка результатов исследования и предоставление

их

в

форме

планшетов;

анализ,

формулирование

выводов,

закрепление

полученных

знаний

и,

по

возможности,

составление

рекомендаций;

презентация

опыта

работы

на

методическом

объединении

педагогов

дошкольных учреждений микрорайона.

Содержание этапов

1. Подготовительный этап

Подготовка педагогов детского сада к работе над проектом: совещание

педагогов коллектива, ознакомление с содержанием проекта, его целями и

задачами.

Обсуждение,

распределение

обязанностей,

определение

степени

вовлеченности

в

работу

каждого

участника

проекта.

Установление

сроков,

составление

перспективного

плана

работы

с

педагогами

и

детьми

на

календарный

год,

согласование

плана

проведения

месячника

"Внимание,

дети!". Объявление конкурса среди педагогов на изготовление эмблемы "Знаток

ПДД".

Консультирование

родителей

по

содержанию

проекта.

Подготовка

материалов и оборудования для проведения исследований (альбомы, листы

бумаги,

карандаши,

фломастеры,

восковые

мелки,

иллюстрации,

плакаты,

цветная бумага, конструкторы различных видов, планшеты с изображением

дорожных

ситуаций,

альбомы

"Транспорт",

"Наша

улица",

"Машины-

помощники"

и

т.д.;

наборы

дорожных

знаков,

модели

транспорта,

детские

велосипеды,

настольные

игры,

"Волшебный

ковер",

выполненный

из

линолеума, на поверхности которого изображен перекресток, картотека стихов,

загадок, пословиц, поговорок, произведений художественной литературы.

Подготовительная работа с детьми: начиная с младшей группы согласно

перспективному плану дети придумывают и рисуют символы утра, дня и вечера

на планшетах, т. е. символы того времени суток, когда они будут вести свои

наблюдения

(непосредственно

исследования

проводятся

на

заключительном

этапе проекта, в подготовительной к школе группе). Придумывание рассказа,

сказки о своей улице. Тематическое оформление проекта: обложка, титульный

лист

(название),

страницы

(результаты

наблюдений,

продукты

детского

творчества, фотографии).

2. Исследовательский этап

Детальное

обсуждение

с

родителями

плана

исследовательских

мероприятий;

непосредственно

осуществление

наблюдений

в

районе

пешеходных переходов (изучение влияния природных и сезонных явлений на

состояние проезжей части дороги, тротуаров; определение наиболее опасного

состояния дороги для ее перехода); выражение наблюдений в разных видах

детской деятельности.

Задания для исследований и наблюдений:

задание

1(для

родителей

и

детей):

в

районе

пешеходного

перехода

(1)

выяснить (в течение15 минут), кто чаще нарушает ПДД - взрослые или дети;

задание

2

(для

родителей

и

детей):

в

районе

пешеходного

перехода

(2)

выяснить

течение

15

минут),

сколько

водителей

нарушило

ПДД;

задание

3

(для

родителей

и

детей):

в

районе

пешеходного

перехода

(3)

выяснить, водители какого транспортного средства чаще нарушают

ПДД

-

личного или общественного.

3. Обобщающий этап

Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе исследовательской

деятельности,

закрепление

знаний

и

поведенческих

навыков

детей

(диагностика; использование викторин, экспресс – опросов; проведение акции

"Взрослые,

мы

обращаемся

к

вам";

организация

праздника

"Посвящение

в

пешеходы";

сочинение

сказки

"Если

бы

я

был

Светофором";

выявление

пожеланий и рекомендаций детей ("поставить такие дорожные знаки, которые

будут плакать или сердиться, если кто-то нарушает ПДД"; "придумать такие

батарейки,

которые

будут

издавать

вой

сирены,

если

люди

неправильно

перейдут улицу"; "больше играть с друзьями в настольные игры по правилам

дорожного движения").

Рекомендации педагогам

мотивировать

детей

к

участию

в

исследованиях,

поощрять

проявление

инициативы; предоставлять свободу выбора; относиться серьезно к любым

детским наблюдениям и высказываниям; хвалить, демонстрировать значимость

детской

деятельности;

– работу в рамках проекта вести регулярно, постоянно давая небольшие по

объему задания; привлекать к участию в проекте членов семей воспитанников;

сотрудничать, сотворчествовать с ребенком, развивать фантазию у взрослых и

детей.

В качестве основных результатов реализации проекта можно отметить:

– сформированность у детей необходимых представлений, умений и навыков

безопасного поведения на улицах и дорогах (показатели - отсутствие случаев

дорожно-транспортного травматизма с воспитанниками ДОУ);

– приобретение навыков работы по проектному методу;

формирование

близких

и

доверительных

отношений

в

семьях

воспитанников.

Перспектива развития деятельности по формированию у детей навыков

безопасного поведения на дорогах и улицах города:

– организация на базе ДОУ Центра изучения ПДД "Светофорчик";

обновление

содержания

уголков

по

ПДД

в

группах,

оборудования

транспортной площадки;

творческий

поиск

и

систематическое

использование

максимального

разнообразия форм работы;

– активизация сотрудничества с родителями;

– усиление работы по взаимодействию с отделами ГИБДД;

– выход с предложением к главе города о строительстве Автогородка.

Использованная литература:

1.

ОБЖ

для

младших

дошкольников.

Система

работы.

Н.С.

Голицына.

Москва:

Скрипторий

2003,

2010.

112

с.



В раздел образования