Напоминание

Речевое развитие обучающихся младшего дошкольного возраста средствами региональной народной педагогики


Автор: Аверьянова Валентина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 9 о.в." г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Методические рекомендации для воспитателей детей младшего дошкольного возраста
Тема: Речевое развитие обучающихся младшего дошкольного возраста средствами региональной народной педагогики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевое развитие обучающихся младшего дошкольного возраста

средствами региональной народной педагогики

Методические рекомендации для воспитателей детей младшего дошкольного возраста

Подготовила: Аверьянова В.В.,

воспитатель

Муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида» города Магнитогорска

Методические рекомендации для воспитателей детских садов включают в себя описание

средств народной педагогики, их воспитательных возможностей и методических рекомендаций по

использованию этих средств в образовательных организациях Челябинской области в качестве

компонента основной образовательной программы дошкольного образования, формируемого

участниками

образовательных

отношений.

Материал

отражает

познавательные

сведения

о

специфике игрового и речевого фольклора.

В России представлено восемь федеральных округов, каждый из которых является

специфическим многонациональным и поликультурным образованием, один из них – Уральский

федеральный округ. Основными характеристиками данного субъекта Российской Федерации

являются:

– географическое положение (в частности, близость государственной границы) и природные

условия, что позволяет рассматривать Южный Урал как единый этнокультурный регион;

– процессы поликультурного взаимодействия и взаимного влияния территории Оренбургской,

Челябинской областей и Республики Башкортостан;

– единая среда обитания 120 национальностей и 13 этнических групп (русские – 82,3 %,

татары – 5,7 %, башкиры – 4,6 %, украинцы – 2,1 %, казахи – 1,0 %, нагайбаки – 0,3 % и другие

национальности (немцы, белорусы, мордва, чуваши и др.), объединенных в единую социальную

общность близостью культур, историческим прошлым, взаимовлиянием в ходе совместного

этнокультурного развития;

– уникальность этноконтактной зоны на стыке Европы и Азии, что определяет специфику

толерантных межэтнических отношений;

– стремление народов к сохранению и развитию национальной самобытности, возрождению

народных ценностей и передаче этнокультурного опыта жизнедеятельности подрастающему

поколению;

– процесс глобализации, усиливающий ориентацию народов, проживающих в Уральском

федеральном округе, на мировые и национальные ценности культуры;

– миграция в регион населения (казахи, таджики, армяне, китайцы и др.) из стран ближайшего

и дальнего зарубежья, привносящего в исторически сложившуюся среду жизнедеятельности

специфические ценности иных культур.

Обозначенные социокультурные процессы в Уральском Федеральном округе актуализируют

проблему поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, как оптимального периода

жизни человека, приобретения этнокультурного и толерантного опыта жизнедеятельности;

активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур; формирования

целостной картины мира; становления духовно-нравственных основ личности.

Целевые ориентиры образовательной области «Речевое развитие»

- ребенок обладает начальными сведениями о фольклорных произведениях разных жанров

народов Южного Урала (башкирский, татарский, русский);

- ребенок знаком с творчеством писателей и поэтов Южного Урала;

- ребенок способен осознать нравственный смысл и эстетическую ценность фольклорных

произведений;

- ребенок способен к сопереживанию героям фольклорных произведений;

-

ребенок может использовать содержание фольклорных произведений в творческой

деятельности;

- ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам с использованием эмоционально-образной,

объяснительно-выразительной речи; умеет вести диалог по поводу культуры, искусства, истории,

природы родного края; связно и образно рассказывать об увиденном, выражать свое отношение к

нему.

Содержание образовательной деятельности по речевому развитию с детей младшего

дошкольного возраста средствами региональной народной педагогики

Содержание данного направления посредством использования фольклора предполагает

овладение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие

связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого

творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство

с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы.

Фольклор отражает устное народное творчество, национальный менталитет и культурно-

исторические традиции. Идеи народной педагогики находят отражение в разных жанрах фольклора.

К словесному фольклору можно отнести малые фольклорные и большие фольклорные жанровые

формы: потешки, частушки, пословицы, поговорки, дразнилки, прибаутки, небылицы, докучные

сказки, небылицы-перевертыши, сказки, легенды и т.д. Приобщение детей к устному народному

творчеству начинается в раннем возрасте и осуществляется на протяжении всего дошкольного

возраста. Виды фольклорных произведений, с которыми знакомят детей и задачи работы отличаются

на разных возрастных этапах, имеют свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте в воспитании детей преобладают пестушки, заклички,

потешки, прибаутки, колыбельные. Их использование позволяет реализовать идеи «воспитания

оптимистического мироощущения», традиции «доброжелательного, активизирующего отношения к

ребенку как объекту и субъекту совместной жизни», «связи с природой», идеи «самостроительства

личности ребенка», «приоритета семейного воспитания».

В процессе воспитания детей на идеях народной педагогики средствами фольклора решается

комплекс задач нравственного, эмоционального, познавательно-речевого развития:

1.

Приобщать детей к народным традициям.

2.

Воспитывать интерес к народному слову, к образам произведений фольклора.

3.

Развивать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества.

4.

Формировать понимание основного содержания фольклорных произведений.

5.

Формировать

представления

об

отличительных

особенностях

(назначение,

происхождение, форма) разных жанров фольклора.

6.

Формировать умения выделять выразительные средства фольклорных произведений

(сравнения, эпитеты, олицетворения).

7.

Развивать исполнительские умения детей на материале фольклорных произведений.

8.

Развивать творческие способности детей (придумывание, колыбельных, небылиц,

дразнилок).

9.

Воспитывать умения использовать фольклорные произведения в повседневной жизни в

соответствующих ситуациях.

10.

Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

В младшем дошкольном возрасте ведущими задачами являются задачи по развитию

эмоционального отклика на произведения, формированию понимания основного содержания

произведений.

Ознакомление с фольклором осуществляется в повседневной жизни в режимных процессах

(одевание, умывание, укладывание спать); в процессе образовательной деятельности (занятия;

чтение и рассказвание фольклорных произведений, рассматривание картин, дидактические игры на

материале фольклора, продуктивная деятельность); в игровой деятельности (сюжетно-ролевые,

театрализованные, хороводные и подвижные игры).

В ознакомлении с фольклором применяются разнообразные методы и приемы. Особое

значение имеют методы, позволяющие вызвать у детей интерес, эмоциональный отклик на

произведения

фольклора:

выразительное

исполнение,

занимательный

рассказ

педагога

о

происхождении, назначении разных форм фольклора, использование музыкальных произведений и

произведений изобразительного искусства, отражающих фольклорные образы. Важны методы,

позволяющие обеспечить активную позицию ребенка, его соучастие в исполнении произведения

(воспроизведение диалога, выполнение действий и др.), активное сотворчество ребенка, особенно в

исполнении произведений, являющихся проявлением субкультуры детей (считалки, дразнилки).

Многообразие форм фольклора позволяет использовать их воспитательный потенциал в

образовательной деятельности, как с детьми, так и при организации взаимодействия с родителями.

Во второй младшей группе детей знакомят с назначением колыбельных и некоторыми

особенностями содержания и формы (помощники мамушек – кот и гуленьки, ласковые обращения к

детям). Поощряется участие детей в исполнении колыбельных на занятиях и в игровых ситуациях.

Проводятся инсценировки с игрушками по сюжетам литературных произведений («Сказка о глупом

мышонке» С. Маршака); дидактические игры с куклой («Уложим куклу Машу спать»). Сохраняется

значение колыбельных в режимных процессах.

Колыбельные песни или байки – относятся к произведениям, созданным взрослыми для

детей. Назначение колыбельных песен – убаюкать, усыпить ребенка, определяет не только ритмику,

но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы).

Знакомство с колыбельными начинается с раннего возраста. В работе с детьми раннего возраста

педагог широко использует колыбельные песни при укладывании детей спать, а также в игровых

ситуациях.

Исполнение

должно

отвечать

народным

традициям.

Термин

«колыбельная»

произносится, но его запоминание детьми не требуется.

Задачи ознакомления с колыбельными во второй младшей группе:

1.

Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями.

2.

Дать детям некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельных песен

(пели у колыбели, когда укладывали детей спать, поэтому песни называются «колыбельными», они

выражают заботу о детях: будут крепко спать – вырастут сильными и здоровыми).

3.

Познакомить с некоторыми фольклорными образами (Гули-Гуленьки, Сон и Дрема).

4.

Обратить внимание на характер исполнения (нежно, ласково). Мамы любят своих

детей, обращаются к ним с ласковыми именами (Ванюшенька, Андрюшенька).

5.

Способствовать

исполнению

колыбельных

песен

в

самостоятельной

игровой

деятельности.

Особое значение придается пестушкам

и потешкам

в работе с детьми младшего

дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте пестушки используются педагогом при выполнении

соответствующих игровых действий с куклами. Педагог поощряет участие детей в исполнении

пестушек и потешек в повседневной жизни. Проводятся специальные занятия по ознакомлению

детей с потешками.

Пестушки – коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной

речью, необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание,

массаж.

Потешки – сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками.

Прибаутки – небольшие стихотворения в 4-6 строк, своим содержанием напоминающие

маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки

окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные).

Задачи ознакомления с пестушками, потешками, прибаутками во второй младшей

группе:

1.

Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2.

Помочь понять назначение потешек, прибауток, пестушек (помогают ребенку

научиться ходить, умываться, забавляют, развлекают ребенка, исполняются ласково, нежно).

3.

Стимулировать

участие

детей

в

исполнении

потешек,

прибауток

педагогом

(договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям).

4.

Поощрять самостоятельное исполнение пестушек в играх с куклами.

Для ознакомления с потешками необходимо наличие в группах раннего и младшего

возраста игрушек, иллюстраций, отражающих фольклорные образы («коза», «сорока-белобока»,

«петушок»). Возможно использование театра картинок. Педагог рассказывает потешку и

показывает детям картинки, отражающие содержание потешек. Дети среднего и старшего

дошкольного возраста могут исполнять потешки, в играх-инсценировках, рисовать иллюстрации к

потешкам, сами сочинять потешки. В старшем дошкольном возрасте возможно организовать

«театр потешки» – создание детьми игровых миниатюр по содержанию потешек.

В младшем дошкольном возрасте

дети привлекаются к исполнению закличек

и

приговорок, поощряется исполнение приговорок и закличек по инициативе детей.

Заклички – стихотворные обращения к различным явлениям природы (солнцу, ветру,

дождю), небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Приговорки

– обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы-

пожелания. Часто приговорки строятся на звукоподражании. Заклички и приговорки доставляют

детям радость, развлекают их.

Задачи ознакомления с закличками, приговорками во второй младшей группе:

1.

Приобщать к устному народному творчеству.

2.

Поддерживать желание произносить заклички вместе с педагогом.

Заклички и приговорки помогают воспитывать у детей чувство связи с природой. Заклички

генетически восходят к древним обрядам. Многие заклички в настоящее время утратили

магическое значение, но приобрели шуточный характер.

С младшего дошкольного возраста можно начинать знакомство с пословицами.

Пословица – это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение

народного творчества, обобщающее исторический и социальный опыт поколения. Четко

формулируя морально-этические нормы, пословицы представляют собой яркие образцы

практической философии.

Поговорка – это меткое выражение, высказанное по конкретному случаю, оборот речи,

лишь, намекающий на вывод.

В этом возрасте педагог не объясняет детям что такое пословица, а может использовать

доступные детям пословицы и поговорки в соответствующей ситуации. После уборки игрушек:

«Кончил дело – гуляй смело», в подвижной игре: «Маленький да удаленький». При этом термин

«пословица» не обязательно употреблять.

Список рекомендуемой литературы

1.

Аникин, В.П. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре /В.П.Аникин. –

М., 1994.

2.

Башкирское народное творчество. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. – Уфа,

Башк. кн. изд-во, 1997.

3.

Даль, В.И. Пословицы, поговорки, прибаутки русского народа /В.И.Даль. – СПб., 1997.

4.

Детская народная поэзия. Сборник текстов русского детского народного творчества и

методических

рекомендаций

к

ним

помощь

учителю

начальных

классов)

/Авт-сост.

М.Ю.Новицкая. – М., 1999.

5.

Детский поэтический фольклор. Антология /Сост. А.Н. Мартынова. – СПб., 1997.

6.

Материалы и исследования по фольклору Башкирии и Урала. – Уфа, 1974.

7.

Мельников, М.Н. Русский детский фольклор /М.Н.Мельников. – М.: Просвещение,

1987.

8.

Федорова, Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки

для детей дошкольного возраста /Г.П.Федорова. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2000.

9.

Фольклор народов Урала. – Уфа, 1981.

Приложение

Фольклор народов Южного Урала (материалы для использования в образовательной

деятельности по речевому развитию младших дошкольников)

Колыбельные

Ет-то Сон-Дремота

Сон да Дрема,

Навалилась на тебя.

Пойди Ване в голова.

Сон идет по лавочке,

Уж как Сон идет по лавочке,

Дремота по другой,

Дрема по другой.

Сон-от в беленькой рубашечке,

Уж как Сон-то Дрему

Дремота – в голубой.

И расспрашивает:

Бай, баю, бай,

Где мы Ванюшку найдем,

Баю, баюшки.

Там и спать укладем.

Вот Сон Ванечку нашел

Под холщевым положком.

Они Ванечку нашли,

Спать уклали и ушли.

Котик серый, хвостик белый,

Ай, люли, люлиньки,

Приди, котик, ночевать,

Прилетели гуленьки.

Мою Ирочку качать,

Сели гули на кровать,

А уж я тебе, коту,

Стали гули ворковать,

За работу заплачу:

Стал мой Юра засыпать.

Кувшин молока

Да кусок пирога.

Ай, люли, ай, люли,

Ай, бай, бай,

Прилетели журавли.

Ты, собачка, не лай,

Они сели на ворота.

Ты, корова, не мычи,

А ворота скрип, скрип.

Ты, петух, не кричи,

Вы, ворота, не скрипите,

А наш Ваня будет спать,

Нашу Таню не будите.

Станет глазки закрывать.

Спи-ка, усни,

Как у нашего кота

Дитя, Ванюшенька.

Колыбелька золота,

Все ласточки спят,

А у Машеньки –

И касатки спят,

Золота-серебряна.

И куницы спят,

И синицы спят,

Нашему Ванюшеньке

Котик серенький

Спать велят.

Соломку сбирал,

Под головку складал,

Да и Ваню качал.

Баю, баю, зыбаю,

Баю, баю, баиньки,

Отец ушел за рыбою,

Купим Тане валенки,

Мать ушла пеленки мыть,

Наденем на ножки,

Дедушка дрова рубить,

Пустим по дорожке.

А бабушка уху варить,

Будет Танечка ходить,

Тебя, Машенька, кормить.

Будет валенки носить.

Пестушки, потешки, прибаутки

Пестушки

Вода текучая,

Уты, уты полетели,

Дитя растучее.

На головку сели.

С гуся вода –

Сели, сели, посидели.

С тебя худоба.

Да опять полетели.

Вода книзу,

Уты, уты, уты…

А дитя кверху.

Потягунушки, порастунушки,

Тятеньке – сажень,

Поперек толстунушки,

Маменьке - сажень,

А в ножки ходунушки,

Дедушке – сажень,

А в руки хватунушки,

Бабушке – сажень,

А в роток говорок,

Брату – сажень,

А в голову разумок.

Сестрице – сажень,

А Колюшке – большую,

Набольшую.

Ай, лады, лады, лады,

Та, та, та, та, та,

Не боимся мы воды,

Вышла кошка за кота:

Чисто умываемся,

Кот ходит по лавочке,

Друг другу улыбаемся.

Водит кошку за лапочки;

Топы, топы по лавочке,

Цапы, цапы за лапочки.

Дыбки, дыбок,

Скоро Сашеньке годок!

Потешки

Идет коза рогатая

Большаку дрова рубить (большой палец)

За малыми ребятами.

А тебе воды носить (указательный палец)

А кто молоко не пьет,

А тебе печа топить (безымянный)

Того забодет, забодет!

А малышке песни петь (мизинец)

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

Ладушки, ладушки,

Уж я Ванюше пирог испеку,

Где были?

Уж я внученьку румяненький,

У бабушки.

На нем корочка пшеничная,

Чего ели?

А начиночка яичная,

Кашку.

А помазочка медовая,

Чего пили?

Мой внученек бедовенький.

Бражку.

Чего на закуску?

Ваня, Ванечка! Куда ходил?

Хлеба да капустку.

В лесочек!

Чего на заедку?

Что видел?

Красную репку.

Пенечек!

У-у-у-у, полетели,

Под пенечком что?

На головку сели!

Грибок!

Хвать, да в кузовок.

Ладушки, лады,

Сорока, сорока,

Не поливаны сады,

Где была?

Недосуг поливать,

Далеко:

Надо в ладушки играть. В лесу на опушке,

На попрядушке

Кашу варила,

Пальчик-мальчик,

На пары становила,

Где ты был?

Деток кормила,

С этим братцем

Гостей собирала,

В лес ходил.

Всех угощала:

С этим братцем

Одному – ложку,

Щи варил,

Другому – ложечку,

С этим братцем

А третьему - целую поварешечку!

Песни пел.

Прибаутки

Наша доченька в дому,

Журавель долгоногий

Что оладышек в меду,

На мельницу ездил,

Что оладышек в меду,

Диковинку видел:

Сладко яблоко в саду.

Козел муку мелет,

Коза засыпает,

Маленькие козлятки

Кошка в лукошке

В амбарах гуляют,

Рубашечку шьет,

Муку насыпают,

А кот на печи

Сами согребают.

Сухари толчет.

А барашки – круты рожки

У нашей кошки

По улице ходят,

Три сдобные лепешки,

В дудочку играют.

А у нашего кота

А вороны – стары жены

Три погреба молока.

Пошли танцевати,

Ты пирог съел?

А сороки-белобоки

Нет, не я!

Пошли примечати:

А вкусный был?

Ногами: топ-топ,

Очень!

Глазами: хлоп-хлоп.

Сбил, сколотил – вот колесо,

На пеньке я сижу,

Сел, да поехал – ах, хорошо!

Мелки колышки тешу,

Оглянулся назад –

Огород горожу,

Одни спицы лежат!

Капусту сажу,

Да кучерявенькую,

Белую, сладенькую.

Я умница-разумница.

Котик, коток,

Про то знает вся улица:

Кудреватый лобок!

Петух да кошка,

Сидит кот у ворот,

Поп Ерошка,

К себе милую ждет.

Да я немножко.

Кошечка – в окошечке,

Кошурки – в печурке,

А кто у вас большой?

Котятки – в подлавке.

А кто у вас меньшой?

Мы все подрастем,

За мышами пойдем

Один дедушка кот

Будет дома сидеть

Да на печке лежать,

Нас с добром поджидать.

Летит пуля, жужжит

Гуси в гусли,

Я в бок – она за мной.

Утки в дудки,

Я в другой – она за мной.

Вороны в коробы,

Я упал в куст –

Тараканы в барабаны,

Она меня хвать в лоб.

Коза в сером сарафане,

Я цап рукой – ан это жук!

Корова в рогожке, всех дороже.

Заклички, приговорки

Солнышко, солнышко,

Жаворонки, прилетите,

Выгляни в окошечко! Крынку масла принесите,

Там, твои детки Яйцо красно,

Кушают котлетки. Весну красну.

Бабочка, бабочка, сядь на лавочку,

Дам булавочку.

Солнышко, солнышко,

Солнышко – ведрышко!

Выгляни на бревнышко:

Выгляни в окошко:

Дам тебе меду

Посыплю горошку.

Целую колоду.

Бояре-то едут

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.

Божья коровка,

Радуга-дуга,

Слетай на небушко,

Не давай дождя,

Принеси мне хлебушка!

Давай солнышко

Колоколнышко!

Улитка, улитка,

Стрекоза – колечко,

Высунь рога!

Сядь на крылечко!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Мочи, мочи дождь,

Радуга-дуга,

На нашу рожь,

Принеси нам дождя.

На бабушкину пшеницу,

На дедушкин ячмень

Поливай весь день.

Месяц, посвети!

За плетень погляди,

Дождик, дождик, дай воды,

Со мной погуляй,

По колено глубины! Меня утешай.

Дождик, дождик пуще,

Будет в поле гуще!

Ветер-ветерок,

Дунь еще разок –

Бочком-теплячком,

Свежим воздушком.



В раздел образования