Напоминание

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Симфонический оркестр"


Автор: Ваганова Татьяна Васильевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 15
Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Симфонический оркестр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Симфонический оркестр»

Педагог: Музыкальное приветствие.

Давайте с вами повторим ноты, которые уже мы выучили,

Пять линеек нотной строчки мы назвали «нотный стан»

И на нем все ноты-точки разместили по местам.

А теперь так же в стихах вспомним ноты, которые мы уже знаем.(называем

расположение нот и выстраиваем их)

Где живешь ты, нота ДО?

«Здесь, на маленькой скамейке,

На добавочной линейке».

Возле первого окошка мы задержимся немножко

Под окошком на заре поселилась нота РЕ.

Дружит со взрослыми,

Дружит с детьми, славная нота по имени МИ.

Нота фа сидит в окошке нота фыркает немножко,

Фа-фа-фа видим ноту из окна.

Педагог: молодцы, ребята. вы любите путешествовать?

Ответы детей.

Педагог: Предлагаю отправиться в путешествие в город музыкальных

инструментов.

Хотите? До города добраться нелегко. А отправимся мы туда на облаке.

Согласны? Рассаживайтесь поудобнее.

Слайд 2

Мы на облаке летим, («рисуем» руками облако)

На землю с облака глядим. (руки вниз, затем вверх)

Видим горы и леса, - («рисуем» горы, качаем руками – «деревья»)

Это просто чудеса! (хлопаем в ладоши)

В мир волшебный, в мир прекрасный (правая рука вперёд, затем – левая)

В музыкальный мир войдём. (плавные движения рук навстречу друг другу)

Многое мы там узнаем (обе руки вперёд)

И с собою привезём! (руки к груди)

Педагог: Вот мы с вами и прибыли в город музыкальных инструментов –

Симфонический оркестр.

Ребята, скажите, а что такое оркестр?

Ответы детей.

Педагог: Правильно, это группа музыкантов, которой управляет дирижёр.

Оркестры бывают разные. Сегодня я вам расскажу о самом большом оркестре

симфоническом. Название его происходит от слова «симфония», что значит

– красивое, большое произведение.

В городе музыкальных инструментов есть Оркестровая площадь. На ней мы

с вами и находимся. Какие инструменты входят в состав этого оркестра?

Дети: ответы детей

Слайд 4

Здесь проживает семья струнно-смычковых инструментов (показ), здесь –

деревянные духовые (показ), медные духовые (показ) и,

наконец, ударные (показ).

Сегодня мы с вами отправимся в гости в семью струнно-

смычковых инструментов.

Струнно-смычковая группа особая

Я вам открою секрет:

Не могут звучать инструменты как надо,

Если смычка рядом нет!

В состав струнно-смычковой группы входят: скрипка, альт, виолончель и

контрабас.

Показ слайдов 6, 7, 8, 9

Королевой симфонического оркестра называют СКРИПКУ.

Скрипки делали во многих странах мира, но лучшие скрипичные мастера

жили в Италии, они свято хранили секреты своего мастерства. Самый

известный мастер - Антонио Страдивари, который уже в 23 года стал

работать самостоятельно, хотя многие шли к этому порою всю жизнь.

История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено

имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те

времена, когда он жил, - в первой половине XIX в., не верилось, что

обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так

великолепно играть на скрипке.

Скрипки, альты, виолончели появились в XVI-XVII веках. Скрипка - самый

высокий по регистру. Далее, в порядке понижения регистра, следуют альт,

виолончель, контрабас. Звук струнных самый слабый, поэтому их так много в

оркестре. Послушаем, как же звучит скрипа в произведении. А. Вивальди

цикл "Времена года" - "Осень". Какова музыка по настроению? Во время

слушания вы можете показать как играют на скрипке.

Слушание

Педагог: какова музыка по настроению?

Дети: звонкая, радостная, игривая.

Педагог: Деревянно – духовая группа: Какие инструменты входят в состав

этой группы?

Ответы детей

Педагог: сюда входят такие инструменты, как флейта, гобой, кларнет и фагот

Как извлекается звук на этих инструментах?

Дети: дуют в эти инструменты

Педагог: Какой из инструментов самый низкий по звучанию?

Дети: фагот

Звучание, какого инструмента напоминает нам птичьи трели? (флейта)

Давайте послушаем как звучит флейта (Тема птички из сказки Петя и волк)

Слушание

Дети: звонкая, блестящая, сказочная

Педагог: хорошо, следующая группа Медно – духовая группа: Какие

инструменты входят в состав этой группы?

Дети: труба, валторна, туба

Из чего изготавливаются эти инструменты?

Дети: из меди

О чём напоминают звуки этих инструментов?

Дети: о походах, о военных маршах)

Педагог: И последняя ударная группа, самая разнообразная, какие

инструменты этой группы вы знаете?

Дети: барабан, треугольник.

Педагог: давайте послушаем как звучит барабан и покажем как на нем

играют.

На какие две подгруппы делятся инструменты в этой группе? (с

определённой высотой и неопределённой)

3.Проверка знаний учащихся. Игра «Третий лишний».

Педагог: Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них

имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните

своё решение.

Скрипка, контрабас, баян

Гобой, труба, кларнет

Барабан, альт, виолончель

Тромбон, фагот, валторна

Педагог: Молодцы ребята. А теперь мы с вами разучим песню «Веселый

музыкант» послушайте ее, о чем эта песня?

Дети: о музыканте.

Приготовились к пению. Разучивание песни

Исполнение песни

Педагог. Вот и подошёл к концу наше занятие. Мир музыкальных

инструментов весьма широк: и сегодня на уроке мы только знакомились с

инструментами симфонического оркестра. Несколько веков симфонический

оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати

музыкантов, а мог включать и более двухсот.

А кто руководит симфоническим оркестром?

Дети: Дирижёр - великий мастер владения звуком.

Педагог: Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас,

если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале!



В раздел образования