Автор: Кандина Ольга Александровна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ Школа № 146
Населённый пункт: городСамара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: маршрутные листы для ликвидации пробелов по теме "Положительные и отрицательные числа"
Раздел: среднее образование
Тема «Сложение чисел с помощью координатной прямой».
Прочитай текст и выучи правила.
Найдем с помощью координатной прямой сумму чисел – 4 и 3 :
1) отметим точку А (–4) ;
2) отсчитаем вправо 3 единичных отрезка;
3) поставим точку В (–1).
Прибавить к числу а число b — значит изменить число а на b единиц.
Найдем с помощью координатной прямой разность чисел 2 и 4 :
1) отметим точку А (2) ;
2) отсчитаем влево 4 единичных отрезка;
3) поставим точку В (–2).
2 – 4 = 2 + ( – 4 ) = – 2 .
Любое число от прибавления положительного числа увеличивается,
а от прибавления отрицательного (вычитания) числа уменьшается.
Найдем с помощью координатной прямой разность чисел
и 1:
1) отметим точку А (
) ;
2) отсчитаем влево 1 единичный отрезок (4 черточки);
3) поставим точку В (– ).
Сумма двух противоположных чисел равна нулю: а + (–а) = 0 .
3 + (–3) = 0 ; 7 – 7 = 0 .
От прибавления нуля число не изменяется: а + 0 = а .
5 + 0 = 5 ; 9 – 0 = 9 .
Ответь на вопросы:
1.
Что значит прибавить к числу а число b?
2.
К числу а прибавили число b. Как изменится число а, если b положительное;
если b отрицательное; если b=0?
3.
Чему равна сумма противоположных чисел?
Выполни задания:
1.
Выбери рисунок, на котором правильно выполнено действие
5 +(– 7)
а) б)
в)
2.
Найдите сумму чисел с помощью координатной прямой:
3 + 5 =
7 + (-2) =
(-4) + 6 =
(-3) + (-4) =
(-2) + 2 =
4 + 6 =
8 + (-3) =
(-5) + 2 =
(-4) + (-5) =
3 + (-3) =
3 + 6 =
6 + (-4) =
(-3) + 4 =
(-2) + (-3) =
(-4) + 4 =
3.
Проверьте результат:
3 + 5 = 8
7 + (-2) = 5
(-4) + 6 = 2
(-3) + (-4) = -7
(-2) + 2 = 0
4 + 6 = 10
8 + (-3) = 5
(-5) + 2 = -3
(-4) + (-5) = -9
3 + (-3) = 0
3 + 6 = 9
6 + (-4) = 2
(-3) + 4 = 1
(-2) + (-3) = -5
(-4) + 4 = 0
4.
Выполните действия:
(-3,9 + 3,9) + (-9,1) =
0 + (4,8 + (-4,8)) =
Помни!
Сумма двух противоположных чисел равна нулю.
От прибавления нуля число не изменяется.
Проверь себя:
(-3,9 + 3,9) + (-9,1) = (0) + (-9,1) = - 9,1
0 + (4,8 + (-4,8)) = 0 + (0) = 0
Тема «Сложение отрицательных чисел».
Прочитай текст, выучи правила и внимательно рассмотри примеры
(если возникнут вопросы, обратись к учителю).
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1) сложить их модули;
2) поставить перед полученным числом знак " – ".
Например:
– 5,7 + (– 3,3) = – (5,7 + 3,3) = – 9;
.
1. Сделай по образцу:
(-3) + (-4) = - (3 + 4) = - (7) = -7;
(-4) + (-5) = - (4 + 5) = - 9.
а) (-3,3) + (-1,7) =
б) (-2,4) + (-4,6) =
в) (-11,2) + (-2,8) =
г) (-14,1) + (-14,9) =
проверь ответы:
а) -5 б) -7 в) -14 г) -29
2. Выполни № 1045 из учебника
3. Проверь по эталону:
а)-35 + (-9)= - (35 + 9)= - 44
б) – 7 + (-14)= - (7 + 14)= - 21
в) -17 + (-8)= - (17 + 8)= - 25
г) -5 + (-238) = - (5 + 238) = - 243
д) -1,6 + (-4,7)= - (1,6+4,7)= -6,3
е) -5,6 + (-2,4)= - (5,6 + 2,4)= -8
ж) -8,8 + (-4,2) = - (8,8 + 4,2)= -13
з) -1,75 + (-8,25)= - (1,75 + 8,25)= - 10
Тема «Сложение чисел с разными знаками».
Прочитай текст, выучи правила и внимательно рассмотри примеры
(если возникнут вопросы, обратись к учителю).
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо:
1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший;
2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого,
модуль которого больше.
Например:
7 > 4
4 + ( – 7) = – ( 7 – 4 ) = – 3 ;
13 > 7
13 + ( – 7) = + ( 13 – 7 ) = 6 ;
.
1. Сделай по образцу:
(-4) + 6 = + (6 - 4) = + (2) = 2;
2 + (-5) = - (5 – 2) = - 3.
а) 2,7 + (– 5,7 ) =
б) – 1,7 + 6,8 =
в) – 19,2 + 22,8 =
г) 13,1 + (– 27,1) =
проверь ответы:
а) - 3 б) 5,1 в) 3,6 г) -14
2. Выполни № 1066 из учебника
3. Проверь по эталону:
а) 26 + (-6)= + (26 - 6)= 20
б) -70 + 50 = - (70 – 50)= -20
в) -17 + 30 = +(30 – 17)=13
г) 80 + (-120)= - (120 – 80)= - 40
д) -6,3 + 7,8 = +(7,8 – 6,3) = 1,5
е) -9 + 10,2 = +(10,2 – 9) = 1,2
ж) 1 + (-0,39)= +(1-0,39)= 0,61
з) 0,3 + (-1,2)= - (1,2 – 0,3) = - 0,9