Автор: Сенатова Людмила Леонтьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава СП "Детский сад "Создание"
Населённый пункт: Самарская область, Волжский район, пгт Петра Дубрава
Наименование материала: Конспект обобщающей беседы о зиме с детьми старшей группы
Тема: «Прошла зима холодная».
Раздел: дошкольное образование
Конспект обобщающей беседы о зиме с детьми старшей группы
Тема: «Прошла зима холодная».
Возрастная группа: старшая
(образовательная область: познавательное развитие).
Цель: обобщить знания детей по теме «Зима».
I. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Интеграция
образовательных
областей
«Речевое
развитие»,
«Познавательное
развитие»,
«Социально-коммуникативное
развитие»,
«Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
А)
Образовательные
задачи:
конкретизировать
и
углубить
представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы,
состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных;
- учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида,
поведения животных в условиях зимнего сезона.
Б)
Речевая
задача:
развивать
связную
речь,
умение
говорить
правильно, с использованием эпитетов.
В)
Развивающая
задача:
развивать
мыслительную
деятельность,
память.
Г) Воспитательная задача: воспитывать любовь и бережное отношение
к природе, чувство доброты.
II. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
1.Подготовка
воспитателя:
составление
конспекта
обобщающей
беседы.
2.Подготовка детей: беседа по картинкам «Зима», беседа о диких
животных
и
их
жилищах,
беседа
о
перелетных
и
зимующих
птицах,
рассматривание
альбомов
с
иллюстрациями
по
темам,
беседы
во
время
прогулок.
3.
Оборудование
и
материалы:
картинки
с
изображением
зимних
пейзажей (природных и в городе), большой лист плотной бумаги синего
цвета, цветная бумага, ножницы, клей.
Формы и методы организации совместной деятельности
Детская деятельность
Формы и методы организации
детской деятельности
Игровая
Игровое задание
Продуктивная
Коллективная
аппликация
«Зимний
город»
Двигательная
Физкультминутка, подвижная игра
Речевая
Игра
«Придумай
определение
к
слову
Зима»,
ответы
на
вопросы
обобщающей беседы
Познавательно-исследовательская
В процессе беседы по вопросам дети
у детей уточняются представления о
зиме
Логика образовательной деятельности
Части занятия
Деятельность
воспитателя
Деятельность
детей
Ожидаемые
результаты
Вводная часть
Воспитатель
читает
стихотворение
И.
Сурикова:
Б е л ы й
снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Те м н ы й
л е с
ч т о
шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко,
непробудно…
О
каком
времени
года говорит поэт в
этом стихотворении?
Дети слушают
Отвечают на
вопрос.
Активизировать
внимание
детей,
вызвать интерес.
Закрепить
умение
о т в е ч а т ь
н а
вопрос.
Основная часть
Зима владычица трех
месяцев.
Каких?
К а к
и з м е н и л а с ь
п р и р о д а
з и м о й ?
Какая погода?
Дети участвуют
в
б е с е д е ,
от в еч а ют
н а
вопросы.
Конкретизируются
и
у гл у б л я ю т с я
представления
о
зиме:
состоянии
погоды,
типичных
осадках,
явлениях
К а к
з и м у ю т
растения?
П о ч е м у
м ы
н е
встречали
насекомых?
Каких птиц видели?
Что
изменилось
в
жизни птиц зимой, в
их поведении?
К а к
з и м у ю т
домашние
и
дикие
животные?
Как
заботятся
люди
зимой
о
птицах
и
зверях?
Почему?
природы,
состоянии
растений,
особенностях
жизни домашних и
диких животных
Воспитатель
обобщает сведения о
зиме: зимой бывают
самые
короткие
дни
и
самые
длинные
ночи,
солнце
стоит
невысоко
и
греет
мало,
небо
часто
серое, на нем облака,
тучи,
из
которых
идет снег. В сильные
морозы
снег
падает
крупинками,
иголочками.
Когда
теплеет,
снежинки
слипаются в хлопья,
н а
д е р е в ь я х ,
проводах
выступает
иней.
В
ветреную
п о г о д у
б ы в а е т
поземка,
м е т е л и ,
вьюги.
Р е к и ,
о з е р а
покрываются
льдом.
Подо
льдом
живут
рыбы, они уходят на
дно и спят. Деревья и
к у с т а р н и к и
б е з
листьев, только у ели
Дети
слушают.
Уточняются
представления
детей о признаках
зимы,
развивается
слуховое
внимание, память.
и
сосны
остаются
зеленые иголки. Под
с н е г о м
з и м у ю т
с е м е н а
т р а в ,
луковицы,
ко р н и .
Н а с е к о м ы е
н е
летают,
они
спят,
з а п р я т а в ш и с ь
в
т р е щ и н ы
к о р ы
д е р е в ь е в
и
кустарников,
п од
листья,
в
зе м л ю .
М а л о
п т и ц ,
большинство из них
живет
около
жилья
ч е л о в е к а .
Л юд и
подкармливают птиц,
помогают
выжить
в
это
голодное
время
года.
Перелетные
птицы
улетели
в
теплые
края.
По-
разному в лесу живут
звери: зайчик и белка
п о м е н я л и
с в о и
шубки
на
зимние.
Б е л к а
п и т а е т с я
запасами
о р е хо в ,
желудей,
г р и б о в .
Лиса
в
основном
в
это
время
охотится
на мышей. Медведь,
барсук, накопив жир
в своем теле, спят в
берлогах. Ежик тоже
спит.
О
домашних
животных
заботятся
люди:
утепляют
их
зимовье, дают корм.
З и м о й
л ю д и
р а сч и щ а ют
с н е г.
Работают
снегоуборочные
машины
на
улицах.
А
в о т
р е б я т а м
нравится
зима!
Чем
она
вам
нравится?
Дети
перечисляют
зимние
развлечения:
с а н к и ,
л ы ж и ,
снежки,
катание
с
горы,
постройки
из
снега.
Воспитатель:
Д а в а й т е
с
в а м и
придумаем красивые
слова-определения
к
с л о в у
« з и м а »
(волшебница,
кудесница,
красавица).
Дети
выполняют
задание.
Развивается
умение
говорить
п р а в и л ь н о ,
с
использованием
эпитетов
Физкультминутка
«Зима»
Солнце землю греет
слабо,
По
ночам
трещит
мороз,
Во дворе у снежной
Бабы
Побелел
морковный
нос.
В речке стала вдруг
вода
Н е п о д в и ж н а
и
тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится,
Заметает все кругом
Белоснежным
серебром.
Дети
выполняют
д в и ж е н и я
в
соответствии
со словами.
(Руки
вверх
и
вниз.)
(Руки
на
пояс,
н а к л о н ы
в
стороны.)
(Руки
на
пояс,
поворот вокруг
себя.)
(Дети
показывают
нос.)
( П р ы ж к и
н а
месте.)
(Дети
кружатся.)
(Плавные
движения
руками.)
Повышается
умственную
работоспособност
ь
д е т е й ,
с н я т ь
мышечное
напряжение.
Коллективная
аппликация «Зимний
город».
Дети
выполняют
коллективную
аппликацию.
Развивать
эстетическое
восприятие,
образные
представления,
в о о б р а же н и е
и
творчество,
умение
использовать
усвоенные приемы
вырезания.
Заключительная
часть
П од в и ж н а я
и г р а
« Мо р о з
к р а с н ы й
нос»
Дети
играют
в
подвижную
игру.
Развиваются
физические
качества.
Воспитатель
п од в од и т
и т о г и ,
х в а л и т
д е т е й ,
спрашивает, что они
сегодня вспомнили.
Дети
отвечают
на вопросы.
Обобщить
материал.