Автор: Бакенова Земфира Мавлютовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности с педагогами
Тема: "Волшебная капелька"
Раздел: дошкольное образование
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
по опытно-экспериментальной
деятельности «Волшебная капелька»
с педагогами
)
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Алгоритм подготовки НОД
(эксперимента, опыта):
•
Выбор цели, задач работы с детьми
•
Предварительная работа по изучению теории вопроса.
•
Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или
долговременным
•
Выбор объекта исследования
•
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
•
Прогнозирование результата
•
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона,
возраста детей, изучаемой темы
Алгоритм подготовки НОД-
(эксперимента, опыта):
1.
Выбор объекта исследования (вода, воздух, почему медведи спят зимой?)
2.
Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,
рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений,
фактов и пр) по изучению теории вопроса
3.
Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования
(физический –свойства предмета, исследовательский – поиск, реальные-на
реальных событиях)
4.
Выбор цели, задач работы с детьми (знакомство с объектом, уточнение)
5.
Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста
детей, изучаемой темы (время года-некоторые опыты можно провести только
зимой или летом);
6.
Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или
долговременным
7.
Прогнозирование результата
Опыт № 1 «Цветы лотоса»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с
длинными лепестками. При помощи карандаша
закрутите лепестки к центру. А теперь
опустите кувшинки на воду, налитую в таз.
Буквально на ваших глазах лепестки цветов
начнут распускаться...Почему так
происходит?
Это происходит потому, что бумага намокает, становится
постепенно тяжелее и лепестки раскрываются (вода в силу
капиллярности проникает в самые маленькие пустые
пространства между волокнами воды, заполняет их, бумага
набухает, сгибы распрямляются и цветок распускается)
Опыт № 2 «Танцующая виноградинка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в
нее виноградинку. Что тяжелее: вода или виноград? На
виноград тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие
на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так
много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности
пузырьки лопнут, и газ улетит. Что тяжелее газ или вода?
Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь
она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет.? До
каких пор это будет продолжаться?
Так будет продолжаться несколько раз, пока
вода не «выдохнется», то есть пока не
закончиться газ в воде.
Опыт № 3
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их
посредине, согните под прямым углом и
положите на блюдце. Капните несколько
капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте.
Постепенно спички начнут расправляться и
образуют фигуры. Почему?
Причина этого явления, которое называется
капиллярность, в том, что волокна дерева
впитывают влагу. Она ползет все дальше по
капиллярам. Дерево набухает, а его
уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не
могут сильно сгибаться и начинают
расправляться.
Опыт № 4«Радуга в стакане»
В чем же
секрет этого
опыта для
детей?
Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости
была разной.
Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она
«тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.
Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием
сахара,
а соответственно с наименьшей плотностью, окажется
на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Опыт № 4
Накройте стакан с водой (необязательно полный)
листом бумаги, картоном. Затем, придерживая
лист рукой, осторожно переверните стакан.
Теперь уберите руку. Лист останется на месте, и
вода из стакана не выливается. Почему?
Вода не выливается, потому что лист бумаги
удерживает атмосферное давление, которое с
наружи действует с большей силой чем вес
воды в стакане.
Эксперименты с детьми
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!