Напоминание

"Волшебная капелька"


Автор: Бакенова Земфира Мавлютовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Муравленко, ЯНАО
Наименование материала: Семинар-практикум по опытно-экспериментальной деятельности с педагогами
Тема: "Волшебная капелька"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

по опытно-экспериментальной

деятельности «Волшебная капелька»

с педагогами

)

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Алгоритм подготовки НОД

(эксперимента, опыта):

Выбор цели, задач работы с детьми

Предварительная работа по изучению теории вопроса.

Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или

долговременным

Выбор объекта исследования

Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.

Прогнозирование результата

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона,

возраста детей, изучаемой темы

Алгоритм подготовки НОД-

(эксперимента, опыта):

1.

Выбор объекта исследования (вода, воздух, почему медведи спят зимой?)

2.

Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение,

рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений,

фактов и пр) по изучению теории вопроса

3.

Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования

(физический –свойства предмета, исследовательский – поиск, реальные-на

реальных событиях)

4.

Выбор цели, задач работы с детьми (знакомство с объектом, уточнение)

5.

Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста

детей, изучаемой темы (время года-некоторые опыты можно провести только

зимой или летом);

6.

Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или

долговременным

7.

Прогнозирование результата

Опыт № 1 «Цветы лотоса»

Вырежьте из цветной бумаги цветы с

длинными лепестками. При помощи карандаша

закрутите лепестки к центру. А теперь

опустите кувшинки на воду, налитую в таз.

Буквально на ваших глазах лепестки цветов

начнут распускаться...Почему так

происходит?

Это происходит потому, что бумага намокает, становится

постепенно тяжелее и лепестки раскрываются (вода в силу

капиллярности проникает в самые маленькие пустые

пространства между волокнами воды, заполняет их, бумага

набухает, сгибы распрямляются и цветок распускается)

Опыт № 2 «Танцующая виноградинка»

Возьмите стакан со свежей газированной водой и бросьте в

нее виноградинку. Что тяжелее: вода или виноград? На

виноград тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие

на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так

много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности

пузырьки лопнут, и газ улетит. Что тяжелее газ или вода?

Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь

она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет.? До

каких пор это будет продолжаться?

Так будет продолжаться несколько раз, пока

вода не «выдохнется», то есть пока не

закончиться газ в воде.

Опыт № 3

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их

посредине, согните под прямым углом и

положите на блюдце. Капните несколько

капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте.

Постепенно спички начнут расправляться и

образуют фигуры. Почему?

Причина этого явления, которое называется

капиллярность, в том, что волокна дерева

впитывают влагу. Она ползет все дальше по

капиллярам. Дерево набухает, а его

уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не

могут сильно сгибаться и начинают

расправляться.

Опыт № 4«Радуга в стакане»

В чем же

секрет этого

опыта для

детей?

Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости

была разной.

Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она

«тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане.

Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием

сахара,

а соответственно с наименьшей плотностью, окажется

на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Опыт № 4

Накройте стакан с водой (необязательно полный)

листом бумаги, картоном. Затем, придерживая

лист рукой, осторожно переверните стакан.

Теперь уберите руку. Лист останется на месте, и

вода из стакана не выливается. Почему?

Вода не выливается, потому что лист бумаги

удерживает атмосферное давление, которое с

наружи действует с большей силой чем вес

воды в стакане.

Эксперименты с детьми

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



В раздел образования