Автор: Лексина Ксения Евгеньевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: ГБДОУ Детский сад № 62
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Педагогический проект " В гостях у Светофора"
Тема: Педагогический проект " В гостях у Светофора"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад№62
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
физическому развитию Невского района Санкт-Петербурга
193079, Санкт-Петербург, ул. Народная д.7 лит. А, телефон
446-14-63
ПРОЕКТ
«В гостях у светофора»
Разработала: инструктор по физической
культуре Лексина К.Е
Тема: «В гостях у светофора»
Актуальность.
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а
вместе
с
этим
увеличивается
и
количество
дорожно-транспортных
происшествий.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных
происшествий, гибнут в ДТП дети, получают травмы. Именно поэтому
профилактика
дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной
проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми
эффективными методами.
Зачастую
виновниками
дорожно-транспортных
происшествий
являются
сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных
местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако
дети дошкольного возраста -это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот
почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному
поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного
движения.
В
этом
должны
принимать
участие
и
родители,
и
дошкольные
учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные
учреждения. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то
обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе
непрерывного
образования,
в
тесном
сотрудничестве
с
родителями
мы
организовали проектную деятельность по теме: «В гостях у светофора».
Цель проекта.
Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на
дороге, на улице и в транспорте.
Задачи проекта.
1.
Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах
поведения на дороге.
2.
Познакомить
детей
со
значением
дорожных
знаков,
научить
понимать
их
схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3.
Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-
транспортной среде.
4.
Воспитывать
дисциплинированность
и
сознательное
выполнение
правил
дорожного движения, культуру поведения на улице.
5.
Активизировать
работу
по
пропаганде
правил
дорожного
движения
и
безопасного образа жизни среди родителей.
Гипотеза.
Если дети с ранних лет поймут и усвоят правила дорожного движения, они
смогут избежать опасных ситуаций и сохранить свою жизнь.
Тип проекта.
Краткосрочный
Вид проекта.
Познавательный.
Время реализации проекта.
Февраль-май 2020 года.
Участники проекта.
Дети среднего и старшего возраста. воспитатели, родители.
Ожидаемый результат:
Дети 4-5 лет знают:
виды и характеристики транспорта,
правила ПДД,
назначение светофора и цветовых сигналов, знаки дорожного движения,
какие бывают дороги (с односторонним и двусторонним движением),
где можно играть, правила посадки в разные виды транспорта, культуру
поведения в транспорте,
правила поведения на загородных дорогах,
понятия «загородная дорога», «шоссе», «обочина»,
Дети 5-6 лет знают:
виды транспортных средств,
понятия «дорога», «опасная дорога», «безопасная дорога»,
понятия «пассажир», «пешеход», «водитель»,
правила поведения в общественном транспорте,
этикет в общественном транспорте,
назначение светофора и его цветовые сигналы,
знаки дорожного движения (предписывающие, запрещающие,
предупреждающие, информационные, знаки особых предписаний),
функции регулировщика,
назначение светоотражателей,
понятие «опасная ситуация»,
Дети 6-7 лет знают:
основные правила безопасного поведения на дорогах.
Этапы работы над проектом:
1. Организационно-деятельностный.
2. Внедренческий.
3. Итогово-обобщающий.
Организационно-деятельностный этап:
Постановка цели и задач.
Определение методов работы с детьми.
Подбор материала по правилам дорожного движения.
Подбор рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
Подбор мультфильмов о правилах дорожного движения.
Подбор художественной литературы по теме.
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
Создание картотеки дидактических игр.
Создание картотеки подвижных игр по теме.
Оформление
настольного
макета
дороги
с
пешеходным
переходом,
перекрестком и улицами.
Внедренческий этап:
работа с детьми:
Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.
Решение игровых ситуаций.
Образовательная
деятельность,
осуществляемая
в
ходе
режимных
моментов.
Отгадывание загадок по теме.
Чтение художественной литературы по теме.
Рассматривание плакатов по ПДД.
Наблюдение за транспортом.
Беседа.
Работа с родителями.
Анкетирование.
Проведение консультаций.
Оформление папок-передвижек.
Разработка буклетов, информационных листков, памяток.
Беседы за круглым столом.
Индивидуальные беседы с родителями о том, как надо учить детей
вести себя на улице.
Итогово-обобщающий этап:
Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Светофорчика».
Выставка поделок «Зеленый огонек».
Создание отчетной папки по ПДД.
Фотовыставка «Я – пешеход»;
Презентация книги «Стихи о ПДД»;
Конкурс рисунков «Мой друг – светофор».
Соревнование «Веселый Светофорчик».
Веселые старты с родителями «Я и дорога»
Календарный план реализации проекта с указанием сроков.
№
Этап проекта
Мероприятия проекта
Сроки
или
период
1.
1 этап проекта –
«Организационно-
деятельностный»
Анализ имеющейся
материально-технической базы,
поиск условий для реализации
проекта.
Составление календарного
плана.
Постановка цели и задач.
Определение методов работы с
детьми.
Подбор материала по правилам
дорожного движения.
Подбор рисунков, фотографий
о дорожных ситуациях.
Подбор
мультфильмов
о
правилах дорожного движения.
П од б о р
худ о ж е с т в е н н о й
литературы по теме.
Разработка конспектов НОД.
Изготовление
атрибутов
для
сюжетно-ролевых игр.
С о з д а н и е
к а р т о т е к и
дидактических игр.
С о з д а н и е
к а р т о т е к и
подвижных игр по теме.
Оформление настольного
макета дороги с пешеходным
переходом.
Февраль
2.
2 этап проекта –
«Внедренческий»
Обыгрывание
дидактических и подвижных игр
по ПДД.
Решение игровых ситуаций.
Образовательная
деятельность, осуществляемая в
ходе режимных моментов.
Февраль-
май
Отгадывание загадок по
теме.
Чтение художественной
литературы по теме.
Рассматривание плакатов по
ПДД.
Наблюдение за
транспортом.
Беседа.
Работа с родителями.
Анкетирование
Проведение консультаций.
Оформление папок-
передвижек.
Разработка буклетов,
информационных листков,
памяток.
Беседы за круглым столом.
Индивидуальные беседы с
родителями о том, как надо
учить детей вести себя на
улице.
3.
3 этап проекта – «Итогово-
обобщающий»
В и к т о р и н а
« В
го с т я х
у
Светофорчика».
Выставка
поделок
«Зеленый
огонек».
Создание
отчетной
папки
по
ПДД.
Фотовыставка «Я – пешеход»;
Презентация
книги
«Стихи
о
ПДД»;
Конкурс рисунков «Мой друг –
светофор».
Соревнование «Веселый
Светофорчик».
Веселые старты с родителями
«Я и дорога»
Май
Календарный план мероприятий и сроки проведения.
Возрастная группа: 4-5 лет.
Месяц
Познавательные
беседы с детьми
Совместная
деятельность с детьми
Работа с
родителями
Февраль
3 неделя
Знакомство с
транспортом.
П.и «Загрузи автомобиль»
Беседа с
родителями
«Родителям – о
безопасности
дорожного
движения».
4 неделя
Такие разные
транспортные
средства
Игра: «Что мы видим за
окном»
Разработка
памятки «Ваш
ребенок на
улице!»
Март
1 неделя
Знакомство с
правилами
дорожного движения.
Сюжетно-ролевая игра
«Пешеходы». Продуктивная
деятельность (рисование) «Я
вышел на улицу, что я
вижу…».
2 неделя
Участники
дорожного движения.
П.и. «Гуляем по улице»,
продуктивная деятельность
(лепка) «Дорога из
пластилина для девочки
(мальчика)»
Консультация
«Безопасность
детей на дорогах»
3 неделя
«Знакомьтесь-
светофор».
Сюжетно-ролевая игра
«Светофор-регулировщик»
4 неделя
Знакомство со
знаками дорожного
движения.
Сюжетно-ролевая игра
«Пешеходы»,
«Путешественники»,
конструирование «Строим
пешеходный переход»
Совместное
изготовление
книжек-малышек
«Дорожные
знаки»
Апрель
1 неделя
Какие бывают
дороги.
Игра-конструирование
«Улица города».
Продуктивная деятельность
Памятка
«Причины
дорожно-
(аппликация) «Делаем
дорогу»
транспортного
травматизма и
способы его
избежания».
2 неделя
Где можно играть.
Д.и. «Можно-нельзя»
Изготовление
книжки-малышки
«Дорожные
загадки»
3 неделя
Поездка на дачу.
Сюжетная игра-
конструирование «Мы едем
на дачу»
4 неделя
Загородная дорога.
П.и. «Гыськом».
Продуктивная деятельность
(рисование) «Моя дорога на
дачу»
Беседа «Легко ли
научить ребёнка
правильно вести
себя
на дороге?»
Май
3 неделя
Повторение и
закрепление
пройденного
материала
Викторина «Пешеход на
улице».
Изготовление
совместно с
детьми поделок
«Город моей
мечты.»
4 неделя
Повторение и
закрепление
пройденного
материала
Календарный план мероприятий и сроки проведения.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Месяц
Познавательные
беседы с детьми
Совместная
деятельность с детьми
Работа с
родителями
Февраль
3 неделя
Виды транспортных
средств
Д.и.- «Виды транспорта».
Продуктивная деятельность
(рисование) «Я работаю
водителем…»
Беседа с
родителями «Не
страшна тому
дорога, кто
внимателен с
порога!»
4 неделя
Разные дороги
Продуктивная деятельность
(рисование) «Дорога».
Март
1 неделя
Мы –пассажиры
П.и- «Автобус»
Продуктивная деятельность
(аппликация) «Автобус».
Консультация
для родителей
«Легко ли
научить ребёнка
правильно вести
себя на дороге?»
2 неделя
Знакомство с
правилами поведения
в общественном
транспорте.
Сюжетно-ролевая игра
«Пассажир-кондуктор в
автобусе»
3 неделя
Светофор.
Регулировщик.
Сюжетно-ролевая игра
«Переходим улицу по
сигналам светофора», д.и-
«Кто быстрее»
Памятка для
родителей
«Советы по
безопасности на
дороге».
4 неделя
Знаки дорожного
движения.
Д.и.- «Подбери фигуру к
знаку»
Изготовление
совместно с
детьми поделок
«Город моей
мечты.»
Апрель
1 неделя
Сигналы машины.
Темное время суток.
Подвижная сюжетно-ролевая
игра «направо-прямо-налево-
вперед-назад», игра «Ателье»
Консультация
«Безопасность
детей в
автомобиле».
2 неделя
Опасные ситуации.
Сюжетно-ролевая игра с
использованием мобильного
городка «Опасные ситуации и
способы их предотвращения»
3 неделя
Мы переходим улицу
осторожно.
Д.и «Можно или нельзя»,
сюжетно-ролевая игра «Мы
переходим улицу правильно».
Рекомендации
родителям
4 неделя
Сигналы машины.
П.и.- «Автомобили».
Изготовление
книжки-
малышки
«Дорожные
загадки»
Май
3 неделя
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
4 неделя
Повторение и
закрепление
пройденного
материала.
Сюжетно – ролевая игра «В
гостях у Светофорчика».
Календарный план мероприятий и сроки проведения.
Возрастная группа: 6-7 лет.
Месяц
Познавательные
Совместная
Работа с
беседы с детьми
деятельность с детьми
родителями
Февраль
3 неделя
Учимся быть
осторожными
Д.и.- «Что опасно».
Продуктивная деятельность
(рисование) «Опасные
ситуации способы их
разрешения»
Беседа с
родителями «Не
страшна тому
дорога, кто
внимателен с
порога!»
4 неделя
Что такое ДТП
Ролевая игра «Какие
ситуации приводят к ДТП и
как их можно избежать»
Памятка для
родителей
«Правила
поведения в
общественном
транспорте»
Март
1 неделя
Виды транспортных
средств
Д.и- «Найди пару»
Продуктивная деятельность
(рисование) «Я работаю
водителем…».
Консультация
для родителей
«Легко ли
научить ребёнка
правильно вести
себя на дороге?»
2 неделя
Подземный
транспорт
Продуктивная деятельность
(рисование) «Я работаю
машинистом в метро…».
3 неделя
Светофор
Сюжетно-ролевая игра
«Переходим улицу по
сигналам светофора.
Продуктивная деятельность
(лепка)- «Светофор» из
пластилина
Памятка для
родителей
«Советы по
безопасности на
дороге».
4 неделя
Регулировщик
Сюжетно-ролевая игра «Как
ребята улицу переходили»
Изготовление
совместно с
детьми поделок
«Город моей
мечты.»
Апрель
1 неделя
Знаки дорожного
движения
Продуктивная деятельность
(рисование) «Пешеходный
переход».
Консультация
«Безопасность
детей в
автомобиле».
2 неделя
Сигналы машин
Подвижная сюжетно-ролевая
игра «направо-прямо-налево-
вперед-назад»
Консультация
«О правилах
дорожного
движения»
3 неделя
Обязанности
пешеходов
Д.и «Разрешается,
запрещается».
Рекомендации
родителям
4 неделя
Что бывает на дороге
Д.и.- «Заверши историю».
Изготовление
книжки-
малышки
«Дорожные
загадки»
Май
3 неделя
Разные дороги
Продуктивная деятельность
(рисование) «Дорога».
4 неделя
Повторение
пройденного
Сюжетно – ролевая игра «В
гостях у Светофорчика».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сюжетно – ролевая игра «В гостях у Светофорчика».
Ход игры:
Воспитатель:
Ребята,
сегодня
я
предлагаю
вам
отправиться
в
путешествие.
И
для
этого
необходимо
сесть
в
машину
(заранее
подготовлен автобус из стульев). А чтобы она поехала надо произнести
волшебные слова:
Воспитатель и дети:
Машина, машина идет, гудит,
В машине, в машине шофер сидит.
В машине, в машине детей полно,
Поехали дети, глядят в окно.
(звучит заранее подготовленная запись звука работающей машины).
Воспитатель: Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
Воспитатель: город Светофория (читает на вывеске). Почему у этого
города такое интересное и необычное название?
Дети: Много света, там есть светофор, цветные улицы.
Воспитатель:
Это
город,
где
все
люди,
даже
дети
знают
правила
дорожного
движения
и
постоянно
ими
пользуются,
поэтому
в
этом
городе никогда не происходит дорожных происшествий. А почему в
Светофории никогда не бывает дорожных происшествий?
Дети: Они соблюдают правила дорожного движения.
Воспитатель: Какие правила дорожного движения знаете вы?
Дети: …….
Светофор: Здравствуйте, ребята! Куда вы направляетесь?
Дети: В город Светофория.
Светофор: А вы знаете, что просто так туда не войдешь.
Дети: Почему?
Светофор: Посмотрите, на воротах города висят зашифрованные знаки и
их надо отгадать и открыть.
Если у вас получиться, тогда ворота
откроются.
Воспитатель: Давайте ребята попробуем открыть дорожные знаки.
Дети: Да.
Воспитатель: Что надо делать?
Светофор: Надо выполнить задание и при правильно выполнении будут
открываться знаки. Готовы?
Дети: Да.
Светофор: Первое задание. Отгадайте загадки:
Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Он по улице идет
На работу всех везет.
Дети: Автобус.
Светофор: Чтобы я тебя повез,
Не давай ты мне овес.
Напои меня бензином
И проверь мотор и шины.
Вот тогда вздымая пыль,
Нас помчит (автомобиль)
Дети: Автомобиль.
Светофор: По наезженной дороге
Они бегут быстрей, чем ноги.
Дети: Колеса.
Светофор: Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
Крутят ноги вдоль дороги
Два веселых колеса,
У загадки есть ответ
Это мой…
Дети: велосипед.
Светофор: В этом месте, как не странно.
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое?
Дети: Остановка.
Светофор: Не четыре ноги
Надевают сапоги.
Перед тем как надевать
Надо обувь надувать.
Дети: Шины.
Светофор: Кто стоит на переходе?
Почему он нужен тут?
Знаешь, как его зовут?
Дети: Регулировщик.
Светофор: Сами не видят, а другим указывают.
Дети: Дорожные знаки.
Светофор: затихают все моторы!
И внимательней шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!»
Дети: Дети.
Светофор: Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку.
Через дорогу полоски идут,
За собой пешехода ведут.
Дети: Пешеходный переход.
(при правильных ответах детей открываются знаки).
Светофор: Молодцы, ребята, с заданием справились.
Воспитатель: Но у нас еще не все знаки открылись. Ребята, давайте
вспомним правила перехода по светофору.
Красный глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Стоять.
Воспитатель: Желтый глаз глядит на нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Внимание.
Воспитатель: А зеленый глаз для нас.
Что гласит его приказ?
Дети: Можно идти.
Светофор: Следующее задание. Посмотрите перед вами светофор.
Воспитатель: Загорелся этот свет (красный),
Это значит – хода нет.
Светофор сигналит строго:
Не ходите на дорогу!
Если этот свет горит (желтый)
Подождать он нам велит.
А когда горит зеленый
Это значит путь свободный,
Светофор нам говорит:
Переход для вас открыт!
Светофор: А теперь скажите, что означает каждый свет светофора.
Дети: Красный – стоп.
Желтый – жди.
Зеленый – иди.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и поиграем (игра «Светофор»)
Три цвета есть у светофора
Они понятны для шофера
(Светофор показывает цвета)
Красный – дети присели.
Желтый – дети встали,
Зеленый – побежали.
Светофор: Вот вы и отдохнули и готовы к последнему заданию. Ответьте
правильно на вопросы, которые я задам и я открою последние знаки. Как
расположены знаки светофора?
Дети: Красный вверху, желтый посередине, зеленый внизу.
Светофор: Чем транспортный светофор отличается от пешеходного?
Дети: У транспортного тир сигнала, а у пешеходного два – красный и
зеленый.
Светофор: Вижу вы, молодцы, знаете правила дорожного движения. Вы
теперь
являетесь
почетными
гостями
Светофории.
А
мне
пора.
До
свидания!
Воспитатель:
Но,
к
сожалению,
нам
пора
возвращаться.
Запомните
ребята: Правила движения должны все соблюдать без возражения.
Надо: ходить по тротуарам, переходить улицу по пешеходному переходу;
смотреть внимательно на светофор; если оказался в потоке машин, то
стоять нужно спокойно, не метаться.
Нельзя: кататься на велосипеде по проезжей части.
Никогда не торопись!
У дороги осмотрись.
За другими не спеши.
Маму за руку держи.
Нужно правила все знать!
Возле трассы не играть
И животных без присмотра
Викторина «Пешеход на улице».
Цель: организовать развлечение при индивидуальной работе с детьми;
закрепить правила дорожного движения.
Вопросы викторины
1. По какой части улицы должны ходить пешеходы?
2. По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы?
3. Почему надо придерживаться правой стоны?
4. Почему на улице нужно ходить только по тротуару?
5. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?
6. Где нужно ждать троллейбус, автобус?
7. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?
8. Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?
9. Что такое регулируемый перекрёсток?
10. Как надо переходить улицу, если нет регулировщика?
11. Когда можно переходить улицу на регулируемых перекрёстках?
12. Какие сигналы светофора вы знаете? Что обозначает каждый сигнал?
13. Почему нельзя играть на проезжей части дороги?
14. Какие сигналы милиционера-регулировщика вы знаете?
Словесная игра «Что? Где? Откуда?»
Цель: повторить и закрепить правила дорожного движения.
Играют две команды. Ведущий задаёт вопросы. На круге со стрелкой
расположены цифры. На какую укажет стрелка – тот номер вопроса и задаёт
ведущий. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.
Вопросы 1 команде:
1.Какое движение на вашей улице - одностороннее или двустороннее?
2.Где должны ходить переходы? Где должны ездить автомобили?
3.Что такое перекрёсток? Где и как нужно переходить дорогу?
4.Как обозначается пешеходный переход?
5.Как регулируется движение на улице?
6.Какие сигналы светофора вы знаете?
7.Какие дорожные знаки есть на вашей улице? Для чего они нужны?
8.Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
Вопросы 2 команде:
1.Как надо вести себя в автобусе?
2.Как называется палочка, с помощью которой регулируется движение?
3.Покажи положение регулировщика, которое соответствует красному, жёлтому,
зелёному сигналам светофора.
4.Когда надо начинать переход улицы?
5.Как нужно идти по тротуару?
6.Где на проезжей части можно переждать поток машин?
7.Что помогает регулировщику управлять движением?
8.Какие вы знаете правила поведения в транспорте?
Родителям – о безопасности дорожного движения.
Кто из Вас не хочет видеть своего ребенка здоровым и невредимым? И
каждый думает, что уж его-то умный и рассудительный малыш под колесами
автомобиля не окажется точно. Но избежать дорожно-транспортного
происшествия ребенку порой совсем непросто. Травмы, полученные в
результате наезда на ребенка транспортного средства, особенно тяжелы. Дело в
том, что такая травма получается «двойной»: сначала автомобиль, сбивая
человека, опрокидывает его на капот, а затем он падает на проезжую часть. В
результате – два удара! Причем опаснее именно второй удар, ведь дети, падая,
ударяют чаще всего голову (соотношение веса головы к общей массе тела у
ребенка больше, чем у взрослого). Тяжелыми бывают травмы и при ударе об
острые углы грани, а также жесткие конструкции автомобиля. Дорожно-
транспортное происшествие – это трагедия, и в этом случае «личный» опыт
ребенка недопустим и должен быть заменен на опыт, накопленный обществом.
Поэтому так важно обучение детей поведению на улице с учетом их
психологических и физиологических особенностей. Психологи уже давно
установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей
не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на
дороге, часто завышают свои возможности. Иногда просто повторяют то, что
делают в таких случаях взрослые. Взрослые пытаются перебежать улицу. И
перебегают (правда не всегда успешно), в чем им помогает умение прикинуть
расстояние до машины и оценить ситуацию на дороге. Но это взрослые, а дети?
Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы
подвижны и неустойчивы. Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на
одни и те же дорожные ситуации. Специальными исследованиями
установлено, что дети иначе, чем, взрослые переходят через дорогу. Взрослые,
подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся
ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или
уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «переварить»
информацию и дать правильную команду к действию. Кроме того, дети
младшего возраста переносят в реальный мир свои представления из
микромира игрушек. Например, убеждение в том, что реальные транспортные
средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно,
как и игрушечные. Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора
окружающей обстановки: из-за стоящих транспортных средств ему не видно,
что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям.
Ребенок может не услышать звука приближающегося автомобиля или другого
сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него
постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется не на
предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент
интересуют его больше всего, да и скорость восприятия звукового сигнала у
детей гораздо меньше, чем у взрослых. У детей короче шаг и меньше сектор
обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды
вместо 0,8-1 у взрослых). При приближении большого грузовика, даже если он
движется с большой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую
часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины,
приближающейся с большой скоростью. На детей большое внимание
оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют
напрочь забывать об опасности, которой они могут быть подвергнуты. На
поведение детей на дороге влияет даже различие темпераментов. Это отчетливо
проявляется в стиле перехода дороги. Так, например, у ребенка-холерика с
присущей ему «нетерпимостью» при продолжительной, с его точки зрения,
задержке при переходе дороги, а если еще на противоположной стороне стоит
«нужный» автобус или кто-то из знакомых, нередко возникает специфическое
состояние эмоционального дискомфорта, поскольку такая задержка явно
противоречит его психофизической сути. Ребенок стремится прервать такую
задержку даже за счет увеличения риска. Он начинает лавировать между
машинами или перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Ребенок с
меланхолическим типом темперамента, теряющийся в сложных ситуациях,
начинает переход в режиме психического напряжения. А если учесть, что ему
приходится в течение дня неоднократно пересекать проезжую часть, то
постепенно накапливаются чрезмерное психическое напряжение, раздражение,
утомление и, в конечном итоге, возникает чувство страха. Следовательно,
каждый родитель должен хорошо знать особенности темперамента своего
ребенка с тем, чтобы учесть их при обучении навыкам безопасного поведения
на дороге. Чем труднее ситуация для ребенка, тем он медленно и неправильно
принимает решение. Можно ли что-то сделать, чтобы на дороге правильно и
вовремя принять нужное решение и избежать тяжелых последствий? Как в
сложно обстановке на дороге должен поступить водитель, а как пешеход? Увы,
чаще всего люди задумываются над этим только тогда, когда свершился факт
дорожно-транспортного происшествия. И только потом анализируют: «А был
ли выход?». И сами же пострадавшие приводят массу вариантов, при которых
могли бы избежать трагедии. Все мы учим Правила дорожного движения в
«рафинированном», т.е. идеальном виде. Но в жизни, нередко, видим совсем
другое. Оказывается, пешеходы могут перебегать дорогу на красный сигнал
светофора, да и водители этим не гнушаются: могут и на «красный» проехать,
могут и пешехода не пропустить на пешеходном переходе… А сколько
водителей ежедневно задерживается работниками ГИБДД в нетрезвом
состоянии и все чаще в наркотическом! В первую очередь хотелось бы
остановиться на профилактике ДТП с участием пешеходов. Как показывает
анализ, большинство наездов на детей происходит потому, что они не замечают
опасные для себя машины. Малыши довольно часто свои представления из
микромира игрушек переносят в реальную жизнь. К примеру, им иногда
кажется, что настоящая машина способна остановиться также быстро, как и
игрушечная одним движением руки. Поэтому с самого раннего детства малыши
должны знать, что транспортные средства мгновенно остановиться не могут.
Поведение пешехода должно быть предсказуемым, только тогда у водителя
будет возможность принять правильное решение. Сейчас очень сложно
говорить об обучении детей правилам дорожного движения. В современном
транспортном мире мы вынуждены учить детей безопасному поведению на
дорогах, а несколько другое понятие. Учить детей тем правилам, которые
изложены в брошюре «ПДД» опасно. Почему? Да только потому, что водители
часто их нарушают и об этом мы должны предупреждать детей. Говоря о том,
что переходить дорогу нужно по пешеходному переходу, нам жизненно
необходимо сформировать предупредительный стереотип поведения. Это
только в ПДД сказано, что водители ТС обязаны пропустить пешеходов,
переходящих проезжую часть по пешеходному переходу. На самом деле не все
водители законопослушные и думающие. Довольно большая армия
автомобилистов поддаст газку перед пешеходным переходом, чтобы быть
быстрее пешехода, опередить его на пешеходном переходе.
Итак, необходимо учесть, что основной способ формирования у детей навыков
поведения – наблюдение, подражание поведению взрослых и, прежде всего,
родителей. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают
детей неправильному и опасному поведению. Большинство ДТП с детьми
происходят в одинаковых повторяющихся ситуациях. Дети то и дело попадают в
дорожные ловушки, потому что просто не умеют их разгадывать. Между тем
научиться безопасному поведению вполне можно. Надеяться на то, что всему
научит школа нельзя. Потому что и там методика обучения детей ПДД
несовершенна. И ждать, когда ребенок пойдет в школу тоже нецелесообразно.
Участниками дорожного движения дети дошкольного возраста являются уже
сейчас. Следовательно, сейчас и нужно начинать процесс обучения тем, кто еще
этого не делал либо успевать корректировать свое поведение и поведение
собственных детей. Воспитали в детском саду сделают все возможное, чтобы
дать детям знания, но без вашей помощи ребенок вряд ли ими овладеет в
полном объеме.
Консультация для родителей «Ваш ребёнок на улице».
Закрепить у детей правила дорожного движения поможет совместная работа
детского сада и семьи. Единые требование обеспечивают у детей образование
прочных навыков поведения на улице. По обучению детей правилам дорожного
движения важен пример взрослых. Любое незначительное нарушение,
допущенное взрослыми, является плохим примером для ребёнка. Родители
должны уделять большое внимание соблюдению детьми правил поведения на
улице. Переходя дорогу с ребёнком, взрослые должны обязательно держать его
за руку. Надо объяснить детям, что нельзя ходить одним на проезжую часть
улицы, учить правильно, реагировать на сигналы светофора, идти спокойно, не
торопясь. Родители могут уточнить с детьми название улиц, по которым они
идут, назначение встречающихся дорожных знаков, вспомнить правила
движения по тротуару и перехода через дорогу.
Для закрепления программного материала детям дают задание на дом, которые
они выполняют под руководством взрослых. Родители должны знать, что
необходимо воспитывать у детей самостоятельность при передвижении на
улице.
Наблюдая за родителями, дети учатся с личного примера правильно переходить
улицу.
Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.
Родители должны знать:
• Ребёнок учиться законам дороги, прежде всего, на примере взрослых.
• Наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребёнка с
родителями проезжей части улицы.
• Большое число происшествий происходит по вине родителей. Когда дети,
вырвавшись из их рук, оказываются перед близко идущим транспортом.
• При переходе дороги с ребёнком следует крепко держать его. Обучение детей
ПДД не должно сводиться лишь к призывам соблюдать их, но и должно быть
наглядным.
• Хорошим средством обучения правила дорожного движения являются игры.
• Для предупреждения несчастных случаев немаловажен строгий контроль со
стороны взрослых за детьми.
• Родителям следует познакомить ребёнка с правилами безопасного поведения с
велосипедом на улице.
Консультация для родителей «Безопасность детей на дорогах»
Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах
нашей
страны
быстро
возрастают
и
будут
прогрессировать
в
дальнейшем.
Поэтому
обеспечение
безопасности
движения
становится
всё
более
государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет
заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов
–
детей,
которых
уже
сейчас
за
воротами
дома
подстерегают
серьёзные
трудности и опасности и жить которым придётся при несравненно большей
интенсивности автомобильного движения.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами
дети.
Приводит
к
этому
незнание
элементарных
основ
правил
дорожного
движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей
части. Предоставленные самим себе дети, особенно младшего возраста, мало
считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они
не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины
и
её
скорость
и
переоценивают
собственные
возможности,
считают
себя
быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалось способность предвидеть
возможность
возникновения
опасности
в
быстро
меняющейся
дорожной
обстановке.
Поэтому
они
безмятежно
выбегают
на
дорогу
перед
остановившейся
машиной
и
внезапно
появляются
на
пути
у
другой.
Они
считают
вполне
естественным
выехать
на
проезжую
часть
на
детском
велосипеде или затеять здесь весёлую игру.
К сожалению многим родителям свойственно заблуждение, что ребёнка надо
учить безопасному поведению на улицах ближе к тому времени, когда он
пойдёт в детский сад или школу. Но так думать опасно! Ведь у детей целый
комплекс привычек (незаметно для него и для нас) складывается с самого
раннего детства. В том числе и манера поведения. Поэтому перед педагогами
дошкольного учреждения стоит задача- донести информацию не только до
детей, но и их родителей таким образом, чтобы у них выработалась жизненно
важная привычка соблюдать правила дорожного движения и научить поступать
так же своих детей. Решить эту задачу не просто, но необходимо.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и
обучения ребёнка с самого раннего возраста.
Работа по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма будет
наиболее эффектной, если её вести в трёх направлениях: работа с детьми,
педагогами, родителями.
Беседа с родителями «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на
дороге?»
На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными
требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного
чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим
перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как
делают?
Когда же ребёнок попадает в дорожное происшествие, то виноваты все:
водитель, детский сад, школа, Госавтоинспекция. Почему не научили, не
показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим
примером должны научить и уберечь.
Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваш ребёнок владел
навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к
пустой и бесполезной фразе: "Будь осторожен на дороге". она не объясняет
ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать
опасность? Лучше используйте движение в детский сад и обратно для
отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок твёрдо должен знать, что дорогу можно переходить только в
установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в
данном случае никто не может гарантировать его безопасность. Поэтому,
прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см –
1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево
и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет
транспорта представляющего опасность, можно выйти на проезжую часть.
переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не
бегом.
Большую опасность для детей представляют не регулируемые пешеходные
переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих
сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.
На регулируемом пешеходном переходе объясните ребёнку, что красный и
жёлтый сигнал светофора – запрещающие. Особенно опасно выходить на
дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд
перекрёстка и при этом увеличивают скорость. Зелёный сигнал - разрешающий,
но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому прежде чем выйти
на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться, что все машины
остановились, опасности нет.
Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса
или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните
ребёнку, что в данном случае опасно обходить транспортное средство как
впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно.
Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор
(заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом - кустарники, деревья).
Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.
Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно
пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание
малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее
оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте
возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со
стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Памятка для родителей
1. Причины детского дорожно-транспортного травматизма.
Неумение наблюдать.
Невнимательность.
Недостаточный надзор взрослых за поведением детей.
2. Рекомендации по обучению детей ПДД.
При выходе из дома.
Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка,
нет ли приближающего транспорта. Если у подъезда стоят транспортные
средства или растут деревья, приостановите и оглянитесь – нет ли опасности.
При движении по тротуару.
1. Придерживайтесь правой стороны.
2. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
3. Если тротуар находится рядом с дорогой, крепко держите ребёнка за руку.
4. Приучите ребёнка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом
машин со двора.
5. Разъясните детям, что бросать стекло, камни на дорогу нельзя. Это может
привести к неприятностям.
6. Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки возите по
тротуару.
При переходе проезжей части.
1. Остановитесь, осмотрите проезжую часть.
2. Развивайте у ребёнка наблюдательность.
3. Подчёркивайте свои движения: остановка для осмотра дороги, поворот
головы для осмотра дороги, остановка для пропуска автомобилей.
4. Учите ребенка всматриваться в даль, различать приближающиеся машины.
5. Не стойте с ребёнком на краю тротуара.
6. Обратите внимание ребёнка на транспортное средство, готовящееся к
повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у машин.
7. Покажите, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно
движется по инерции.
8. Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрёстках.
9. Идите только на зелёный сигнал, даже если нет машин.
10. Выйдя на проезжую часть , прекратите разговоры.
11. Не спешите и не бегите, переходите дорогу размеренно.
12. Не переходите дорогу под углом, объясните ребёнку, что так хуже видно
дорогу.
13. Не выходите на проезжую часть с ребёнком из-за транспорта или из-за
кустов, не осмотрев предварительно улицу.
14. Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне Вы увидели друзей,
нужный автобус, ребёнок должен знать, что это опасно.
15. При переходе по нерегулируемому перекрестку учите ребенка внимательно
следить за началом движения транспорту.
16. Объясните ребёнку, что даже на дорогах, где мало машин, переходить
дорогу надо осторожна, тук как машина может выехать со двора, из переулка.
При посадке и высадке из транспорта.
- Выходите первым, впереди ребёнка, иначе ребёнок может упасть, выбежать на
проезжую часть.
- Подходите для посадки к двери только после полной остановки транспорте.
- Не садитесь в транспорт в последний момент.
- Приручите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место
(плохой обзор дороги, пассажиры могут вытолкнуть ребёнка на дорогу).
- Ожидая транспорт, стойте только на посадочных площадках ,на тротуаре или
на обочине.
Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах.
1. Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите
улицу в обоих направлениях.
2. Навык спокойного, уверенного поведения на улице: уходя из дома, выходите
заблаговременно, чтобы иметь запас времени, не торопиться и не бежать.
3. Навык переключился на самоконтроль: умение следить за своим поведением
формируется ежедневно под руководством родителей.
4. Навык предвидения опасности: ребёнок должен видеть своими глазами, что
за разными предметами на улице часто скрывается опасность.
Советы родителям.
Папа! Папа! Не забудь,
Меня к креслу пристегнуть!
Как часто приходится наблюдать такую картину: утром, мамы и папы завозят
своих драгоценных детишек в детский сад. Малыш гордо базируется на
переднем сидении автомобиля, рядом со счастливым отцом, и никто из них не
пристегнут ремнем безопасности! Мамы в этом вопросе более «ответственны»,
они не забывают пристегнуть себя ремнем безопасности, а малыша пристроят
на задние сидение. Ребенок предоставлен в дороге самому себе. В лучшем
случае рядом с ребенком на заднем сидении сидит взрослый человек.
Родители, жизнь детей вам не дорога? Покупая машину, автолюбители все чаще
уделяют вопросу безопасности большое внимание: тормозная система, ремни
безопасности, воздушные подушки и т.д. При аварийной ситуации у взрослых
есть шанс остаться в живых. А дети, при столкновении, летят, как «пробки из
бутылки». Помните, что удар длится десятую долю секунды, перегрузки при
аварии увеличивают вес тела в десятки раз. Даже если ребенка держит на руках
взрослый, его руки не смогут развить усилие в сотни килограммов. А если
взрослый при столкновении еще и не пристегнут, то колоссальные перегрузки
швырнут вперед и его. И он просто расплющит собой ребенка...
Гарантия безопасности наших детей только одна — специальное
автокресло.
К сожалению, отечественные производители не выпускают детские автокресла.
А импортные сиденья недешевы. Как правильно ставить детское кресло в
автомобиле? Это зависит от возраста ребенка. Малыши до одного года
обязательно должны ехать, полулежа и против хода! Разворачивать детское
кресло по ходу движения можно, когда ребенок вырастет настолько, что его
ножки станут упираться в спинку автомобильного сиденья. Как правило, это
происходит к двум годам.
Внимание! При эксплуатации детского автокресла строго следуйте
инструкции! Проконсультируйтесь по интересующим вас вопросам с
продавцами магазина, ведь на кону жизнь ребенка!
Самое безопасное место в машине – за спиной водителя. Специалисты
советуют: перевозить маленького пассажира именно там, а если взрослый
держит ребенка на руках, то рекомендуют сесть боком на сиденье, спиной к
дверце. Ребенка держите на коленях ножками вперед.
Помните, что пункт 22.8 Правил дорожного движения гласит, что запрещается
перевозить детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла, и на переднем
сиденье легкового автомобиля при отсутствии специального удерживающего
устройства.
Позаботьтесь о безопасности маленьких пассажиров!
Удачи на дорогах!
«Не страшна тому дорога, кто внимателен с порога!»
Уважение
к
Правилам
дорожного
движения,
привычку
неукоснительно
их
соблюдать должны прививать своим детям родители. Достаточно хотя бы раз в
неделю в течение 10-15 минут со своим ребенком провести беседу-игру по
Правилам
дорожного
движения,
чтобы
он
другими
глазами
посмотрел
на
ситуацию.
Такой
ребенок
в
дальнейшем
самостоятельно
сумеет
ориентироваться в сложной обстановке на загруженных городских улицах.
Ребенок младшего возраста не представляет автомобиль в качестве опасности,
которая может принести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у
него
связаны
приятные
впечатления.
Ничто
так
не
влечёт
малыша,
как
автомобиль
будь
то
игрушечный
или
настоящий.
Ребенка
нужно
научить
выполнять
все
требования
безопасности
дорожного
движения
необходимо
внушить, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных
средств, а не для игр. Нужно научить детей ещё до того, как они пойдут в
школу, умению ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные
ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед
переходом
быть
достаточно
терпеливым
и
всегда
оглядеться
по
сторонам,
прежде чем сойти с тротуара.
Терпение и настойчивость, которыми нам
необходимо запастись хотя бы ради спасения жизни и здоровья собственных
детей.
Избежать этих опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и
обучения ребёнка.
Бывает зачастую, что именно родители подают плохой пример своим детям:
переходят проезжую часть дороги в местах, где это запрещено, сажают детей,
не достигших 12 лет, на передние сиденья своих автомобилей. Все это ведет к
росту детского дорожно-транспортного травматизма.
Еще одна распространенная ошибка родителей – действия по принципу «со
мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как
перебежать
на
красный,
будьте
уверены,
оставшись
один,
он
попытается
повторить этот трюк.
Основные правила, которые должен знать ребенок:
1.
Основные термины и понятия правил;
2.
Обязанности пешеходов;
3.
Обязанности пассажиров;
4.
Регулирование дорожного движения;
5.
Сигналы светофора и регулировщика;
6.
Предупредительные сигналы;
7.
Движение через железнодорожные пути;
8.
Движение в жилых зонах и перевозка людей;
9.
Особенности движения на велосипеде.
Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других
взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Формирование родителями у детей навыков поведения на улицах:
1.
Подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.
2.
Уходя из дома, не опаздывайте, выходите заблаговременно, чтобы при
спокойной ходьбе с ребенком иметь запас времени.
3.
Показывайте пример умения ежедневно следить за своим поведением для
формирования его у вашего чада.
4.
Ребенок
должен
научиться
видеть
своими
глазами,
что
за
разными
предметами на улице часто скрывается опасность.
Если ребенок достаточно хорошо разбирается в Правилах дорожного движения,
родители могут быть спокойны за него.
Консультация для родителей «Легко ли научить ребёнка правильно вести
себя на дороге?»
На
первый
взгляд
легко.
Надо
только
познакомить
его
с
основными
требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного
чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим
перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как
делают?
Когда
же
ребёнок
попадает
в
дорожное
происшествие,
то
виноваты
все:
водитель,
детский
сад,
школа,
Госавтоинспекция.
Почему
не
научили,
не
показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим
примером должны научить и уберечь.
Если
вы
действительно
заинтересованы
в
том,
чтобы
ваш
ребёнок
владел
навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к
пустой и бесполезной фразе: «Будь осторожен на дороге». она не объясняет
ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать
опасность?
дальше
используйте
движение
в
детский
сад
и
обратно
для
отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок
твёрдо
должен
знать,
что
дорогу
можно
переходить
только
в
установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в
данном
случае
никто
не
может
гарантировать
его
безопасность.
Поэтому,
прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см –
1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево
и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет
транспорта
представляющего
опасность,
можно
выйти
на
проезжую
часть.
переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не
бегом.
Большую
опасность
для
детей
представляют
не
регулируемые
пешеходные
переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих
сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.
На
регулируемом
пешеходном
переходе
объясните
ребёнку,
что
красный
и
жёлтый
сигнал
светофора
–
запрещающие.
Особенно
опасно
выходить
на
дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд
перекрёстка
и
при
этом
увеличивают
скорость.
Зелёный
сигнал
—
разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому
прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться,
что все машины остановились, опасности нет.
Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса
или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните
ребёнку,
что
в
данном
случае
опасно
обходить
транспортное
средство
как
впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно.
Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор
(заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом — кустарники, деревья).
Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно. Если ваш
ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно пройдите с ним
маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание малыша не все
опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее оговорите, что в
сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте возможность
ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со стороны.
Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Памятка для родителей «Советы по безопасности на дороге».
Несколько советов по безопасности на дороге для Ваших детей:
1.
В городе дети должны ходить только по тротуару, а не по проезжей части.
Если
тротуара
нет,
то
идти
необходимо
по
левой
стороне
улицы,
то
есть
навстречу движению.
2.
Улицу нужно переходить по пешеходному переходу («зебре»). Сначала
остановитесь на краю тротуара и понаблюдайте за движением. Если дорога
регулируется
светофором,
нужно
дождаться
зеленого
света
для
пешеходов,
затем убедиться, что все машины остановились и только потом переходить
улицу.
3.
Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое
отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребенка из-за
его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за
стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не
заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдет автобус и
только потом начать переход.
4.
Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги,
даже если другие пешеходы мешают пройти.
5.
Прежде чем ребенок пойдет кататься на велосипеде или на роликах,
убедитесь, что на нем надеты средства защиты и к его одежде прикреплены
кусочки светоотражающего материала, если на улице темно.
6.
Научите
ребенка
отличать
звуки,
извещающие
об
опасности
от
обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.
Несколько советов по безопасности на дороге для Вас:
1.
Даже
если
вы
едете
по
знакомой
дороге
на
небольшое
расстояние,
убедитесь,
что
все
пассажиры
в
машине,
на
переднем
и
заднем
сиденье
пристегнуты ремнями безопасности.
2.
Ребенок
до
12
лет
должен
находиться
в
автомобиле
в
специальном
детском сиденье, отрегулированном в соответствии с его ростом и комплекцией.
3.
Помните,
что
скоростной
режим
на
дороге
зависит
не
только
от
ограничения скорости, но и от плотности потока автомобилей. Всегда держите
дистанцию с транспортным средством впереди, чтобы избежать столкновения
при экстренном торможении.
4.
Вам необходимо выбрать — либо пить, либо вести машину. Каждое пятое
происшествие
на
дорогах
России
связано
с
управлением
транспортным
средством в состоянии опьянения.
5.
Проверьте состояние вашей машины перед дорогой. Спущенные шины
могут явиться причиной аварий на дороге.
Важно!
Не пренебрегайте этим советами. Следование им могло бы спасать более 3.000
жизней ежегодно!
Уважаемые мамы и папы!
Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах —
соблюдать правила дорожного движения!
Может
возникнуть
вопрос:
зачем
объяснять
ребенку
правила
дорожного
движения!
Эта
статья
посвящена
очень
важной
проблеме
-воспитание
детей
навыков
безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем
объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы,
если малыши переходят дорогу только держась за руку взрослого? Быть может,
не
стоит
забивать
им
голову
этими
правилами,
пока
они
ещё
не
ходят
самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Но мы
всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения- это
длительный процесс. Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а
завтра,
он
станет
самостоятельным
пешеходом
и
пассажиром
городского
транспорта.
Но
мы
всегда
должны
помнить
о
том,
что
формирование
сознательного поведения-это длительный процесс. Это сегодня ребёнок всюду
ходит за ручку с мамой, а завтра он стает самостоятельным пешеходом и
пассажиром городского транспорта.
Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на
улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того
чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с
детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических
знаний, они должны применять их на практике.
В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на
данную тему. Но этого мало — практическое применение этих знаний целиком
ложится на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям — это
условия безопасности наших детей!
Рекомендации родителям
Уважаемые родители!
Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания
для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг
на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам
дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен
знать: на дорогу выходить нельзя.
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на
дороге, дворе, улице; объясните, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома
игровые ситуации.
Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.
Ваш ребенок должен знать:
•
на дорогу выходить нельзя;
•
дорогу
можно
переходить
только
со
взрослыми,
держась
за
руку
взрослого;
•
переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
•
пешеходы — это люди, которые идут по улице;
•
для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы
пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет —
движенья нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит:» Проходи путь
открыт»;
•
машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт. Машинами
управляют водители. Для транспорта предназначено шоссе (дорога). Когда мы
едем в транспорте, нас называют пассажирами. Во время езды в транспорте
нельзя высовываться из окна.
Консультация для родителей
Безопасность детей в автомобиле.
Практически
ежедневно
в
дорожно-транспортных
происшествиях
гибнут
и
получают увечья дети. В подавляющем большинстве случаев эти трагедии на
совести взрослых, причем зачастую самых близких людей — родителей.
Дети и подростки — самые уязвимые участники дорожного движения. Ребенок
в салоне автомобиля целиком и полностью зависит от человека, сидящего за
рулем.
Именно
халатность
родителей,
близких
людей,
пренебрегающих
элементарными мерами безопасности не только для себя, но и для ребенка,
становятся виновниками подобных трагедий.
С начала этого года на улицах и дорогах нашей страны произошло 15 548 ДТП с
участием несовершеннолетних, в результате которых 696 детей погибли и 16
240 были ранены. Более половины из них — дети-пассажиры. И в той или иной
степени
причиной
этих
трагедий
стала
преступная
небрежность
взрослых,
которые превысили скорость, переоценили свои силы и возможности, наконец,
просто не позаботились о безопасности своего ребенка.
Для маленьких пассажиров основным и самым эффективным средством защиты
является детское удерживающее устройство — так называемое автокресло,
сконструированное
с
учетом
всех
особенностей
детского
организма,
индивидуально подобранное к росту и весу ребенка и, наконец, правильно
установленное в машине. Правила дорожного движения Российской Федерации
обязывают водителей использовать специальные удерживающие устройства при
перевозке в салоне автомобиля детей в возрасте до 12 лет — даже в поездках на
самые незначительные расстояния.
И это — не прихоть законодателей, а жизненно необходимое условие. Многие
ошибочно полагают, что смогут удержать ребенка на руках. Это не так. При
столкновении, резком торможении или ударе со скоростью в 50 км/час вес
пассажира возрастает примерно в 30 раз. Так, если вес ребенка 10 кг, то в
момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара
о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно. Именно
поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной.
По этой же причине нельзя пристегиваться и одним ремнем с ребенком — при
столкновении вы просто раздавите его своим весом.
Помимо общей безответственности, одной из основных причин, по которой
родители-водители
отказываются
от
детских
кресел,
является
якобы
их
дороговизна. Но сегодня ценовой диапазон детских кресел достаточно широк, и
при желании все-таки можно подобрать приемлемый вариант. А, например, в
Республике
Татарстан
и
вовсе
действует
специальная
программа:
детское
кресло можно взять напрокат за, прямо скажем, символические деньги.
Да, такие условия есть не в каждом регионе России, но, при желании, выход
можно найти всегда. Например, взять подержанное кресло у знакомых — тех, у
кого дети уже подросли и перешли в другую «весовую категорию». Правда, в
этом
случае
есть
одно
принципиальное
условие:
если
вы
решили
брать
автокресло б/у, необходимо быть на 100% уверенным, что оно не побывало в
дорожно-транспортном происшествии. Дело в том, что при ДТП, как правило, в
кресле образуются повреждения. И если даже они не видны невооруженным
глазом, эти повреждения дадут о себе знать в случае аварии: использование
такого кресла не только не спасет ребенка, но, напротив, может стать причиной
серьезных травм либо даже смертельного исхода.
Как бы то ни было, человечество еще не придумало более простой и надежной
защиты
для
ребенка
при
попадании
в
аварию,
чем
автомобильное
кресло.
Сегодня производители предлагают целый ряд моделей детских удерживающих
устройств, и, несмотря на кажущуюся простоту, разобраться в многообразии
конструкций, регулировок и креплений детских автокресел без консультации
квалифицированного специалиста непросто.
Так что если вы твердо решили не экономить на жизни и здоровье ребенка,
единственно
верный
совет
—
посетить
специализированный
магазин
и
разобраться в многообразии вариантов. Собираясь за такой покупкой, возьмите
с
собой
и
своего
малыша,
чтобы,
так
сказать,
«примерить»
ребенка
к
конкретной модели.
Необходимо также расспросить, из какого материала сделан каркас сиденья и
его обивка. Многие специалисты в этой области склоняются к тому, что каркас
должен быть стальным, а не пластиковым, а материал обивки — натуральным.
Еще одна немаловажная деталь — способ установки детского автокресла в
автомобиле. Опять же, многие специалисты сходятся в том, что ребенок первого
года жизни должен путешествовать обязательно спиной к дороге (т.е. лежа или
полулежа) и всегда лицом против направления движения. Дело в том, что если
посадить
грудного
ребенка
лицом
вперед,
то
даже
при
незначительном
торможении хрупкая шея не сможет удержать тяжелую голову. Разворачивать
кресло по ходу движения можно уже, как правило, к полутора-двум годам
жизни ребенка, когда мышцы достаточно окрепли. При этом детское кресло
можно расположить как на переднем, так и на заднем сиденье. Но обязательно
помните, что воздушная подушка безопасности должна быть отключена!
Детское
автокресло
—
вещь
не
дешевая,
но
жизненно
необходимая.
Но,
наверное, все-таки лучше сэкономить на бесконечно ломающихся игрушках,
чем на безопасности собственного ребенка.
Консультация для родителей «Правилах Дорожного Движения»
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
На
первый
взгляд
легко.
Надо
только
познакомить
его
с
основными
требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.
На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного
чада нарушаем эти самые пресловутые Правила, и не задумываемся, что ставим
перед ребёнком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как
делают?
Когда
же
ребёнок
попадает
в
дорожное
происшествие,
то
виноваты
все:
водитель,
детский
сад,
школа,
Госавтоинспекция.
Почему
не
научили,
не
показали, не уберегли? Забывая при этом, что в первую очередь родители своим
примером должны научить и уберечь.
Если
вы
действительно
заинтересованы
в
том,
чтобы
ваш
ребёнок
владел
навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к
пустой и бесполезной фразе: «Будь осторожен на дороге». она не объясняет
ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать
опасность?
Лучше
используйте
движение
в
детский
сад
и
обратно
для
отработки навыков поведения на дороге.
Ребёнок
твёрдо
должен
знать,
что
дорогу
можно
переходить
только
в
установленных местах: на пешеходном переходе и на перекрёстке. Но и в
данном
случае
никто
не
может
гарантировать
его
безопасность.
Поэтому,
прежде чем выйти на дорогу, остановитесь с ребёнком на расстоянии 50см –
1метра от края проезжей части, обратите его внимание. что посмотреть налево
и направо надо обязательно с поворотом головы, и если с обеих сторон нет
транспорта
представляющего
опасность,
можно
выйти
на
проезжую
часть.
переходить дорогу надо спокойным размеренным шагом и не в коем случае не
бегом.
Большую
опасность
для
детей
представляют
не
регулируемые
пешеходные
переходы. здесь ребёнку важно убедиться, что расстояние до автомашин с обеих
сторон позволит ему перейти дорогу без остановки на середине проезжей части.
На
регулируемом
пешеходном
переходе
объясните
ребёнку,
что
красный
и
жёлтый
сигнал
светофора
–
запрещающие.
Особенно
опасно
выходить
на
дорогу при жёлтом сигнале, потому что некоторые машины завершают проезд
перекрёстка
и
при
этом
увеличивают
скорость.
Зелёный
сигнал
—
разрешающий, но он не гарантирует пешеходу безопасный переход, поэтому
прежде чем выйти на дорогу надо посмотреть налево и направо и убедиться,
что все машины остановились, опасности нет.
Часто ребята оказываются под колёсами транспорта, когда, выйдя из автобуса
или троллейбуса, пытаются перейти на другую сторону дороги. Объясните
ребёнку,
что
в
данном
случае
опасно
обходить
транспортное
средство
как
впереди, так и сзади, потому что оно большое и из-за него ничего не видно.
Надо подождать пока автобус или троллейбус уедет.
Большую опасность для детей представляют предметы, загораживающие обзор
(заборы, стоящие автомашины, зимой – сугробы, летом — кустарники, деревья).
Лучше отойти от них подальше, и перейти дорогу, где безопасно.
Если ваш ребёнок скоро идёт в первый класс, то уже сейчас неоднократно
пройдите с ним маршрут от дома до школы и обратно, обращая внимание
малыша не все опасности, которые могут встретиться ему в пути. Заранее
оговорите, что в сложной ситуации надо обратиться к помощи взрослых. Дайте
возможность ребёнку пройти этот маршрут самостоятельно, наблюдая за ним со
стороны. Затем детально проанализируйте вместе с ним все его действия.
Консультация для родителей
Памятка для родителей «Правила поведения в общественном транспорте
(расскажите об этом детям)
- При входе в городской транспорт не расталкивай всех локтями, пропускай
женщин, пожилых людей и девочек (если ты мальчик) вперед, помоги им
подняться в салон.
- Не останавливайся у входа (если ты не выходишь на следующей остановке), а
пройди в середину салона.
- Воспитанный человек уступает место пожилым людям, малышам, женщинам с
тяжелыми сумками.
- В общественном транспорте не стряхивают снег или капли дождя с одежды, не
едят, не входят с мороженым в руках и, конечно, не курят.
- В салоне не причесываются, не чистят ногти, не ковыряют в носу, зубах,
ушах…
- Газету читают в сложенном виде, не разворачивая; не заглядывают в книгу или
газету соседа. А глазки скажут тебе «спасибо!», если ты вообще откажешься от
привычки читать во время движения.
- Не разглядывай в упор пассажиров, не опирайся на них всем телом.
- Входя в транспорт, нужно снимать рюкзаки и сумки-ранцы, чтобы не задеть
(иногда даже запачкать) людей.
- Если тебе трудно держать торт или цветы, когда ты едешь стоя, можно
вежливо попросить сидящих подержать их.
- Находясь в салоне, не следует громко смеяться и разговаривать, обсуждать
свои
проблемы,
спорить
во
всеуслышание
с
друзьями.
Тем
более
непозволительно оскорблять людей, сделавших вам замечание.
- Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами одежду
окружающих и сиденья.
- Не занимай места для пассажиров багажом или пакетами, крупные вещи
лучше перевозить не в часы пик. А громоздкие острые предметы (например,
лыжи) перевозят хорошо упакованными.
- Хозяевам животных: кошек, птиц, мелких грызунов желательно перевозить в
специальных клетках; собак — обязательно в наморднике.
-
К
выходу
надо
готовиться
заранее
(особенно,
если
много
пассажиров).
Спрашивай у стоящих впереди: «Вы выходите на следующей остановке?» Не
оттесняй
молча
людей
прокладывая
себе
дорогу,
а,
извиняясь,
попроси
разрешения тебе пройти.
- Если женщина (девушка) едет с мужчиной (молодым человеком), то он первый
проходит к выходу и первым выходит, помогая сойти спутнице.
В любом виде транспорта будь внимательным и предупредительным такие
слова, как «Будьте добры», «Благодарю Вас» придадут тебе уверенность в
любой ситуации.