Автор: Жукова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждение детский сад № 36
Населённый пункт: Химки
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Содержание работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения».
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №36 «Мишутка»
Доклад для воспитателей
«Содержание работы по обучению
дошкольников правилам дорожного движения».
Докладчик: воспитатель Жукова Н.С.
Дата проведения: 28.11.2018
г.о. Химки, 2018
Все
мы
живём
в
обществе,
где
надо
соблюдать правила
поведения
в дорожно-
транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на
всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам
дорожного движения.
Актуальной и жизненно необходимой для детей, воспитываемых в современном мире,
является тема обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения,
целью,
которой
является
изучение правил
дорожного
движения,
профилактика
детского дорожно-транспортного травматизма.
Большинство детей нашей страны в семь лет идут в школу. Это переломный момент не
только в жизни самого ребёнка, но и в жизни его семьи. Переход ребёнка в школу —
сложное и многогранное явление. Этот этап в жизни детей будет связан с целым рядом
проблем, из которых наиболее острыми являются вопросы личной безопасности ребёнка
— ведь даже путь из школы домой в наше время далеко не безопасен. Вот почему, работу
по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения я начала со
второй младшей группы.
Работая над этой проблемой, я поставила перед собой такие задачи:
• обучение детей безопасному поведению на дороге.
• формирование у детей навыков и умений следить за дорожной обстановкой и предвидеть
опасные ситуации, умение обходить их.
•
воспитание
дисциплинированности
и
сознательного
выполнения правил
дорожного
движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
• расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
Детей
необходимо
обучать
не
только
правилам
дорожного
движения,
но
и
безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Организовывая, работу
с
детьми
по
обучению
дошкольников
правилам
дорожного
движения я
начала
с
предметно
развивающей
среды.
Организация
ве л а с ь
в трёх направлениях:
1.
изготовление макетов для сюжетно-ролевых игр
2.
изготовление дорожных знаков
3.
изготовление
дидактического
материала
по обучению
дошкольников
правилам
дорожного движения
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность
Начиная работу со второй младшей группы, я познакомила детей с видами транспорта,
беседовали
о
внешнем
виде
и
назначении
легкового
и
грузового
транспорта,
рассматривали
с
детьми
картины,
иллюстрации.
Рисовали
кружки
красного,
жёлтого,
зелёного
цветов
различных
размеров,
беседовали
о правилах
дорожного
движения,
наблюдали
за движением пешеходов
по
тротуару,
играли
в различные
подвижные
игры: «Птички и автомобиль» .
Эту же работу я продолжила и в средней группе. Провела ряд занятий по закреплению
у детей уже
имеющихся знаний:
рассматривали
картины
с
изображением
грузового
транспорта, поезда и железной дороги. Беседовали о значении светофора, отгадывали
загадки, читали стихи о светофоре, играли в настольные игры: «Светофор», «Цветные
автомобили», «Дорожная азбука».
В старшей группе провела игры «Помоги Незнайке», «Азбука пешехода». Принимала
участие
в
фотоконкурсе
«Светящийся
карнавал»
с
изготовлением
костюма
Буратино,
используя различные светоотражатели (наклейки, значки, браслеты..). Работая в старшей
группе, дети учатся классификации транспорта по передвижению (водный, воздушный и
наземный), рассматривают и рисуют дорожные знаки, складывают разрезные картинки
знаков,
разбирают
какие
знаки
являются
запрещающими,
разрешающими,
информационными, указательными. Стараюсь создавать проблемные ситуации, из которых
дети
сами
должны
найти
выход.
Дети
знают
и
играют
с
транспортом
специального
назначения (пожарная машина, полиция, скорая помощь).
В подготовительной группе, я буду расширять знания детей. Рассказывать детям
о работе инспектора ГИБДД, организовывать игры на эти сюжеты., составить картотеку
дорожных ловушек.
Работая над этой проблемой очень приятно, когда дети, приходя в детский сад,
рассказывают
о
своих впечатлениях:
какие
новые
знаки
видели
на дорогах во
время
поездок с родителями и о том, какие знаки встречались в пути. Как старались, по мере
возможности соблюдать правила пешеходов и как «учили» родителей соблюдать правила.
Я понимаю, что работа, проводимая в детском саду в отрыве от семьи, не даёт
желаемых результатов. Необходим тесный контакт между воспитателем и родителями. Вот
почему на первом же родительском собрании познакомила родителей с проводимой в
группе работой по обучению детей ПДД. Чтобы выяснить, какая помощь нужна родителям
в воспитании у детей правил дорожного движения предложила анкеты: «Знаете ли вы
ПДД?». Ответы родителей показали: многие не знают, что рассказывать детям о ПДД, в
каком объеме, какими материалами пользоваться. Это дало возможность спланировать
темы
бесед,
консультаций.
Появилась
информация
на
стендах «Красный,
жёлтый,
зелёный», «Внимание-улица!», «Безопасность
на дороге
глазами
детей»,
где
давались
советы по ознакомлению детей с правилами пешеходов, рекомендована литература для
чтения дома.
В
вопросах
соблюдения
детьми правил
дорожного
движения,
культуры
поведения
в
транспорте
родители
должны
быть
примером,
поэтому
на
них
лежит
большая
ответственность.
Взаимопонимание
воспитателя
и
семьи
помогает
вырабатывать
у детей необходимые
навыки
культуры
поведения
на
улице,
дисциплинированность,
которая
побуждает
подчиняться
порядку.
Я
уверена,
что
знания «дорожной
грамоты» приобретённые
в
д/с,
помогут
будущим
школьникам
стать
более
дисциплинированными и самостоятельными.
При
обучении
детей
правилам
дорожной
безопасности
можно
использовать
самые
разнообразные
игры:
дидактические;
интеллектуально-познавательные
(путешествия,
КВН,
викторины);
интерактивные;
сюжетно-
ролевые;
театрализованные
и
игры-
драматизации; с использованием макетов; подвижные.
Применение различных игровых технологий способствует развитию познавательных
интересов,
логическому
мышлению,
творческим
способностям,
умению
обобщать,
рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции на слово
или сигнал, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать выдержку, терпение
в достижении цели.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным
риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на
дорогах
должно
осуществляться
несколькими
путями.
Прежде
всего
–
через
непосредственное
восприятие
окружающего
мира,
в
процессе
которого
дети
активно
знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы,
явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и
делая
выводы.
Второй
путь
–
познание
действительности
через
рассказы
родителей,
воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач,
диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок,
иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную
работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных
навыков и установок восприятия.