Напоминание

Рабочий материал к уроку по произведению А.Лиханова "Последние холода"


Автор: Жаренова Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Рузаевка,Республика Мордовия
Наименование материала: Рабочий материал к уроку по произведению А.Лиханова "Последние холода"
Тема: Рабочий материал к уроку по произведению А.Лиханова "Последние холода"
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочий материал для проведения урока по произведению

Альберта Лиханова «Последние холода» (5-6 класс)

Тема урока: «Дети войны, горьким опытом вас наделила судьба»

Стихотворение на начало урока.

Дети войны, вы детства не знали

Ужас тех лет от бомбежек в глазах

В страхе вы жили. Не все выживали.

Горечь-полынь и сейчас на губах.

Дети войны, как же вы голодали..

Как же хотелось собрать горсть зерна.

На зрелых полях колосья играли,

Их поджигали, топтали…Война…

Вопросы по ходу урока:

Война – это страшное слово. Ребята, а что вы понимаете под этим

словом, что вы знаете о войне?

Да, вы правы. И все же скажите, на ваш взгляд, что самое

страшное на войне?

Вспомните, какие произведения о войне мы с вами читали?

(Ребята, я хочу обратить ваше внимание на выставку книг, которые

я вам подобрала. Вы подходили к ней на перемене. Я хочу, чтобы

после урока вы еще раз обратились к ней, запомнили названия книг.

Прочитайте их. Пусть они займут достойное место в вашей

библиотеке.)

К нашему уроку вы должны были прочитать повесть Альберта

Анатольевича Лиханова «Последние холода».

Как вы думаете, о чем мы с вами будем беседовать на уроке?

Автором этого произведения является Альберт Анатольевич

Лиханов. Что мы о нем узнали?

Подумайте и ответьте – почему писатель обратился к этой теме?

Вопросы по произведению:

Повесть прочитана…

Ответьте – где и когда происходит действие произведения?

Какие проблемы поднимаются автором в тексте?

(Работа в группах) Вопросы ниже.

Вновь обратимся к тексту.

Как, где происходит первая встреча главных героев?

Какие чувства испытал Коля? ( Найдите и зачитайте этот эпизод)

Когда

же

герои

по-настоящему

знакомятся?

В

каком

эпизоде?

Расскажите об этом.

(Вывод. Голод меняет людей. Убивает все человеческое, люди идут

на преступление)

Присуще ли все это Вадику? Стал ли он «шакалом»?

А в каком эпизоде мы это видим?

(ответ – письмо матери) фрагмент фильма.

Ребята, как этот эпизод характеризует Вадика и Машу. Что мы о

них можем сказать?

(

Вывод: не смотря на все трудности жизни Вадик сохранил в себе

нравственные качества.)

Дети подружились? Настоящая ли это была дружба?

Подумайте и ответьте- Изменился ли Коля? Какие качества

характера мы увидели в Коле?

Что принесла эта встреча Вадику? Помощь или что-то еще?

Как заканчивается дружба?

Что автор сам пишет об этом и когда?

Вернемся к названию книги. «Последние холода» Почему Лиханов

дает такое название?

В душе начинается потепление. Победа. Что она принесет Коле? О

чем он мечтает?(забыть ужасы)

А разве можно забывать об этом?

А кто в повести говорит об этом?

(НАКАЗ УЧИТЕЛЬНИЦЫ, фрагмент фильма.)

(75 лет прошло после войны. «Нет в России семьи такой, где б не

памятен был свой герой» - говорится в известной песне.)

А в ваших семьях помнят своих героев?

Слово Никитину Илье.

Так можно ли забыть о том лихолетье?

А для чего мы должны помнить ?

ВЫВОДЫ. Мы с вами проанализировали текст. Скажите, а чему

Вас научило это произведение. Что вы поняли из прочитанного?

Д/з.Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Умеем ли

мы ценить свое счастливое детство?».

Вопросы 1 группы.

Мальчик Коля.

Сколько ему лет?

В каком классе он учится?

Есть ли у него семья и что вы о ней можете рассказать?

Какими ключевыми словами вы бы охарактеризовали его. Он….

Это главный герой или герой второго плана?

Вопросы 2 группе.

Вадик.

Сколько ему лет?

В каком классе он учится?

Есть ли у него семья и что вы о ней можете рассказать?

Какими ключевыми словами вы бы охарактеризовали его. Он….

Это главный герой или герой второго плана?

Что вы узнали о Маше?

Какая она? (ответственная, хорошо учится. Рассуждает как

взрослая, даже делает замечания брату)

Это главный герой или герой второго плана?

Вопросы 3 группы.

Это главный герой или герой второго плана?

Какова их роль в произведении

Гладкие парни

«Шакалы»

Кто они

Кого называли шакалами

Как ведут они себя

Что заставляет их вести себя,

словно они животные

Почему их боятся

По-настоящему они голодали?



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники