Автор: Жаренова Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Рузаевка,Республика Мордовия
Наименование материала: Рабочий материал к уроку по произведению А.Лиханова "Последние холода"
Тема: Рабочий материал к уроку по произведению А.Лиханова "Последние холода"
Раздел: среднее образование
Рабочий материал для проведения урока по произведению
Альберта Лиханова «Последние холода» (5-6 класс)
Тема урока: «Дети войны, горьким опытом вас наделила судьба»
Стихотворение на начало урока.
Дети войны, вы детства не знали
Ужас тех лет от бомбежек в глазах
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали..
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…
Вопросы по ходу урока:
Война – это страшное слово. Ребята, а что вы понимаете под этим
словом, что вы знаете о войне?
Да, вы правы. И все же скажите, на ваш взгляд, что самое
страшное на войне?
Вспомните, какие произведения о войне мы с вами читали?
(Ребята, я хочу обратить ваше внимание на выставку книг, которые
я вам подобрала. Вы подходили к ней на перемене. Я хочу, чтобы
после урока вы еще раз обратились к ней, запомнили названия книг.
Прочитайте их. Пусть они займут достойное место в вашей
библиотеке.)
К нашему уроку вы должны были прочитать повесть Альберта
Анатольевича Лиханова «Последние холода».
Как вы думаете, о чем мы с вами будем беседовать на уроке?
Автором этого произведения является Альберт Анатольевич
Лиханов. Что мы о нем узнали?
Подумайте и ответьте – почему писатель обратился к этой теме?
Вопросы по произведению:
Повесть прочитана…
Ответьте – где и когда происходит действие произведения?
Какие проблемы поднимаются автором в тексте?
(Работа в группах) Вопросы ниже.
Вновь обратимся к тексту.
Как, где происходит первая встреча главных героев?
Какие чувства испытал Коля? ( Найдите и зачитайте этот эпизод)
Когда
же
герои
по-настоящему
знакомятся?
В
каком
эпизоде?
Расскажите об этом.
(Вывод. Голод меняет людей. Убивает все человеческое, люди идут
на преступление)
Присуще ли все это Вадику? Стал ли он «шакалом»?
А в каком эпизоде мы это видим?
(ответ – письмо матери) фрагмент фильма.
Ребята, как этот эпизод характеризует Вадика и Машу. Что мы о
них можем сказать?
(
Вывод: не смотря на все трудности жизни Вадик сохранил в себе
нравственные качества.)
Дети подружились? Настоящая ли это была дружба?
Подумайте и ответьте- Изменился ли Коля? Какие качества
характера мы увидели в Коле?
Что принесла эта встреча Вадику? Помощь или что-то еще?
Как заканчивается дружба?
Что автор сам пишет об этом и когда?
Вернемся к названию книги. «Последние холода» Почему Лиханов
дает такое название?
В душе начинается потепление. Победа. Что она принесет Коле? О
чем он мечтает?(забыть ужасы)
А разве можно забывать об этом?
А кто в повести говорит об этом?
(НАКАЗ УЧИТЕЛЬНИЦЫ, фрагмент фильма.)
(75 лет прошло после войны. «Нет в России семьи такой, где б не
памятен был свой герой» - говорится в известной песне.)
А в ваших семьях помнят своих героев?
Слово Никитину Илье.
Так можно ли забыть о том лихолетье?
А для чего мы должны помнить ?
ВЫВОДЫ. Мы с вами проанализировали текст. Скажите, а чему
Вас научило это произведение. Что вы поняли из прочитанного?
Д/з.Дайте развернутый письменный ответ на вопрос: « Умеем ли
мы ценить свое счастливое детство?».
Вопросы 1 группы.
Мальчик Коля.
Сколько ему лет?
В каком классе он учится?
Есть ли у него семья и что вы о ней можете рассказать?
Какими ключевыми словами вы бы охарактеризовали его. Он….
Это главный герой или герой второго плана?
Вопросы 2 группе.
Вадик.
Сколько ему лет?
В каком классе он учится?
Есть ли у него семья и что вы о ней можете рассказать?
Какими ключевыми словами вы бы охарактеризовали его. Он….
Это главный герой или герой второго плана?
Что вы узнали о Маше?
Какая она? (ответственная, хорошо учится. Рассуждает как
взрослая, даже делает замечания брату)
Это главный герой или герой второго плана?
Вопросы 3 группы.
Это главный герой или герой второго плана?
Какова их роль в произведении
Гладкие парни
«Шакалы»
Кто они
Кого называли шакалами
Как ведут они себя
Что заставляет их вести себя,
словно они животные
Почему их боятся
По-настоящему они голодали?