Напоминание

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией


Автор: Лоскутова Надежда Павловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ компенсирующей направленности - д/с №12
Населённый пункт: Забайкальский край, город Краснокаменск
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у

старших дошкольников с косоглазием и амблиопией

Аннотация: в статье рассмотрена проблема возникновения специфических

нарушений письменной речи у детей с нарушениями зрения, выявлена и

обоснована необходимость профилактической работы с данной категорией

дошкольников, а также предложены игры и упражнения по предупреждению

дисграфии.

Ключевые слова: дошкольники, дисграфия, косоглазие, амблиопия, игра.

Как

известно,

формирование

речи

у

дошкольников

с

нарушениями

зрения протекает в более сложных условиях, чем у нормально видящих

детей. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора, дети с

глазной патологией в школьном возрасте испытывают трудности в овладении

навыками

чтения

и

письма.

Поэтому

работа

по

подготовке

детей

с

косоглазием

и

амблиопией

к

письму

должна

начинаться

задолго

до

поступления их в школу. Значительный вклад в профилактику и коррекцию

нарушений письменной речи внесли такие отечественный учёные, как С.Д.

Забрамная,

Р.И.

Лалаева,

И.Н.

Садовникова,

Л.Г.

Парамонова,

Н.В.

Новотворцева и др.

При патологии зрительного анализатора у детей нарушается процесс

зрительного восприятия, что приводит к появлению целого ряда проблем:

неадекватное формирование зрительного образа буквы;

смешения по оптическому принципу, замены букв по кинетическому

принципу;

перестановки, пропуски, вставки букв;

зеркальное написание букв, носящее стойкий характер, недописывание

элементов букв, добавление лишних элементов;

сложности с ориентировкой на листе бумаги и нахождения начала

строки.

Основываясь на опыте логопедической работы с детьми с косоглазием и

амблиопией

и

её

специфичности,

были

выделены

основные направления

коррекционной работы для профилактики дисграфии у данной группы детей:

первое направление – развитие зрительного и слухового восприятия и

памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков;

второе направление – развитие пространственной ориентации, оптико-

пространственного анализа и синтеза и коррекция их нарушений.

Была составлена система игр, упражнений и заданий с использованием

методик, разработанных Р.И. Лалаевой, В. Волиной, Л.С. Волковой, Е.М.

Мастюковой, В.И. Селивёрстовым, Л.Г. Парамоновой.

Соотнесение фонемы с её зрительным образом (загадки, стишки, буквы из

пальцев рук, буквы, изображенные при помощи собственного тела);

определение

буквы

независимо

от

пространственного

положения,

зашумованности

(«Назови

букву»

-

узнать

буквы,

написанные

разным

шрифтом; «Зеркало» - выбрать правильную букву рядом с её зеркальным

отражением; «Зазеркалье» - узнать зеркально написанные буквы, глядя на

них в зеркало, как усложнение, прочитать слово; «Прятки» - назвать букву,

спрятанную

за

наложенными

линиями;

«Куча

мала»

-

назвать

буквы,

написанные

друг

на

друге;

«Найди

букву»

-

на

фоне

контурных

изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы; «Река – берега» -

расставить буквы: если буква пишется прямо (П, М, Ш…), её нужно

поставить на реку, если буква пишется в правую сторону (Р, С, Б…), то -

на правый берег, если буква пишется влево (У, З, Я…) – на левый берег

реки;

«Клоун

Эчузя»

-

суть

этого

пособия

в

том,

чтобы

дети

могли

запомнить то, что в имени клоуна Эчузя все буквы пишутся в левую

сторону, остальные буквы пишутся либо прямо, либо в правую сторону);

зрительное опознание объёмных и плоскостных объектов, и их соотнесение

(«Угадай-ка» - найти букву на ощупь с закрытыми глазами; «Волшебный

сундучок» - узнавание букв, сделанных из разных материалов);

преобразование

букв,

воспроизведение

целого

изображения

буквы,

разделённой

на

части

(«Реставратор»

-

собрать

разрезную

картинку

с

изображением

буквы;

«Буква

поломалась»

-

дополнить

недостающий

элемент

в

букве;

«Фокусник»

-

переделать

букву

из

одной

в

другую,

добавляя элемент);

дифференциация

кинетически

и

оптически

сходных

букв

(«Буквы-

сестрички» - найти буквы на картинке, например, л –м; «Соедини букву с

картинкой» - в паре сходных букв соединить каждую с той картинкой, в

названии которой есть звук, обозначающий эту букву);

зрительно-моторные координации («Собери букву» - моделирование букв из

бусинок, крупы, палочек, конструктора, проволоки, мозаики; лепка букв из

пластилина, солёного теста; вырезывание букв из бумаги; штриховка букв,

раскрашивание).

Систематическая

работа

по

преодолению

предпосылок

дисграфии

с

использованием данных игр и упражнений позволяет в занимательной форме

развивать

у

детей

зрительное

восприятие,

оптико-пространственные

представления,

обеспечивая

будущим

школьникам

возможно сть

полноценного овладения грамотой.

Литература

Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с

нарушениями зрения – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной

речи: качество образования: учебное пособие – Ростов на Дону: Феникс,

2006.

Программы специальных (коррекционных) образовательных

учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского

сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной.- М.:

Издательство «Экзамен», 2003.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники