Автор: Лоскутова Надежда Павловна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ компенсирующей направленности - д/с №12
Населённый пункт: Забайкальский край, город Краснокаменск
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у старших дошкольников с косоглазием и амблиопией
Раздел: дошкольное образование
Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у
старших дошкольников с косоглазием и амблиопией
Аннотация: в статье рассмотрена проблема возникновения специфических
нарушений письменной речи у детей с нарушениями зрения, выявлена и
обоснована необходимость профилактической работы с данной категорией
дошкольников, а также предложены игры и упражнения по предупреждению
дисграфии.
Ключевые слова: дошкольники, дисграфия, косоглазие, амблиопия, игра.
Как
известно,
формирование
речи
у
дошкольников
с
нарушениями
зрения протекает в более сложных условиях, чем у нормально видящих
детей. Вследствие нарушения деятельности зрительного анализатора, дети с
глазной патологией в школьном возрасте испытывают трудности в овладении
навыками
чтения
и
письма.
Поэтому
работа
по
подготовке
детей
с
косоглазием
и
амблиопией
к
письму
должна
начинаться
задолго
до
поступления их в школу. Значительный вклад в профилактику и коррекцию
нарушений письменной речи внесли такие отечественный учёные, как С.Д.
Забрамная,
Р.И.
Лалаева,
И.Н.
Садовникова,
Л.Г.
Парамонова,
Н.В.
Новотворцева и др.
При патологии зрительного анализатора у детей нарушается процесс
зрительного восприятия, что приводит к появлению целого ряда проблем:
неадекватное формирование зрительного образа буквы;
смешения по оптическому принципу, замены букв по кинетическому
принципу;
перестановки, пропуски, вставки букв;
зеркальное написание букв, носящее стойкий характер, недописывание
элементов букв, добавление лишних элементов;
сложности с ориентировкой на листе бумаги и нахождения начала
строки.
Основываясь на опыте логопедической работы с детьми с косоглазием и
амблиопией
и
её
специфичности,
были
выделены
основные направления
коррекционной работы для профилактики дисграфии у данной группы детей:
первое направление – развитие зрительного и слухового восприятия и
памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекция их недостатков;
второе направление – развитие пространственной ориентации, оптико-
пространственного анализа и синтеза и коррекция их нарушений.
Была составлена система игр, упражнений и заданий с использованием
методик, разработанных Р.И. Лалаевой, В. Волиной, Л.С. Волковой, Е.М.
Мастюковой, В.И. Селивёрстовым, Л.Г. Парамоновой.
Соотнесение фонемы с её зрительным образом (загадки, стишки, буквы из
пальцев рук, буквы, изображенные при помощи собственного тела);
определение
буквы
независимо
от
пространственного
положения,
зашумованности
(«Назови
букву»
-
узнать
буквы,
написанные
разным
шрифтом; «Зеркало» - выбрать правильную букву рядом с её зеркальным
отражением; «Зазеркалье» - узнать зеркально написанные буквы, глядя на
них в зеркало, как усложнение, прочитать слово; «Прятки» - назвать букву,
спрятанную
за
наложенными
линиями;
«Куча
мала»
-
назвать
буквы,
написанные
друг
на
друге;
«Найди
букву»
-
на
фоне
контурных
изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы; «Река – берега» -
расставить буквы: если буква пишется прямо (П, М, Ш…), её нужно
поставить на реку, если буква пишется в правую сторону (Р, С, Б…), то -
на правый берег, если буква пишется влево (У, З, Я…) – на левый берег
реки;
«Клоун
Эчузя»
-
суть
этого
пособия
в
том,
чтобы
дети
могли
запомнить то, что в имени клоуна Эчузя все буквы пишутся в левую
сторону, остальные буквы пишутся либо прямо, либо в правую сторону);
зрительное опознание объёмных и плоскостных объектов, и их соотнесение
(«Угадай-ка» - найти букву на ощупь с закрытыми глазами; «Волшебный
сундучок» - узнавание букв, сделанных из разных материалов);
преобразование
букв,
воспроизведение
целого
изображения
буквы,
разделённой
на
части
(«Реставратор»
-
собрать
разрезную
картинку
с
изображением
буквы;
«Буква
поломалась»
-
дополнить
недостающий
элемент
в
букве;
«Фокусник»
-
переделать
букву
из
одной
в
другую,
добавляя элемент);
дифференциация
кинетически
и
оптически
сходных
букв
(«Буквы-
сестрички» - найти буквы на картинке, например, л –м; «Соедини букву с
картинкой» - в паре сходных букв соединить каждую с той картинкой, в
названии которой есть звук, обозначающий эту букву);
зрительно-моторные координации («Собери букву» - моделирование букв из
бусинок, крупы, палочек, конструктора, проволоки, мозаики; лепка букв из
пластилина, солёного теста; вырезывание букв из бумаги; штриховка букв,
раскрашивание).
Систематическая
работа
по
преодолению
предпосылок
дисграфии
с
использованием данных игр и упражнений позволяет в занимательной форме
развивать
у
детей
зрительное
восприятие,
оптико-пространственные
представления,
обеспечивая
будущим
школьникам
возможно сть
полноценного овладения грамотой.
Литература
Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с
нарушениями зрения – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной
речи: качество образования: учебное пособие – Ростов на Дону: Феникс,
2006.
Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского
сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной.- М.:
Издательство «Экзамен», 2003.