Напоминание

Основные методы обучения изобразительному искусству


Автор: Каяткина Ольга Владимировна
Должность: учитель изобразительного искусства и технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №84
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Основные методы обучения изобразительному искусству
Раздел: среднее образование





Назад





Основные методы обучения изобразительному искусству и технологии
Учитель технологии и изобразительного искусства МАОУ СОШ№84, г. Челябинска Каяткина Ольга Владимировна Методы обучения имеют специфические черты и реализуются через приемы и средства обучения обусловленные познавательной деятельностью обучающихся:  характером технических процессов и трудовых операций;  развитием креативного мышления, творческих способностей;  формированием обобщающих знаний и умений. Педагогу нужно отдавать преимущество методам, которые делают работу активной и интересной, вносят элементы игры и занимательности, проблемности и творчества. Для уроков изобразительного искусства и технологии характерна классификация методов по способам деятельности учителя и обучающихся, т. к. в обучении этих предметам более ясно выступают два взаимосвязанных процесса: практическая самостоятельная деятельность обучающихся и роль учителя. Практическое применение методов обучения осуществляется только при наличии необходимых материальных средств. Для лабораторного метода -соответствующее лабораторное оборудование, для работы с книгой необходима книга и т. д. Методы обучения делятся:  Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.  Методы преподавания, обучения. Методы получения знаний и умений:  словесные (рассказ, лекция, беседа );  наглядные (работа по образцу, показ, наблюдение);  практические (проекты, лабораторные, работа со схемами и инструкционными картами).
Формирование умений и навыков тесно связано с практической деятельностью обучающихся. Исходя из этого следует, что в основу методов формирования умений и навыков необходимо положить вид деятельности обучающихся. По видам деятельности обучающихся (классификация по типу познавательной деятельности И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина) методы подразделяют на:  репродуктивные;  частично-поисковые;  проблемного изложения;  исследовательские;  объяснительно-иллюстративные. Все вышеперечисленные методы относятся к методам организации учебно-познавательной деятельности (по классификации Ю.К. Бабанского). Рассматривая метод стимулирования учебной деятельности на уроках изобразительного искусства и технологии эффективно использовать метод формирования познавательного интереса. Процесс же познания может развиваться и вне учебной деятельности (посещение кружков, театров, библиотек). Но такое познание почти всегда стихийно, поэтому информация усваивается не полно, и чаще носит случайный характер. Отличие учебно- познавательной деятельности заключается в особой организации, спо собствующей наибольшему о своению культурного н а с л е д и я , оптимизирующий процесс познания. Осуществление учебно-познавательной деятельности представляет собой систему познавательных действий, группу методов обучения, направленных на организацию учебно-познавательной деятельности учащихся, которую выделил Ю.К. Бабанский и включающая в себя все существующие по др. классификациям методы обучения в виде подгрупп. 1. Словесные методы обучения Словесный метод - речь учителя является ведущим источником информации, позволяет в кратчайший срок передать большую по объему
информацию, поставить перед обучающимися проблему и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. На уроках изобразительного искусства и технологии он используется учителем в основном для сообщения новой информации (интересные сведения из жизни знаменитых художников), новых требований. Рассказ должен соответствовать следующим дидактическим требованиям: быть убедительным, лаконичным, эмоциональным, доступным для понимания обучающихся. На рассказ учителя на уроках технологии и изобразительного искусства отводится очень мало времени, а, поэтому, его содержание должно быть ограничено, строго соответствовать целям урока и практической трудовой задаче. При использовании в рассказе новых терминов учитель должен выразительно выговаривать их и записывать на доске. Так же рассказ часто переходит в беседу. Беседа имеет цель получения новых знаний и закрепления их путем устного обмена мыслями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления и бывает более убедительной, когда сочетается с демонстрацией натуральных предметов, с их изображением. Широкое распространение в преподавании изобразительного искусства и технологии имеет эвристическая беседа (от слова «эврика» – нахожу, открываю). В ходе эвристической беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, приводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. 2. Наглядный метод обучения Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.
Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на группы:  метод иллюстраций;  метод демонстраций. Использование наглядных методов обучения на уроках изобразительного искусства и технологии сужается минимальным использованием словесных методов обучения. 3. Практические методы обучения Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, практические работы. Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на:  устные;  письменные;  учебно-трудовые;  графические. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. Устные упражнения в свою очередь способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию
логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, плакатов, стендов и т.д. Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельно сти учащихся при их выполнении могут но с и т ь воспроизводящий, тренировочный или творческий характер. На уроках технологии учащиеся вместе с техническими знаниями овладевают общетрудовыми умениями: оборудовать место, проектировать продукт труда, планировать трудовой процесс, осуществлять технологические операции. Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Главным недостатком данной классификации считается то, что она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков, ученых-методистов и применяется на уроках технологии и изобразительного искусства. 4. Репродуктивный метод обучения Репродуктивный метод предполагает формирование навыков, умений и запоминание сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Применение этих методов невозможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов. Эти методы в основном строятся на передаче информации с помощью слова, демонстрации натуральных объектов, рисунков, картин, графических изображений.
Для достижения более высокого уровня знаний учитель организует деятельность детей по воспроизведению не только знаний, но и способов действий. В данном случае большое внимание следует уделить инструктажу с демонстрацией (на уроках технологии) и объяснение последовательности и приемов работы с показом (на уроках изобразительного искусства). Путем использования разнообразных видов самостоятельной работы необходимо вырабатывать: умение рационально планировать работу, четко ставить цели и задачи предстоящей работы, вычленять среди них главные, выбирать способы наиболее быстрого и экономного решения поставленных задач, умелый и оперативный самоконтроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, сравнивать эти результаты намеченными в начале ее, выявлений причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе. На уроках изобразительного искусства и технологии для повышения эффективности процесса обучения, а также для реализации всех поставленных целей эти методы применяются практически постоянно в сочетании с другими, вышеперечисленными методами. Выбор и эффективность методов обучения в той или иной педагогической ситуации зависит от конкретных целей и задач обучения, содержания учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Важнейшей составляющей педагогической компетентности является умение учителя правильно выбирать и применять методы обучения.


В раздел образования