Напоминание

" Сложение и вычитание десятичных дробей"


Автор: Шлома Надежда Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Увельская ООШ
Населённый пункт: село Увелье Брянская область Красногорский район
Наименование материала: План конспект урока математики в 6 классе
Тема: " Сложение и вычитание десятичных дробей"
Раздел: среднее образование





Назад




План конспект урока по математике в 6 классе

по учебнику Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват.

учреждений. [С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,

А.В. Шевкин].

Тема урока:

сложение и вычитание десятичных дробей.

Цели урока:

1) образовательные -

повторить правила сложения и вычитания положительных

десятичных

дробей,

отработать

умения

и

навыки

сложения

и

вычитания

положительных десятичных

дробей, учить решать задачи на движение по реке;

проверить уровень знаний и умений по теме;

2) развивающие - развивать вычислительную культуру, познавательный интерес и

логическое мышление учащихся, развивать умение делать выводы;

3 ) воспитательные

-

воспитывать

самостоятельность, честность в оценке

своих знаний, расширять кругозор учащихся.

Задачи урока: продолжить работу по формированию умений и навыков

сложения и вычитания положительных десятичных дробей, решения задач

арифметическим способом, провести контроль приобретенных знаний

Оборудование:

компьютер,

проектор,

экран,

раздаточный

материал:

историческая

справка

«Кто

изобрел

десятичные

дроби»,текст

самостоятельной работы, лист учета личных достижений учащихся.

Ход урока:

I.

Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

II.

Повторение. Проверка домашнего задания (№767, 769)

№767

б) 16см + 4,35дм = 5,95дм

в) 7,35 м + 4,9дм = 78,4 дм

г) 2 * 4,8 дм = 9,6 дм

д) 4,8 дм : 2 = 2,4 дм

е) 12,3 дм – 42см = 8,1 дм

ж) 34 дм – 34см = 30,6 дм

№769

1) 16,3 – 1,9 = 14,4 (м

2

)площадь II комнаты.

2) 16,3 + 14,4 = 30,7(м

2

)площадь двух комнат.

Ответ: 30,7 м

2

III.

Мотивация учебной деятельности, постановка целей урока.

Древнеримский политик, философ, писатель и оратор Цицерон Марк Туллий

(106 -43 до нашей эры) сказал:

«Недостаточно овладеть премудростью,

нужно так же уметь пользоваться ею».

Ребята, как вы понимаете эти слова?

Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.

Сегодня

на

уроке

мы

продолжим

складывать

и

вычитать

положительные

десятичные дроби, решая примеры, уравнения, а также рассмотрим решение задач

на движение по реке. Расширим кругозор, познакомившись с интересными фактами

из жизни животных.

IV.

Сведения из истории.

Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В

результате счета предметов появились натуральные числа. Измерение расстояний,

деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала

люди пользовались простыми дробями, а затем и более сложными. Из множества

дробей они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000 и т.д., то есть

записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными.

Вопрос:

Для чего мы изучаем десятичные дроби? Чем они

заслужили такое

внимание?

Ребята, посмотрим на экран- историческая справка «Кто изобрел десятичные

дроби?».

Прочитайте

ее

внимательно,

она

поможет

вам

найти

ответ

на

поставленный вопрос.

Историческая справка «Кто изобрел десятичные дроби?».

Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в

начале XV века самаркандский астроном ал-Каши в трактате «Ключ к арифметике»

разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с

ними. Записывал ал-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не

пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял

вертикальной чертой. Труды ал-Каши долго не были известны европейским ученым

. А

потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все

больше

и

больше.

Это

было

связано

с

развитием

техники,

производства,

мореплавания и торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать,

вычитать,

умножать

и

делить

десятичные

дроби,

а

способ

их

записи

в

виде

обыкновенных дробей не позволял это делать.

Прошло полтора века после открытий ал-Каши, и вот талантливый фламандский инженер

и ученый Симон Стевин в своей книге «О десятой», изданной в 1585 году, описал

арифметические действия с десятичными дробями. Стевин не был знаком с трудами ал-

Каши

и

действительно

открыл

десятичные

дроби.

Но

получилось,

что

он

открыл

открытое.

Ставить запятую после целой части десятичной дроби предложил знаменитый немецкий

ученый Кеплер (1571-1630). До Кеплера после целой части ставили нуль в скобках,

например, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой 3|7 или писали разными

чернилами, например: целую часть числа – черными, а дробную – красными.

1,8

+

0,9

7

+

0,9

4

-

10

-

+

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703

году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».

Ответ:

запись

десятичных

дробей

удобна

в

расчетах,

действия

с

десятичными дробями похожи на действия с натуральными числами, дело

только в запятой.

V.

Выполнение упражнений по теме урока

1) Незнайка придумал несколько примеров на сложение, и вычитание

десятичных дробей, а чтобы было смешно, стер в них запятые. Вот какие

забавные равенства получились:

а)32+18=5 б) 3+108=408 в) 42+17=212 г) 736-336=4 д) 63-27=603

е) 57-4=17

Поставьте запятые в нужные места.

Вопросы для повторения:

- сформулируйте алгоритм сложения и вычитания положительных

десятичных дробей

2) Выполнить действия (устно).

3) Выполните действия и для полученного результата определите

соответствующую букву. Таким образом, вы узнаете, как называется самая

маленькая обезьянка в мире.

I.

2,145 + 3,01

II.

105,11 – 8,7

III.

35,85 + 4,9

IV.

125,19 – 78,5

V.

34,08 – 27,09

VI.

8,31 + 5,97

VII.

37,5 – 8,01

Ответ : ИГРУНКА,

длина 0, 23м = 23 см, вес 0, 05 кг = 50г

А

К

Р

И

У

Н

Г

1

2,44

3,22

5,146

5,15

5,655

5,245

5,6

2

95,4

96,7

96,5

97,4

98,3

97,03

96,4

3

40,9

39,7

40,75

41,7

41,94

39,75

40,7

4

46,1

46,0

45,69

45,0

46,69

46,79

46,9

5

6,89

7,99

6,01

5,99

7,01

6,99

7,89

6

13,2

14,2

14,18

14,2

13,38

15,96

14,2

7

29,4

28,3

28,49

28,4

27,51

28,41

28,9

4 )

Выполните действия, используя свойства сложения и вычитания. Определив

буквы,

соответствующие полученным результатам вы узнаете, какое животное

способно пребывать в спячке длительное время.

Ответ:

ЁЖИК спит 236 суток в год.

5)

Решите уравнение. Определив буквы, соответствующие полученным

результатам вы узнаете, какое животное способно

1) х = 5,1 2) х = 7,52 3) х = 1,6 4) х = 8,3

Ответ: ПУМА, прыгает в высоту на 5 метров

Каждое уравнение, пример и схема оцениваются в 1 балл, ребята подсчиты-

вают количество баллов и фиксируют у себя в листе учета личных дости-

жений.

VI.

Физкультминутка.

VII.

Самостоятельная работа

Карточки с текстом самостоятельной работы на столах у учащихся.

1 вариант

№1 Выполните действия: 504 – 47,9 + (58,7 – 49)

№2 Задача: № 770

2 вариант

№1 Выполните действия: 17,654 – (37 – 22,9) + 0,345

№2 Задача № 773

Самопроверка: на экране правильные ответы, проверьте решение. Найдите

ошибки, но не исправляйте их, а подчеркните. Какие правила надо

вспомнить, чтобы исправить ошибку. Исправьте сами свои ошибки.

Проверка решения заданий самостоятельной работы с помощью слайда.

а)

10,9 + ( 2,1 + 13,4 ) =

26,4

б)

8,6 – ( 4,6 + 2 ) = 2

в)

( 19,5 + 16,8 ) – 6,8 =

1)

x + 4,5 = 9,6

2)

x – 2,12 = 5,4

3)

4,3 - x = 2,7

4)

4,7 + x – 2,5 = 10,5

29,

26,4

6

9,5

2

20,1

17,6

И

Ё

А

С

Ж

Р

К

7,52

У

8,3

А

7,16

С

1,6

М

5

Е

5,1

П

13,9

К

VIII.

Рефлексия.

1.Что нового вы узнали, чему научились, что вспомнили, повторили?….

2. Чьи ответы вам понравились больше всего?

3. Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?

IX.

Задание на дом: повторить п.43, с 148-150, № 771,775

Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу, которая была бы решена с

помощью сложения и вычитания десятичных дробей, записать на листок условие задачи

и

нарисовать

рисунок

по

этому

условию,

а

в

тетрадь

записать

её

решение.

Постарайтесь,

чтобы

ваша

задача

понравилась

учащимся

класса,

чтобы

данные

в

условии соответствовали реальности.

X.

Итог урока.

Каждый ученик подсчитывает количество баллов в своем листе,

определяет свою отметку за урок.

Шкала: 5 -9 б. - «3»

10 - 13 б. - «4»

14 - 15 б. - «5»

Собрать листы учета личных достижений.

Спасибо за урок!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники