Автор: Шлома Надежда Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Увельская ООШ
Населённый пункт: село Увелье Брянская область Красногорский район
Наименование материала: План конспект урока математики в 6 классе
Тема: " Сложение и вычитание десятичных дробей"
Раздел: среднее образование
План конспект урока по математике в 6 классе
по учебнику Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват.
учреждений. [С.М. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,
А.В. Шевкин].
Тема урока:
сложение и вычитание десятичных дробей.
Цели урока:
1) образовательные -
повторить правила сложения и вычитания положительных
десятичных
дробей,
отработать
умения
и
навыки
сложения
и
вычитания
положительных десятичных
дробей, учить решать задачи на движение по реке;
проверить уровень знаний и умений по теме;
2) развивающие - развивать вычислительную культуру, познавательный интерес и
логическое мышление учащихся, развивать умение делать выводы;
3 ) воспитательные
-
воспитывать
самостоятельность, честность в оценке
своих знаний, расширять кругозор учащихся.
Задачи урока: продолжить работу по формированию умений и навыков
сложения и вычитания положительных десятичных дробей, решения задач
арифметическим способом, провести контроль приобретенных знаний
Оборудование:
компьютер,
проектор,
экран,
раздаточный
материал:
историческая
справка
«Кто
изобрел
десятичные
дроби»,текст
самостоятельной работы, лист учета личных достижений учащихся.
Ход урока:
I.
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II.
Повторение. Проверка домашнего задания (№767, 769)
№767
б) 16см + 4,35дм = 5,95дм
в) 7,35 м + 4,9дм = 78,4 дм
г) 2 * 4,8 дм = 9,6 дм
д) 4,8 дм : 2 = 2,4 дм
е) 12,3 дм – 42см = 8,1 дм
ж) 34 дм – 34см = 30,6 дм
№769
1) 16,3 – 1,9 = 14,4 (м
2
)площадь II комнаты.
2) 16,3 + 14,4 = 30,7(м
2
)площадь двух комнат.
Ответ: 30,7 м
2
III.
Мотивация учебной деятельности, постановка целей урока.
Древнеримский политик, философ, писатель и оратор Цицерон Марк Туллий
(106 -43 до нашей эры) сказал:
«Недостаточно овладеть премудростью,
нужно так же уметь пользоваться ею».
Ребята, как вы понимаете эти слова?
Вывод: недостаточно знать правила, надо уметь их применять.
Сегодня
на
уроке
мы
продолжим
складывать
и
вычитать
положительные
десятичные дроби, решая примеры, уравнения, а также рассмотрим решение задач
на движение по реке. Расширим кругозор, познакомившись с интересными фактами
из жизни животных.
IV.
Сведения из истории.
Ребята, вы знаете, что уже в глубокой древности приходилось считать. В
результате счета предметов появились натуральные числа. Измерение расстояний,
деление предмета на равные части привели людей к дробным числам. Сначала
люди пользовались простыми дробями, а затем и более сложными. Из множества
дробей они выделили те, которые имеют знаменатели 10, 100, 1000 и т.д., то есть
записываются единицей с последующими нулями. Их назвали десятичными.
Вопрос:
Для чего мы изучаем десятичные дроби? Чем они
заслужили такое
внимание?
Ребята, посмотрим на экран- историческая справка «Кто изобрел десятичные
дроби?».
Прочитайте
ее
внимательно,
она
поможет
вам
найти
ответ
на
поставленный вопрос.
Историческая справка «Кто изобрел десятичные дроби?».
Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в
начале XV века самаркандский астроном ал-Каши в трактате «Ключ к арифметике»
разработал полную теорию десятичных дробей и подробно изложил правила действий с
ними. Записывал ал-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не
пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял
вертикальной чертой. Труды ал-Каши долго не были известны европейским ученым
. А
потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все
больше
и
больше.
Это
было
связано
с
развитием
техники,
производства,
мореплавания и торговли. Нужно было быстро и точно вычислять: складывать,
вычитать,
умножать
и
делить
десятичные
дроби,
а
способ
их
записи
в
виде
обыкновенных дробей не позволял это делать.
Прошло полтора века после открытий ал-Каши, и вот талантливый фламандский инженер
и ученый Симон Стевин в своей книге «О десятой», изданной в 1585 году, описал
арифметические действия с десятичными дробями. Стевин не был знаком с трудами ал-
Каши
и
действительно
открыл
десятичные
дроби.
Но
получилось,
что
он
открыл
открытое.
Ставить запятую после целой части десятичной дроби предложил знаменитый немецкий
ученый Кеплер (1571-1630). До Кеплера после целой части ставили нуль в скобках,
например, 3,7 писали как 3(0)7, отделяли вертикальной чертой 3|7 или писали разными
чернилами, например: целую часть числа – черными, а дробную – красными.
1,8
+
0,9
7
+
0,9
4
-
10
-
+
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703
году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
Ответ:
запись
десятичных
дробей
удобна
в
расчетах,
действия
с
десятичными дробями похожи на действия с натуральными числами, дело
только в запятой.
V.
Выполнение упражнений по теме урока
1) Незнайка придумал несколько примеров на сложение, и вычитание
десятичных дробей, а чтобы было смешно, стер в них запятые. Вот какие
забавные равенства получились:
а)32+18=5 б) 3+108=408 в) 42+17=212 г) 736-336=4 д) 63-27=603
е) 57-4=17
Поставьте запятые в нужные места.
Вопросы для повторения:
- сформулируйте алгоритм сложения и вычитания положительных
десятичных дробей
2) Выполнить действия (устно).
3) Выполните действия и для полученного результата определите
соответствующую букву. Таким образом, вы узнаете, как называется самая
маленькая обезьянка в мире.
I.
2,145 + 3,01
II.
105,11 – 8,7
III.
35,85 + 4,9
IV.
125,19 – 78,5
V.
34,08 – 27,09
VI.
8,31 + 5,97
VII.
37,5 – 8,01
Ответ : ИГРУНКА,
длина 0, 23м = 23 см, вес 0, 05 кг = 50г
А
К
Р
И
У
Н
Г
1
2,44
3,22
5,146
5,15
5,655
5,245
5,6
2
95,4
96,7
96,5
97,4
98,3
97,03
96,4
3
40,9
39,7
40,75
41,7
41,94
39,75
40,7
4
46,1
46,0
45,69
45,0
46,69
46,79
46,9
5
6,89
7,99
6,01
5,99
7,01
6,99
7,89
6
13,2
14,2
14,18
14,2
13,38
15,96
14,2
7
29,4
28,3
28,49
28,4
27,51
28,41
28,9
4 )
Выполните действия, используя свойства сложения и вычитания. Определив
буквы,
соответствующие полученным результатам вы узнаете, какое животное
способно пребывать в спячке длительное время.
Ответ:
ЁЖИК спит 236 суток в год.
5)
Решите уравнение. Определив буквы, соответствующие полученным
результатам вы узнаете, какое животное способно
1) х = 5,1 2) х = 7,52 3) х = 1,6 4) х = 8,3
Ответ: ПУМА, прыгает в высоту на 5 метров
Каждое уравнение, пример и схема оцениваются в 1 балл, ребята подсчиты-
вают количество баллов и фиксируют у себя в листе учета личных дости-
жений.
VI.
Физкультминутка.
VII.
Самостоятельная работа
Карточки с текстом самостоятельной работы на столах у учащихся.
1 вариант
№1 Выполните действия: 504 – 47,9 + (58,7 – 49)
№2 Задача: № 770
2 вариант
№1 Выполните действия: 17,654 – (37 – 22,9) + 0,345
№2 Задача № 773
Самопроверка: на экране правильные ответы, проверьте решение. Найдите
ошибки, но не исправляйте их, а подчеркните. Какие правила надо
вспомнить, чтобы исправить ошибку. Исправьте сами свои ошибки.
Проверка решения заданий самостоятельной работы с помощью слайда.
а)
10,9 + ( 2,1 + 13,4 ) =
26,4
б)
8,6 – ( 4,6 + 2 ) = 2
в)
( 19,5 + 16,8 ) – 6,8 =
1)
x + 4,5 = 9,6
2)
x – 2,12 = 5,4
3)
4,3 - x = 2,7
4)
4,7 + x – 2,5 = 10,5
29,
26,4
6
9,5
2
20,1
17,6
И
Ё
А
С
Ж
Р
К
7,52
У
8,3
А
7,16
С
1,6
М
5
Е
5,1
П
13,9
К
VIII.
Рефлексия.
1.Что нового вы узнали, чему научились, что вспомнили, повторили?….
2. Чьи ответы вам понравились больше всего?
3. Что запомнится надолго после сегодняшнего урока?
IX.
Задание на дом: повторить п.43, с 148-150, № 771,775
Придумать и красиво оформить на альбомном листе задачу, которая была бы решена с
помощью сложения и вычитания десятичных дробей, записать на листок условие задачи
и
нарисовать
рисунок
по
этому
условию,
а
в
тетрадь
записать
её
решение.
Постарайтесь,
чтобы
ваша
задача
понравилась
учащимся
класса,
чтобы
данные
в
условии соответствовали реальности.
X.
Итог урока.
Каждый ученик подсчитывает количество баллов в своем листе,
определяет свою отметку за урок.
Шкала: 5 -9 б. - «3»
10 - 13 б. - «4»
14 - 15 б. - «5»
Собрать листы учета личных достижений.
Спасибо за урок!