Автор: Грибанова Татьяна Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Излучинский ДСКВ "Сказка"
Населённый пункт: п.г.т. Излучинск
Наименование материала: Конспект Занятия
Тема: Формирование элементарных математических представлений через технологии ТРИЗ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»
Конспект
открытого педагогического мероприятия
по математическому развитию
для воспитанников старшего дошкольного возраста
через игры ТРИЗ
Тема: «Цветик-семицветик»
Разработала:
воспитатель
Грибанова Т. А.
г.п. Излучинск, 2019 год
Цель: Формирование
элементарных
математических
представлений
через
технологии ТРИЗ.
Образовательные
задачи: Формировать
умение
считать
до
10,
а
так
же
в
обратном порядке, закреплять умения определять предыдущее и последующее
число, пропущенное к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Формировать
умение
сравнивать
геометрические
фигуры
между
собой.
Формировать умения различать и называть знакомые геометрические фигуры.
Учить устанавливать последовательность различных событий.
Развивающие задачи: Развивать связную речь, моторику, память, воображение;
спо собствовать
формированию
мыслительных
операций,
ум е н и е
аргументировать свои высказывания. Развивать геометрическую зоркость.
Воспитательные:
В о с п и т ы в а т ь
с а м о с т о я т е л ь н о с т ь ,
д р у ж е с к и е
взаимоотношения; воспитывать интерес к математике.
Материал и оборудование:
Девочка
Женя,
лепестки
«цветик-семицветика»,
интерактивная
доска,
изображения сказок «Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, цветитик
-семицветик»,
картинки
с
геометрическими
фигурами
для
игры
«Теремок»,
цифры,
танграмм,
музыкальное
сопровождение,
листы
с
изображением
геометрических фигур, цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! (Ответы детей)
А
давай
те
поздороваемся
друг
с
другом,
но
поздороваемся
не
обычно
–
ладошками.
«Добро в ладошках».
Дети соединяют ладоши (как в игре «Колечко-колечко»), «собрав» в них своё
добро и «передают» его соседу.
Воспитатель: Ну вот мы с вами и передали свое добро, хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, а скажите мне пожалуйста, какие вы знаете сказки где
встречается число 7? (Волк и семеро козлят, Белоснежка и семь гномов, цветит
-семицветик)
Воспитатель: Молодцы. Я вам предлагаю сегодня отправить в сказку «Цветик-
семицветик», давайте? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы помните, как звали девочку с волшебным цветком?
(Женя)
Правильно, молодцы.
Раздается стук в дверь, входит девочка Женя и плачет.
Воспитатель: Ребята, кто же это? (Женя)
Женя что случилось?
Женя: У меня был волшебный цветок «Цветик-семицветик», но в внезапно
подул сильный ветер и все мои лепестки разлетелись. Помогите мне пожалуйста
найти и для того что бы их собрать вмести, надо будет выполнить несколько
заданий
Воспитатель: Ребята поможем девочке Жене собрать лепестки? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это там лежит на столе? (Дети подходят
к столу и видят лепесток)
Воспитатель:
Посмотрите,
это
же
волшебный
лепесток,
а
скажите
мне
пожалуйста, какого он цвета? (Желтого), молодцы, но что бы мы могли его взять,
нам надо выполнить задание (на лепестке написано задание)
Воспитатель: Посмотрите, все цифры запутались и не могут найти своего места.
Давайте им поможем? (На столе лежат цифры, дети подходят к столу и должны
положить цифры в правильном порядке. После того как дети разложили цифры в
правильном порядке, воспитатель задает вопросы)
- Счет прямой и обратный до 10.
- Назовите соседей числа 5, 3, 2,8,4,9.
- Какое число стоит между 4 и 6, 6 и 8,7 и 9, 1 и 3, 8 и 10.
- Какое число на 1 меньше 10,5,9, 4,8.
- Какое число на 1 больше 1,5,7,4,3.
Воспитатель: Вы большие молодцы, желтый лепесток у нас уже есть, пойдемте
искать остальные. (Дети проходят дальше и видят еще один лепесток)
Воспитатель: Вот и еще лепестки, посмотрите ребята, сколько здесь лепестков?
(2), а какого они цвета? (Красный и синий). Что бы получить нам эти лепесточки,
мы с вами должны выполнить целых 2 задания, готовы? (Ответы детей). Ребята, а
давайте вспомним какие животные могут жить в лесу? (Ответы детей)
Танграмм. Собери животное.
Дети садятся за столы, на столе разложены геометрические фигуры на каждого
ребенка,
дети
из
геометрических
фигур
должны
собрать
любое
животное,
которое может встретиться в лесу.
В конце игры воспитатель спрашивает каждого ребенка кого он собрал и какого
цветы получилось у него животное. (Дети складывают танграмм и убирают в
сторону).
Воспитатель: Ребята, перед вам еще листы лежат с рисунками, подвиньте их к
себе.
Что вы видите на листе? (Ответы детей: круг, квадрат, прямоугольник, овал,
треугольник). Правильно, а как одним словом мы можем назвать все эти фигуры?
(Геометрические фигуры).
Сейчас подумайте хорошо, что может быть похоже на круг, овал, треугольник,
прямоугольник, квадрат.
(Круг – солнце; квадрат – дом; овал – шарик; прямоугольник – машина, автобус;
треугольник – светофор, флажок, елочка).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, теперь у нас три лепестка, желтый,
красный и синий.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот еще лепесток. (Воспитатель вмести с
детьми подходят к лепестку)
Физкультминутка.
Под музыку дети танцуют как хотят, когда музыка выключается дети должны
сделать столько кругов какую цифру показывает воспитатель. (Цифра 3, значит
дети делают 3 круга; цифра, 1 значит дети делают 1 круг). Игра повторяется
несколько раз.
(Пока дети танцуют, воспитатель неожиданно достает лепесток).
Воспитатель: Какие вы молодцы, теперь у нас еще один лепесток.
(Дети проходят на ковер и находят на ковре еще один лепесток)
Воспитатель: Ребята, а какого цвета это лепесток? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, молодцы, а давай те с вами поиграем в игру теремок?
(Ответы детей).
Игра «Теремок»
Детям раздаются картинки с геометрическими фигурами.
Воспитатель: Ребята, вы сможете попасть в теремок только в том случае, если
скажете, чем ваш предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет? ".
Ребенок: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к
себе.
Ведущий: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня,
квадрат.
Ребенок:
Мы
геометрические
фигуры.
У
нас
есть
углы,
стороны.
Мы
делаем мир разнообразным.
Ведущий: Хорошо, проходи.
Ребенок: Тук - тук. Я круг. Пустите меня к себе.
Ведущий:
Пустим,
если
скажешь,
чем
ты,
круг
отличаешься
от
нас
(треугольника и квадрата).
Ребенок: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.
Воспитатель: Вот мы все и собрались в теремочке. Молодцы, теперь у нас пять
лепестков.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот еще один лепесток. (Дети подходят к
лепестку). Воспитатель уточняет какого цвета этот лепесток.
Воспитатель: Посмотрите, на лепестке написаны вопросы, давайте мы с вами на
них ответим и сможем оставить этот лепесток себе. (Ответы детей)
Игра «Много-мало»
Воспитатель: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?
Дети: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.
Воспитатель: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?
Дети: Игрушек, овощей в огороде и тд.
Воспитатель: Это было раньше маленьким, а стало большим.
Дети: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.
Воспитатель: Это было раньше большим, а стало маленьким.
Дети: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когда рядом стоит
кажется очень большим, а когда улетает - становиться все меньше и меньше.
Воспитатель: Ребята, какие же вы молодцы! Вы ответили на все вопросы и
теперь лепесток мы оставим себе.
Воспитатель:
Ребята,
нам
осталось
найти
последний
лепесток,
посмотрите
внимательно, где же он может быть? Вы его видите? (Ответы детей).
Воспитатель: Ой ребята, и правда, вот же он. Давайте посмотрим, что же нам
приготовил этот лепесток.
Воспитатель: Я называю какую-либо ситуацию, а вы отвечаете, что было до
этого, или, что будет после, договорились?
Воспитатель: Какая часть суток сейчас?
Дети: Утро.
Воспитатель: А что было раньше?
Дети: Ночь.
Воспитатель: А раньше?
Дети: Вечер.
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Дети: Вторник.
Воспитатель: А какой день недели был вчера?
Дети: Понедельник.
Воспитатель: Какой день недели будет завтра?
Дети: Среда.
Воспитатель: А послезавтра?
Дети: Четверг.
Воспитатель: Молодцы ребята. Давай те мы с вами посчитаем сколько у нас
лепестков. (Воспитатель вмести с детьми считает лепестки). Правильно, семь. А
это значит, что мы с вами справились со всеми заданиями и собрали все лепестки
для Жени. Давайте позовём Женю (Ответы детей) 2 раза.
(Выходит девочка Женя)
Воспитатель: Вот Женя, мы собрали все лепестки.
Женя: Спасибо вам ребята. А скажите, вам понравилось собирать лепестки? А
какие задания вам понравились больше всего? Какие задания вам показались
трудные? (Ответы детей)