Автор: Витязева Татьяна Вячеславовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 113
Населённый пункт: город Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Виды утренней гимнастики и возможности ее использования"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Виды утренней гимнастики
и возможности её использования в ДОУ
Утренняя
гимнастика
-
это
постепенное
введение
организма
в
благоприятную
двигательную
активность.
В
детском
саду
гимнасти-
ка
является
одним
из
режимных
моментов.
И
средством
для
подня-
тия
эмоционального
тонуса
детей.
Чтобы
повысить
интерес
детей
к
утренней гимнастике
и
разнообразить
двигательную
активность,
изме-
няем ее форму и место проведения.
Виды утренней гимнастики
Традиционная гимнастика, непродолжительная ходьба разного вида
переходящая в бег 1,5-2мин. Разные построения, ОРУ 6-7 упр., подскоки на
месте, ходьба с дыхательными упражнениями. Упражнения проводятся из
разных исходных положений: стоя на коленях, сидя, лежа на спине и животе.
Широко применяться ОРУ с пособиями
Гимнастика игрового характера, построенная на основе подвижных,
народных, оздоровительных игр, игр-эстафет с включением в их содержание
разминки, по нарастающей и убывающей степени нагрузки, дыхательные
упражнения. Активная двигательная деятельность игрового характера с му-
зыкальным сопровождением вызывает положительные эмоции, усиливает все
физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и си-
стем. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и при-
том много раз одни и те же движения, не замечая усталости. Дети старших
группах сами выбирают и проводят понравившиеся игры.
Гимнастика с использованием полосы препятствий с постепенным
увеличением нагрузки, с включением разных видов движений и их темпа, со-
здаются
разные
полосы
препятствий
с
использованием
мягких
модулей.
Преодоление комбинированных препятствий способствует закреплению и со-
вершенствованию умений и навыков, развивает физические качества, вызы-
вает интерес и доставляет радость детям.
Ритмическая гимнастика. Движение под музыку - любимое занятие
детей. Музыку подбираем с ярко выраженным образом, знакомым и понят-
ным детям. Танцевальная ритмика полезны для общего развития детей, вос-
питывают у детей желание двигаться, развивают эмоции, выразительность
пластики, навыки основных движений (ходьба, бег, пружинящие движения), а
также умение ориентироваться в пространстве (движения по кругу, стайкой,
парами) важным дополнением является атрибутика, которая делает ритмику
более эффективной, а также развивает у детей мелкую моторику.
Структура утренней гимнастики
В любом из видов гимнастики должна сохраняться структура.
Вводная: ходьба в сочетании с выполнением движений рук, тулови-
ща, бег, подскоки, прыжки;
1
Основная: ОРУ, полоса препятствий, игры, танцы.
Заключительная: легкий бег
с переходом на ходьбу, включая ды-
хательные
упражнения.
В начале утренней гимнастики дается ходьба (обычная, с высоким под-
ниманием колен и другие виды) это помогает организовать детей, сосредото-
чить их внимание. В начале и в конце гимнастики для предупреждения плос-
костопия следует давать разные виды ходьбы в сочетании: обычная ходьба,
на носках, пятках, краях стоп.
После ходьбы дается бег: врассыпную, в колонне по одному, по двое,
на месте, с продвижением в разных направлениях и разными способами.
В гимнастику включаются разные виды прыжков: на одной, двух но-
гах, на месте с продвижением вперед, в разных направлениях.
Перепрыгивание через предметы, впрыгивание в обруч и выпрыгива-
ние из него. Прыжки могут чередоваться с полуприседами.
Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбирают-
ся в следующей последовательности расположения частей тела: сверху -
вниз. Количество ОРУ, и их дозировка увеличивается с возрастом детей.
Возраст детей
количество
Число повторений
Младший
3-4
3-4-раз
2младший
4
4-5 раз
средний
4-5
5-6 раз
старший
5-6
6-8 раз
подготовительный
6-8
8-12
ОРУ выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя,
лежа. Положение лежа снимают давление массы тела на позвоночник и свод
стопы. Для проведения ОРУ с предметами нужно продумать порядок их раз-
дачи и сбора. Построение детей, что бы они ни мешали друг другу.
В старших группах количество упражнения с предметами уменьшает-
ся, так как усложняются сами упражнения. Дети их могут выполнять само-
стоятельно по названию и по показу других детей.
В средней группе нужно сначала назвать упражнение, коротко объяс-
нить его, если нужно показать, а потом давать команду на его выполнение.
В младших группах воспитатель выполняет ОРУ вместе с детьми.
Во время выполнения упражнений воспитатель внимательно наблюда-
ет за каждым ребенком, оказывает помощь, делает указания, подбадривает.
Особое внимание уделяется дыханию, положению туловища.
В конце гимнастики после бега в сочетании с ходьбой выполняются
упражнения на дыхания.
Советы воспитателю по проведению утренней гимнастики:
не
должно
быть
гимнастики
по
принуждению.
Если
ребе-
нок
не
хочет
заниматься
сегодня,
не
надо
его
заставлять,
но
причину
такого
поведения
следует
понять;
н и ка ко й
з а о р г а н и з о в а н н о с т и,
с т р о г и х
п р а в и л ,
требований;
2
нужно обеспечить полную раскованность в поведении, припод-
нять эмоциональное состояние и по возможности подобрать та-
кие движения чтобы ребенок выполняя их получал радость;
во время проведения разных видов гимнастики важно правильно
дозировать физические нагрузки. Дети должны заниматься только
в аэробном режиме, в достаточно интенсивном темпе, но без
перегрузок;
в
период
карантина,
повышенной
заболеваемости ОРВИ
и
гриппом
гимнастика
проводится
с
преобладанием
малых на-
грузок. После разминки, поднимаем детям настроение, веселыми
оздоровительными играми;
в зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и
регулировать физическую нагрузку. При понижении температу-
ры увеличивает ее, изменяя темп, при повышении температуры
снижает, чтобы избежать перегревания организма;
комплекс
составляется
на
2
недели
из
знакомых,
освоенных
упражнений, что помогает сократить время на объяснения и по-
каз. Чтобы повысить нагрузку и поддержать интерес детей
к
гимнастике, меняем темп, усложняем упражнение и увеличиваем
количества повторений, заменяем образы;
гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окна-
ми в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма оде-
жды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего
года постепенно приучает организм к прохладной температуре и
придает
утренней
гимнастике
значение
закаливающей
проце-
дуры - воздушной ванны;
в холодное время при проведении гимнастики на улице ОРУ ис-
ключаются. Они заменяются подвижной игрой или танцевальны-
ми движениями.
по возвращению с гимнастики в группы, дети принимают вод-
ную процедуру, выполняют обтирание рук.
3