Напоминание

Педагогические технологии, обеспечивающие позитивное отношение ребёнка к окружающему миру и природе.


Автор: Журавлева Римма Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 9 «Родничок»
Населённый пункт: г. Егорьевск, Московская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Педагогические технологии, обеспечивающие позитивное отношение ребёнка к окружающему миру и природе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 9 «Родничок»

Методические рекомендации на тему:

« Педагогические технологии,

обеспечивающие позитивное отношение

ребёнка к окружающему миру и природе».

Воспитатель Журавлева Римма Викторовна

2020 год

Дошкольное детство - это уникальный самоценный этап развития человека.

Именно на этом этапе закладываются основы личностного развития. Это период, когда

ребёнок начинает осознавать себя и своё место в мире.

Детский сад - первая и очень важная ступень в системе образования.

При правильной организации учебного процесса формируется кругозор дошкольников и

обеспечивается видение целостной картины мира.

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих

специальный

набор

и

компоновку

форм,

методов,

способов,

приёмов

обучения,

воспитательных

средств;

она

есть

организационно

методический

инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на

реализацию

государственных

стандартов

дошкольного

образования.

Принципиально

важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-

образовательном

процессе,

отношение

к

ребенку

со

стороны

взрослых.

Взрослый

в

общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его

цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Сегодня

насчитывается

больше

сотни

образовательных

технологий.

К

числу

современных образовательных технологий можно отнести:

- технология исследовательской деятельности;

- технологии проектной деятельности;

- игровая технология;

- технология продуктивной деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология портфолио дошкольника и воспитателя;

- здоровьесберегающие технологии и др.

Педагогические технологии, обеспечивающие позитивное отношение ребёнка

к окружающему миру и природе.

Малыш – природный исследователь окружающего мира, он открыт миру и смотрит на

него широко распахнутыми глазами. Мир открывается ребёнку через опыт его личных

ощущений, действий, переживаний.

Дети

по

природе

своей

исследователи.

Неутолимая

жажда

новых

впечатлений,

любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать

новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского

поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он

настроен на познание мира, он хочет его познать, исследовать, открыть, изучить - значит

сделать шаг в неизведанное, что-то новое, интересное и захватывающее, что само по себе

дарит много положительных переживаний.

Чтобы обеспечить потребности в самовыражении, поиске, познании и исследование

окружающего

мира

и

природы,

на

помощь

педагогам

приходит технология

исследовательской деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай

попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда

ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.

Цель исследовательской деятельности - сформировать у дошкольников основные

ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Задачи:

- воспитывать потребность изучать окружающий мир через проектно - исследовательскую

деятельность;

- развивать творческую активность познавательных процессов;

- учить решать исследовательские задачи, применяя новые инновационные методы и

средства.

Методы

и

приемы

организации

экспериментально

исследовательской

деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты (экспериментирование);

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для

себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого

мышления.

В.А.Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного и

умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребёнка

вливается

живительный

поток

представлений,

понятий.

Игра

-

это

искра,

зажигающая огонёк пытливости».

Играя

ребёнок

учится

взаимодействовать,

познает

мир,

получает

позитивные

впечатления

и

переживания.

Опираясь

на

то,

что

ведущей

деятельностью

детей

дошкольного возраста является игра, большую роль в познании ребёнком окружающего

мира отводится применению игровых технологий.

Технология проектной деятельности также обеспечивает позитивное отношение

ребёнка

к

миру,

так

как

дает

возможность

ребенку

работать

над

проблемой

и

самостоятельно получать ответы на свои вопросы в результате деятельности. В результате

реализации проектов дети научились видеть проблему, планировать свою деятельность,

добывать знания, решать задачи, делать выводы и получать от этого позитивные эмоции. У

детей развиваются творческие способности и коммуникативные навыки, ребята учатся

взаимодействовать со взрослыми, что позволяет успешно адаптироваться к окружающему

миру.

Цель: Развитие

и

обогащение

социально-личностного

опыта

посредством

включения

детей в сферу межличностного взаимодействия.

Для того что бы ребёнок познавал окружающий мир с улыбкой, проявлял к нему интерес,

не боялся узнать, что-то новое, во главе угла в дошкольном образовании ставиться

личностно-ориентированная технология.

Цель: Содействовать

становлению

ребёнка

как

личности.

Побуждать

детей

самостоятельно находить ответы на свои вопросы.

Задачи:

- обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении,

- бесконфликтных и безопасных условий ее развития,

- реализацию имеющихся природных потенциалов.

В

рамках

личностно-ориентированных

технологий

самостоятельными

направлениями

выделяются:

1.

Гуманно-личностные

технологии, отличающиеся

своей

гуманистической

сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи

ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного

образовательного учреждения..

2.

Технология

сотрудничествареализует

принцип

демократизации

дошкольного

образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе

взаимоотношений «Взрослый - ребенок».

Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей

среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам.

Совместно определяют разнообразную творческую деятельность

В результате использования личностно - ориентированных технологий педагоги имеют

возможность:

Построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты:

Воспитывает толерантное отношение к личности ребенка

формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка

Выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений

Повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Все

педагогические

технологии,

которые

используются

в

дошкольном

образовании,

направлены

на

то,

чтобы

формировать

позитивное

отношение

ребёнка к окружающему миру и природе. Но те технологии, которые обеспечивают

базовые потребности в поисково-исследовательской активности, дают возможность

непосредственного

контакта

с

окружающим

миром,

дают

ребёнку

истинно

неподдельные положительные переживания.



В раздел образования