Автор: Гибизова Луиза Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ООШ№3
Населённый пункт: г.Дигора, РСО-Алания
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Раздел: среднее образование
Ход урока
1.Организационный этап.
Приветствие: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какое у вас
настроение?
Ученики: Хорошее!
Учитель: Покажите мне хорошее настроение. Я очень рада этому и
надеюсь, что это настроение сохранится весь урок. Я рада видеть
ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет вам
радость общения друг с другом. А для того, чтобы настроиться на
хорошую работу, предлагаю сформулировать девиз нашего урока:
«Будем мы старательны
Активны и внимательны
И урок усвоим хорошо»
Хочу всем вам пожелать хорошего настроения и плодотворной
работы. Ребята, а что нам пригодиться для успешной работы на
уроке?
Ученики: Внимание, активность, желание узнать новое.
Учитель: Конечно же. Итак, свой урок я хочу начать с осенней песни
П.И.Чайковского. Прослушайте, пожалуйста, фрагмент этого
музыкального произведения и подумайте, какие чувства вызывает
эта музыка?
Ученики: Эта музыка навевает грусть, тоску, потому что на дворе
осень, идут дожди, деревья становятся голыми и бывает холодно.
Учитель: Да, осень это время увядания природы, холодно, идут
дожди, а скоро уже и снег. А чтобы вы не грустили, я хочу вам
предложить совершить мысленно прогулку по осеннему лесу. Вы
будете наслаждаться красотой природы и в то же время
вспоминать сведения о русском языке. Итак, представим лес,
осенний лес. Гуляя в лесу, вы собрали букет из осенних листьев. На
каждом листочке вопросы. Отвечая на эти вопросы, вы вспомните
материал предыдущих уроков. Вы готовы?
Ученики: Да.
2. Мотивация к учебной деятельности
Работа со словами, конструирование предложения:
Россыпь слов
: большой, удача, успех, с, малый, начинается.
(С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ.)
-- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?
-- Чем будут для нас эти слова?
«Не говори – не умею, а говори – научусь! – Только изучая русский
язык с желанием, можно научиться правильно, грамотно
говорить и писать. И мы сегодня покажем наши знания и получим
новые. ( Учащиеся дают характеристику предложения)
3. Актуализация знаний.
-- Учитель:
Запишите число, классная работа.
Пишем предложения: Разбираем предложения по членам.
Художник рисует осень красками.
Мы ей очень рады.
-- С какой трудностью вы столкнулись? Для чего нужны
второстепенные члены предложения?( Для дополнения главных
членов предложения и других второстепенных членов
предложения, для распространения предложений)
-- Какую учебную проблему будем решать на уроке?(Какие еще
есть второстепенные члены предложения и как они называются?)
-- Давайте порассуждаем:
- От какого слова мы задаем вопросы?
- Какой частью речи выражено сказуемое
- Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.
- Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным
ОСЕНЬ и КРАСКАМИ, к местоимению ЕЙ? ( разбор словосочетаний
РИСУЮ ОСЕНЬ, РИСУЮ КРАСКАМИ, РАДЫ ЕЙ.)
- Как бы мы их подчеркнули?
- Какими частями речи выражены зависимые слова?
- Что мы уже установили для этого второстепенного члена
предложения? А что нам еще нужно установить?
4. Первичное усвоение новых знаний
Определение темы урока:
- Как же называется этот второстепенный член предложения?
Это и есть тема нашего урока
Определение целей урока.
- Какие цели поставим на уроке? ( находить дополнения в
предложении, обозначать их графически и уметь задавать
вопросы.)
Учитель:
Проанализируем образование слова дополнение.
ПОЛН-ЫЙ –ДО-ПОЛН-И-ТЬ – ДО-ПОЛН=ЕНИ-Е.
Работа в группах:
1 группа: формулирует определение дополнения. ( Те члены
предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей,
зависят от глагола или другого существительного, называются
дополнениями.
2 группа: составляет алгоритм нахождения дополнения.
( 1. найду в предл. Слово, обозначающее действие предмета, т.е.
глагол-сказуемое,
2.поставлю от него вопросы косвенных падежей, т.е. чего, чему,
чем, о чем.
3.определю, есть ли в предл. Слова, кот. Отвечают на эти вопросы и
обозначают предмет.
4. если есть, это дополнение. ( каждому ученику раздается
алгоритм.)
Учитель: Ребята, а кого считают мастерами письменной и устной
речи? ( писателей и поэтов)
- Ребята, а есть среди вас те ,кому нравится осень?
- Известно, что осень была любимым временем года многих
творческих людей, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть
такие строки:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
Задание: записать предложения в тетрадь, графически обозначить
подлежащее и сказуемое, подчеркнуть дополнения, назвать
признаки дополнения.
( На фоне осеннего пейзажа портрет А.С.Пушкина. Коротко о поэте.
А.С.Пушкин – великий русский поэт, прозаик. Автор бессмертных
произведений в стихах, в том числе и сказок. Он писал о вечном – о
любви к жизни, о дружбе и преданности, о долге и чести, добре и
зле. Его сказки не теряют актуальности, по ним до сих пор изучают
русскую культуру.
-- А вот как описывает А.С.Пушкин осень?
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
Итак: Дополнение – второстепенный член предложения, который
отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, с
которым связано действие или признак. Дополнения обычно
выражаются именем существительным или местоимением в
косвенном падеже.
Физминутка:
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
5.Первичная проверка понимания.
Давайте потренируемся в нахождении дополнений:
1.Задание: применяя алгоритм, найти дополнения,
подчеркнуть.
Струился дождь из мглы,
Тянулся запах прели,
И словно обгорели,
Намокшие стволы.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок.
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле…
2.Работа в парах: самостоятельная работа. Вставить
пропущенные буквы, слова-дополнения, подчеркнуть их.
Лунный свет освещал цв…точную … .
Осенью белочка делает б…льшие … .
Тучи закрыли звез…ное … .
Все рассматривали причудливые …сенние … .
Солнце осв…тило пшеничное … . ( проверка на слайде)
6. Первичное закрепление.
1. Продолжите фразу:
а) В предложении есть главные и … члены предложения.
б)Второстепенные члены предложения – это …, …, … .
в)Дополнение - … член предложения, который отвечает на
вопросы … .
г)Дополнение обычно выражается …, … .
2. Выполнение теста.
А 1)Дополнение – это второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы косвенных падежей и
обозначает предмет.
2)Дополнение – это второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы всех падежей и обозначает
предмет.
3) Дополнение – это второстепенный член предложения,
который отвечает на вопросы косвенных падежей и
обозначает признак предмета.
Б 1) Дополнение может быть выражено только именем
существительным.
2) Дополнение обычно может быть выражено именем
существительным и местоимением.
3) Дополнение может быть выражено только
местоимением.
В 1)В предложении дополнение не выполняет особенной
роли.
2) В предложении дополнение поясняет, дополняет,
распространяет мысль.
3) В предложении дополнение служит для связи слов.
Г Прочитайте предложение: Фильм увидел сын.
1) В этом предложении нет дополнения.
2) В этом предложении дополнение – сын.
3) В этом предложении дополнение – фильм
Д Чем является слово сильного в предложении: У сильного
всегда бессильный виноват.
1) Подлежащим.
2) Определением.
3) Дополнение
7. Рефлексия
А теперь проанализируйте свою работу, пользуясь
алгоритмом:
Сегодня на уроке я узнал … ( что такое дополнение, от
какого слова ставим к нему вопрос)
Понял … ( на какие вопросы отвечает дополнение. Чем
выражается)
Научился … ( находить дополнения в предложении и
составлять схемы предложений с дополнениями).
8. Информация по домашнему заданию, инструктаж по
его выполнению. ( На уроке по изобразительному
искусству мы выполняли иллюстрации на тему: «Золотая
осень». По этим картинам вам нужно написать сочинение-
миниатюру «Осень – художница»
9. Выставление оценок.
Учитель:
Покажите, ребята, на смайлике, с каким
настроением вы провели урок.
Завершая урок,
Хочу пожелать вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнейшего пути – главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет!