Напоминание

Второстепенные члены предложения. Дополнение.


Автор: Гибизова Луиза Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ООШ№3
Населённый пункт: г.Дигора, РСО-Алания
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Раздел: среднее образование





Назад




Ход урока

1.Организационный этап.

Приветствие: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Какое у вас

настроение?

Ученики: Хорошее!

Учитель: Покажите мне хорошее настроение. Я очень рада этому и

надеюсь, что это настроение сохранится весь урок. Я рада видеть

ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесет вам

радость общения друг с другом. А для того, чтобы настроиться на

хорошую работу, предлагаю сформулировать девиз нашего урока:

«Будем мы старательны

Активны и внимательны

И урок усвоим хорошо»

Хочу всем вам пожелать хорошего настроения и плодотворной

работы. Ребята, а что нам пригодиться для успешной работы на

уроке?

Ученики: Внимание, активность, желание узнать новое.

Учитель: Конечно же. Итак, свой урок я хочу начать с осенней песни

П.И.Чайковского. Прослушайте, пожалуйста, фрагмент этого

музыкального произведения и подумайте, какие чувства вызывает

эта музыка?

Ученики: Эта музыка навевает грусть, тоску, потому что на дворе

осень, идут дожди, деревья становятся голыми и бывает холодно.

Учитель: Да, осень это время увядания природы, холодно, идут

дожди, а скоро уже и снег. А чтобы вы не грустили, я хочу вам

предложить совершить мысленно прогулку по осеннему лесу. Вы

будете наслаждаться красотой природы и в то же время

вспоминать сведения о русском языке. Итак, представим лес,

осенний лес. Гуляя в лесу, вы собрали букет из осенних листьев. На

каждом листочке вопросы. Отвечая на эти вопросы, вы вспомните

материал предыдущих уроков. Вы готовы?

Ученики: Да.

2. Мотивация к учебной деятельности

Работа со словами, конструирование предложения:

Россыпь слов

: большой, удача, успех, с, малый, начинается.

(С МАЛОЙ УДАЧИ НАЧИНАЕТСЯ БОЛЬШОЙ УСПЕХ.)

-- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

-- Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь! – Только изучая русский

язык с желанием, можно научиться правильно, грамотно

говорить и писать. И мы сегодня покажем наши знания и получим

новые. ( Учащиеся дают характеристику предложения)

3. Актуализация знаний.

-- Учитель:

Запишите число, классная работа.

Пишем предложения: Разбираем предложения по членам.

Художник рисует осень красками.

Мы ей очень рады.

-- С какой трудностью вы столкнулись? Для чего нужны

второстепенные члены предложения?( Для дополнения главных

членов предложения и других второстепенных членов

предложения, для распространения предложений)

-- Какую учебную проблему будем решать на уроке?(Какие еще

есть второстепенные члены предложения и как они называются?)

-- Давайте порассуждаем:

- От какого слова мы задаем вопросы?

- Какой частью речи выражено сказуемое

- Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

- Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным

ОСЕНЬ и КРАСКАМИ, к местоимению ЕЙ? ( разбор словосочетаний

РИСУЮ ОСЕНЬ, РИСУЮ КРАСКАМИ, РАДЫ ЕЙ.)

- Как бы мы их подчеркнули?

- Какими частями речи выражены зависимые слова?

- Что мы уже установили для этого второстепенного члена

предложения? А что нам еще нужно установить?

4. Первичное усвоение новых знаний

Определение темы урока:

- Как же называется этот второстепенный член предложения?

Это и есть тема нашего урока

Определение целей урока.

- Какие цели поставим на уроке? ( находить дополнения в

предложении, обозначать их графически и уметь задавать

вопросы.)

Учитель:

Проанализируем образование слова дополнение.

ПОЛН-ЫЙ –ДО-ПОЛН-И-ТЬ – ДО-ПОЛН=ЕНИ-Е.

Работа в группах:

1 группа: формулирует определение дополнения. ( Те члены

предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей,

зависят от глагола или другого существительного, называются

дополнениями.

2 группа: составляет алгоритм нахождения дополнения.

( 1. найду в предл. Слово, обозначающее действие предмета, т.е.

глагол-сказуемое,

2.поставлю от него вопросы косвенных падежей, т.е. чего, чему,

чем, о чем.

3.определю, есть ли в предл. Слова, кот. Отвечают на эти вопросы и

обозначают предмет.

4. если есть, это дополнение. ( каждому ученику раздается

алгоритм.)

Учитель: Ребята, а кого считают мастерами письменной и устной

речи? ( писателей и поэтов)

- Ребята, а есть среди вас те ,кому нравится осень?

- Известно, что осень была любимым временем года многих

творческих людей, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть

такие строки:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

Задание: записать предложения в тетрадь, графически обозначить

подлежащее и сказуемое, подчеркнуть дополнения, назвать

признаки дополнения.

( На фоне осеннего пейзажа портрет А.С.Пушкина. Коротко о поэте.

А.С.Пушкин – великий русский поэт, прозаик. Автор бессмертных

произведений в стихах, в том числе и сказок. Он писал о вечном – о

любви к жизни, о дружбе и преданности, о долге и чести, добре и

зле. Его сказки не теряют актуальности, по ним до сих пор изучают

русскую культуру.

-- А вот как описывает А.С.Пушкин осень?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

Итак: Дополнение – второстепенный член предложения, который

отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, с

которым связано действие или признак. Дополнения обычно

выражаются именем существительным или местоимением в

косвенном падеже.

Физминутка:

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

5.Первичная проверка понимания.

Давайте потренируемся в нахождении дополнений:

1.Задание: применяя алгоритм, найти дополнения,

подчеркнуть.

Струился дождь из мглы,

Тянулся запах прели,

И словно обгорели,

Намокшие стволы.

На ручей, рябой и пестрый,

За листком летит листок.

И струей, сухой и острой;

Набегает холодок.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле…

2.Работа в парах: самостоятельная работа. Вставить

пропущенные буквы, слова-дополнения, подчеркнуть их.

Лунный свет освещал цв…точную … .

Осенью белочка делает б…льшие … .

Тучи закрыли звез…ное … .

Все рассматривали причудливые …сенние … .

Солнце осв…тило пшеничное … . ( проверка на слайде)

6. Первичное закрепление.

1. Продолжите фразу:

а) В предложении есть главные и … члены предложения.

б)Второстепенные члены предложения – это …, …, … .

в)Дополнение - … член предложения, который отвечает на

вопросы … .

г)Дополнение обычно выражается …, … .

2. Выполнение теста.

А 1)Дополнение – это второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы косвенных падежей и

обозначает предмет.

2)Дополнение – это второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы всех падежей и обозначает

предмет.

3) Дополнение – это второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы косвенных падежей и

обозначает признак предмета.

Б 1) Дополнение может быть выражено только именем

существительным.

2) Дополнение обычно может быть выражено именем

существительным и местоимением.

3) Дополнение может быть выражено только

местоимением.

В 1)В предложении дополнение не выполняет особенной

роли.

2) В предложении дополнение поясняет, дополняет,

распространяет мысль.

3) В предложении дополнение служит для связи слов.

Г Прочитайте предложение: Фильм увидел сын.

1) В этом предложении нет дополнения.

2) В этом предложении дополнение – сын.

3) В этом предложении дополнение – фильм

Д Чем является слово сильного в предложении: У сильного

всегда бессильный виноват.

1) Подлежащим.

2) Определением.

3) Дополнение

7. Рефлексия

А теперь проанализируйте свою работу, пользуясь

алгоритмом:

Сегодня на уроке я узнал … ( что такое дополнение, от

какого слова ставим к нему вопрос)

Понял … ( на какие вопросы отвечает дополнение. Чем

выражается)

Научился … ( находить дополнения в предложении и

составлять схемы предложений с дополнениями).

8. Информация по домашнему заданию, инструктаж по

его выполнению. ( На уроке по изобразительному

искусству мы выполняли иллюстрации на тему: «Золотая

осень». По этим картинам вам нужно написать сочинение-

миниатюру «Осень – художница»

9. Выставление оценок.

Учитель:

Покажите, ребята, на смайлике, с каким

настроением вы провели урок.

Завершая урок,

Хочу пожелать вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье,

Оно для дальнейшего пути – главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет!



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники