Напоминание

«Музыкальное воспитание детей с ОВЗ»


Автор: Герасимова Светлана Семеновна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад № 186»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

«Музыкальное воспитание детей с ОВЗ»

Музыкальный руководитель:

Герасимова С.С.

Музыкальное воспитание детском саду, являются составной частью общей

системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо

общеразвивающей,

коррекционно-компенсаторную направленность.

Коррекция нарушенных функций через

музыку помогает приобщить ребёнка

к разным видам деятельности, формировать

внимание, интерес к музыке,

развивать музыкальные способности. Музыка организует

детей, заражает их

своим настроением. Музыкальное воспитание направленно

непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций

(зрительного и

слухового восприятия), и речевой деятельности.

Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:

не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в

стимуляции

элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения,

а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в

разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному

творчеству.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными

возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения

различных видов музыкальной деятельности:

1.Воспрятие

Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических

и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей,

расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности.

Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей

художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с

образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической

музыкой.

Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно

влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти,

внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности.

Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу

ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную

систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное

состояние.

Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала

возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный

тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый

наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая

кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).

Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного

темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга

«Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).

Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена

эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется

стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами,

повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем

громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.

Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)

2. Пение

Важным направлением в коррекционной работе в моей работе является

пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с

ограниченными возможностями здоровья.

В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная,

исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной

и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция

имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение

помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач

в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой

вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса,

приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха,

умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их

длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение

нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к

сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно

относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть

уважительным с другими взрослыми и сверстниками.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности

(внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора,

нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата

(дыхательного, артикуляционного). Развитию речи за счет расширения

словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и

ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает

исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение,

проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля»,

«ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного

произношения.

Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение

объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального

музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и

заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя

чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером.

Подвижных детей пение делает более уравновешенными.

Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения,

коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных

качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности

ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое

состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей

закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.

Каждый год наш детский сад принимает участие и на протяжении многих лет

становится победителем городского фестиваля среди ДОО ЗГО " Битва

хоров" . Идея проекта принадлежит педагогам нашего детского сада .

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Большое внимание уделяю обучению игре на детских музыкальных

инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности.

Здесь ставятся следующие коррекционные задачи:

Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку

играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою

партию.

Развитие координации движений при игре на таких музыкальных

инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках

и т. д.

Развитие музыкально – ритмического чувства. Довольно часто у детей с

ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на

только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую

помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.

4. Музыкально- ритмические движения

Одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является

развитие ритмических движений. Движения под музыку использую очень

широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как

инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и

лечения при различных патологиях.

Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации

движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается

чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных

танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства,

складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические

движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому

развитию детей.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных

навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его

словами. Основная направленность работы по музыкальному движению –

психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного

тела как выразительного «музыкального инструмента».

5. Театрализация

Для усиления интереса и активизации эмоциональной сферы использую

театрально-игровую деятельность. Она вызывает у детей желание

взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по

ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения,

имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует об-разно-игровые

проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе

подготовки к инсценировке у детей закрепляется умения ориентироваться на

свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь,

воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

Театрализованные виды деятельности большое значение имеет для

реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей,

что обеспечивают им становление самопринятие и самоуважения,

стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных

личностных качеств.

6. Досуговая деятельность

Праздничные утренники, развлечения и участие в конкурсах занимают

особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья. Все праздники, построены с учетом

психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной

разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают

эмоциональный тонус.

Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки к конкурсам. Вся

проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и

работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и

социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду

здоровых сверстников.

Выступление на праздниках и конкурсах развивает у детей артистичность,

умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и

присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с

нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой

личностью.

Таким образом - занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ

необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью

коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ

невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов

познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям

с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей

среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно

существовать и взаимодействовать в нем.

Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных

занятий в

позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная

динамика у всех

детей: наблюдается повышение психической активности,

креативности, уровня

саморегуляции, развитие эмоционально-личностной

сферы, расширение

коммуникативных навыков.

Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые

недуги. И пусть

эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они

двигаются, они

поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят

радость

окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны

обществу. Они

верят в себя!



В раздел образования