Автор: Герасимова Светлана Семеновна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Музыкальное воспитание детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 186»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«Музыкальное воспитание детей с ОВЗ»
Музыкальный руководитель:
Герасимова С.С.
Музыкальное воспитание детском саду, являются составной частью общей
системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, и имеет помимо
общеразвивающей,
коррекционно-компенсаторную направленность.
Коррекция нарушенных функций через
музыку помогает приобщить ребёнка
к разным видам деятельности, формировать
внимание, интерес к музыке,
развивать музыкальные способности. Музыка организует
детей, заражает их
своим настроением. Музыкальное воспитание направленно
непосредственно на развитие основных движений, сенсорных функций
(зрительного и
слухового восприятия), и речевой деятельности.
Особенность работы с детьми с ОВЗ состоит:
не в поиске способов освоения разных танцевальных движений, а в
стимуляции
элементарной активности у ребенка; не в совершенствовании произношения,
а в развитии элементарных вокализаций, простейших звукоподражаний; не в
разучивании танцев, а в поиске способов побудить ребенка к танцевальному
творчеству.
Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения
различных видов музыкальной деятельности:
1.Воспрятие
Восприятие музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических
и коррекционных задач, она обогащает эмоциональную сферу детей,
расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности.
Важным условием оздоровительной работы является формирование у детей
художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с
образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической
музыкой.
Согласно последним исследованиям, классическая музыка благотворно
влияет на физические процессы организма, способствует развитию памяти,
внимания, воображения, развивает духовные и душевные качества личности.
Она обладает высокой степенью воздействия на эмоциональную сферу
ребенка. Это происходит в силу влияния музыки на центральную нервную
систему. Слушание музыки помогает ребенку войти в нужное эмоциональное
состояние.
Медленные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала
возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный
тонус. Это произведения подвижного, быстрого характера («Смелый
наездник» Шумана, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая
кукла», «Вальс цветов» П. Чайковского и др.).
Расторможенные (гиперактивные) дети успокаиваются музыкой умеренного
темпа, снижающего возбужденное состояние коры головного мозга
«Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберта и др.).
Дистоническим детям, у которых в течение дня происходит резкая смена
эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется
стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами,
повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем
громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П.И.
Чайковский, «Весенние голоса» Штраус и др.)
2. Пение
Важным направлением в коррекционной работе в моей работе является
пение, которое давно используется как одно из средств реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
В процессе обучения пению, с одной стороны, формируется вокальная,
исполнительская культура, которая является составной частью музыкальной
и художественной культуры, с другой — осуществляется коррекция
имеющихся вторичных отклонений в развитии ребенка с проблемами. Пение
помогает в решении познавательных, воспитательных и коррекционных задач
в работе с дошкольниками с проблемами: формирование основ певческой
вокально-хоровой культуры, развитие художественно-эстетического вкуса,
приобщение к исполнительской деятельности; развитие вокального слуха,
умения различать правильное и неправильное пение, высоту звуков, их
длительность, умения слушать себя во время пения. Усвоение через пение
нравственно-эстетических ценностей и формирование способности к
сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно
относиться к природе, животным, с нежностью общаться с мамой, быть
уважительным с другими взрослыми и сверстниками.
Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности
(внимание, память, мышление, воображение и т.д.). Расширение кругозора,
нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата
(дыхательного, артикуляционного). Развитию речи за счет расширения
словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и
ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика). Помогает
исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение,
проглатывание окончаний слов, особенно твердых. А пение на слои «ля-ля»,
«ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизацию правильного
произношения.
Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение. Хоровое пение
объединяет дошкольников, сохраняет условия для эмоционального
музыкального общения. Оно особенно полезно депрессивным и
заторможенным детям. В условиях совместного пения хорошо себя
чувствуют и неуверенные в себе дети. Они воодушевлены общим примером.
Подвижных детей пение делает более уравновешенными.
Занятия хоровой деятельностью воспитывает культуру общения, поведения,
коллективизма, т.е. создает условия и для формирования нравственных
качеств личности ребенка. Пение развивает коммуникативные способности
ребенка, оказывает положительное воздействие на его психофизическое
состояние, освобождая его от внутреннего напряжения. Через пение у детей
закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
Каждый год наш детский сад принимает участие и на протяжении многих лет
становится победителем городского фестиваля среди ДОО ЗГО " Битва
хоров" . Идея проекта принадлежит педагогам нашего детского сада .
3. Игра на детских музыкальных инструментах
Большое внимание уделяю обучению игре на детских музыкальных
инструментах, понимая значимость этого вида музыкальной деятельности.
Здесь ставятся следующие коррекционные задачи:
Развитие внимания и памяти, которые потребуются каждому ребенку
играющему в оркестре, чтобы вовремя вступить и правильно сыграть свою
партию.
Развитие координации движений при игре на таких музыкальных
инструментах, как бубен, барабан, погремушка, металлофон и т.д.
Развитие мелкой моторики пальцев рук при игре на дудочках, колокольчиках
и т. д.
Развитие музыкально – ритмического чувства. Довольно часто у детей с
ограниченными возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма на
только речи, но и движений, В преодоление этих нарушений большую
помощь оказывает игра на музыкальных инструментах.
4. Музыкально- ритмические движения
Одной из важнейших задач музыкального воспитания детей с ВОЗ, является
развитие ритмических движений. Движения под музыку использую очень
широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как
инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции и
лечения при различных патологиях.
Занятия ритмикой способствуют коррекции осанки, развитию координации
движений, переключаемости с одного вида движений на другой, развивается
чувство ритма, музыкальный слух и вкус. В процессе участия в коллективных
танцах, играх происходит формирование у них чувства партнерства,
складываются особые отношения со сверстниками. Музыкально-ритмические
движения и танцы способствуют эмоциональному и психофизическому
развитию детей.
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных
навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его
словами. Основная направленность работы по музыкальному движению –
психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного
тела как выразительного «музыкального инструмента».
5. Театрализация
Для усиления интереса и активизации эмоциональной сферы использую
театрально-игровую деятельность. Она вызывает у детей желание
взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по
ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения,
имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует об-разно-игровые
проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе
подготовки к инсценировке у детей закрепляется умения ориентироваться на
свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь,
воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.
Театрализованные виды деятельности большое значение имеет для
реализации у детей скрытых возможностей и индивидуальных способностей,
что обеспечивают им становление самопринятие и самоуважения,
стимулирует формирование позитивной самооценки и положительных
личностных качеств.
6. Досуговая деятельность
Праздничные утренники, развлечения и участие в конкурсах занимают
особое место в системе эстетического воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья. Все праздники, построены с учетом
психофизических особенностей детей. Они способствуют эмоциональной
разрядке, предупреждают ситуацию безразличия к окружающему, повышают
эмоциональный тонус.
Дети тесно контактируют друг с другом в ходе подготовки к конкурсам. Вся
проводимая работа способствует созданию дружного, жизнерадостного и
работоспособного детского коллектива, воспитанию толерантности и
социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среду
здоровых сверстников.
Выступление на праздниках и конкурсах развивает у детей артистичность,
умение держать себя на сцене, что требует значительной собранности и
присутствия волевых качеств. Выступая перед публикой, ребенок с
нарушением развития ощущает себя творческой социально значимой
личностью.
Таким образом - занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ
необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью
коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ
невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов
познания мира. Музыка также является средством, способным помочь детям
с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей
среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно
существовать и взаимодействовать в нем.
Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных
занятий в
позитивных изменениях в состоянии ребенка. Отмечается положительная
динамика у всех
детей: наблюдается повышение психической активности,
креативности, уровня
саморегуляции, развитие эмоционально-личностной
сферы, расширение
коммуникативных навыков.
Мы верим, что внутренняя сила, вера в себя может победить любые
недуги. И пусть
эти дети всё делают не так чётко и ритмично, как здоровые, но они
двигаются, они
поют и играют, они получают от этого радость и удовольствие, они дарят
радость
окружающим, близким. Они понимают, что нужны людям, нужны
обществу. Они
верят в себя!