Напоминание

Инновационные аспекты преподавания русского языка в современной школе


Автор: Камавосян Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Калачеевская СОШ №6
Населённый пункт: город Калач
Наименование материала: Инновационные аспекты преподавания русского языка в современной школе
Тема: Инновационные аспекты преподавания русского языка в современной школе
Раздел: полное образование





Назад




Инновационные аспекты преподавания русского языка в современной школе.

Камавосян С.Н.

Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность.

Бернард Шоу

-Верите ли вы, что детей можно научить учиться?

«Спеши в школу, как на игру. Она такова и есть», - писал Ян Коменский. Не правда ли,

про современную школу так не скажешь. Хорошо ли это? ФГОС требует от учителя

готовности к организации образовательного процесса

в современной информационно-

образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода —методологической

основы ФГОС. И каждое образовательное учреждение сегодня стремится жить и работать

по-новому.

Этого

требует

современное

общество,

ведь

ему

необходимы

высокообразованные,

целеустремленные,

инициативные,

э руд ир о ва нны е ,

конкурентоспособные, духовно и физически здоровые личности, которые будут учиться

всю жизнь.

Задача учителя — создать благоприятные условия для личностного развития

каждого

ученика,

помочь

ребенку

(обучающемуся)

поверить

в

себя,

сформировать

систему учебных и познавательных мотивов как инструмента его жизненных открытий.

Чтобы добиться этого, учитель должен начать с личной «перестройки»: отказаться от

проведения традиционных уроков, активно внедрять в свою

деятельность инновации,

которые позволят ученикам стать активными участниками образовательного процесса,

думающими, мыслящими, умеющими (если надо)свободно высказываться и доказывать

свою точку зрения. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы

над вопросами: «Как сделать урок интересным и полезным одновременно? Как увлечь

ребят своим предметом? Как учить, чтобы не было «неуспевающих»?»

Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном

образовании. От успешности его изучения зависит не только освоение других дисциплин,

но и формирование умений ориентироваться в огромном потоке информации, адекватно её

оценивать,

грамотно

использовать,

принимать

обоснованные

решения,

ясно

и

чётко

выражать свои мысли. Именно поэтому сегодня актуальной стала тема преподавания

русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения: новое

требует качественных изменений в области преподавания русского языка.

В связи с принятием ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился

подход к обучению. Роль учителя - словесника становится боле сложной, требующей не

только знания предмета, но и умения использовать различные педагогические технологии

и

средства

обучения

для

организации

самостоятельной

деятельности

обучающихся

с

учётом их индивидуальности. Если раньше учитель составлял план урока, то сейчас он

должен написать сценарий, построенный на взаимодействии обучающихся и учителя, где

последнему отводится роль наставника, инструктора, помогающего ориентироваться в

огромном мире знаний, находить эти знания, а не вкладывать готовое в головы учеников.

Приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей.

Что

же

такое «инновационное

обучение»

и

в

чём

его

особенности?

Определение

«инновация» как педагогический критерий сводится к понятию «новшество», «новое», но

в точном переводе с латинского языка«инновация» обозначает «в новое»,

и направлен

этот

метод

на

развитие

способности

ученика

к

само совершенствованию,

самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Основными целями инновационного обучения являются: 1) развитие интеллектуальных,

коммуникативных,

лингвистических

и

творческих

способностей

обучающихся;

2)

формирование личностных качеств обучающихся; 3) выработка умений, влияющих на

учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; 4)

развитие различных типов мышления; 5) формирование качественных знаний, умений,

навыков.

Данными

целями

определяются

и задачи:

1)

оптимизация

учебно-воспитательного

процесса;

2)

создание

обстановки

сотрудничества

ученика

и

учителя;

3)

выработка

долговременной положительной мотивации к обучению.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развитие критического

мышления, проблемное обучение, развивающее обучение, создание ситуации успеха на

уроке.

О снов ны ми принципами инновационного

обучения

являются:

креативность

(ориентация на творчество), усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков.

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно

применяются

следующие приёмы : ассоциативный ряд, опорный конспект, групповая

дискуссия,

чтение

с

остановками

и

вопросы

Блума,

кластеры,

синквейн,

эссе,

лингвистические кары , работа с тестами и многое другое

В своей работе я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок

приносил и радость, и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Современный

урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и уровня знаний.

Любой

урок

я

стараюсь

начинать

с

так

называемого

«погружения

в

тему»:

дети

самостоятельно

должны

сформулировать

тему

урока,

цель,

определить

темп

урока,

подвести итог как каждого этапа, так и общий. Подобные изменения приводят нас к отказу

от привычного написания конспекта урока и созданию другой формы планирования – к

технологической карте. При её составлении следует учитывать этапы конструирования

урока: определение темы учебного материала, определение дидактической цели темы,

продумывание

структуры

урока,

обеспеченность

урока,

отбор

содержания

учебного

материала,

выбор

методов

и

форм

организации

обучения,

оценка

знаний,

умений

и

навыков, рефлексия урока.

Сколько бы мы не говорили об инновациях в преподавании русского языка,

практика показывает, что все или почти все новые технологии – это хорошо забытое

старое, извлеченное и внедренное в жизнь. И здесь, как мне кажется, наше образование

очень похоже на моду: проходит несколько сезонов и вещь опять в тренде.

Несколько

подробнее

мне

бы

хотелось

остановиться

на

приёмах,

используемых

в

технологии

критического

мышления.

Критическое

мышление-

это

точка

опоры

для

мыслящего человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

И задача учителя научить обучающихся оценивать новые идеи с различных точек зрения,

делая выводы относительно точности и ценности информации, грамотно выражать свои

мысли. А для этого они должны хорошо владеть как письменной, так и устной речью.

Технологию критического мышления можно использовать на любых уроках, а также

во внеурочной деятельности. Чтобы правильно построить урок по данной технологии,

надо

соблюдать

3

стадии:

1-вызов(актуализировать

и

проанализировать

имеющиеся

знания

и

представления

по

изучаемой

теме;

пробудить

интерес,

активизировать

обучаемого;структурировать

последующий

процесс

изучения

материала); 2-

осмысление(получение

новой

информации,

ее

осмысление,

соотнесение

новой

информации с собственными знаниями;поддержание активности, интереса);

3-рефлексия (выражение новых идей и информации собственными словами; целостное

осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между

обучаемыми друг с другом и преподавателем).

Для каждой стадии характерны свои приёмы, вот некоторые из тех, что нравятся

моим ученикам.

Говоря о новых технологиях, я считаю, что мы с успехом используем элементы

различных технологий в своей работе.

Нельзя сказать, что вот по этой технологии я

работаю и ничего больше знать не хочу. Но, я думаю, вы со мной согласитесь, нашу с вами

работу оценивают по контрольным диктантам, по ЕГЭ и ОГЭ, по тому, насколько грамотно

пишут ученики. И совершенно не важно, по какой технологии я работала, если ребенок не

может выполнить простые задания и сдать экзамены или, наоборот, сдает их успешно.

Главное, что мы, учителя – словесники должны, это сохранить наш язык.

На уроках русского языка я провожу большую работу по накоплению знаний по истории

родного языка, обогащению словарного запаса учащихся, учу детей любить русский язык

как главную основу всякого образовательного и духовного развития. Л.В.Щерба говорил:

«Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима,

чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить фразы

и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль».



В раздел образования