Автор: Камавосян Светлана Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Калачеевская СОШ №6
Населённый пункт: город Калач
Наименование материала: Инновационные аспекты преподавания русского языка в современной школе
Тема: Инновационные аспекты преподавания русского языка в современной школе
Раздел: полное образование
Инновационные аспекты преподавания русского языка в современной школе.
Камавосян С.Н.
Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность.
Бернард Шоу
-Верите ли вы, что детей можно научить учиться?
«Спеши в школу, как на игру. Она такова и есть», - писал Ян Коменский. Не правда ли,
про современную школу так не скажешь. Хорошо ли это? ФГОС требует от учителя
готовности к организации образовательного процесса
в современной информационно-
образовательной среде на основе системно-деятельностного подхода —методологической
основы ФГОС. И каждое образовательное учреждение сегодня стремится жить и работать
по-новому.
Этого
требует
современное
общество,
ведь
ему
необходимы
высокообразованные,
целеустремленные,
инициативные,
э руд ир о ва нны е ,
конкурентоспособные, духовно и физически здоровые личности, которые будут учиться
всю жизнь.
Задача учителя — создать благоприятные условия для личностного развития
каждого
ученика,
помочь
ребенку
(обучающемуся)
поверить
в
себя,
сформировать
систему учебных и познавательных мотивов как инструмента его жизненных открытий.
Чтобы добиться этого, учитель должен начать с личной «перестройки»: отказаться от
проведения традиционных уроков, активно внедрять в свою
деятельность инновации,
которые позволят ученикам стать активными участниками образовательного процесса,
думающими, мыслящими, умеющими (если надо)свободно высказываться и доказывать
свою точку зрения. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы
над вопросами: «Как сделать урок интересным и полезным одновременно? Как увлечь
ребят своим предметом? Как учить, чтобы не было «неуспевающих»?»
Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном
образовании. От успешности его изучения зависит не только освоение других дисциплин,
но и формирование умений ориентироваться в огромном потоке информации, адекватно её
оценивать,
грамотно
использовать,
принимать
обоснованные
решения,
ясно
и
чётко
выражать свои мысли. Именно поэтому сегодня актуальной стала тема преподавания
русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО нового поколения: новое
требует качественных изменений в области преподавания русского языка.
В связи с принятием ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился
подход к обучению. Роль учителя - словесника становится боле сложной, требующей не
только знания предмета, но и умения использовать различные педагогические технологии
и
средства
обучения
для
организации
самостоятельной
деятельности
обучающихся
с
учётом их индивидуальности. Если раньше учитель составлял план урока, то сейчас он
должен написать сценарий, построенный на взаимодействии обучающихся и учителя, где
последнему отводится роль наставника, инструктора, помогающего ориентироваться в
огромном мире знаний, находить эти знания, а не вкладывать готовое в головы учеников.
Приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
становление личности обучающегося, раскрытие его индивидуальных способностей.
Что
же
такое «инновационное
обучение»
и
в
чём
его
особенности?
Определение
«инновация» как педагогический критерий сводится к понятию «новшество», «новое», но
в точном переводе с латинского языка«инновация» обозначает «в новое»,
и направлен
этот
метод
на
развитие
способности
ученика
к
само совершенствованию,
самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Основными целями инновационного обучения являются: 1) развитие интеллектуальных,
коммуникативных,
лингвистических
и
творческих
способностей
обучающихся;
2)
формирование личностных качеств обучающихся; 3) выработка умений, влияющих на
учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; 4)
развитие различных типов мышления; 5) формирование качественных знаний, умений,
навыков.
Данными
целями
определяются
и задачи:
1)
оптимизация
учебно-воспитательного
процесса;
2)
создание
обстановки
сотрудничества
ученика
и
учителя;
3)
выработка
долговременной положительной мотивации к обучению.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развитие критического
мышления, проблемное обучение, развивающее обучение, создание ситуации успеха на
уроке.
О снов ны ми принципами инновационного
обучения
являются:
креативность
(ориентация на творчество), усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку успешно
применяются
следующие приёмы : ассоциативный ряд, опорный конспект, групповая
дискуссия,
чтение
с
остановками
и
вопросы
Блума,
кластеры,
синквейн,
эссе,
лингвистические кары , работа с тестами и многое другое
В своей работе я стараюсь так организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок
приносил и радость, и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. Современный
урок должен строиться на работе учеников, независимо от их возраста и уровня знаний.
Любой
урок
я
стараюсь
начинать
с
так
называемого
«погружения
в
тему»:
дети
самостоятельно
должны
сформулировать
тему
урока,
цель,
определить
темп
урока,
подвести итог как каждого этапа, так и общий. Подобные изменения приводят нас к отказу
от привычного написания конспекта урока и созданию другой формы планирования – к
технологической карте. При её составлении следует учитывать этапы конструирования
урока: определение темы учебного материала, определение дидактической цели темы,
продумывание
структуры
урока,
обеспеченность
урока,
отбор
содержания
учебного
материала,
выбор
методов
и
форм
организации
обучения,
оценка
знаний,
умений
и
навыков, рефлексия урока.
Сколько бы мы не говорили об инновациях в преподавании русского языка,
практика показывает, что все или почти все новые технологии – это хорошо забытое
старое, извлеченное и внедренное в жизнь. И здесь, как мне кажется, наше образование
очень похоже на моду: проходит несколько сезонов и вещь опять в тренде.
Несколько
подробнее
мне
бы
хотелось
остановиться
на
приёмах,
используемых
в
технологии
критического
мышления.
Критическое
мышление-
это
точка
опоры
для
мыслящего человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
И задача учителя научить обучающихся оценивать новые идеи с различных точек зрения,
делая выводы относительно точности и ценности информации, грамотно выражать свои
мысли. А для этого они должны хорошо владеть как письменной, так и устной речью.
Технологию критического мышления можно использовать на любых уроках, а также
во внеурочной деятельности. Чтобы правильно построить урок по данной технологии,
надо
соблюдать
3
стадии:
1-вызов(актуализировать
и
проанализировать
имеющиеся
знания
и
представления
по
изучаемой
теме;
пробудить
интерес,
активизировать
обучаемого;структурировать
последующий
процесс
изучения
материала); 2-
осмысление(получение
новой
информации,
ее
осмысление,
соотнесение
новой
информации с собственными знаниями;поддержание активности, интереса);
3-рефлексия (выражение новых идей и информации собственными словами; целостное
осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между
обучаемыми друг с другом и преподавателем).
Для каждой стадии характерны свои приёмы, вот некоторые из тех, что нравятся
моим ученикам.
Говоря о новых технологиях, я считаю, что мы с успехом используем элементы
различных технологий в своей работе.
Нельзя сказать, что вот по этой технологии я
работаю и ничего больше знать не хочу. Но, я думаю, вы со мной согласитесь, нашу с вами
работу оценивают по контрольным диктантам, по ЕГЭ и ОГЭ, по тому, насколько грамотно
пишут ученики. И совершенно не важно, по какой технологии я работала, если ребенок не
может выполнить простые задания и сдать экзамены или, наоборот, сдает их успешно.
Главное, что мы, учителя – словесники должны, это сохранить наш язык.
На уроках русского языка я провожу большую работу по накоплению знаний по истории
родного языка, обогащению словарного запаса учащихся, учу детей любить русский язык
как главную основу всякого образовательного и духовного развития. Л.В.Щерба говорил:
«Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима,
чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить фразы
и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль».