Автор: Потылицына Наталия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 325 Населённый пункт: город Красноярск Наименование материала: конспект прогулки в старшей группе Тема: "Встреча с Лесовичком" Раздел: дошкольное образование
Воспитатель : Ребята, пора идти на прогулку. Чтобы на прогулке нам не было
слишком жарко или холодно, нам нужно одеться по погоде. Тем более, что
погода сейчас переменчивая. Подойдите, пожалуйста, к окну, и посмотрите
на небо: солнышко там или тучи; на асфальт: мокрый он или сухой?
Дети подходят к окну и видят Лесовичка. Лесовичок машет им рукой,
приглашая на прогулку.
Воспитатель : Как вы думаете, кто это? (ответы детей) По-моему, он
приглашает нас выйти к нему. Вы хотите с ним познакомиться? (да) Тогда
пойдемте одеваться скорее на прогулку.
Дети и воспитатель проходят в раздевалку. Начинают одеваться. Наш гость
уже ждет. Некрасиво заставлять гостей долго ждать. Вам надо быстро и
правильно одеться и не забыть про порядок в шкафчике. Кто напомнит всем
детям, в какой последовательности надо одеваться?
Дети отвечают.
На улице дети и воспитатель подходят к Лесовичку.
Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?
Лесовичок : Я-Лесовичок. Живу в лесу и слежу там за порядком, знаю все
лесные тайны, лесные сказки, понимаю язык птиц, животных и растений. Так
вот, ко мне часто прилетают птицы и рассказывают, что вы такие молодцы –
не рвете цветов, не обижаете птиц и насекомых, ухаживаете за растениями,
кормите птиц зимой, а также знаете много интересного о природе. Вот и
решил я посмотреть так ли это?
Воспитатель: Лесовичок, ребята у нас, действительно, хорошие: добрые,
веселые, трудолюбивые. Мы очень рады, что ты к нам пришел. Мы тебе с
радостью расскажем и покажем то, что мы знаем и умеем. Я приглашаю всех
на нашу площадку.
Лесовичок, дети и воспитатель проходят на площадку.
Вот мы и пришли на наш любимый участок. Перед нами красивая поляна, на
которой растут разные деревья. Посмотрите, ребята, как красиво вокруг!
Сколько удивительных красок дарит нам осень!
Воспитатель :
Деревья – украшение нашей земли,
Без них не живут муравьи, соловьи,
Ни звери, ни ягоды, ни грибы,
Ни люди, ни птицы и ни слоны.
Давайте посмотрим на наши деревья внимательно.
– Кто знает, что это за дерево? (воспитатель и дети подходят к березе)
(береза)
– А как вы догадались? ( у березы белый ствол)
Воспитатель : Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть
черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите,
пожалуйста, это новое слово) Ребята, оказывается, чечевички – это нос
березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева
имеют эти черные черточки – чечевички.
– Давайте назовем березу красивыми словами. (ответы детей)
Воспитатель : Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с
вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России.
Воспитатель:
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
Подойдите поближе к нашей красавице, потрогайте ее ствол.
– Какой он на ощупь? (ответы детей)
– Какие части дерева вы еще знаете? (корни, ветки, листья)
– Какие ветки у березы? (тонкие, гибкие)
– Зачем нужен корень дереву? (ответы детей)
– Какой формы березовые листочки? (овальные, резные)
– Какого цвета были листья у березки летом? (зеленые)
– Какого цвета листья у березки стали осенью? (желтого, золотистого)
– С каким предметом часто сравнивают желтые березовые листья? (с
золотыми монетками)
Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно на березу. На ней столько же
листьев, сколько было летом? (нет, их стало меньше)
– Куда же делись листочки с веточек? (они облетели)
– Почему они облетели? (наступила осень, стало меньше тепла и света и
листья стали облетать. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет
спать. А весной проснется)
– Мы с вами много раз наблюдали за березками в разное время года и
отмечали, какие у нее красивые наряды. Многие поэты также любовались
красотой березы и написали много стихов о ней. Предлагаю вам послушать
один из них.
Эта модница лесная (И. Семенова)
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой зимой,
Вся в сережках весной,
Сарафан зеленый летом.
В день осенний – в плащ одета,
Если ветер налетит.
Золотистый плащ шуршит.
Ребята, а что вы еще можете рассказать о березе? (ответы детей)
– А помните ли вы народные приметы, которые связаны с березой?
Дети : 1. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще ест ь
листья.
2. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным.
Воспитатель : Ребята, а помните, мы и хороводы около березы водили?
Предлагаю вам встать в хоровод.
Хоровод около березы.
Воспитатель : На нашей поляне растут еще другие деревья. Я вам загадаю
загадку, а вы отгадайте, что это за дерево.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель)
Если дети затрудняются ответить, можно загадать другую загадку:
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
Воспитатель : Давайте подойдем к этому дереву. Посмотрите на ель. Кто
хочет, может погладить ствол ели.
– Какая у нее кора? (коричневая, шершавая)
– Есть ли у ели листья? (у ели вместо листьев узкие, колючие иголки)
Воспитатель : Давайте их осторожно потрогаем. Ребята, внимание! Эти
иголочки у ели называются “хвоинки” (повторите, это новое слово).
1 иголка – “хвоинка”.
Много иголок – “хвоинки”.
На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.
– Каким деревом является ель? хвойным)
– Как называются иголочки на ели? (хвоинки)
Лесовичок: Так-так, а что интересного вы знаете о еле, нашей лесной
красавице?
Рассказ детей о ели.
Воспитатель: А теперь, ребята, посмотрите на березу и на ель. Давайте их
сравним.
– Чем они похожи? Что у них общего? (и у ели и у березы есть корень, ствол,
ветки)
– А чем эти деревья отличаются? (у березы белый ствол, у ели – хвоинки, а у
березы – листья, эти деревья разной высоты).
– Как называются плоды, которые растут на еле? (шишки)
– Мы с вами часто используем шишки. Для чего? (для поделок)
Скажите, ребята, а смогли бы вы отличить плоды и листья рябины от
плодов и листьев других растений?
Дети. Да!
Воспитатель. А вот мы сейчас это проверим. Давайте поиграем в игру
«Что это за дерево». Я буду загадывать загадки, а вы будете показывать
картинки с изображением листьев и плода этого дерева.
Весною зеленела, Летом загорела, Осенью
надела Красные кораллы. (Рябина.)
Синий мундир,
Желтая прокладка,
А в середине — складка. (Слива.)
Летом ягоды черны,
Летом ягоды вкусны,
Чик! — чирикнул воробей, —
Чем чернее, тем вкусней. (Смородина.)
Молодцы, ребята, вы можете отличить рябину от других деревьев.
Во спит атель. Лесовичок, мы с ребятами тебе очень благодарны за то,
что ты пригласил нас посмотреть на свое сокровище. А теперь настало время
поиграть.
Игра «Раз, два, три — к дереву беги!»
Воспитатель : Ребята, вы обратили внимание, сколько шишек упало с наших
елей на землю? Я предлагаю собрать шишки для поделок. А также убрать эти
опавшие листья. Наш дворник - Анатолий Семенович будет рад, если мы ему
поможем. Вы согласны потрудиться? (да)
Воспитатель : Я знаю, вы ребята у меня трудолюбивые и добрые. Хорошо, но
сначала вспомним вот что. Мы с вами уже много раз собирали опавшие
листья. Напомните, пожалуйста, как это нужно делать?
Дети : Нужно грести листья и собирать в кучи. А потом сложить эти листья в
корзину или мешки для мусора.
Воспитатель : А какой инструмент при сгребании листьев вы будете
использовать? (грабли)
Воспитатель : Обратите внимания, как надо собирать шишки. Нужно
собирать все шишки подряд: и хорошие, сухие, и испорченные, почерневшие.
Собирать их будем в корзинки, а потом высыпать в большую корзину.
Лесовичок : Неужели вы сможете все это сделать? (да)
Воспитатель : Вы, лесовичок, сейчас убедитесь, какие умелые у нас ребята.
– Ребята, перед работой надо надеть перчатки.
Воспитатель . Сначала надо разделиться на две группы. Кто хочет убирать
листья – подойдите к березе. А кто будет собирать шишки – к ели.
Воспитатель : Берите грабли и можете приступать к работе. Вы возьмите
корзинки и начинайте собирать шишки.
По окончании работы дети складывают перчатки в коробку.
Воспитатель: Ну что ж, мы с вами хорошо потрудились. Молодцы, ребята:
как вы дружно и ловко управились с работой. А теперь давайте поиграем.
Игра средней подвижности «Мышеловка» .
Лесовичок: Да, вы ребята, молодцы!
Появляется волк (ребенок)
Волк: Лесовичок, что ты тут делаешь?
Лесовичок: Я пришел к ребятам в гости. А ты, волк, что тут делаешь?
Волк: Я заблудился. Убежал из леса, решил посмотреть город да и
заблудился. Хорошо, что я тебя тут встретил. Хочу я в свой лес обратно. Но
сначала можно мне поиграть с ребятами? Я так давно не играл ни с кем в
игры.
Воспитатель: Ребята, мне кажется, этот волк очень добрый и не причинит
нам зла. Давайте с ним поиграем. (Да!)
Подвижная игра “Волк и зайцы”
Волк: Ах, как же я хорошо с вами поиграл! Спасибо вам, ребята!
Лесовичок : Но нам пора возвращаться в свой лес. Лесные жители нас ждут.
Волк : И я уже соскучился по своему дому.
Лесовичок : Спасибо, вам, ребята, вы славные, отзывчивые и трудолюбивые.
Так хочется что-нибудь подарить вам на память! Вот, возьмите мою корзинку.
То, что в ней лежит, собрал я в лесу, а вам это пригодится для поделок.
Лесовичок отдает корзину воспитателю. Все прощаются с волком и
лесовиком. Они уходят.
Воспитатель заглядывает в корзину.
Воспитатель: Ой, ребята, чего туту только нет! Вам интересно? Хочется
узнать, что тут лежит? (да)
Дидактическая игра “Что лежит в корзине?”
Воспитатель : А что лежит в этой замечательной корзинке вы узнаете,
отгадав загадки.
Воспитатель достает плоды из корзинки, а после отгадывания загадки
кладет на поднос.
1. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь)
– Из этого плода вырастает дуб?
– Какие плоды растут на дубе?
2. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)
– Эти плоды могут быть разными: и грецкие, и фундук, и кедровые, и
земляные. Если назвать их одним словом, то это – … орехи.
3. Осенью на ветке Подрастают детки. Без рук, без ножек Каждый, как
колючий ежик. (Каштан)
4. Эти плоды красного цвета, растут на дереве и их любят свиристели.
(Рябина)
Остальные плоды я вам просто покажу, а вы вспомните, как они называются.
Воспитатель показывает детям репейник, сосновую шишку, шиповник.
Воспитатель : Вот спасибо лесовичку! Он принес нам такое богатство! Ведь
сколько забавных поделок мы сможем из всего этого сделать! И украсим
новыми поделками нашу группу.
Воспитатель: Впрочем, одну поделку для украшения нашей группы мы
можем сделать прямо сейчас. Дело в том, что утром я насобирала листья для
букета. А сделать сам букет мне не хватило времени. Друзья мои, помогите
мне, пожалуйста.
Спортивное развлечение.
Эстафета “Собери букет”.
Воспитатель. Какие же красивые букеты у нас получились! Они украсят
нашу группу.
Воспитатель: Ребята, но эти букеты могут рассыпаться по дороге в группу.
Чтобы этого не произошло, я предлагаю перевязать их вот этими красивыми
ленточками. А помочь мне в этом я попрошу … и … . Остальные ребята
могут брать игрушки, инвентарь и играть.
На одном букете воспитатель показывает сам. Два остальные букета
помогает перевязывать детям.
Дети возвращаются с прогулки.
Ребята,
давайте
посмотрим
у
кого
после
прогулки
окажется
самый
аккуратный шкафчик. Вы должны раздеться и уложить вещи в шкафчик так,
чтобы в нем был порядок.
Дети играют в свободные игры.